Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование навыков сотрудничества во внеурочной деятельности по дисциплине «Технология»

Работа №153854

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2016
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Сотрудничество школьников - цель и результат освоения содержания дисциплины «Технология»
1.1. Психолого-педагогические основы формирования навыков
сотрудничества в образовательном процессе 7
1.2. Формирование навыков сотрудничества во внеурочной деятельности
школьников по дисциплине "Технология" 17
Выводы по первой главе
Глава2. Формирование навыков сотрудничества на кружке "Изготовление подарков "
2.1. Разработка критериев и показателей эффективности стратегии
сотрудничества школьников 34
2.2. Содержание работы кружка "Изготовление подарков" 43
Выводы по второй главе
3. Заключение 63
4. Список используемой литературы 64

Современная система образования ориентируется на подготовку молодого поколения, высокообразованных, всесторонне развитых людей, вооружение учащихся глубокими и прочными знаниями, к реальной жизни. Воспитание у них стремления к непрерывному совершенствованию знаний и умения самостоятельно пополнять их и применять на практике. В настоящее время, качество образования, это неотъемлемая часть.
Для того чтобы быть востребованным на рынке труда, выпускнику школы необходимо не только обладать знаниями, но и навыками сотрудничества: умением слушать собеседника; умением подчиняться общей цели и поставленным общим задачам; умением вносить предложения; умением контролировать свою деятельность и объективно оценивать свои действия; умением брать на себя ответственность.
Формирование навыков сотрудничества школьников актуальная проблема, так как степень сформированности данных навыков влияет на процесс их социализации и развития личности в целом.
Способствует такому всестороннему развитию ребенка учебное учреждение - в первую очередь общеобразовательная школа, где организуются не только классные занятия, но и осуществляется внеурочная деятельность учащихся в различных формах (кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы).
Обеспечить достижение этого уровня призвана образовательная область «Технология». Государственный образовательный стандарт так определяет главную цель этого учебного предмета - «подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни, к овладению массовыми профессиями в условиях рыночной экономики» [20, с. 247].
Проблема сотрудничества во внеурочной деятельности в психолого­педагогической литературе изучается давно. В.А. Сухомлинский, например, писал, что «школа становится очагом духовной жизни ... и замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков» [29, с.34].
Анализируя точку зрения Б.М. Теплова, мы выявили, что способности создаются в деятельности. Он пишет: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности»[34, с. 123].
Сотрудничество - это согласованная, совместная ценностно - значимая для участников деятельность, приводящая к достижению общих целей и результатов, к решению участниками значимой для них задачи.
«Сотрудничать - работать, действовать вместе, принимать участие в общем, деле»)[22].
Сотрудничество - наиболее эффективная стратегия поведения союзников, направленная на конструктивное обсуждение проблемы, поиск способов ее разрешения, характеризующаяся стремлением всех субъектов коммуникации к согласованной, сложенной работе, готовностью оказать поддержку и взаимопомощь, учитывая истинные цели и интересы всех коммуникантов.
Сотрудничество может быть рассчитано, как на реализацию каких - то конкретных проектов, так и на долгосрочный период взаимодействий в рамках определенного сообщества. Коммуникативный процесс в рамках стратегии сотрудничества может протекать как процесс совместного решения проблем, существование которых понятно всем субъектам этого взаимодействия, проблем, возникающих в ходе взаимодействия, возможны конструктивный конфликт, как рассмотрение нескольких точек зрения, достижение консенсуса между субъектами коммуникации, объединение усилий в интересах общих целей [20].
Сотрудничество предполагает оказание участникам деятельности взаимного содействия входе решения ими какой-то задачи, движения к определенной цели. При этом в равной мере соблюдаются интересы обеих сторон [21].
Несмотря на наличие довольно значительного массива научных исследований и практических разработок, связанных с проблемой сотрудничества, мы не нашли целостного решения данной проблемы и можем констатировать тот факт, что она единодушно воспринята исследователями. На сегодняшний день во многих школах не уделяется специального внимания формированию навыков сотрудничества во внеурочной деятельности. Следствием этого является то, что школьники не умеют сотрудничать.
Объект исследования: формирование навыков сотрудничества
школьников.
Предмет исследования: процесс формирования навыков
сотрудничества во внеурочной работе.
Цель исследования:
Разработать программу формирования навыков сотрудничества во внеурочной деятельности для школьников 5-7 классов по дисциплине «Технология».
Задачи:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме формирования навыков сотрудничества во внеурочной деятельности.
2. Исследовать формы и методы формирования навыков
сотрудничества во внеурочной деятельности.
3. Разработать критерии и показатели эффективности стратегии
сотрудничества.
4. Разработать содержание кружка «Изготовление подарков».
Работа состоит из двух глав, четырех параграфов, введения, заключения, списка литературы. По теме опубликовано две научных статьи.
1. Барахович И. И., Лукьянова В. И. Формирование коммуникативных навыков в свободном общении школьников (Красноярск, 13-14 ноября 2015 г.) Коммуникативные процессы в образовательном пространстве: материалы Международной научно-практической конференции; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015.
2. Барахович И. И., Лукьянова В. И. Формирование навыков сотрудничества во внеурочной работе по дисциплине технология (Красноярск, 27 мая 2016 г.) материалы Международной научно­практической конференции; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2016.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы показал, что в современной общественной жизни внеурочная деятельность, направленная на формирование навыков сотрудничества, занимает важное место в образовательном процессе и является особой совместной деятельностью, которая проявляется в определенных признаках:
• целенаправленность (стремление к общей цели);
• согласованность (согласование действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности);
• организованность (планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению);
• контроль (следить за работой группы, оказывать помощь другим, вносить необходимые дополнения и предложения).
В ходе анализа были исследованы формы и методы формирования навыков сотрудничества, с помощью которых реализуется внеурочная деятельность.
Для того чтобы школьникам освоить универсальные учебные действия нами были выявлены и разработаны критерии и показатели эффективности стратегии сотрудничества, таковыми являются: умение слушать
собеседников, умение подчиняться общей цели, поставленным общим задачам, умение вносить предложения, улучшающие решение общей задачи, умение контролировать и объективно оценивать свою деятельность, умение брать на себя ответственность за выполненную группой работу.
Данные умения осваиваются в более тесной связи и общении между сверстниками и детьми разных возрастов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, для того чтобы это продемонстрировать нами было разработано содержание кружка «Изготовление подарков».
В ходе анализа мы выявили, что сотрудничество-это взаимосвязанная деятельность всех участников образовательного процесса, которая
характеризуется целенаправленностью, согласованностью действий участников деятельности, низким уровнем конфликтности,
организованностью, контролем деятельности каждого участника процесса, взаимопомощью и взаимоддержкой, которое наиболее эффективно реализуется во внеурочной деятельности.
Наши наблюдения за школьниками во время практики показали, что школьники проявляют заинтересованность во время слушания (невербальный аспект), активность (искренний интерес, задают вопросы, относящиеся к передаваемой информации, выясняет непонятное), проявляет корректность во время слушания (не выкрикивает, не останавливает говорящего); умеют формировать общие цели и задачи, умеют правильно аргументировать свой выбор готовы вносить предложения, точно и во время выполнять свою работу, добиваться реализации цели и задачи; следить за работой всей группы, оказывать помощь другим, добиваться точного выполнения задачи.


1. Барахович И. И. Коммуникативный потенциал педагога: прогнозный сценарий развития: монография; Краснояр. Гос. пед. ун-т им. Аставфьева. - Красноярск, 2014.-408с.
2. Барахович И. И. Решение стратегических и тактических задач в становлении коммуникативности будущего педагога: учеб. пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2011. - 256 с.
3. Беликова Е.В. Битаева О.И, Елисеева Л.В. Теория и методика воспитания. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с.
4. Внеклассная работа по технологии 2011. URL:
http: //www.bestreferat.ru/referat-292191. html
5. Волков Б. С, Волкова Н. В. В67 Психология общения в детском возрасте. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2008. —272 с.
6. Групповая форма организации учебного сотрудничества в начальной школе. Г. П. Суслова. Н., 2012. URL: http ://nsportal. ru/nachalnaya- shkola/materialy-mo/2012/04/02/gruppovaya-forma-organizatsii-uchebnogo- sotrudnichestva-v
7. Гуревич М. И., Сасова И. А., Павлова М. Б. Технология: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков) / Под ред. И. А. Сасовой. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф,
2007. - 192 с.: ил.
8. Деловое общение. Учебное пособие. Скаженик Е.Н. Т., 2006. URL: http://www.aup.ru/books/m161/2.htm
9. Дьяченко В.И., Сотрудничество в обучении - М., Просвещение, 1991;- 192 с.
10. Деловое общение: Учебное пособие / Автор-сост. И.Н.Кузнецов. М., 2007. -378 с.
11. Использование развивающих игр и упражнений на уроках технологии/Ратникова М. URL: http://www.bestreferat.ru/referat-274307.html
12. Кузнецов А. А., Кондаков А. М. Применение программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2012. - 96 с. - (Стандарты второго поколения).
13. Косолапов Н. А. Социальная психология и международные отношения. М., 1983; -271 с.
14. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Е. Г. Силяева; кандидат психологических наук, доцент Н. А. Аминов. Данная редакция и адаптация под web: Мандрик Р.А. (Краткие словари [http://slovo.yaxy.ru/])
15. Кругликов Г. И. Методика профессионального обучения с практикумом: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Г. И. Кругликов. - 3- е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 288 с....40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ