Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №153849

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ У ДЕТЕЙ 4-5
ЛЕТ 7
1.1. Понятие интереса и воспитательные возможности художественной
литературы 7
1.2. Возможности общеобразовательных программ ДОО по развитию
интереса к художественной литературе 14
1.3. Особенности развития интереса к художественной литературе у детей
дошкольного возраста 22
1.4. Условия формирования интереса к художественной литературе у детей
среднего дошкольного возраста 36
Выводы по главе 1 47
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА
К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 49
2.1. Диагностика уровня развития интереса к художественной литературе у
детей 4-5 лет 47
2.2. Перспективный план мероприятий, направленных на развитие интереса к
художественной литературе у детей 4-5 лет 61
2.3. Контрольный этап исследования на выявление результативности
проведенной работы 70
Выводы по главе 2 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 87

Актуальность. Чтение произведений литературы рассматривается как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности общества. Знакомство ребенка с художественными произведениями, будь то рассказ, сказка, стихотворение или былина, дают возможность ему расширить мир близкий и знакомый по окружению, а также открыть далекий и неизведанный, позволяющий развивать воображение, творчество, полет фантазии.
В 40-60 годы двадцатого столетия особое внимание обращалось на роль книги в нравственном воспитании дошкольников (Н.С. Карпинская, М.М. Конина, Р.И. Жуковская). В 70-90 годы активно разрабатывались вопросы художественно-эстетического воспитания в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой (Л.М. Гурович, О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, З.А. Гриценко). Литературное образование детей находит свое отражение в педагогических трудах и исследованиях таких ученых, как: Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, А.В. Захаров, Б.М. Теплов, О.И. Никифорова, Е.А. Флерина и других [48, с. 342].
В эти годы образовательный процесс дошкольных организаций (ДОО) стремится показать различные формы работы с книгой, практикуется ежедневное чтение детям.
В современной России о снижении интереса к книге, чтению как общенациональной проблеме говорится на самых разных уровнях [45]. Именно поэтому 2015 год в России был объявлен годом литературы. Кроме того, в июне 2017 года Правительством РФ утверждено Распоряжение № 1155-р «Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», в котором говорится: «Поддержку и развитие детского и юношеского чтения необходимо рассматривать как приоритетное направление в культурной и образовательной политике государства, имеющее важнейшее значение для будущего страны» [19].
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (далее ФГОС ДО) подчеркивает необходимость развития литературного образования посредством образовательной области «Речевое развитие», где ставятся задачи знакомства с книжной культурой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы. А также через образовательную область «Художественно - эстетическое развитие», нацеленную на восприятие художественной литературы и фольклора; на стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; на реализацию самостоятельной творческой деятельности детей [35].
Становится очевидным, что решение указанных задач требует поиска средств, форм, приемов и методов, оказывающих влияние на развитие интереса у дошкольников к художественной литературе.
В этом мы видим противоречие: между необходимостью формирования читательского интереса дошкольников и несоблюдением в практике работы ДОО условий, способствующих приобщению дошкольников к чтению (слушанию) художественной литературы.
По мнению З.Я Гриценко, Л.М. Гурович и других исследователей, средний дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для активного интеллектуального развития детей, продуктивным периодом, в котором восприятие литературных произведений становится осознанным и эмоциональным [8; 9].
В результате выявленного противоречия, нами
сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия формирования интереса к книге у детей среднего дошкольного возраста?
Этим и обусловлен выбор темы исследования: «Развитие интереса к художественной литературе у детей 4-5 лет».
Объектом исследования является процесс развития интереса к художественной литературе у детей 4-5 лет.
Предмет исследования: педагогические условия развития интереса к художественной литературе у детей 4-5 лет....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ показал, что задача приобщения дошкольников к книге, воспитание устойчивого интереса к чтению является актуальной в настоящее время. В современных образовательных программах данная задача рассматривается в свете требований ФГОС ДО и с учетом достижений современной науки и педагогической практики.
Многие программы, реализующие в ДОО, учитывают интерес детей к современным техническим, экранным средствам, поэтому рекомендуют привлекать детей к созданию мультфильмов, слайд-шоу по содержанию литературных произведений. Важными условиями формирования будущего читателя в программах называют сетевое взаимодействие с учреждениями культуры (детскими библиотеками, театрами, досуговыми центрами) и взаимодействие с семьями воспитанников.
В данной работе обоснованы условия эффективной работы с дошкольниками по повышению их развития интереса к художественной литературе, подобраны рекомендации по применению средств и форм работы с детьми. Разнообразие методов и приёмов способствует эффективному решению задачи формирования интереса к художественной литературе.
Работа по литературному образованию детей строится с учетом принципа интеграции с другими образовательными областями, что позволяет педагогам решить задачи развития интереса к книге в комплексе и в короткие сроки.
В ходе эксперимента результаты диагностики на констатирующем этапе позволили сделать вывод о недостаточном внимании к литературному образованию, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Уровень педагогической просвещенности родителей о роли детской книги в воспитании ребенка также оказался невысоким. Для решения выявленной проблемы был разработан и реализован план педагогической работы по обозначенной проблеме, создана интегративная предметно-развивающая среда в средней группе детского сада, разработана система интеграции запланированных мероприятий со всеми образовательными областями.
На наш взгляд, соблюдение комплекса педагогических условий, акцентированных в плане, не только позволит оптимизировать сам развития интереса дошкольников, но и поможет профессионально совершенствоваться педагогам, участвующим в ее реализации.
Реализация плана позволила изменить развивающую предметно - пространственную среду группы, внести в нее изменения, дающие детям больший простор для творчества.
Результаты повторной диагностики показали, что увеличилось количество детей с высоким уровнем литературного развития. У преобладающей части испытуемых - средний уровень литературного развития. Лишь у незначительной части испытуемых (2 ребенка) был выявлен низкий уровень.
Сотрудничество ДОО с семьей по вопросам воспитания ребенка средствами художественной литературы делает этот процесс целесообразным и эффективным. Личный опыт ребенка обогащается опосредованным опытом героев литературных произведений.
Наиболее трудным моментом в реализации проекта была организация взаимодействия с родителями, привлечение их к откровенному разговору о роли детской книги в воспитании вообще и в семейном воспитании, в частности. Не все задумывались о художественном произведении как о действенном инструменте семейного воспитания, а также и самовоспитания: ребенок уже в этом возрасте начинает размышлять над содержанием прочитанного, поведением героев, их отношениями. Часто дети копируют героев. Таким образом, цель достигнута, задачи выполнены, гипотеза доказана.
Заканчивая данную работу, хочется напомнить слова, сказанные Л.А. Токмаковым, что «...детская книга при всей ее внешней простоватости — вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство — детская книжка!».


1. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. Санкт-Петербург: Речь, 2005. 128 с.
2. Березина Н.В. Литературное образование дошкольников/ Н.В. Березина, О.Ю. Каменева //Наука и образование. 2015. №5. С. 613 616.
3. Воюшина М.П. Чтение как речевая и эстетическая деятельность /[Электронный ресурс] иВЕ:ййр://исйеЬапа5.ги/соп1/3680109(дата обращения: 08.04.2020).
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. и со вступ. ст. В.В. Давыдова. Москва: Педагогика, 1991. 479 с.
5. Габдулхаков В.Ф. Литературное образование детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / В. Ф. Габдулхаков. Москва: Московский психолого-социальный университет (изд-во НПО «МОДЭК»); Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2017.132 с.
6. Градусова Л.В. Региональный компонент в литературном образовании дошкольников / Л.В. Градусова, Н.И.Левшина // Филологическое образование в период детства. 2014. Т. 21. С. 20-26.
7. Гриценко 3.А. В который раз о детском чтении // Детский сад от А до Я.2006.№2(20). С.34-38
8. Гриценко 3.А. Детская литература. Методика приобщения к чтению:учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений / М.: Изд. Центр «Академия», 2014. 320 с.
9. Гурович Л.М. Ребенок и книга. Книга для воспитателя детского сада /Л.М. Гурович [и др.]; под ред. В.И. Логиновой. СПб.: Акцидент, 2013. 62 с.
10. Ефремова Т.В. Педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе / Т.В. Ефремова, М.И. Дедюкина // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: материалы VII Междунар. науч. практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. С. 117—119.
11. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения. Избранные психологические труды. в 2-х т./ А.В. Запорожец Т. 1. Москва: Педагогика, 1986. С. 66-77.
12. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. 5-е изд. М.: ТЦ Сфера, 2014. 161 с.
13. Карабанова О.А. Организация развивающей
предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста/ О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева и др. М.: Федеральный институт развития образования, 2014. 96 с.
14. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей / Н.С. Карпинская. Москва: Педагогика, 2002. 400с.
15. Кириенко С.Д. Интеграция содержания образования в практике работы ДОУ/ С.Д Кириенко// Начальная школа. Плюс До и После. 2011. № 10. С.1-5....48


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ