Реферат 2
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы исследования: особенности формирования социально-религиозной идентичности и исторический контекст
Международного общества сознания Кришны (МОСК) в России 13
1.1 Своеобразие формирования социально-религиозной идентичности 13
1.2 История Международного общества сознания Кришны (МОСК) в России 21
1.3 Исследование исконных форм культовой деятельности вайшнавов 26
Глава 2. Формы культовой деятельности и их влияние на социальнорелигиозную идентичность в общинах городов Красноярск и Минусинск 33
2.1 Выявление характерных особенностей влияния форм культовой
деятельности на неофитов и постоянных членов общины городов Красноярск и Минусинск 33
2.2 Выявление частных нетипичных реакций неофитов вайшнавов на формы
культовой деятельности в общинах городов Красноярск и Минусинск 43
2.3 Соотнесение типичных и нетипичных реакций на формы культовой деятельности в общинах вайшнавов как маркеров формирования социально-
религиозной идентичности 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
В современном мире, в условиях давления на личность человека различных внешних факторов, которые имеют системный характер, уникальная картина реальности каждого человека, обусловлена. Экономическая система, система образования, социальная система в целом, обеспечивает и современное понимание, восприятие института семьи. Такое восприятие мира особенным образом делит жизнь человека на отличные друг от друга универсальную социальную и личную внутреннюю реальности. Получается, что с усложнением структуры общества в настоящее время можно отметить наличие усложненной структуры идентичности в сознании мировой и российской общественности, в частности. Кто-то считает себя гражданином мира, кто-то причисляет себя к своей маленькой общине, при этом в рамках «большого» мира играет свои «роли». Трансформация социально-экономических, социокультурных отношений привела к обогащению ощущений от объективного мира, а необходимость реагировать, к оформлению более сложных психических. Ранее, когда общество было более стабильным и преобладали простые формы взаимодействия, люди в основном ощущали мир вокруг себя в его объективной форме. Однако, с развитием и изменением общества, появилась необходимость более глубокого реагирования на окружающую среду.
Сегодня мы сталкиваемся с более разнообразными и сложными стимулами и впечатлениями, которые вызывают более сложные психические реакции у людей. Информационная обеспеченность, технологический прогресс и глобализация привели к увеличению доступа к различным формам информации, множеству культурных влияний и разнообразию опытов. Это привело к системному преобразованию самоидентификации людей, со всем набором символов, ценностей, норм в духе времени.
Исследование идентичности, особенно в контексте современного общества, имеет значительное значение, так как она становится все более сложной и многогранной.
В современном мире мы сталкиваемся с быстрыми изменениями, мобильностью, межкультурным взаимодействием и глобализацией, что приводит к разнообразию культурных, религиозных и социальных идентичностей. Люди сталкиваются с вызовами формирования своей личной идентичности в условиях разнообразия и возникающих конфликтов между различными группами.
Современные технологии и социальные медиа предоставляют новые возможности для выражения и конструирования своей идентичности, но в то же время создают ситуации, где личность может ощущать давление со стороны социальных ожиданий и стандартов.
Г оворя о соотнесении типичных и нетипичных реакций, нужно отметить, что этот этап является важной составляющей исследования, так как позволяет понять процесс формирования социальной и религиозной идентичностей у участников движения вайшнавов.
Изучение типичных и нетипичных реакций на культовую деятельность позволяет проникнуть во внутреннюю динамику сообщества и понять, как люди откликаются на разные аспекты практик и ритуалов. Это помогает разобраться в механизмах принятия и осмысления вероучений и практик.
Сопоставление типичных и нетипичных реакций позволяет выявить вариативность и разнообразие в реакциях участников. Это помогает увидеть, как разные люди воспринимают и интегрируют культовую деятельность в свою жизнь и как эти различия могут влиять на формирование идентичности...
В данной работе исследована роль культовой деятельности в формировании социально-религиозной идентичности неофитов вайшнавов на примере общин городов Красноярск и Минусинск. Цель исследования - выявление влияния культовой деятельности на формирование социально-религиозной идентичности неофитов этих общин.
В первой главе исследования рассмотрены особенности формирования социально-религиозной идентичности вайшнавов. Первый параграф посвящен изучению и систематизации научных представлений о формировании социально-религиозной идентичности. Исторический обзор Международного общества сознания Кришны (МОСК) в России, в частности - в Красноярске и Минусинске, позволил понять контекст развития вайшнавизма на этих территориях и влияние этой религиозной общины на социальную среду данных городов. Также были проведены исследования исконных форм культовой деятельности вайшнавов, таких как киртан, арчана, садху-санга, нама-хатта и прасад.
Основным источником второй главы данного исследования выступили материалы включенного наблюдения и интервью, проведенных в общинах вайшнавов Красноярска и Минусинска среди неофитов и опытных верующих. Во второй главе путем анализа данных интервью изучено воздействие выявленных ранее форм культовой деятельности, традиционных для вайшнавизма, на преданных и неофитов.
Выявленные в ходе интервью типичные и нетипичные реакции неофитов на культовую деятельность вайшнавов в общинах городов Красноярск и Минусинск позволили рассмотреть особенности формирования. Типичные реакции, такие как стремление стать преданным, четко выполнять религиозные обряды и читать мантры играют важную роль в формировании социальнорелигиозной идентичности. Они помогают неофитам интегрироваться в религиозное сообщество и придерживаться общепринятых практик и учений. В том числе по причине легкого принятия таких новых членов другими участниками общины. Типичные реакции служат основой для формирования структурированной идентичности и маркерами, проявляющими этот процесс, а также влияют на появление чувства прочной принадлежности к определенному вероисповеданию.
Нетипичные реакции неофитов также имеют свое значение в формировании идентичности. Нетипичные реакции позволяют неофитам искать свой путь к религии, учитывая свои индивидуальные особенности и жизненные обстоятельства. Они могут отражать индивидуальный подход к вере и проявляться в приспособлении к современной среде или личных предпочтениях. Нетипичные реакции представляют собой возможность для переосмысления и взаимодействия с религией в рамках своего личного опыта. Согласно анализу материалов интервью, они способствуют появлению значимого чувства личной принадлежности к вере, личностному освоению учения. При этом контакт с общиной устанавливается более прочным образом при проявлении неофитом типичных реакций и присоединении к традиционному для преданного образу жизни. А наличие нетипичных реакций в практиках неофита ведет к снижению уровня доверия общины, а значит, способно влиять на специфику и степень идентификации неофита с этой социальной и религиозной группой.
Сопоставление типичных и нетипичных реакций позволяет лучше понять процесс формирования социально-религиозной идентичности новых членов общины вайшнавов. Оба типа реакций вносят свой вклад и имеют значение для индивидуального пути неофита. Типичные реакции обеспечивают структурированность формируемой религиозной картины мира, ясность вхождения человека в контекст учения и принятых в общине социальных отношений, а также формирование прочной принадлежности. Нетипичные реакции в свою очередь отражают индивидуальность личностного подхода к учению и традициям и гибкость восприятия веры личностью, повышают уровень адаптируемости человека в новых для него условиях и примирении реальности привычной и конфессиональной. В отношении идентичности как принадлежности личности определенному сообществу стоит рассматривать, как влияет демонстрация типичных и нетипичных реакций на формирования этой идентичности с двух сторон - со стороны личности и со стороны общины. Демонстрируемые типичные реакции обеспечивают легкость принятия нового члена общиной, но требуют существенной работы над собой и трансформации привычных представлений и образа жизни, высокого напряжения личности в формировании идентичности. Демонстрируемые нетипичные реакции не влекут за собой прочной связи сообщества с новым членом общины (низкий уровень доверия, отсутствие ощущение такого человека «своим»), тем не менее, именно они позволяют человеку прийти к осознанию себя последователем религии с наименьшим сопротивлением со стороны его привычных представлений и образа жизни, что существенно увеличивает степень комфортности вхождения неофита в новую веру...
1. Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ / Е. Г. Балагушкин // Часть 1: монография - Москва, 1999. - 245 с.
2. Божкова, Г. К. Религиозное мировоззрение вчера и сегодня (философско-социологический аспект) / Г. К. Божкова // Цивилизация. Культура. Человек. - ДВГАЭУ. - Владивосток. - С. 113-121.
3. Бочаров, В. С. Особенности советского литературного андеграунда /
B. С. Бочаров // Челябинский гуманитарий. - Челябинск, 2017. - № 1(38). -
C. 28-33.
4. Вагнер, А. К. Религиозная идентичность в различных типах общества / А. К. Вагнер // Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. - Журнал "European Social Science Journal". - 2013. - Том 8, № 1 (35). - С. 382-390.
5. Ватман, С. В. Современный вайшнавизм. История, учение, практика. / С. В. Ватман // Жизнь и безопасность, научно-образовательный аналитический журнал. - № 3-4. - 1999.
6. Григулевич, И. Р. Пророки "новой истины": Очерки о культах и суевериях современного капиталистического Мира / И. Р. Григулевич // - Политиздат. - Москва, 1983. - 303 с.
7. Группа «Строим Ашрам в Городе Минусинске» [Электронный ресурс] // Вконтакте. - URL: (https://vk.com/krsnatemple). (дата обращения: 16.05.2023).
8. Группа «Харе Кришна. Красноярск» [Электронный ресурс] //
Вконтакте. - URL: (https://vk.com/krishnayarsk). (дата обращения:
20.05.2023).
9. Дерягина, Е. Э. Вайшнавизм: процессы трансформации и модернизации в России на рубеже XX-XXI вв. / Е. Э. Дерягина // ГОУ ВПО «КГПУ». - Омск. - 2009. - С. 1-16.
10. Иваненко С. И. Кришнаиты в России: Правда и вымысел текст / С. И. Иваненко // Философская книга. - Москва, 1998. - 296 с.
11. Иваненко, С. И. Вайшнавская традиция в России: история и современное состояние. Учение и практика. Социальное служение, благотворительность, культурно-просветительская деятельность / С. И. Иваненко // - Москва. - 2008. - 320 с.
12. Исакова, Е. Религиозное общество сознания Кришны Санкт- Петербурга / Е. Исакова // Религиозные общины и организации Санкт- Петербурга. - №2. - СПб. - 1998.
13. Козина, О. А. Национальная идентичность: механизм образования и смысл / О. А. Козина // Ceteris Paribus. Ульяновск. -2016. - №5. - С. 75-83.
14. Кублицкая, Е. А. Изучение религиозной и конфессиональной самоидентификации современного российского общества (социологический опыт) / Е. А. Кублицкая // Социально-гуманитарные знания. - "Социально-гуманитарные знания". - Москва. - 2009. - № 3. - С. 267-280.
15. Митрохин Л. Н. Религии "Нового века" // Л. Н. Митрохин. - Москва. - 1985. - 157 с...31