Введение 3
1.Теоритеческие и методологические основы развития силовых способности у юношей 16-17
лет 6
1.1 Сила как физическое качество, виды силы 6
1.2 Особенности юношеского онтогенеза в возрасте 16-17 лет 12
1.3 Средства и Методы развития силовых качеств 18
Глава 2. Методы и организация исследования, педагогический эксперимент и выводы 29
2.1. Организация исследования 29
2.2. Методы исследования 32
2.3 Комплекс упражнений для развития силовых способностей у юношей 16 - 17 лет 37
2.4 Результаты исследования и их анализ 43
Выводы 52
Список литературы 54
К 2020 году требования к всестороннему физическому развитию подрастающего поколения обусловлены не только необходимостью подготовки их к эффективной и полноценной трудовой деятельности, но и к службе в Армии. В последнее время проявляется тенденция к понижению развития силы у юношей допризывного возраста. Основным физическим качеством человека является сила, при развитии силовых способностей, можно совершенствовать другие физические способности. Снижение развития силы у юношей 16-17 лет отрицательно влияет на уровень их здоровья. У 80 процентов учащихся наблюдается низкая двигательная активность, так как они очень много и долго сидят за партой в школе, проводят долгое время за компьютером и очень мало бывают на свежем воздухе. Без регулярной нагрузки мышцы слабеют, затем теряют тонус, уменьшаются выносливость, сила, появляется депрессия и другие расстройства нервной системы, снижается успеваемость, нарушается обмен веществ. Только примерно пять процентов выпускников школьных учебных учреждений заканчивают учебу здоровыми, подтверждается тенденция снижения физической подготовленности, особенно силовых способностей учащихся.
Большая часть из них не справляется с нормативными требованиями в школе на уроках физической культуры, результатом этого является низкая готовность к службе в Российской армии. Появление новых видов вооружений повышают требования к уровню физической и психологической подготовки учащихся к прохождению воинской службы.
На данный момент учебные программы для физической подготовки юношей допризывного возраста, разработанные ранее, не удовлетворяют требованиям современной Российской армии.
Поэтому физическая подготовка юношей допризывного возраста эффективнее всего осуществляется на занятиях по физической культуре в условиях школы.
Для повышения эффективности обучение юношей допризывного возраста, необходимы занятия с применением отягощений во вне урочного времени. По мнению некоторых преподавателей по физическому воспитанию, родителей и определенной группы врачей, сложилось мнение что силовая подготовка отрицательно влияет на здоровье детей. Исходя из этого, с недоверием относятся к данной программе. На самом деле, правильно организованные занятия с отягощениями для юношей старшего школьного возраста не приводят к отрицательным изменением их здоровью. А наоборот такие занятия улучшают их силовые способности и формируют мощную мускулатуру и психологическую стабильность.
Цель исследования: Применить методику Черногорова Д.Н. для повышения силовых способностей у юношей 16-17 лет при подготовке к прохождению воинской службы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по данной теме.
2. Подобрать подходящие средства для развития силовых способностей.
3. Внедрить данные средства в практику учебновоспитательного процесса.
4. Выявить результативность применения средств и методов для развития силовых способностей юношей допризывного возраста.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс во внеурочное время с юношами 16-17 лет.
Предмет исследования: Средства и методы развития силовых способностей у юношей 16-17 лет на занятиях общей физической подготовки.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что применение методики Черногорова Д.Н. в учебно-тренировочном процессе повысит силовые показатели юношей.
1. В ходе анализа научно-методический литературы, было выявлено, что наиболее благоприятными условиями для развития силовых способностей является возраст 16-17 лет, так как в указанные отрезки времени силовые способности в наибольшей степени поддаются целенаправленным воздействиям. Основными методами развития силы для юношей данного возраста является методы непредельных усилий, динамических усилий, статодинамические, а изометрические усилия должны служить лишь дополнением к основным методам работы. В старшем школьном возрасте развитие силовых способностей у юношей заключается в укреплении основных мышечных групп, применяя преимущественно упражнения с отягощением в которых задействованы сразу несколько суставов.
2. Нами была использована методика кандидата педагогических наук, доцента института естествознания и спортивных технологий г. Москва, Черногорова Д.Н. Данная методика разработана и проверена ранее разработчиком.
3. Для проведения эксперимента были сформированы две группы юношей старшего школьного возраста, контрольная и экспериментальная.
Определен исходный уровень показателей силовых способностей у юношей 16,17 лет.
В проведенном исследование результаты тестирования контрольной группы и экспериментальной группы не имеют достоверных статистических различий, средние показатели в контрольных упражнениях почти равны.
Примененная методика Черногорова Д.Н. на основе упражнений атлетической гимнастики для повышения силовых качеств доказала свою эффективность. Данные итогового тестирования показали, что развитие силовых показателей у юношей экспериментальной группы выше, чем в контрольной группе по всем показателям. В тесте подтягивание на высокой перекладине прирост составил в ЭГ на 16% больше чем в КГ; в тесте сгибание и разгибание рук на гимнастических брусьях прирост в ЭГ на 10% больше чем в КГ; в тесте становая динамометрия прирост в ЭГ на 11% больше чем в КГ; в тесте поднимание туловища из положения лежа на спине на время 30сек. прирост в ЭГ на 8% больше чем в КГ; в тесте прыжок в длину с места с двух ног прирост в ЭГ на 8% больше чем в КГ.
4. В результате эксперимента выяснили, что имеются статистически достоверные различия между контрольной и экспериментальной группами. Абсолютные показатели экспериментальной группы, значительно превосходят показатели контрольной группы, по силовой подготовке, что может свидетельствовать о подтверждении гипотезы. Следовательно, данная методика может применяться в силовой подготовке юношей допризывного возраста 16,17 лет
Комплекс физических упражнений, который применялся в течении пяти месяцев при правильно построенном тренировочном процессе, даёт отличный результат в повышении уровня силовой подготовки юношей старших классов.
1. Астахов, Д.В. Нравственное поведение как результат сформированности ценностных ориентации личности преподавателя физической культуры / С.Е. Никитин, // Материалы конгресса / Под ред. В.А. Таймазова.-СПб., Изд-во «ОлимпСПб», 2011.С.133.
2. Балков А. Ш., Физическое воспитание как фактор повышения профессиональной подготовки Российских воинов. - М.: ВПА, 2013. - 64 с.
3. Бальсевич В.К. Здоровьесберегающая функция образования в Российской Федерации / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 2006.- С. 2-6.
4. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/ И.С. Барчуков, A.A. Нестеров / под общ. ред. H.H. Маликова.- 2-е изд. стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 25 с.
5. Безруких М.М., Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка/ Д.А. Фарбер. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. - 134 с
6. Безруких, М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - М.: Академия, 2002. - 114 с.
7. Бетелева, Т.Г. Сенсорные механизмы развивающегося мозга / Т.Г. Бетелева, Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер. - М.: Наука, 2012. - 174 с.
8. Блинков С.Н., Методика реализации индивидуального подхода в физической подготовке школьников-подростков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - №2. - С. 8-13.
9. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте /Ю. В. Верхошанский. — М.: Физкультура и спорт, 2013. — 216 с.
10. Виноградов, Г.П. Атлетизм: теория и методика тренировки : учебник для вузов / Г.П. Виноградов. - Москва : Советский спорт, 2009. - 115 с.
11. Гаврилов В.М. Становление базальной метаболической мощности как показателя функциональных возможностей производить внешнюю работу // Межд.конф. “Физиология развития человека”. - М.: Вердана, 2009 - С. 26-27.
12. Дворкин Л.С. Базовая физическая подготовка дошкольников, школьников и студентов: монография /Л.С. Дворкин, С.М. Ахметов, В.А. Баландин, В,К. Бальсевич и др.- Краснодар: Неоглори, 2011. -84 с.
13. Денисова Л.Б. Измерения и методы математической статистики в физическом воспитании и спорте: учебное пособие для вузов / Л.Б. Денисова, И.В. Хмельницкая, JI.A. Харченко.- К.: Олимпийская литература, 2008. - 127 с.
14. Дьяченко Н.А., Методика оценки внешней нагрузки при силовой подготовке на тренажерах // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2008. № 1 (35). С. 38-41.
15. Евсеев Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. - Изд.5-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 6 с.
... всего 55 источников