ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Сила как физическое качество и её виды 6
1.2. Структура силовых способностей человека 10
1.3. Средства развития силы 17
1.4. Методы развития силовых способностей 20
1.5. Методика развития силы обучающихся школьного возраста 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СИЛЫ НА ОСНОВЕ КОНТРОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ 32
2.1. Организация исследования 32
2.2. Результаты исследования 38
ВЫВОДЫ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. Проблема развития мышечной силы у обучающихся среднего школьного возраста представляет в настоящее время особый интерес в связи с выраженными изменениями экономических экологических, и социальных условий жизни общества . К перечисленным факторам следует отнести также пренебрежительное отношение к здоровью самих обучающихся, злоупотребляющих алкоголем и курением, что выразилось в потере интереса последних к занятиям физической культурой. В настоящее время регулярными занятиями спортом охвачено не более 15% молодежи. Все яснее наблюдается тенденция физической деградации подрастающего поколения. Подростки 2004-х годов по мышечной силе и выносливости на 10-15% уступают своим сверстникам 80-х. По данным Т.Ю. Круцевича заметно уменьшается стремление к прогулкам с друзьями, просто активному отдыху. В это же время появилось такое увлечение, как работа на компьютере и компьютерные игры, чего не было раньше. Эти факторы создают предпосылки для развития у обучающихся отклонений в состоянии здоровья: нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточной массы тела, что в свою очередь предрасполагает к различным заболеваниям сердечнососудистой, дыхательной систем, нарушения обмена веществ.
Давно известно, что здоровых детей, поступающих в I класс, не более 30%, а к окончанию XI класса их остается только 15—20% . По данным О. Сухарева, в период обучения в школе дефицит двигательной активности приводит к ухудшению сердечно-сосудистой системы, снижению ЖЕЛ чрезмерной массе тела за счёт увеличения холестерина в крови. Школьная программа увеличивает нагрузку на организм обучающегося: возрастает необходимость усвоения и переработки разнообразной
информации, и, следовательно, увеличивается пребывание организма в статических позах, перенапрягается зрительный аппарат
Вследствие малой подвижности возникает такое заболевание, как гиподинамия, что приводит к снижению физических возможностей. Вследствие чего болезненность детей возрастает во всех возрастных группах, а на протяжении обучения в школе здоровье обучающихся ухудшается в 4-5 раз.
Процесс освоения любых двигательных актов (трудовых, спортивных, бытовых и прочих) идет значительно успешнее, если занимающийся имеет сильные, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Высокий уровень развития физических способностей - основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям, и, наконец, это важнейший компонент состояния здоровья .
Общая задача в процессе многолетнего воспитания силы как физического качества у обучающихся заключается в том, чтобы всесторонне развить ее и обеспечить возможность высоких проявлений в разнообразных видах двигательной деятельности (спортивной, трудовой) .
Учитывая актуальность проблемы, целью работы является теоретическое обоснование и практическая оценка методики развития силовых способностей обучающихся 14-15 лет.
Объектом исследования является процесс физического воспитания обучающихся среднего школьного возраста в области развития силовых способностей.
...
В данной работе мы рассмотрели особенности развития силовых способностей у обучающихся среднего школьного возраста, дали сравнительную оценку физического состояния обучающихся.
1. Изучение научно методической литературы и проведённый анализ результатов исследования выявил, что современные обучающиеся среднего школьного возраста имеют в основном слабую физическую подготовленность и низкий уровень физического развития, что способствовало выбору методики развития силы у испытуемых Карасёва А.В.
Сила является основополагающим физическим качеством человека. И самое замечательное в характеристике силы (согласно законам движения Ньютона) - это их точная количественная форма оценки. В этой связи можно говорить не только о некотором взаимодействии тел, но можно это взаимодействие измерять. Количественная мера воздействия тел друг на друга называется в механике силой
Сила как двигательное качество, это-способность человека преодолевать сопротивление или противодействовать ему с помощью мышечных напряжений [1;с. 73].
Сила - мера механического воздействия на мышцу со стороны других тел, которая выражается в ньютонах или кг-силах
Средствами развития силы являются физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Такие средства называются силовыми. Они условно подразделяются на основные и дополнительные.
Основные средства:
1. Упражнения с весом внешних предметов: штанги с набором дисков разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнера и т. д.
2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела:
• упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре, в висе);
• упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов (например, специальные пояса, манжеты);
• упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет использования дополнительной опоры;
• ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счет инерции свободно падающего тела (например, прыжки с возвышения 25-70 см и более с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх).
Метод повторных усилий. Этот метод тренировки, в котором в качестве основного тренирующего фактора является не предельный вес отягощения (или сопротивления), а количество повторений упражнения с оптимальным или субмаксимальным весом (сопротивлением). В этом методе используются различные варианты построения тренировки. В зависимости от избранных компонентов упражнения направленность метода может широко варьировать
К сожалению, в ходе проведения обследования обучающихся, контрольной группы достоверных изменений не наблюдалось. Проведенное исследование подтвердило недостаточное развитие силовых способностей учеников. Это непосредственно связано с тем, что современная образовательная программа не уделяет достаточного внимания развитию силовых способностей, что негативно отражается не только на здоровье современных обучающихся, но и на здоровье всей нации. Необходимо расширять развитие силы обучающихся за счет внеклассной работы. Особое значение необходимо уделять формированию культуры физического здоровья обучающихся, а именно развитие интереса к занятиям спортом, мотивирование учащихся на заботу о своем здоровье средствами физической культуры. На наш взгляд современной общеобразовательной системе необходимо создавать условия для занятий обучающихся физической культуры и спортом во внеурочное время: организацию спортивных секций, предоставление возможностей самостоятельно заниматься в спортзале, обустройство школьных спортивных площадок, сооружение спортгородков. При этом выбор форм и видов занятий должен принадлежать самим занимающимся.
2. В результате физических нагрузок у исследуемой группы наблюдалось улучшение физических и антропометрических показателей, физического развития, а также физической подготовленности под воздействием физических упражнений.
3. Методика Карасёва А.В., которую мы выбрали для исследования, оказала положительное влияние на всестороннее развитие организма обучающихся среднего школьного возраста.
Проведенное исследование показало, что одним из перспективных путей решения проблемы является организация самостоятельных занятий физической культурой. Практически почти все опрошенные школьники и учителя физической культуры (78%) положительно отзываются о самостоятельных занятиях силовой направленности в школьных секциях общей физической подготовки или в домашних условиях.
1. Арефьев В.Г. Основы теории и методики физического воспитания: учебник / В.Г. Арефьев, П.П. Камянец - Подольский, О.А. Буйницкий.-2011.- С.73 - 81.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина. - 2005. — С. 287
3. Бальсевич В.К. Здоровье - в движении / В.К Бальсевич. - 2006.- С. 3-4.
4. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В.К Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 2006.- С. 23-25.
5. Бартош О.В. Сила и основы методики её воспитания,
методические рекомендации / О.В. Бартош. - 2009.- С. 47.
6. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика / И.С.Барчуков. - 2009. - С.528
7. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей / Е.Н. Вавилова.- 2003. — 128 с.
8. Доман Г. Гармоническое развитие ребенка / Г. Доман - 2013. - С.442
9. Евсеев Ю. И. Физическая культура: учебное пособие для вузов / Ю. И. Евсеев. - 2010. — С.382
10. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету Физическая культура / Железняк Ю.Д.- 2008. - С.269
11. Захаров Е.Н. Энциклопедия физической подготовки, Методические основы развития физических качеств / Е.Н. Захаров, А.В., Карасёв, А.А., Сафонов. - 2006. - С. 61 - 134.
12. Зациорский В.М. «Физические качества спортсменов» / В.М. Зациорский. - 2011. - С. 196
13. Зибаров О.И. К вопросу о перестройке системы физического воспитания в учебных заведениях // Теория и практика физической культуры / О.И. Зибаров. - 2013. - С. 234 - 247
14. Иванов С.М. Врачебный контроль и лечебная физкультура / С.М. Иванов. - 2003. - С. 437
15. Комков А.Г. Организационно-педагогическая технология
формирования физической активности школьников / А.Г. Комков, Е.Г. Кириллова. - 2002. - С. 2-5
... всего 31 источников