Введение 4
Глава 1. Теоретическое обоснование развития скоростно-силовых качеств у обучающихся 6 класса на уроках физической культуры
1.1. Скоростно-силовые способности и их виды 7
1.2. Особенности развития скоростно-силовых качеств у детей
среднего школьного возраста 13
1.3. Методика развития скоростно-силовых качеств 21
Глава 2. Организация и методы исследования 30
2.1. Организация исследования 30
2.2. Методы исследования 31
Глава 3. Экспериментальное обоснование средств и методов развития скоростно-силовых качеств обучающихся 6 классов на уроках физической культуры и оценка их эффективности 36
3.1. Средства развития скоростно-силовых качеств обучающихся 6 классов на уроках физической культуры 36
3.2.Оценка эффективности средств развития скоростно-силовых качеств обучающихся 6 классов на уроках физической культуры 39
Заключение 47
Библиографический список 49
Важное место в процессе физического воспитания подрастающего поколения должно быть отведено воспитанию скоростно-силовых качеств, потому что высокий уровень развития данных способностей во многом способствует успешной трудовой деятельности и достижению высоких спортивных результатов. Особенно быстрый рост всего организма наблюдается в период бурного его развития - в подростковом возрасте. У подростков со значительной интенсивностью происходит окостенение скелета, происходит совершенствование мускулатуры. Этот возраст в плане физического развития характеризуется достижением наилучших результатов (максимальной частоты движений, быстроты простой реакции) и их стабилизацией. Для наилучшего развития и скоростно-силовых
способностей необходимо заниматься спортом и осуществлять целенаправленное воздействие на физическое развитие подростка.
Грамотная организация педагогического процесса с учетом возрастных особенностей учащихся дает большие возможности для развития их физических качеств. Положительное влияние на воспитание и развитие физических способностей детей имеет целенаправленное воздействие. При этом необходимо учитывать закономерности возрастного развития различных способностей. Педагогическое воздействие не должно вызывать значительные изменения одних способностей вместо других, рост которых на данном этапе возрастного развития более выражен. Целенаправленное педагогическое воздействие на развитие физических качеств учащихся сводит к минимуму возможность задержки развития тех или иных качеств.
Основными средствами скоростной и скоростно-силовой подготовки в занятиях с обучающимися являются прыжки, бег на короткие дистанции, метания, упражнения с небольшим отягощением, спортивные игры, акробатические упражнения, динамические упражнения на гимнастических снарядах.
Современные ученые активно ведут поиск методов изучения и оценки способностей детей, чтобы определить наиболее оптимальные физические нагрузки в разные периоды взросления и которые позволили бы не только оценить, но и положительно влиять на организм посредством физической активности. Тем не менее, вопрос физической активности, и скоростносиловых качествах остается одним из актуальных, что свидетельствует о необходимости их развития на уроках физической культуры.
Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать эффективность средств развития скоростно-силовых качеств у обучающихся 6 классов на уроках физической культуры и оценить ее эффективность.
Объект исследования: процесс развития скоростно- силовых качеств у обучающихся на уроках физической культуры.
Предмет исследования: средства развития скоростно- силовых качеств у обучающихся 6 классов на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования: предполагается, что внедрение в учебновоспитательный процесс комплексов упражнений по развитию и скоростносиловых качеств, позволит качественно повысить их уровень у Обучающихся 6 класса.
В соответствии с поставленной целью был определен круг задач, которые решались последовательно.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по развитию скоростносиловых качеств.
2. Проанализировать средства и методы развития скоростно- силовых качеств у обучающихся на уроках физической культуры и выявить наиболее эффективные средства и методы развития скоростно-силовых качеств
школьников.
3. Доказать эффективность средств воспитания скоростно-силовых качеств у обучающихся 6 классов на уроках физической культуры.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы; тестирование; методы математической статистики.
Практическая значимость представленной работы заключается в использовании данных для оценки скоростно-силовых качеств обучающихся среднего школьного возраста. Полученные результаты могут быть использованы для повышения эффективности учебного процесса в условиях современной школы, а также для обеспечения оптимальных условий осуществления индивидуального планирования нагрузок на уроках физической культуры.
Средний школьный возраст является периодом сложных изменений и преобразований всех систем организма, его развития и усовершенствования. Для обучающихся среднего звена этот возраст является довольно благоприятным для формирования и развития разнообразных физических качеств, реализуемых в двигательной активности. Чтобы грамотно воздействовать и развивать физические качества обучающихся данной категории, педагогу необходимо обладать глубокими знаниями по анатомии, физиологии и психологии ребенка.
Исходя из анализов литературных источников, можно сделать вывод, что скоростные и скоростно-силовые качества у обучающихся 6 классов развиваются в основном за счет специальных физических упражнений, беговых и прыжковых, спортивных игр и упражнений с отягощениями.
Наиболее эффективными методами для развития и скоростно-силовых качеств у обучающихся оказались круговой и повторного упражнения.
Анализ динамики исследуемых показателей позволил установить, что темпы прироста и скоростно-силовых качеств из обучающихся
экспериментальной и контрольной групп в начале эксперимента находились примерно на одном уровне. По ходу тестирования в каждом классе наблюдался прирост результатов, а по некотором показателям и спад. Но если посмотреть по итогам тестирования в седьмых классах, то видно, что в экспериментальной группе показатели выше, чем в контрольной.
По результатам исследования наша гипотеза подтвердилась. В ходе внедрения упражнений скоростной и скоростно-силовой направленности позволило качественно повысить уровень данных способностей у обучающихся в период с 5 по 7 класс. Правильное планирование и проведение учебного процесса, включающего в себя постоянное применение комплексов упражнений скоростной и скоростно-силовой направленности, а также кругового метода в их развитии будет эффективно способствовать
повышению физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста.
Учет особенностей физического развития учащихся играет основную, а порой и главную роль в выборе содержания и в определение методики занятий физическими упражнениями. Поэтому для разработки эффективной методики развития и скоростно-силовых качеств у детей среднего школьного возраста рекомендуется использовать круговой метод.
Не вызывает сомнения целесообразность применения и скоростносиловых упражнений на занятиях физической культуры со школьниками среднего звена.
1. Бутин, И.М. Лыжный спорт: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / И.М. Бутин. - М.: Академия, 2009. - 202 с.
2. Былеева, Л.В. Подвижные игры [Текст] / Л.В. Былеева, И.М. Коротков.
- М.: Спорт-АкадемПресс, 2012. - 279 с.
3. Вайцеховский, С.М. Книга тренера [Текст] / С.М. Вайцеховский. - М.: ФиС, 1991. - 428 с.
4. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания [Текст] / А.А. Васильков. - Ростов-н/Д: Феникс, 2008. - 381 с.
5. Глазырина, Л.Д. Одна из важных педагогических способностей / Л.Д. Глазырина // Физическая культура в школе. - 2017. - № 4. - С. 1218.
6. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст]: учебное пособие для студентов / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Академия, 2015. - 288 с.
7. Евсеев, Ю.И. Физическая культура: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / Ю.И. Евсеев. - 3-е изд. - Ростов н/Д: Феникс,
2005. - 382 с.
8. Жбанков О.В Развитие прыгучести у юных баскетболистов [Текст] / О.В. Жбанков // Физкультура и спорт. - 1995. - № 3. - С.13-19.
9. Захаров, Е.Н. Энциклопедия физической подготовки (методические основы развития физических качеств) [Текст] / Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов; Под общ. ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 2014. - 368 с.
10. Зелова, Т.Ф. Возрастные особенности проявления двигательных и умственных способностей и динамика их развития у школьников [Текст] / Т.Ф. Зелова, Н.В. Никитина, Е.М. Ревенко, В.А. Сальников // Индивидуальные и возрастные особенности развития двигательных и умственных способностей: сборник научных трудов. - Омск: СибАДИ, 2016. - С. 93-103.
11. Зимкин, Н.В. Физиологическая характеристика мышечной силы, скорости движений, выносливости и ловкости [Текст] / Н.В. Зимкин. - М.: Мысль, 2016. - 34 с.
12. Кузин В.В. Баскетбол. Начальный этап обучения [Текст] / В.В. Кузин, С.А. Полиевский - М.: Физическая культура и спорт, 2009. - 133 с.
13. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития [Текст] / В.И. Лях. - М.: Терра-Спорт, 2015. - 192 с.
14. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие [Текст] / В.И. Лях. - М.: ТВТ Дивизион, 2016. - 24 с.
15. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя [Текст] / В.И. Лях. - М.: ACT, 2014. - 272 с.
... всего 35 источников