ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ПРОЦЕНТЫ» 6
1.1. Математическая грамотность как новый образовательный результат 6
1.2. Дидактические условия формирования математической грамотности
обучающихся 5 класса по теме «Проценты» 16
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ПО ТЕМЕ«ПРОЦЕНТЫ», НАПРАВЛЕННОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА .... 28
2.1. Методическое обеспечение уроков математики по теме «Проценты», способствующее формированию математической грамотности обучающихся 5 класса 28
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 40
Выводы по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
Современная система российского школьного образования ориентирована на достижение практико-ориентированных целей образовательной деятельности, вся совокупность которых может быть обозначена понятием функциональной грамотности. Функциональная грамотность представляет собой совокупность компетенций, позволяющих обучающимся осознавать значимость изучаемых ими учебных дисциплин, активно осваивать содержание образовательных программ и применять полученные в процессе учёбы знания и умения в повседневной жизни.
Одним из компонентов функциональной грамотности является математическая грамотность. О наличии у человека математической грамотности можно говорить только в тех случаях, когда он обладает устойчивыми познаниями в области математики, признаёт ценность полученных им академических знаний по математике, умеет использовать их в различных областях науки и в реальной жизни.
Согласно данным международной программы по оценке качества обучения PISA, уровень математической грамотности российских школьников за последние годы существенно возрос, в сравнении с теми показателями, которые демонстрировались в начале 2000-х годов. Основным фактором роста стала целенаправленная работа отечественных педагогов по развитию у школьников математической грамотности на основе понимания её сущности как основного образовательного результата современной школы. Вместе с тем, в международных исследовательских программах Россия всё ещё занимает невысокие рейтинговые позиции, что указывает на наличие множества нерешённых вопросов.
Одним из таких вопросов является методика работы педагога с обучающимися при освоении ими объективно сложных для понимания тем. Речь, в частности, идёт о теме «Проценты», которая является универсальной, так как она охватывает бытовые и производственные сферы жизни, а также связывает между собой многие точные и естественные науки. Большое практическое значение имеет умение решать задачи на проценты, однако в школьном курсе математики данной теме отводится мало времени, в связи с чем возникает проблема недостаточной компетентности школьников в оперировании процентами в целом и в решении задач на проценты, в частности.
Таким образом, актуальна необходимость формирования у школьников математической грамотности по теме «Проценты».
В качестве объекта исследования выступает математическая подготовка обучающихся 5 класса.
Предметом исследования являются дидактические условия формирование математической грамотности обучающихся 5 класса по теме «Проценты».
Цель исследования: выявление, обоснование и экспериментальная проверка дидактических условий формирования математической грамотности обучающихся 5 класса по теме «Проценты».
Гипотеза исследования: если в процессе обучения теме «Проценты» использовать приемы технологии УДЕ и комплекс практико-ориентированных учебных задач, то это будет способствовать формированию математической грамотности обучающихся 5 класса.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) Описать сущность понятия «математическая грамотность».
2) Охарактеризовать дидактические условия формирования математической грамотности обучающихся 5 класса.
3) Разработать методику обучения по теме «Проценты.
4) Провести педагогический эксперимент, проанализировать и описать его результаты.
Методы исследования:
- общетеоретические методы исследования (анализ, синтез, обобщение, систематизация);
- эмпирические методы исследования (педагогический эксперимент, педагогическая диагностика).
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 157» г. Красноярска. В исследовании приняли участие обучающиеся 5 «А» и 5 «Б» классов. Общая численность участников исследования составляет 50 человек.
Практическая значимость исследования заключается в наличии методических материалов, которые могут применяться учителями при проведении уроков по теме «Проценты» в 5 классе.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Целью выполнения выпускной квалификационной работы являлось выявление, обоснование и экспериментальная проверка дидактических условий формирования математической грамотности обучающихся 5 класса МБОУ СШ №157 по теме «Проценты».
В ходе анализа литературных источников по теме исследования было установлено, что под математической грамотностью в общем виде понимается принципиально новый образовательный результат, достигающийся в процессе обучения школьников математике, выражающийся в способности обучающихся распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики, формулировать эти проблемы на языке математики, решать эти проблемы, используя математические факты и методы, анализировать и использовать математические методы решения, интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы, формулировать и записывать результаты решения.
Структура математической грамотности может быть представлена в виде сложного интегрального деятельностного образования, включающего информационный, логический, методологический, практический, мотивационный, смысловой, эмоционально-ценностный компоненты, и с этой позиции математическая грамотность представляет собой стратегический целевой ориентир математического образования в школе. Математическая грамотность может быть также представлена в виде трёхуровневой структуры математической компетентности, и с этой позиции она представляет собой тактический целевой ориентир математического образования, который находит своё отражение в непосредственной образовательной деятельности на уроках математики через отбор содержания обучения, выбор методов и средств реализации поставленных целей и задач.
Начало изучения темы «Проценты» приходится на 5-6 классы, при этом в учебно-методических комплексах разных авторов соотношение объёмов учебного материала в 5 и 6 классах, а также логика самого процесса изучения этой темы выстраиваются по-разному. В современных учебниках по математике для 5-6 классов представлено 2 подхода к изучению темы «Проценты» и решению типовых задач на проценты:
- индуктивный подход (от частного - к общему); впервые с задачами на проценты ученики знакомятся без опоры на дроби, способы решения типовых задач опираются на содержательный смысл понятия «процент»;
- дедуктивный подход (от общего - к частному): изначально задачи на проценты изучаются как частный случай задач на дроби.
Оба подхода имеют свои сильные и слабые стороны, однако, в контексте темы настоящего исследования, общим для этих подходов являются очевидная недостаточность прикладной ориентированности учебного материала по теме «Проценты» в 5 классе, его фрагментарность, отсутствие системности и слабая взаимосвязь с ключевым понятием практической деятельности по формированию математической грамотности - понятием «учебная задача».
Педагогический эксперимент по формированию математической грамотности обучающихся 5 классов при изучении темы «Проценты» осуществлялся в три этапа: констатирующий (цель - педагогическая диагностика актуального состояния сформированности у обучающихся 5 класса математической грамотности); формирующий (цель - разработка и апробация методического подхода к изучению темы «Проценты», который будет способствовать формированию у обучающихся экспериментальной группы математической грамотности); контрольный (цель - оценка эффективности предложенного и апробированного в экспериментальной группе методического подхода к изучению темы «Проценты»).
Первичная и повторная диагностика математической грамотности осуществлялась с применением стандартизованного инструментария, разработанного ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».
Математическая грамотность на констатирующем этапе педагогического эксперимента была сформирована у 60 % обучающихся 5-х классов и не сформирована у 40 % пятиклассников. Большинство (36 %) обучающихся продемонстрировали математическую грамотность на среднем уровне. Доля детей с повышенным уровнем сформированности математической грамотности на констатирующем этапе составила 14 %, с высоким уровнем - 10 %. Доля детей с низким уровнем математической грамотности на констатирующем этапе педагогического эксперимента превышала треть (36 %) от общей численности выборки. В числе пятиклассников с несформированной математической грамотности были и те, чей уровень определяется как недостаточный. Таких детей 4 %.
Теоретико-методологическим обоснованием для разработки экспериментального методического подхода к формированию у обучающихся математической грамотности при изучении темы «Проценты» послужили следующие тезисы:
1) содержательные характеристики современных образовательных технологий, выступающих в качестве средства достижения новых требований к образовательным результатам по математике;
2) понятие об учебной задаче, которое занимает одно из ведущих мест в теории и практике разработки прикладного инструментария для формирования математической грамотности.
В качестве основной образовательной технологии в педагогическом эксперименте выступила технология укрупнения дидактических единиц. Разработан комплекс практико-ориентированных учебных задач для решения в процессе изучения темы «Проценты» в 5 классе.
При повторной диагностике математической грамотности доля детей с повышенным уровнем сформированности математической грамотности в экспериментальной группе увеличилась на 4 %, со средним уровнем - на 16 %; доля детей с низким уровнем уменьшилась на 20 %. Суммарная доля обучающихся экспериментальной группы со сформированной математической грамотностью на контрольном этапе составляет 80 %, в то время как на констатирующем этапе она составляла 60 %.
В контрольной группе положительная динамика выражается в приросте доли детей с повышенным уровнем сформированности математической грамотности (увеличение на 4 %) и доли детей со средним уровнем (увеличение на 4 %) при одновременном сокращении доли детей с низким уровнем (уменьшение на 8 %).
На основании вышеизложенного, можно сформулировать вывод о том, что применение при изучении темы «Проценты» методического подхода, основанного на современных образовательных технологиях и практико-ориентированных учебных задачах, действительно, способствует формированию у обучающихся математической грамотности. Следовательно, выдвинутую гипотезу можно признать подтверждённой.
Все поставленные задачи решены в полном объёме, цель достигнута.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]. URL:http://standart.edu
2. Приказ Рособрнадзора № 590, Минпросвещения России № 219 от 06.05.2019 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» // Специализированный Интернет-портал «Судебные и нормативные акты РФ». [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/law/prikaz-rosobrnadzora-n- 590-minprosveshcheniia-rossii-n/
3. Алексеева Е.Е. Методические особенности формирования математической грамотности учащихся как составляющей функциональной грамотности // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). С. 214-218.
4. Асхадуллина Н.Н., Вильданова Д.Р. Формирование функциональной грамотности школьников как актуальная проблема российского образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-2. С. 27¬30.
5. Бычков А.В. Содержательные основы подготовки будущего учителя математики к формированию математической грамотности учащихся основной школы // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. № 6. С. 1020-1026.
6. Валеев И.И. Функциональная математическая грамотность как основа формирования и развития математической компетенции // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 4 (53). С. 353-360.
7. Гершунский Б.С. Образование как результат: грамотность - образованность - профессиональная компетентность - культура - менталитет // Электронная библиотека БрГУ им. А.С. Пушкина. [Электронный ресурс]. URL:
https://lib.brsu.by/sites/default/files/sites/default/files/umm/XpecTOMaTM.o/o20CeB epnH.%20HoBaa.pdf/
8. Денищева Л.О. Избранные вопросы методики преподавания математики: учебно-метод. пособие. М.: МГПУ, 2016. 155 с.
9. Денищева Л.О. Особенности формирования и оценки математической грамотности школьников // Science for Education Today. 2021. Т. 11. № 4. С. 113-135.
10. Денищева Л.О., Краснянская К.А., Рыдзе О.А. Подходы к составлению заданий для формирования математической грамотности учащихся 5-6 класса // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2. № 2 (70). С. 181¬201.
11. Дударева Н.В., Утюмова Е.А. Модель формирования функционально-математической грамотности в процессе обучения математике // Педагогическое образование в России. 2021. № 4. С. 14-25.
12. Жаукенова Б.А. Формирование математической грамотности учащихся в процессе преподавания математики // Педагогическая наука и практика. 2016. № 1 (11). С. 62-67.
13. Иванова Т.А., Симонова О.В. Структура математической грамотности школьников в контексте формирования их функциональной грамотности // Научная электронная библиотека ELibrary. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12973790
14. Избранные вопросы методики преподавания математики / Под ред. Л.О. Денищевой. М.: МГПУ, 2013. 74 с.
15. Кара-сал Н.М., Танова О.М. Формирование у учащихся приёмов учебной работы при изучении темы «Проценты» в школьном курсе математики // Научная электронная библиотека ELibrary. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29014633
16. Кейв М.А. Формирование ценностного отношения к математическим знаниям у студентов - будущих учителей математики в процессе обучения дискретной математике: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2006. 21 с.
17. Кислякова М.А. Методика рефлексивного обучения решению математических задач // Вестник ТомГПУ. 2020. № 6 (212). С. 92-98.
18. Ковалева Г.С. Первые результаты международной программы PISA-
2009. Презентация и обсуждение первых результатов международной программы PISA-2009, 7 декабря 2010 г. [Электронный ресурс]. URL:
http: //www.centeroko .ru/pisa09/pisa09_pub .html.
19. Корощенко Н.А. Как научиться считать деньги: формирование экономико-математической грамотности через решение математических задач // Научная электронная библиотека ELibrary. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23653135
20. Кочагина Н.М. Использование математических игр для развития
математической грамотности и культуры учащихся // Научная электронная библиотека ELibrary. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22426270
21. Леонтьев А.А. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика
здравого смысла // Образовательная система «Школа 2100». Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL:
http://school2100.com/school2100/advisers/aa_leontyev/
22. Математика. 5 класс. Учебник / С.М. Никольский, М.К. Потапов и др. М.: Просвещение, 2015. 272 с.
23. Математика. 5 класс. Учебник в 2 частях / Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. М.: Ювента, 2011. 240 с.
24. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. 31-е изд., стер. М.: Мнемозина, 2013. 280 с.
25. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. 14-е изд. М.: Мнемозина, 2013. 270 с.
26. Математика. 6 класс. Учебник / С.М. Никольский, М.К. Потапов и др. М.: Просвещение, 2015. 272 с.
27. Математика. 6 класс. Учебник в 2 частях / Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. М.: Ювента, 2011. 240 с.
28. Математика. 6 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. 31-е изд., стер. М.: Мнемозина, 2013. 280 с.
29. Математика. 6 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. 14-е изд. М.: Мнемозина, 2013. 270 с.
30. Международное исследование PISA: рейтинг России // Корпорация «Российский учебник». Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://rosuchebnik.ru/material/issledovaniya-pisa-2018-v-rossii/
31. Методика обучения и воспитания (математика): учебно-методическое пособие / Авт-сост. Л.О. Денищева, Н.В. Савинцева, З.Р. Федосеева. М.: МГПУ, 2015. 127 с.
32. Перминова Л.М. Функциональная грамотность учащихся. Современный урок. 2-е изд., доп. и перераб. М.: МИОО, 2015. 111 с.
33. Подлипский О.К. Функциональная грамотность как направление математического образования в школе // Мир науки, культуры и образования. 2020. № 6 (85). С. 104-106.
34. Рослова Л.О. [и др.] Проблема формирования способности «применять математику» в контексте уровней математической грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2. № 2 (70). С. 74-99.
35. Рослова Л.О., Бачурина М.А. Содержание математического образования в контексте функциональной математической грамотности // Образовательное пространство в информационную эпоху - 2019. Сборник научных трудов. Материалы Международной научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Ивановой. М., 2019. С. 1054-1068.
36. Сайдалиева Ф.Х., Мухамедова Г.Р., Юсупова С. Роль математических задач в развитии математического мышления учащихся школ // The Scientific Heritage 2021. № 72. С. 36-38.
37. Оаранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе // Электронная научная библиотека МГПУ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mgpu.ru/wp-content/uploads/2022/04/formum-metodomatika.pdf
38. Сачкова Е.Н., Каменских Н.А., Пшеницына Н.С. Практико-ориентированные математические задания: методические подходы и опыт внедрения // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-2. С. 198-203.
39. Скрябина А.Г., Иванова А.В. Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 2. С. 245-247.
40. Тагаева Г.С. Вопросы оценки функциональной грамотности учащихся школы // Sciences of Europe. 2022. № 87. С. 15-21.
41. Теоретические основы обучения математике в средней школе: учебное пособие / Под ред. Т.А. Ивановой. Н. Новгород: НГПУ, 2013. 292 с.
42. Тюменева Ю.А, Вальдман А.И. Что дают предметные знания для умения применять их в новом контексте? Первые результаты сравнительного анализа TIMSS-2011 и PISA-2012, проведенного на одной и той же выборке российских учащихся // Вопросы образования. 2014. № 1. С. 8-24.
43. Усова С.Н. Подготовка школьников к участию в международном исследовании качества образования PISA-2021 // Инновационные проекты и программы в образовании. 2020. № 6. С. 48-55.
44. Утеева Р.А. Современные диссертационные исследования: теория и методика обучения математике // Дидактика математики: проблемы и исследования. 2020. № 52. С. 22-26.
45. Ушакова М.А. Развитие функциональной грамотности школьников посредством повышения качества математического образования // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2020. № 1 (9). С. 56-59.
46. Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе: актуальный региональный опыт: сборник методических материалов. Часть 1 / под ред. Л.В. Серых, С.А. Пульной, С.Е. Тереховой, О.В. Беловой. Белгород, 2020. 440 с.
47. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с.
48. Хрипунова М.Б., Зеленков Ю.А., Спицина Д.В.
Роль математической грамотности в процессе принятия ситуационных решений // Педагогика и психология образования. 2019. № 1. С. 153-163.
49. Шакирова Г.Ф. Решение задач на основе рассуждения как средство формирования математической грамотности // Интерактивная наука. 2022. №
3 (88). С. 52-53.
50. Шевченко Н.И. Принципы развития обучаемости школьников с
использованием технологии укрупнения дидактических единиц // Электронная научная библиотека «КиберЛенинка». [Электронный ресурс]. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/printsipy-razvitiya-obuchaemosti-
shkolnikov-s-ispolzovaniem-tehnologii-ukrupneniya-didakticheskih-edinits