Формирование математической грамотности обучающихся 5 классов на примере изучения темы «Проценты»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ПРОЦЕНТЫ» 6
1.1. Математическая грамотность как новый образовательный результат 6
1.2. Дидактические условия формирования математической грамотности
обучающихся 5 класса по теме «Проценты» 16
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ПО ТЕМЕ«ПРОЦЕНТЫ», НАПРАВЛЕННОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА .... 28
2.1. Методическое обеспечение уроков математики по теме «Проценты», способствующее формированию математической грамотности обучающихся 5 класса 28
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 40
Выводы по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ПРОЦЕНТЫ» 6
1.1. Математическая грамотность как новый образовательный результат 6
1.2. Дидактические условия формирования математической грамотности
обучающихся 5 класса по теме «Проценты» 16
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ПО ТЕМЕ«ПРОЦЕНТЫ», НАПРАВЛЕННОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА .... 28
2.1. Методическое обеспечение уроков математики по теме «Проценты», способствующее формированию математической грамотности обучающихся 5 класса 28
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 40
Выводы по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
Современная система российского школьного образования ориентирована на достижение практико-ориентированных целей образовательной деятельности, вся совокупность которых может быть обозначена понятием функциональной грамотности. Функциональная грамотность представляет собой совокупность компетенций, позволяющих обучающимся осознавать значимость изучаемых ими учебных дисциплин, активно осваивать содержание образовательных программ и применять полученные в процессе учёбы знания и умения в повседневной жизни.
Одним из компонентов функциональной грамотности является математическая грамотность. О наличии у человека математической грамотности можно говорить только в тех случаях, когда он обладает устойчивыми познаниями в области математики, признаёт ценность полученных им академических знаний по математике, умеет использовать их в различных областях науки и в реальной жизни.
Согласно данным международной программы по оценке качества обучения PISA, уровень математической грамотности российских школьников за последние годы существенно возрос, в сравнении с теми показателями, которые демонстрировались в начале 2000-х годов. Основным фактором роста стала целенаправленная работа отечественных педагогов по развитию у школьников математической грамотности на основе понимания её сущности как основного образовательного результата современной школы. Вместе с тем, в международных исследовательских программах Россия всё ещё занимает невысокие рейтинговые позиции, что указывает на наличие множества нерешённых вопросов.
Одним из таких вопросов является методика работы педагога с обучающимися при освоении ими объективно сложных для понимания тем. Речь, в частности, идёт о теме «Проценты», которая является универсальной, так как она охватывает бытовые и производственные сферы жизни, а также связывает между собой многие точные и естественные науки. Большое практическое значение имеет умение решать задачи на проценты, однако в школьном курсе математики данной теме отводится мало времени, в связи с чем возникает проблема недостаточной компетентности школьников в оперировании процентами в целом и в решении задач на проценты, в частности.
Таким образом, актуальна необходимость формирования у школьников математической грамотности по теме «Проценты».
В качестве объекта исследования выступает математическая подготовка обучающихся 5 класса.
Предметом исследования являются дидактические условия формирование математической грамотности обучающихся 5 класса по теме «Проценты».
Цель исследования: выявление, обоснование и экспериментальная проверка дидактических условий формирования математической грамотности обучающихся 5 класса по теме «Проценты».
Гипотеза исследования: если в процессе обучения теме «Проценты» использовать приемы технологии УДЕ и комплекс практико-ориентированных учебных задач, то это будет способствовать формированию математической грамотности обучающихся 5 класса.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) Описать сущность понятия «математическая грамотность».
2) Охарактеризовать дидактические условия формирования математической грамотности обучающихся 5 класса.
3) Разработать методику обучения по теме «Проценты.
4) Провести педагогический эксперимент, проанализировать и описать его результаты.
Методы исследования:
- общетеоретические методы исследования (анализ, синтез, обобщение, систематизация);
- эмпирические методы исследования (педагогический эксперимент, педагогическая диагностика).
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 157» г. Красноярска. В исследовании приняли участие обучающиеся 5 «А» и 5 «Б» классов. Общая численность участников исследования составляет 50 человек.
Практическая значимость исследования заключается в наличии методических материалов, которые могут применяться учителями при проведении уроков по теме «Проценты» в 5 классе.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Одним из компонентов функциональной грамотности является математическая грамотность. О наличии у человека математической грамотности можно говорить только в тех случаях, когда он обладает устойчивыми познаниями в области математики, признаёт ценность полученных им академических знаний по математике, умеет использовать их в различных областях науки и в реальной жизни.
Согласно данным международной программы по оценке качества обучения PISA, уровень математической грамотности российских школьников за последние годы существенно возрос, в сравнении с теми показателями, которые демонстрировались в начале 2000-х годов. Основным фактором роста стала целенаправленная работа отечественных педагогов по развитию у школьников математической грамотности на основе понимания её сущности как основного образовательного результата современной школы. Вместе с тем, в международных исследовательских программах Россия всё ещё занимает невысокие рейтинговые позиции, что указывает на наличие множества нерешённых вопросов.
Одним из таких вопросов является методика работы педагога с обучающимися при освоении ими объективно сложных для понимания тем. Речь, в частности, идёт о теме «Проценты», которая является универсальной, так как она охватывает бытовые и производственные сферы жизни, а также связывает между собой многие точные и естественные науки. Большое практическое значение имеет умение решать задачи на проценты, однако в школьном курсе математики данной теме отводится мало времени, в связи с чем возникает проблема недостаточной компетентности школьников в оперировании процентами в целом и в решении задач на проценты, в частности.
Таким образом, актуальна необходимость формирования у школьников математической грамотности по теме «Проценты».
В качестве объекта исследования выступает математическая подготовка обучающихся 5 класса.
Предметом исследования являются дидактические условия формирование математической грамотности обучающихся 5 класса по теме «Проценты».
Цель исследования: выявление, обоснование и экспериментальная проверка дидактических условий формирования математической грамотности обучающихся 5 класса по теме «Проценты».
Гипотеза исследования: если в процессе обучения теме «Проценты» использовать приемы технологии УДЕ и комплекс практико-ориентированных учебных задач, то это будет способствовать формированию математической грамотности обучающихся 5 класса.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) Описать сущность понятия «математическая грамотность».
2) Охарактеризовать дидактические условия формирования математической грамотности обучающихся 5 класса.
3) Разработать методику обучения по теме «Проценты.
4) Провести педагогический эксперимент, проанализировать и описать его результаты.
Методы исследования:
- общетеоретические методы исследования (анализ, синтез, обобщение, систематизация);
- эмпирические методы исследования (педагогический эксперимент, педагогическая диагностика).
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 157» г. Красноярска. В исследовании приняли участие обучающиеся 5 «А» и 5 «Б» классов. Общая численность участников исследования составляет 50 человек.
Практическая значимость исследования заключается в наличии методических материалов, которые могут применяться учителями при проведении уроков по теме «Проценты» в 5 классе.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Целью выполнения выпускной квалификационной работы являлось выявление, обоснование и экспериментальная проверка дидактических условий формирования математической грамотности обучающихся 5 класса МБОУ СШ №157 по теме «Проценты».
В ходе анализа литературных источников по теме исследования было установлено, что под математической грамотностью в общем виде понимается принципиально новый образовательный результат, достигающийся в процессе обучения школьников математике, выражающийся в способности обучающихся распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики, формулировать эти проблемы на языке математики, решать эти проблемы, используя математические факты и методы, анализировать и использовать математические методы решения, интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы, формулировать и записывать результаты решения.
Структура математической грамотности может быть представлена в виде сложного интегрального деятельностного образования, включающего информационный, логический, методологический, практический, мотивационный, смысловой, эмоционально-ценностный компоненты, и с этой позиции математическая грамотность представляет собой стратегический целевой ориентир математического образования в школе. Математическая грамотность может быть также представлена в виде трёхуровневой структуры математической компетентности, и с этой позиции она представляет собой тактический целевой ориентир математического образования, который находит своё отражение в непосредственной образовательной деятельности на уроках математики через отбор содержания обучения, выбор методов и средств реализации поставленных целей и задач.
Начало изучения темы «Проценты» приходится на 5-6 классы, при этом в учебно-методических комплексах разных авторов соотношение объёмов учебного материала в 5 и 6 классах, а также логика самого процесса изучения этой темы выстраиваются по-разному. В современных учебниках по математике для 5-6 классов представлено 2 подхода к изучению темы «Проценты» и решению типовых задач на проценты:
- индуктивный подход (от частного - к общему); впервые с задачами на проценты ученики знакомятся без опоры на дроби, способы решения типовых задач опираются на содержательный смысл понятия «процент»;
- дедуктивный подход (от общего - к частному): изначально задачи на проценты изучаются как частный случай задач на дроби.
Оба подхода имеют свои сильные и слабые стороны, однако, в контексте темы настоящего исследования, общим для этих подходов являются очевидная недостаточность прикладной ориентированности учебного материала по теме «Проценты» в 5 классе, его фрагментарность, отсутствие системности и слабая взаимосвязь с ключевым понятием практической деятельности по формированию математической грамотности - понятием «учебная задача».
Педагогический эксперимент по формированию математической грамотности обучающихся 5 классов при изучении темы «Проценты» осуществлялся в три этапа: констатирующий (цель - педагогическая диагностика актуального состояния сформированности у обучающихся 5 класса математической грамотности); формирующий (цель - разработка и апробация методического подхода к изучению темы «Проценты», который будет способствовать формированию у обучающихся экспериментальной группы математической грамотности); контрольный (цель - оценка эффективности предложенного и апробированного в экспериментальной группе методического подхода к изучению темы «Проценты»).
Первичная и повторная диагностика математической грамотности осуществлялась с применением стандартизованного инструментария, разработанного ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».
Математическая грамотность на констатирующем этапе педагогического эксперимента была сформирована у 60 % обучающихся 5-х классов и не сформирована у 40 % пятиклассников. Большинство (36 %) обучающихся продемонстрировали математическую грамотность на среднем уровне. Доля детей с повышенным уровнем сформированности математической грамотности на констатирующем этапе составила 14 %, с высоким уровнем - 10 %. Доля детей с низким уровнем математической грамотности на констатирующем этапе педагогического эксперимента превышала треть (36 %) от общей численности выборки. В числе пятиклассников с несформированной математической грамотности были и те, чей уровень определяется как недостаточный. Таких детей 4 %.
Теоретико-методологическим обоснованием для разработки экспериментального методического подхода к формированию у обучающихся математической грамотности при изучении темы «Проценты» послужили следующие тезисы:
1) содержательные характеристики современных образовательных технологий, выступающих в качестве средства достижения новых требований к образовательным результатам по математике;
2) понятие об учебной задаче, которое занимает одно из ведущих мест в теории и практике разработки прикладного инструментария для формирования математической грамотности.
В качестве основной образовательной технологии в педагогическом эксперименте выступила технология укрупнения дидактических единиц. Разработан комплекс практико-ориентированных учебных задач для решения в процессе изучения темы «Проценты» в 5 классе.
При повторной диагностике математической грамотности доля детей с повышенным уровнем сформированности математической грамотности в экспериментальной группе увеличилась на 4 %, со средним уровнем - на 16 %; доля детей с низким уровнем уменьшилась на 20 %. Суммарная доля обучающихся экспериментальной группы со сформированной математической грамотностью на контрольном этапе составляет 80 %, в то время как на констатирующем этапе она составляла 60 %.
В контрольной группе положительная динамика выражается в приросте доли детей с повышенным уровнем сформированности математической грамотности (увеличение на 4 %) и доли детей со средним уровнем (увеличение на 4 %) при одновременном сокращении доли детей с низким уровнем (уменьшение на 8 %).
На основании вышеизложенного, можно сформулировать вывод о том, что применение при изучении темы «Проценты» методического подхода, основанного на современных образовательных технологиях и практико-ориентированных учебных задачах, действительно, способствует формированию у обучающихся математической грамотности. Следовательно, выдвинутую гипотезу можно признать подтверждённой.
Все поставленные задачи решены в полном объёме, цель достигнута.
В ходе анализа литературных источников по теме исследования было установлено, что под математической грамотностью в общем виде понимается принципиально новый образовательный результат, достигающийся в процессе обучения школьников математике, выражающийся в способности обучающихся распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики, формулировать эти проблемы на языке математики, решать эти проблемы, используя математические факты и методы, анализировать и использовать математические методы решения, интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы, формулировать и записывать результаты решения.
Структура математической грамотности может быть представлена в виде сложного интегрального деятельностного образования, включающего информационный, логический, методологический, практический, мотивационный, смысловой, эмоционально-ценностный компоненты, и с этой позиции математическая грамотность представляет собой стратегический целевой ориентир математического образования в школе. Математическая грамотность может быть также представлена в виде трёхуровневой структуры математической компетентности, и с этой позиции она представляет собой тактический целевой ориентир математического образования, который находит своё отражение в непосредственной образовательной деятельности на уроках математики через отбор содержания обучения, выбор методов и средств реализации поставленных целей и задач.
Начало изучения темы «Проценты» приходится на 5-6 классы, при этом в учебно-методических комплексах разных авторов соотношение объёмов учебного материала в 5 и 6 классах, а также логика самого процесса изучения этой темы выстраиваются по-разному. В современных учебниках по математике для 5-6 классов представлено 2 подхода к изучению темы «Проценты» и решению типовых задач на проценты:
- индуктивный подход (от частного - к общему); впервые с задачами на проценты ученики знакомятся без опоры на дроби, способы решения типовых задач опираются на содержательный смысл понятия «процент»;
- дедуктивный подход (от общего - к частному): изначально задачи на проценты изучаются как частный случай задач на дроби.
Оба подхода имеют свои сильные и слабые стороны, однако, в контексте темы настоящего исследования, общим для этих подходов являются очевидная недостаточность прикладной ориентированности учебного материала по теме «Проценты» в 5 классе, его фрагментарность, отсутствие системности и слабая взаимосвязь с ключевым понятием практической деятельности по формированию математической грамотности - понятием «учебная задача».
Педагогический эксперимент по формированию математической грамотности обучающихся 5 классов при изучении темы «Проценты» осуществлялся в три этапа: констатирующий (цель - педагогическая диагностика актуального состояния сформированности у обучающихся 5 класса математической грамотности); формирующий (цель - разработка и апробация методического подхода к изучению темы «Проценты», который будет способствовать формированию у обучающихся экспериментальной группы математической грамотности); контрольный (цель - оценка эффективности предложенного и апробированного в экспериментальной группе методического подхода к изучению темы «Проценты»).
Первичная и повторная диагностика математической грамотности осуществлялась с применением стандартизованного инструментария, разработанного ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».
Математическая грамотность на констатирующем этапе педагогического эксперимента была сформирована у 60 % обучающихся 5-х классов и не сформирована у 40 % пятиклассников. Большинство (36 %) обучающихся продемонстрировали математическую грамотность на среднем уровне. Доля детей с повышенным уровнем сформированности математической грамотности на констатирующем этапе составила 14 %, с высоким уровнем - 10 %. Доля детей с низким уровнем математической грамотности на констатирующем этапе педагогического эксперимента превышала треть (36 %) от общей численности выборки. В числе пятиклассников с несформированной математической грамотности были и те, чей уровень определяется как недостаточный. Таких детей 4 %.
Теоретико-методологическим обоснованием для разработки экспериментального методического подхода к формированию у обучающихся математической грамотности при изучении темы «Проценты» послужили следующие тезисы:
1) содержательные характеристики современных образовательных технологий, выступающих в качестве средства достижения новых требований к образовательным результатам по математике;
2) понятие об учебной задаче, которое занимает одно из ведущих мест в теории и практике разработки прикладного инструментария для формирования математической грамотности.
В качестве основной образовательной технологии в педагогическом эксперименте выступила технология укрупнения дидактических единиц. Разработан комплекс практико-ориентированных учебных задач для решения в процессе изучения темы «Проценты» в 5 классе.
При повторной диагностике математической грамотности доля детей с повышенным уровнем сформированности математической грамотности в экспериментальной группе увеличилась на 4 %, со средним уровнем - на 16 %; доля детей с низким уровнем уменьшилась на 20 %. Суммарная доля обучающихся экспериментальной группы со сформированной математической грамотностью на контрольном этапе составляет 80 %, в то время как на констатирующем этапе она составляла 60 %.
В контрольной группе положительная динамика выражается в приросте доли детей с повышенным уровнем сформированности математической грамотности (увеличение на 4 %) и доли детей со средним уровнем (увеличение на 4 %) при одновременном сокращении доли детей с низким уровнем (уменьшение на 8 %).
На основании вышеизложенного, можно сформулировать вывод о том, что применение при изучении темы «Проценты» методического подхода, основанного на современных образовательных технологиях и практико-ориентированных учебных задачах, действительно, способствует формированию у обучающихся математической грамотности. Следовательно, выдвинутую гипотезу можно признать подтверждённой.
Все поставленные задачи решены в полном объёме, цель достигнута.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ БУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРОЦЕНТЫ» В 5-6 КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Развитие математической речи у младших школьников при решении уравнений
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2019 - РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ОДЕЖДА. МОДА»)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА ПРОЦЕНТЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2023 - ОРГАНИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11 КЛАССОВ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - Обучение школьников решению задач на проценты с использованием
информационных технологий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Половое воспитание обучающихся в сельской школе на примере 8 класса
Бакалаврская работа, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - Приемы рациональных устных вычислений как средство формирования вычислительного навыка у обучающихся младшей школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5200 р. Год сдачи: 2020



