Формирование личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование формирования личности безопасного типа
у обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы 13
1.1 Психолого-педагогическое обоснование содержания понятия «личность
безопасного типа» 13
1.2 Процесс воспитания личности безопасного типа как педагогическая проблема 18
Глава 2. Реализация педагогических условий формирования личности безопасного типа обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы 27
2.1 Особенности формирования личности безопасного типа обучающихся
старшей ступени общеобразовательного учебного заведения 27
2.2 Разработка и реализация образовательной программы
«Школа безопасности» 38
2.3 Результаты проведения экспериментальной работы по формированию
личности безопасного типа обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы 45
Заключение 65
Список используемой литературы 66
Глава 1. Теоретическое обоснование формирования личности безопасного типа
у обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы 13
1.1 Психолого-педагогическое обоснование содержания понятия «личность
безопасного типа» 13
1.2 Процесс воспитания личности безопасного типа как педагогическая проблема 18
Глава 2. Реализация педагогических условий формирования личности безопасного типа обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы 27
2.1 Особенности формирования личности безопасного типа обучающихся
старшей ступени общеобразовательного учебного заведения 27
2.2 Разработка и реализация образовательной программы
«Школа безопасности» 38
2.3 Результаты проведения экспериментальной работы по формированию
личности безопасного типа обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы 45
Заключение 65
Список используемой литературы 66
Актуальность темы. Важность формирования личности безопасного типа обyчающихcя общеoбразoвательной школы на современном этапе развития общества определяется всё возраcтaющим количеством опасных ситуации природного, техногенного и социального характера, которые наносят значительный ущерб не только окружающей природной среде, но и угрожают жизни и здоровью человека.
Резкое возрастание в последние десятилетия масштабов инженерной деятельности в разы увеличили риск возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Жизнедеятельность человека постиндустриальной волны цивилизации породило множество глобальных проблем: от выживания в условиях «социального взрыва» и угрозы экологической катастрофы до применения оружия массового поражения.
В современной России, в настоящее время эксплуатируются сотни объектов, потенциально опасных для жизни и здоровья населения, среди них более 1000 химически опасных объектов с большими запасами отравляющих веществ, сопоставимых с ядерной угрозой.
Ежегодно наша страна теряет десятки тысяч человеческих жизней в результате техногенных аварий и катастроф на транспорте (наземном, водном и воздушном).
Несмотря на бурное развитие научно-технического прогресса и возможностей улучшения личной и общественной безопасности, количество пострадавших от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера вырастает ежегодно на 6 % [42]. За год в России гибнет в авариях и катастрофах более 50 тыс. человек, более 250 тысяч человек получают увечья и травмы. Эти данные в 2-3 раза превышают аналогичные показатели в других промышленно развитых странах. Это связано не только с перенаселением и урбанизацией, но и с потерей контроля за прогнозированием опасных процессов в результате постройки и активного освоения объектов повышенного риска (радиационные и гидродинамические), развитием транспорта и всё более ощутимым воздействием глобальных экологических проблем (пpоблема отходов, уничтожение лесов, антропогенное воздействие на гидросферу, парниковый эффект). В последнее время значительную роль в структуре опасных ситуаций стали занимать чрезвычайные ситуации социального характера (террористический акт, паника, социальный взрыв), информационная и экономическая безопасность. Глубокие изменения социальной сферы в современном мире, в значительной степени связаны с распространением и внедрением новых технологий, которые дают обществу возможность более широкого удовлетворения своих потребностей и определяют основные тенденции развития опасных ситуаций для жизни и здоровья людей.
В последние десятилетия перед человечеством особенно остро встают проблемы социальной напряжённости, вопросы экономической и информационной безопасности, это определяет новые задачи государства в области национальной безопасности страны, решаемые, в том числе, посредством научных исследований и изменений в правовой сфере [42].
Именно поэтому государство направляет значительные усилия на снижение рисков образовательной деятельности и формирование у молодёжи активной жизненной позиции через усиление социальной активности и реализацию организационно-методических условий для формирования психолого-педагогической успешности всех субъектов образовательного процесса [33].
В последние годы среди специалистов по безопасности жизнедеятельности появился термин «эффект толпы». Он связан с проведением массовых мероприятий, шествий, митингов, уличных концертов, которые иногда заканчиваются трагично, что свидетельствует о низком уровне подготовки населения к экстремальным ситуациям.
В контексте необходимости формирования личности безопасного типа обучающихся, наряду е семейным воспитанием и обеспечением безопасности на государственном уровне, важная роль отводится школе.
В целях предотвращения возможных нежелательных последствий необходимо на школьном этапе проводить педагогические профилактические мероприятия, определяя и корректируя мотивы и поведение, иными словами школьников необходимо готовить к негативным сторонам социального бытия.
Потребность учащихся в безопасности и результативная работа системы образования в этом направлении зависят, по нашему мнению, от совместной целенаправленной деятельности всех субъектов образовательного процесса, е привлечением специалистов разных служб, привлекаемых для создания комплексной системы безопасности в образовательной организации.
В сложившихся условиях одной из важнейших задач школы на современном этапе развития общества является организация деятельности всех субъектов образования по созданию комплексной системы безопасности образовательной деятельности, при условии формирования мотивации обучающегося на осознанное отношение к вопросам безопасности в повседневной жизнедеятельности, другими словами, формирование культуры безопасного поведения в социуме и окружающей среде. А развитие высокой степени познавательной мотивации школьников к процессу обучения и есть показатель уровня педагогической успешности в решении профессиональных задач педагога [12].
Теоретический анализ литературных источников по проблеме формирования личности безопасного типа позволил выявить следующие противоречия:
- между необходимостью формирования личности безопасного типа и недостаточной разработанностью упреждающих мер по обеспечению личной безопасности;
- между потребностями обучающихся старшей ступени в безопасном поведении и недостаточной степенью разработанности педагогических условий в процессе урочной и внеклассной деятельности, направленных на формирование личности безопасного типа у школьников.
Основной идеей нашего исследования является положение о том, что использование всех форм образовательного воздействия в процессе урочной и внеклассной деятельности, направленной на фоpмирование личности безопасного типа обучающихся зависит от pеализации комплексного подхода обpазовательной организации к обеспечению безопасного обpаза жизни школьников [16].
Актуальность paccматриваемой щюблемы и выявленные противоречия предопределили тему исследования: «Формирование личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы».
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка педагогических условий формирования личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы.
Объект исследования - безопасный образ жизни обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы.
Предмет исследования - процесс формирования личности безопасного типа обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы в процессе урочной и внеклассной деятельности.
Гипотеза исследования - формирование личности безопасного типа обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы будет результативным, если:
1. выявлены теоретические предпосылки и уточнено и дополнено понятие «личность безопасного типа».
2. разработаны критерии сформированности личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы.
3. разработана и реализована образовательная программа «Школа безопасности».
4. разработаны и экспериментально проверены педагогические условия формирования личности безопасного типа.
Задачи исследования:
1. осуществить теоретический анализ и выявить предпосылки формирования личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы, и на его основе уточнить и дополнить понятие «личность безопасного типа»;
2. разработать и реализовать авторскую образовательную программу «Школа безопасности»;
3. экспериментально проверить педагогические условия формирования личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы;
4. разработать рекомендации по формированию личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы.
При решении поставленных задач применялись следующие методы педагогического исследования:
- общетеоретические (анализ справочно-энциклопедической, психолого-педагогической литературы, изучение опыта по проблеме исследования, построение гипотезы);
- эмпирические (анкетирование, тестирование, наблюдение, ранжирование, индивидуальные и групповые беседы; педагогический эксперимент; методы математической обработки и анализа экспериментальных данных).
Теоретическую и методологическую основу исследования составили представления: Абрахама Маслоу о сознательном и свободном выборе личности; феноменологический подход Роджерса, предполагающий контроль и динамику субъективного опыта индивидуума; систематизации структуры личности, представленной в работе Ларри Хьелла и Дэниела Зиглера «Теория личности»; А.В. Прохорова о целостном подходе к изучению личности и ее развитию, как процессу самопознания; А.Н. Леонтьева о деятельностном подходе к формированию личности в работах, которые послужили основой для развития психологии личности в отечественной науке (последние десятилетия это направление развивали такие отечественные учёные, как А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник, В.А. Петровский).
Психологические аспекты безопасности личности рассматривались в работах отечественных и зарубежных учёных Т.И. Ижевской, Т.М. Краснянской O. И. Маховской, В.Н. Неверова, А.В. Прохорова, Р.С. Рубинштейна, К.Хорни, К. Юнга; и других учёных.
Основные аспекты формирования культуры безопасности жизнедеятельности изучались в трудах отечественных учёных С.В. Алексеева, P. И. Айзмана, И.А. Баева, В.Н. Латчук, Н.А. Лызь, А.Ф. Хоруженко, Н.И. Хромова, и других.
Формированию личности в аспекте безопасности уделялось внимание в работах отечественных и зарубежных учёных В.В. Гафнера, М.В. Гордиенко, Л.Н. Гориной, Ш.О. Исмаилова, Н.И. Полякова, Н.К. Смирновой, И.О. Степановой, М.П. Фролова, и других.
Концептуальные подходы и взгляды на проблему формирования личности безопасного типа были изучены нами на основе работ отечественных учёных Н.П. Абаскалова, Р.И. Айзмана, С.В. Алексеева, И.А. Баева, В.В. Гафнера, В.Н. Латчука, Н.А. Лызь, С.В. Петрова, Н.И. Полякова, Н.К. Смирнова, М.П. Фролова и других.
Опытно-экспериментальная база исследования: КГПУ им. В.П. Астафьева, МБОУ «Лицей № 28» города Красноярска, МБОУ СШ № 153 города Красноярска. Участниками исследования были 319 учащихся старшей ступени общеобразовательной школы, 9 педагогов (учителя-предметники, преподаватели физической культуры, психолог, социальный педагог).
Экспериментальная работа включала в себя проведение нескольких этапов.
Первый этап - организационный (2014-2015 г.г.), в котором изучалось состояние проблемы формирования личности безопасного типа в науке и практике, изучалась и анализировалась психолого-педагогическая литература по данной проблеме, разрабатывался терминологический аппарат исследования процесса формирования личности безопасного типа в урочной и внеклассной деятельности, был проведен констатирующий этап эксперимента (анкетирование).
Второй этап - опытно-экспериментальный (сентябрь-ноябрь 2015-2016 г. г.), в котором проходила разработка и реализация образовательной программы «Школа безопасности», позволяющей корректировать формирование личности безопасного типа обучающихся на основании разработанных критериев уровня формирования личности безопасного типа обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы.
Третий этап - заключительно-обобщающий (декабрь-февраль 2015-2016 г.г.), где проводилась аналитическая обработка результатов исследования, уточнение положений и выводов исследования.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- уточнено и дополнено понятие «личность безопасного типа», определяемое как «личность, осознающая самого себя, высокий смысл своей деятельности, стремящаяся жить в согласии с самим собой, окружающей природой, гармонично сочетающая в себе активное созидательное начало и глубокое понимание последствий любого взаимодействия с окружающей средой, для обеспечения здоровой и безопасной жизнедеятельности»;
- разработаны и проверены в ходе эксперимента организационно-педагогические условия формирования личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы;
- разработана и реализована авторская образовательная программа «Школа безопасности»;
- разработаны рекомендации по формированию личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы.
Теоретическая значимость работы заключается в:
- доказательстве, что формирование личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы обусловлено педагогическими условиями, разработанными на принципах взаимосвязи всех звеньев процесса формирования личности безопасного типа обучающихся;
- анализ психолого-педагогической и методической литературы и изучение состояния проблемы формирования личности безопасного типа показали, что формирование личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы исследовано недостаточно полно;
- изучение теоретических предпосылок формирования личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы позволило уточнить и дополнить понятие «личность безопасного типа»;
- разработаны критерии оценки сформированности личности безопасного типа у обучающихся - когнитивный, мотивационный и практико-деятельностный.
Практическая значимость работы: на основе анализа результатов проведения опытно-экспериментальной работы выявлено, что одним из факторов формирования личности безопасного типа у обучающихся общеобразовательной школы в урочное и внеурочное время служит реализация авторской образовательной программы «Школа безопасности», в единстве с созданием педагогических условий для формирования личности безопасного типа; разработаны психолого-педагогические рекомендации по формированию личности безопасного типа обучающихся позволяют повысить качество образовательного процесса, направленного на усиление мотивации обучающихся к приобретению знаний и практических навыков безопасного поведения, к сознательному и ответственному отношению к вопросам личной и общественной безопасности.
Личное участие соискателя состоит в проведении исследований и получении научных результатов; определении основных подходов к изучению проблемы формирования личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной организации; разработке критериев оценки формирования личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной организации; разработке и реализации авторской образовательной программы «Школа безопасности»; разработке педагогических рекомендаций по формированию личности безопасного типа обучающихся, которые позволяют повысить качество образовательного процесса, направленного на усиление мотивации обучающихся к приобретению знаний и практических навыков безопасного поведения, к сознательному и ответственному отношению к вопросам личной и общественной безопасности.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечена реализацией методологического и дидактических подходов в исследовании, комплекса общетеоретических и эмпирических методов, в соответствии с целью, задачами, экспериментальным подтверждением выдвинутой гипотезы результатам исследования возможностью реализации задач на базе общеобразовательной организации.
Апробация результатов исследования.
Материалы магистерской работы были опубликованы в статьях в журналах и сборниках:
- «Формирование личности безопасного типа у студентов-мигрантов при адаптации в новых социокультурных условиях», в рамках участия в III-й региональной научно-практической конференции «Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантской молодёжи к поликультурному образовательному пространству. Проблемы, пути, решения» (24-25.04.2014 г.);
- «Формирование личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной организации» и выступление с докладом «Формирование личности безопасного типа при занятиях рукопашным боем у старшеклассников», в рамках участия в научно-практической конференции «Современные аспекты подготовки и профессиональной самореализации специалистов в области физической культуры и спорта» в рамках IV Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» 23.11.2015 г.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. изучение теоретических предпосылок к проблеме формирования личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы позволяет уточнить и дополнить понятие «личность безопасного типа», которое понимается как «личность, осознающая самого себя, высокий смысл своей деятельности, стремящаяся жить в согласии с самим собой, окружающей природой, гармонично сочетающая в себе активное созидательное начало и глубокое понимание последствий любого взаимодействия с окружающей средой, для обеспечения здоровой и безопасной жизнедеятельности» и разработать критерии оценки формирования личности безопасного типа у обучающихся - когнитивный, мотивационный и практико-деятельностный.
2. Разработка и реализация авторской образовательной программы «Школа безопасности» является важным составляющим создания педагогических условий для формирования личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы.
3. Формирование личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы на современном этапе развития общества возможно при реализации педагогических условий, применяемых в ходе урочной и внеклассной деятельности, направленных на повышение комфортности и безопасности образовательный среды, созданию устойчивой мотивации личности к безопасному поведению, глубокому пониманию последствий любого взаимодействия с окружающей средой для обеспечения личной и общественной безопасности жизнедеятельности
Резкое возрастание в последние десятилетия масштабов инженерной деятельности в разы увеличили риск возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Жизнедеятельность человека постиндустриальной волны цивилизации породило множество глобальных проблем: от выживания в условиях «социального взрыва» и угрозы экологической катастрофы до применения оружия массового поражения.
В современной России, в настоящее время эксплуатируются сотни объектов, потенциально опасных для жизни и здоровья населения, среди них более 1000 химически опасных объектов с большими запасами отравляющих веществ, сопоставимых с ядерной угрозой.
Ежегодно наша страна теряет десятки тысяч человеческих жизней в результате техногенных аварий и катастроф на транспорте (наземном, водном и воздушном).
Несмотря на бурное развитие научно-технического прогресса и возможностей улучшения личной и общественной безопасности, количество пострадавших от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера вырастает ежегодно на 6 % [42]. За год в России гибнет в авариях и катастрофах более 50 тыс. человек, более 250 тысяч человек получают увечья и травмы. Эти данные в 2-3 раза превышают аналогичные показатели в других промышленно развитых странах. Это связано не только с перенаселением и урбанизацией, но и с потерей контроля за прогнозированием опасных процессов в результате постройки и активного освоения объектов повышенного риска (радиационные и гидродинамические), развитием транспорта и всё более ощутимым воздействием глобальных экологических проблем (пpоблема отходов, уничтожение лесов, антропогенное воздействие на гидросферу, парниковый эффект). В последнее время значительную роль в структуре опасных ситуаций стали занимать чрезвычайные ситуации социального характера (террористический акт, паника, социальный взрыв), информационная и экономическая безопасность. Глубокие изменения социальной сферы в современном мире, в значительной степени связаны с распространением и внедрением новых технологий, которые дают обществу возможность более широкого удовлетворения своих потребностей и определяют основные тенденции развития опасных ситуаций для жизни и здоровья людей.
В последние десятилетия перед человечеством особенно остро встают проблемы социальной напряжённости, вопросы экономической и информационной безопасности, это определяет новые задачи государства в области национальной безопасности страны, решаемые, в том числе, посредством научных исследований и изменений в правовой сфере [42].
Именно поэтому государство направляет значительные усилия на снижение рисков образовательной деятельности и формирование у молодёжи активной жизненной позиции через усиление социальной активности и реализацию организационно-методических условий для формирования психолого-педагогической успешности всех субъектов образовательного процесса [33].
В последние годы среди специалистов по безопасности жизнедеятельности появился термин «эффект толпы». Он связан с проведением массовых мероприятий, шествий, митингов, уличных концертов, которые иногда заканчиваются трагично, что свидетельствует о низком уровне подготовки населения к экстремальным ситуациям.
В контексте необходимости формирования личности безопасного типа обучающихся, наряду е семейным воспитанием и обеспечением безопасности на государственном уровне, важная роль отводится школе.
В целях предотвращения возможных нежелательных последствий необходимо на школьном этапе проводить педагогические профилактические мероприятия, определяя и корректируя мотивы и поведение, иными словами школьников необходимо готовить к негативным сторонам социального бытия.
Потребность учащихся в безопасности и результативная работа системы образования в этом направлении зависят, по нашему мнению, от совместной целенаправленной деятельности всех субъектов образовательного процесса, е привлечением специалистов разных служб, привлекаемых для создания комплексной системы безопасности в образовательной организации.
В сложившихся условиях одной из важнейших задач школы на современном этапе развития общества является организация деятельности всех субъектов образования по созданию комплексной системы безопасности образовательной деятельности, при условии формирования мотивации обучающегося на осознанное отношение к вопросам безопасности в повседневной жизнедеятельности, другими словами, формирование культуры безопасного поведения в социуме и окружающей среде. А развитие высокой степени познавательной мотивации школьников к процессу обучения и есть показатель уровня педагогической успешности в решении профессиональных задач педагога [12].
Теоретический анализ литературных источников по проблеме формирования личности безопасного типа позволил выявить следующие противоречия:
- между необходимостью формирования личности безопасного типа и недостаточной разработанностью упреждающих мер по обеспечению личной безопасности;
- между потребностями обучающихся старшей ступени в безопасном поведении и недостаточной степенью разработанности педагогических условий в процессе урочной и внеклассной деятельности, направленных на формирование личности безопасного типа у школьников.
Основной идеей нашего исследования является положение о том, что использование всех форм образовательного воздействия в процессе урочной и внеклассной деятельности, направленной на фоpмирование личности безопасного типа обучающихся зависит от pеализации комплексного подхода обpазовательной организации к обеспечению безопасного обpаза жизни школьников [16].
Актуальность paccматриваемой щюблемы и выявленные противоречия предопределили тему исследования: «Формирование личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы».
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка педагогических условий формирования личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы.
Объект исследования - безопасный образ жизни обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы.
Предмет исследования - процесс формирования личности безопасного типа обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы в процессе урочной и внеклассной деятельности.
Гипотеза исследования - формирование личности безопасного типа обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы будет результативным, если:
1. выявлены теоретические предпосылки и уточнено и дополнено понятие «личность безопасного типа».
2. разработаны критерии сформированности личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы.
3. разработана и реализована образовательная программа «Школа безопасности».
4. разработаны и экспериментально проверены педагогические условия формирования личности безопасного типа.
Задачи исследования:
1. осуществить теоретический анализ и выявить предпосылки формирования личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы, и на его основе уточнить и дополнить понятие «личность безопасного типа»;
2. разработать и реализовать авторскую образовательную программу «Школа безопасности»;
3. экспериментально проверить педагогические условия формирования личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы;
4. разработать рекомендации по формированию личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы.
При решении поставленных задач применялись следующие методы педагогического исследования:
- общетеоретические (анализ справочно-энциклопедической, психолого-педагогической литературы, изучение опыта по проблеме исследования, построение гипотезы);
- эмпирические (анкетирование, тестирование, наблюдение, ранжирование, индивидуальные и групповые беседы; педагогический эксперимент; методы математической обработки и анализа экспериментальных данных).
Теоретическую и методологическую основу исследования составили представления: Абрахама Маслоу о сознательном и свободном выборе личности; феноменологический подход Роджерса, предполагающий контроль и динамику субъективного опыта индивидуума; систематизации структуры личности, представленной в работе Ларри Хьелла и Дэниела Зиглера «Теория личности»; А.В. Прохорова о целостном подходе к изучению личности и ее развитию, как процессу самопознания; А.Н. Леонтьева о деятельностном подходе к формированию личности в работах, которые послужили основой для развития психологии личности в отечественной науке (последние десятилетия это направление развивали такие отечественные учёные, как А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник, В.А. Петровский).
Психологические аспекты безопасности личности рассматривались в работах отечественных и зарубежных учёных Т.И. Ижевской, Т.М. Краснянской O. И. Маховской, В.Н. Неверова, А.В. Прохорова, Р.С. Рубинштейна, К.Хорни, К. Юнга; и других учёных.
Основные аспекты формирования культуры безопасности жизнедеятельности изучались в трудах отечественных учёных С.В. Алексеева, P. И. Айзмана, И.А. Баева, В.Н. Латчук, Н.А. Лызь, А.Ф. Хоруженко, Н.И. Хромова, и других.
Формированию личности в аспекте безопасности уделялось внимание в работах отечественных и зарубежных учёных В.В. Гафнера, М.В. Гордиенко, Л.Н. Гориной, Ш.О. Исмаилова, Н.И. Полякова, Н.К. Смирновой, И.О. Степановой, М.П. Фролова, и других.
Концептуальные подходы и взгляды на проблему формирования личности безопасного типа были изучены нами на основе работ отечественных учёных Н.П. Абаскалова, Р.И. Айзмана, С.В. Алексеева, И.А. Баева, В.В. Гафнера, В.Н. Латчука, Н.А. Лызь, С.В. Петрова, Н.И. Полякова, Н.К. Смирнова, М.П. Фролова и других.
Опытно-экспериментальная база исследования: КГПУ им. В.П. Астафьева, МБОУ «Лицей № 28» города Красноярска, МБОУ СШ № 153 города Красноярска. Участниками исследования были 319 учащихся старшей ступени общеобразовательной школы, 9 педагогов (учителя-предметники, преподаватели физической культуры, психолог, социальный педагог).
Экспериментальная работа включала в себя проведение нескольких этапов.
Первый этап - организационный (2014-2015 г.г.), в котором изучалось состояние проблемы формирования личности безопасного типа в науке и практике, изучалась и анализировалась психолого-педагогическая литература по данной проблеме, разрабатывался терминологический аппарат исследования процесса формирования личности безопасного типа в урочной и внеклассной деятельности, был проведен констатирующий этап эксперимента (анкетирование).
Второй этап - опытно-экспериментальный (сентябрь-ноябрь 2015-2016 г. г.), в котором проходила разработка и реализация образовательной программы «Школа безопасности», позволяющей корректировать формирование личности безопасного типа обучающихся на основании разработанных критериев уровня формирования личности безопасного типа обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы.
Третий этап - заключительно-обобщающий (декабрь-февраль 2015-2016 г.г.), где проводилась аналитическая обработка результатов исследования, уточнение положений и выводов исследования.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- уточнено и дополнено понятие «личность безопасного типа», определяемое как «личность, осознающая самого себя, высокий смысл своей деятельности, стремящаяся жить в согласии с самим собой, окружающей природой, гармонично сочетающая в себе активное созидательное начало и глубокое понимание последствий любого взаимодействия с окружающей средой, для обеспечения здоровой и безопасной жизнедеятельности»;
- разработаны и проверены в ходе эксперимента организационно-педагогические условия формирования личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы;
- разработана и реализована авторская образовательная программа «Школа безопасности»;
- разработаны рекомендации по формированию личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы.
Теоретическая значимость работы заключается в:
- доказательстве, что формирование личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы обусловлено педагогическими условиями, разработанными на принципах взаимосвязи всех звеньев процесса формирования личности безопасного типа обучающихся;
- анализ психолого-педагогической и методической литературы и изучение состояния проблемы формирования личности безопасного типа показали, что формирование личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы исследовано недостаточно полно;
- изучение теоретических предпосылок формирования личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы позволило уточнить и дополнить понятие «личность безопасного типа»;
- разработаны критерии оценки сформированности личности безопасного типа у обучающихся - когнитивный, мотивационный и практико-деятельностный.
Практическая значимость работы: на основе анализа результатов проведения опытно-экспериментальной работы выявлено, что одним из факторов формирования личности безопасного типа у обучающихся общеобразовательной школы в урочное и внеурочное время служит реализация авторской образовательной программы «Школа безопасности», в единстве с созданием педагогических условий для формирования личности безопасного типа; разработаны психолого-педагогические рекомендации по формированию личности безопасного типа обучающихся позволяют повысить качество образовательного процесса, направленного на усиление мотивации обучающихся к приобретению знаний и практических навыков безопасного поведения, к сознательному и ответственному отношению к вопросам личной и общественной безопасности.
Личное участие соискателя состоит в проведении исследований и получении научных результатов; определении основных подходов к изучению проблемы формирования личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной организации; разработке критериев оценки формирования личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной организации; разработке и реализации авторской образовательной программы «Школа безопасности»; разработке педагогических рекомендаций по формированию личности безопасного типа обучающихся, которые позволяют повысить качество образовательного процесса, направленного на усиление мотивации обучающихся к приобретению знаний и практических навыков безопасного поведения, к сознательному и ответственному отношению к вопросам личной и общественной безопасности.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечена реализацией методологического и дидактических подходов в исследовании, комплекса общетеоретических и эмпирических методов, в соответствии с целью, задачами, экспериментальным подтверждением выдвинутой гипотезы результатам исследования возможностью реализации задач на базе общеобразовательной организации.
Апробация результатов исследования.
Материалы магистерской работы были опубликованы в статьях в журналах и сборниках:
- «Формирование личности безопасного типа у студентов-мигрантов при адаптации в новых социокультурных условиях», в рамках участия в III-й региональной научно-практической конференции «Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантской молодёжи к поликультурному образовательному пространству. Проблемы, пути, решения» (24-25.04.2014 г.);
- «Формирование личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной организации» и выступление с докладом «Формирование личности безопасного типа при занятиях рукопашным боем у старшеклассников», в рамках участия в научно-практической конференции «Современные аспекты подготовки и профессиональной самореализации специалистов в области физической культуры и спорта» в рамках IV Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» 23.11.2015 г.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. изучение теоретических предпосылок к проблеме формирования личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы позволяет уточнить и дополнить понятие «личность безопасного типа», которое понимается как «личность, осознающая самого себя, высокий смысл своей деятельности, стремящаяся жить в согласии с самим собой, окружающей природой, гармонично сочетающая в себе активное созидательное начало и глубокое понимание последствий любого взаимодействия с окружающей средой, для обеспечения здоровой и безопасной жизнедеятельности» и разработать критерии оценки формирования личности безопасного типа у обучающихся - когнитивный, мотивационный и практико-деятельностный.
2. Разработка и реализация авторской образовательной программы «Школа безопасности» является важным составляющим создания педагогических условий для формирования личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы.
3. Формирование личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы на современном этапе развития общества возможно при реализации педагогических условий, применяемых в ходе урочной и внеклассной деятельности, направленных на повышение комфортности и безопасности образовательный среды, созданию устойчивой мотивации личности к безопасному поведению, глубокому пониманию последствий любого взаимодействия с окружающей средой для обеспечения личной и общественной безопасности жизнедеятельности
1. Анализ психолого-педагогической литературы и исследование состояния проблемы формирования личности безопасного типа показал, что формирование личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы исследовано недостаточно полно.
Изучение теоретических предпосылок к проблеме формирования личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы позволило:
- расширить понятие «личность безопасного типа», которое представлено нами, как «личность, осознающая самого себя, высокий смысл своей деятельности, стремящаяся жить в согласии с самим собой, окружающей природой, гармонично сочетающая в себе активное созидательное начало и глубокое понимание последствий любого взаимодействия с окружающей средой, для обеспечения здоровой и безопасной жизнедеятельности»;
- разработать критерии оценки формирования личности безопасного типа у обучающихся - когнитивный, мотивационный и практико-деятельностный.
2. На основе анализа результатов проведения опытно-экспериментальной работы выявлено, что одним из факторов формирования личности безопасного типа у обучающихся общеобразовательной школы в урочное и внеурочное время является реализация авторской образовательной программы «Школа безопасности», в единстве с созданием педагогических условий для формирования личности безопасного типа.
3. Разработанные педагогические рекомендации по формированию личности безопасного типа обучающихся позволяют повысить качество образовательного процесса, направленного на усиление мотивации обучающихся к приобретению знаний и практических навыков безопасного поведения, к сознательному и ответственному отношению к вопросам личной и общественной безопасности.
Изучение теоретических предпосылок к проблеме формирования личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы позволило:
- расширить понятие «личность безопасного типа», которое представлено нами, как «личность, осознающая самого себя, высокий смысл своей деятельности, стремящаяся жить в согласии с самим собой, окружающей природой, гармонично сочетающая в себе активное созидательное начало и глубокое понимание последствий любого взаимодействия с окружающей средой, для обеспечения здоровой и безопасной жизнедеятельности»;
- разработать критерии оценки формирования личности безопасного типа у обучающихся - когнитивный, мотивационный и практико-деятельностный.
2. На основе анализа результатов проведения опытно-экспериментальной работы выявлено, что одним из факторов формирования личности безопасного типа у обучающихся общеобразовательной школы в урочное и внеурочное время является реализация авторской образовательной программы «Школа безопасности», в единстве с созданием педагогических условий для формирования личности безопасного типа.
3. Разработанные педагогические рекомендации по формированию личности безопасного типа обучающихся позволяют повысить качество образовательного процесса, направленного на усиление мотивации обучающихся к приобретению знаний и практических навыков безопасного поведения, к сознательному и ответственному отношению к вопросам личной и общественной безопасности.
Подобные работы
- Организация факультативных занятий с обучающимися старших классов по основам безопасности дорожного движения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Повышение посредствам оптимизации учебно-методического обеспечения, (на опыте разработки и внедрения УМП «правила поведения в условиях автономного существования»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2024 - Формирование мотивационной готовности старшеклассников к службе в Вооруженных силах при изучении основ безопасности жизнедеятельности
Магистерская диссертация, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Первичная профилактика вредных привычек у обучающихся 16-17 лет в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2021 - ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ О БЕЗОПАСНОСТИ КАК РЕГУЛЯТОРЕ ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЗНАЧИМЫХ СФЕР ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ УМЕНИЯ ПРИНИМАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ В ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - Первичная форма профилактики вредных привычек у обучающихся в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2019 - ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019



