Межличностные отношения в коллективе таймырских младших школьников на занятиях театрального кружка «Чокуркаан»
|
Введение 3
Глава I. ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ ТАЙМЫРСКИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА «ЧОКУРКААН» 7
1.1. Понятие межличностных отношений в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Особенности межличностных отношений в коллективе таймырских
младших школьников 14
1.3. Способы организации направленные на формирование
межличностных отношений таймырских младших школьников 27
1.4. Влияние театрализованных действий на развитие межличностных отношений у таймырских учащихся младшего школьного возраста в
общеобразовательных школах 32
Выводы по главе I 37
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ТАЙМЫРСКИХ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ 38
2.1. Организация констатирующего эксперимента и анализ результатов 38
2.2. Описание формирующего эксперимента 44
2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 58
Выводы по главе II 62
Заключение 64
Список литературы 66
Приложение 72
Глава I. ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ ТАЙМЫРСКИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА «ЧОКУРКААН» 7
1.1. Понятие межличностных отношений в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Особенности межличностных отношений в коллективе таймырских
младших школьников 14
1.3. Способы организации направленные на формирование
межличностных отношений таймырских младших школьников 27
1.4. Влияние театрализованных действий на развитие межличностных отношений у таймырских учащихся младшего школьного возраста в
общеобразовательных школах 32
Выводы по главе I 37
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ТАЙМЫРСКИХ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ 38
2.1. Организация констатирующего эксперимента и анализ результатов 38
2.2. Описание формирующего эксперимента 44
2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 58
Выводы по главе II 62
Заключение 64
Список литературы 66
Приложение 72
Современная жизнь очень динамична и изменчива, насыщена новыми образами мыслей и действий, что создает психологические и экономические трудности, которые требуют от человека все новых физических и нравственных резервов для адаптации в новых условиях.
Проблемы взаимоотношения в группе сверстников постоянно привлекает внимание зарубежных и отечественных психологов и педагогов. Значение данной проблемы возросло в условиях перехода к всеобщему среднему образованию, к широкой практике работы классов с продленным днем, когда школа стала центром жизнедеятельности ребенка на протяжении основного периода становления его личности.
Л.С. Выготский и его последователи объясняли взаимоотношения людей как средство освоения мира, но не как смысловую ткань жизни, однако без общения невозможно энергетическое и субъективно-эмоциональное наполнение.
В.Н. Мясищев изучал межличностные отношения в русле психологии. То есть они представляли личность как ядро индивидуально-целостной системы субъективно-оценочных отношений к действительности. Характерно, что деятельностный подход развивался преимущественно в рамках теоретической и экспериментальной психологии, а психология отношений складывалась, в основном, в сфере психологической практики.
Исследования, которые проводились социологами и психологами, показывают, что люди чаще пробуют изменить других людей и ситуацию, чем осознать причину своего неблагополучия, безрадостной жизни, личных неудач, и увидеть в нём отношении к жизни и другим людям.
В младшем дошкольном возрасте закладываются основные социальные роли и поведение в них. Поэтому так необходимо определить роль отношений для формирования личности младшего школьника - наиболее ответственном периоде перехода ребенка в новую социально значимую систему отношений. Большинство детей имеют трудности в построении позитивных отношений с одноклассниками, поэтому большая ответственность за межличностные отношения младших школьников лежит на заинтересованных взрослых - учителях и родителях.
Значимым фактором при формировании межличностных отношений со сверстниками для современных детей является национальная принадлежность. Еще недавно учащиеся российский школ при выборе партнера общения не задумывались, с детьми какой национальности, они хотели бы учиться, играть, дружить. Согласно Д.И. Фельдштейну, в последние годы картина изменилась: уже 69% 6-7-летних школьников, выбирая товарища, на первое место по значимости ставят его национальность [33].
В связи с реформированием российского образования в настоящее время опять возрос интерес педагогов к вопросам театрализованной деятельности. Это отразилось и в официальных документах по аттестации и аккредитации образовательных учреждений, где выделен раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности». В государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования появились дисциплины дополнительной подготовки: «Воспитатель с дополнительной подготовкой в области театрализованной деятельности», «Педагог-организатор», «Дополнительная подготовка в области педагогики дополнительного образования», включающие изучение театрализованной деятельности как одного из средств воспитания школьников. Однако введение подобных направлений образовательной деятельности не подкреплено программным и учебно-методическим обеспечением, многие педагоги оказались не готовы к нововведениям. В связи с этим развернулось переосмысление психолого-педагогических положений театрализованной деятельности, вновь наблюдается всплеск интереса к данной проблеме, уточнение и еще более солидное обоснование роли театрализованной деятельности в воспитании и развитии личности.
Педагогические возможности театрализованной деятельности рассматривают ученые и практики: Н.П. Аникеева, С. Власова, О.С. Газман, А.П. Ершова, Г.И. Камаева, В.А. Караковский, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, М. Маханева, С.И. Мерзлякова, А.Г. Милонович, Е.А. Осипова, В.Ю. Питюков, А.П. Савченко, Н.Ф. Сорокина, Н.Е. Харитонова, Л.И. Царенко, Н.В. Щуркова и многие другие.
Актуальность заключается в выявлении скрытых механизмов, которые лежат в основе межличностных отношений в коллективе младших школьников. А также формирование взаимоотношений в коллективе таймырских младших школьников на занятиях театрального кружка.
Объектом исследования является процесс развития межличностных отношений в коллективе таймырских младших школьников на занятиях театрального кружка «Чокуркаан».
Предмет исследования: занятия театрального кружка «Чокуркаан», как средство развития межличностных отношений в коллективе таймырских младших школьников.
Цель исследования: составить программу театрализованных занятий кружка «Чокуркаан» с таймырскими младшими школьниками и апробировать её на практике.
Задачи исследования:
1 . Проанализировать психолого-педагогическую литературу:
2. Выявить особенности межличностных отношений в коллективе таймырских младших школьников;
3. Исследовать способы организации, направленные на формирование межличностных отношений таймырских младших школьников;
4. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию межличностных отношений таймырских учащихся младшего школьного возраста на занятиях театрального кружка «Чокуркаан».
5. Отследить динамику происходящего до и после формирующего эксперимента.
Гипотеза: занятия театрального кружка «Чокуркаан» будут способствовать развитию межличностных отношений таймырских младших школьников, если их содержание будет направлено на создание благоприятного психологического климата, повышение групповой сплочённости и формирование эмпатийных способностей.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы:
1. теоретические методы: анализ психолого-педагогической
литературы;
2. практические методы: беседа, наблюдение, психодиагностика.
В процессе работы нами были подобраны следующие диагностические методики:
1. Методика Дж. Морено «Социометрия».
2. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири.
3. Методика диагностики уровня эмпатийных способностей В.В. Бойко.
Практическая значимость исследования: обусловлена актуальностью проблемы межличностных отношений в коллективе таймырских младших школьников. Материалы и результаты исследования могут представлять интерес для педагогов, психологов, специалистов, работающих с детьми.
Теоретической значимостью являются: теория развития психики ребенка (Л.С.Выготский); психолого-педагогические исследования в области проблемы агрессии школьников (Р.Бэрон, С.А.Колосова, Д.Ричардсон, А.А.Романов, Т.Г.Румянцева, Л.М.Семенюк, Т.П.Смирнова и др.), теория профилактики и коррекции отклоняющегося поведения детей (С.А.Алексеева, К.Ш.Ахияров, С.А.Беличева, Л.С.Славина, и др.), гуманистическая психология и педагогика (К.Роджерс, В.А.Сухомлинский).
Новизна исследования: в работе описаны и проанализированы индивидуально-типологические черты таймырских младших школьников, проанализированы причины и факторы низкого уровня межличностных отношений в коллективе таймырских младших школьников; выявлены условия коррекции уровня межличностных взаимоотношений в коллективе младших школьников на занятиях театрального кружка «Чокуркаан».
Опытно-экспериментальная работа проводилась: ТМКОУ «Хатангская средняя общеобразовательная школа №1».
В исследовании принимало участие 60 школьников (30-долган и 30- русских) 3 - 4-го класса в возрасте от 9 до 11 лет.
Проблемы взаимоотношения в группе сверстников постоянно привлекает внимание зарубежных и отечественных психологов и педагогов. Значение данной проблемы возросло в условиях перехода к всеобщему среднему образованию, к широкой практике работы классов с продленным днем, когда школа стала центром жизнедеятельности ребенка на протяжении основного периода становления его личности.
Л.С. Выготский и его последователи объясняли взаимоотношения людей как средство освоения мира, но не как смысловую ткань жизни, однако без общения невозможно энергетическое и субъективно-эмоциональное наполнение.
В.Н. Мясищев изучал межличностные отношения в русле психологии. То есть они представляли личность как ядро индивидуально-целостной системы субъективно-оценочных отношений к действительности. Характерно, что деятельностный подход развивался преимущественно в рамках теоретической и экспериментальной психологии, а психология отношений складывалась, в основном, в сфере психологической практики.
Исследования, которые проводились социологами и психологами, показывают, что люди чаще пробуют изменить других людей и ситуацию, чем осознать причину своего неблагополучия, безрадостной жизни, личных неудач, и увидеть в нём отношении к жизни и другим людям.
В младшем дошкольном возрасте закладываются основные социальные роли и поведение в них. Поэтому так необходимо определить роль отношений для формирования личности младшего школьника - наиболее ответственном периоде перехода ребенка в новую социально значимую систему отношений. Большинство детей имеют трудности в построении позитивных отношений с одноклассниками, поэтому большая ответственность за межличностные отношения младших школьников лежит на заинтересованных взрослых - учителях и родителях.
Значимым фактором при формировании межличностных отношений со сверстниками для современных детей является национальная принадлежность. Еще недавно учащиеся российский школ при выборе партнера общения не задумывались, с детьми какой национальности, они хотели бы учиться, играть, дружить. Согласно Д.И. Фельдштейну, в последние годы картина изменилась: уже 69% 6-7-летних школьников, выбирая товарища, на первое место по значимости ставят его национальность [33].
В связи с реформированием российского образования в настоящее время опять возрос интерес педагогов к вопросам театрализованной деятельности. Это отразилось и в официальных документах по аттестации и аккредитации образовательных учреждений, где выделен раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности». В государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования появились дисциплины дополнительной подготовки: «Воспитатель с дополнительной подготовкой в области театрализованной деятельности», «Педагог-организатор», «Дополнительная подготовка в области педагогики дополнительного образования», включающие изучение театрализованной деятельности как одного из средств воспитания школьников. Однако введение подобных направлений образовательной деятельности не подкреплено программным и учебно-методическим обеспечением, многие педагоги оказались не готовы к нововведениям. В связи с этим развернулось переосмысление психолого-педагогических положений театрализованной деятельности, вновь наблюдается всплеск интереса к данной проблеме, уточнение и еще более солидное обоснование роли театрализованной деятельности в воспитании и развитии личности.
Педагогические возможности театрализованной деятельности рассматривают ученые и практики: Н.П. Аникеева, С. Власова, О.С. Газман, А.П. Ершова, Г.И. Камаева, В.А. Караковский, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, М. Маханева, С.И. Мерзлякова, А.Г. Милонович, Е.А. Осипова, В.Ю. Питюков, А.П. Савченко, Н.Ф. Сорокина, Н.Е. Харитонова, Л.И. Царенко, Н.В. Щуркова и многие другие.
Актуальность заключается в выявлении скрытых механизмов, которые лежат в основе межличностных отношений в коллективе младших школьников. А также формирование взаимоотношений в коллективе таймырских младших школьников на занятиях театрального кружка.
Объектом исследования является процесс развития межличностных отношений в коллективе таймырских младших школьников на занятиях театрального кружка «Чокуркаан».
Предмет исследования: занятия театрального кружка «Чокуркаан», как средство развития межличностных отношений в коллективе таймырских младших школьников.
Цель исследования: составить программу театрализованных занятий кружка «Чокуркаан» с таймырскими младшими школьниками и апробировать её на практике.
Задачи исследования:
1 . Проанализировать психолого-педагогическую литературу:
2. Выявить особенности межличностных отношений в коллективе таймырских младших школьников;
3. Исследовать способы организации, направленные на формирование межличностных отношений таймырских младших школьников;
4. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию межличностных отношений таймырских учащихся младшего школьного возраста на занятиях театрального кружка «Чокуркаан».
5. Отследить динамику происходящего до и после формирующего эксперимента.
Гипотеза: занятия театрального кружка «Чокуркаан» будут способствовать развитию межличностных отношений таймырских младших школьников, если их содержание будет направлено на создание благоприятного психологического климата, повышение групповой сплочённости и формирование эмпатийных способностей.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы:
1. теоретические методы: анализ психолого-педагогической
литературы;
2. практические методы: беседа, наблюдение, психодиагностика.
В процессе работы нами были подобраны следующие диагностические методики:
1. Методика Дж. Морено «Социометрия».
2. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири.
3. Методика диагностики уровня эмпатийных способностей В.В. Бойко.
Практическая значимость исследования: обусловлена актуальностью проблемы межличностных отношений в коллективе таймырских младших школьников. Материалы и результаты исследования могут представлять интерес для педагогов, психологов, специалистов, работающих с детьми.
Теоретической значимостью являются: теория развития психики ребенка (Л.С.Выготский); психолого-педагогические исследования в области проблемы агрессии школьников (Р.Бэрон, С.А.Колосова, Д.Ричардсон, А.А.Романов, Т.Г.Румянцева, Л.М.Семенюк, Т.П.Смирнова и др.), теория профилактики и коррекции отклоняющегося поведения детей (С.А.Алексеева, К.Ш.Ахияров, С.А.Беличева, Л.С.Славина, и др.), гуманистическая психология и педагогика (К.Роджерс, В.А.Сухомлинский).
Новизна исследования: в работе описаны и проанализированы индивидуально-типологические черты таймырских младших школьников, проанализированы причины и факторы низкого уровня межличностных отношений в коллективе таймырских младших школьников; выявлены условия коррекции уровня межличностных взаимоотношений в коллективе младших школьников на занятиях театрального кружка «Чокуркаан».
Опытно-экспериментальная работа проводилась: ТМКОУ «Хатангская средняя общеобразовательная школа №1».
В исследовании принимало участие 60 школьников (30-долган и 30- русских) 3 - 4-го класса в возрасте от 9 до 11 лет.
Целью нашего исследования являлось исследование основных закономерностей межличностных отношений в коллективе младших школьников и влияние на них театрализованных действий.
В ходе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявлена сущность основных понятий: «межличностные отношения», «взаимодействие», «общение младших школьников», «театральная деятельность», «театрализованная игра».
Несмотря на то, что тема межличностных отношений младших школьников общезначима и актуальна уже на протяжении многих десятилетий, обнаруживается противоречие между необходимостью повышения эффективности работы по развитию межличностных отношений детей младшего школьного возраста и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного школьного образования.
Теоретический обзор показал, что в младшем школьном возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления младших школьников, создавая объективные предпосылки для возникновения проблем в межличностных отношениях.
В проведении исследования приняли участие испытуемые в количестве 60 человек (30-долган и 30-русских) 3 - 4-го класса в возрасте от 9 до 11 лет.
При проведении исследования были использованы следующие методики:
1. Методика Дж. Морено «Социометрия».
2. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири.
3. Методика диагностики уровня эмпатийных способностей В.В.Бойко.
Исследование проводилось в три этапа - констатирующий, формирующий и контрольный.
Констатирующий этап исследования показал среди таймырских младших школьников преобладают следующие типы отношений к окружающим людям: эгоистический, авторитарный, агрессивный и подозрительный типы, уровень эмпатических способностей у контрольной группы школьников по всем показателям значительно ниже, чем у экспериментальной группы школьников.
Коррекционно-развивающие занятия в театральном кружке, направленные на развитие межличностных отношений в коллективе младших школьников в экспериментальном классе, способствуют формированию адекватной самооценки обучающихся; построению межличностных отношений с одноклассниками; формированию навыков общения; пониманию и оцениванию своих эмоциональных состояний и состояний сверстников; улучшению отношений к окружающим, появлению друзей и приятелей в классе, развитию индивидуальных способностей. Это показала повторно проведенная диагностика на контрольном этапе исследования. Особенно снизились показатели физической агрессии младших школьников.
Выводы нашего исследования не претендуют на исчерпывающее решение проблемы. Дальнейшее развитие и углубление направлений ее изучения может быть связано с продолжением разработки коррекционных занятий с элементами арт-терапии, сказкотепарии и игротерапии и внедрением их при работе с младшими школьниками.
В ходе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявлена сущность основных понятий: «межличностные отношения», «взаимодействие», «общение младших школьников», «театральная деятельность», «театрализованная игра».
Несмотря на то, что тема межличностных отношений младших школьников общезначима и актуальна уже на протяжении многих десятилетий, обнаруживается противоречие между необходимостью повышения эффективности работы по развитию межличностных отношений детей младшего школьного возраста и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного школьного образования.
Теоретический обзор показал, что в младшем школьном возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления младших школьников, создавая объективные предпосылки для возникновения проблем в межличностных отношениях.
В проведении исследования приняли участие испытуемые в количестве 60 человек (30-долган и 30-русских) 3 - 4-го класса в возрасте от 9 до 11 лет.
При проведении исследования были использованы следующие методики:
1. Методика Дж. Морено «Социометрия».
2. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири.
3. Методика диагностики уровня эмпатийных способностей В.В.Бойко.
Исследование проводилось в три этапа - констатирующий, формирующий и контрольный.
Констатирующий этап исследования показал среди таймырских младших школьников преобладают следующие типы отношений к окружающим людям: эгоистический, авторитарный, агрессивный и подозрительный типы, уровень эмпатических способностей у контрольной группы школьников по всем показателям значительно ниже, чем у экспериментальной группы школьников.
Коррекционно-развивающие занятия в театральном кружке, направленные на развитие межличностных отношений в коллективе младших школьников в экспериментальном классе, способствуют формированию адекватной самооценки обучающихся; построению межличностных отношений с одноклассниками; формированию навыков общения; пониманию и оцениванию своих эмоциональных состояний и состояний сверстников; улучшению отношений к окружающим, появлению друзей и приятелей в классе, развитию индивидуальных способностей. Это показала повторно проведенная диагностика на контрольном этапе исследования. Особенно снизились показатели физической агрессии младших школьников.
Выводы нашего исследования не претендуют на исчерпывающее решение проблемы. Дальнейшее развитие и углубление направлений ее изучения может быть связано с продолжением разработки коррекционных занятий с элементами арт-терапии, сказкотепарии и игротерапии и внедрением их при работе с младшими школьниками.



