Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Межличностные отношения в коллективе таймырских младших школьников на занятиях театрального кружка «Чокуркаан»

Работа №153808

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2021
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ ТАЙМЫРСКИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА «ЧОКУРКААН» 7
1.1. Понятие межличностных отношений в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Особенности межличностных отношений в коллективе таймырских
младших школьников 14
1.3. Способы организации направленные на формирование
межличностных отношений таймырских младших школьников 27
1.4. Влияние театрализованных действий на развитие межличностных отношений у таймырских учащихся младшего школьного возраста в
общеобразовательных школах 32
Выводы по главе I 37
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ТАЙМЫРСКИХ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ 38
2.1. Организация констатирующего эксперимента и анализ результатов 38
2.2. Описание формирующего эксперимента 44
2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 58
Выводы по главе II 62
Заключение 64
Список литературы 66
Приложение 72


Современная жизнь очень динамична и изменчива, насыщена новыми образами мыслей и действий, что создает психологические и экономические трудности, которые требуют от человека все новых физических и нравственных резервов для адаптации в новых условиях.
Проблемы взаимоотношения в группе сверстников постоянно привлекает внимание зарубежных и отечественных психологов и педагогов. Значение данной проблемы возросло в условиях перехода к всеобщему среднему образованию, к широкой практике работы классов с продленным днем, когда школа стала центром жизнедеятельности ребенка на протяжении основного периода становления его личности.
Л.С. Выготский и его последователи объясняли взаимоотношения людей как средство освоения мира, но не как смысловую ткань жизни, однако без общения невозможно энергетическое и субъективно-эмоциональное наполнение.
В.Н. Мясищев изучал межличностные отношения в русле психологии. То есть они представляли личность как ядро индивидуально-целостной системы субъективно-оценочных отношений к действительности. Характерно, что деятельностный подход развивался преимущественно в рамках теоретической и экспериментальной психологии, а психология отношений складывалась, в основном, в сфере психологической практики.
Исследования, которые проводились социологами и психологами, показывают, что люди чаще пробуют изменить других людей и ситуацию, чем осознать причину своего неблагополучия, безрадостной жизни, личных неудач, и увидеть в нём отношении к жизни и другим людям.
В младшем дошкольном возрасте закладываются основные социальные роли и поведение в них. Поэтому так необходимо определить роль отношений для формирования личности младшего школьника - наиболее ответственном периоде перехода ребенка в новую социально значимую систему отношений. Большинство детей имеют трудности в построении позитивных отношений с одноклассниками, поэтому большая ответственность за межличностные отношения младших школьников лежит на заинтересованных взрослых - учителях и родителях.
Значимым фактором при формировании межличностных отношений со сверстниками для современных детей является национальная принадлежность. Еще недавно учащиеся российский школ при выборе партнера общения не задумывались, с детьми какой национальности, они хотели бы учиться, играть, дружить. Согласно Д.И. Фельдштейну, в последние годы картина изменилась: уже 69% 6-7-летних школьников, выбирая товарища, на первое место по значимости ставят его национальность [33].
В связи с реформированием российского образования в настоящее время опять возрос интерес педагогов к вопросам театрализованной деятельности. Это отразилось и в официальных документах по аттестации и аккредитации образовательных учреждений, где выделен раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности». В государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования появились дисциплины дополнительной подготовки: «Воспитатель с дополнительной подготовкой в области театрализованной деятельности», «Педагог-организатор», «Дополнительная подготовка в области педагогики дополнительного образования», включающие изучение театрализованной деятельности как одного из средств воспитания школьников. Однако введение подобных направлений образовательной деятельности не подкреплено программным и учебно-методическим обеспечением, многие педагоги оказались не готовы к нововведениям. В связи с этим развернулось переосмысление психолого-педагогических положений театрализованной деятельности, вновь наблюдается всплеск интереса к данной проблеме, уточнение и еще более солидное обоснование роли театрализованной деятельности в воспитании и развитии личности.
Педагогические возможности театрализованной деятельности рассматривают ученые и практики: Н.П. Аникеева, С. Власова, О.С. Газман, А.П. Ершова, Г.И. Камаева, В.А. Караковский, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, М. Маханева, С.И. Мерзлякова, А.Г. Милонович, Е.А. Осипова, В.Ю. Питюков, А.П. Савченко, Н.Ф. Сорокина, Н.Е. Харитонова, Л.И. Царенко, Н.В. Щуркова и многие другие.
Актуальность заключается в выявлении скрытых механизмов, которые лежат в основе межличностных отношений в коллективе младших школьников. А также формирование взаимоотношений в коллективе таймырских младших школьников на занятиях театрального кружка.
Объектом исследования является процесс развития межличностных отношений в коллективе таймырских младших школьников на занятиях театрального кружка «Чокуркаан».
Предмет исследования: занятия театрального кружка «Чокуркаан», как средство развития межличностных отношений в коллективе таймырских младших школьников.
Цель исследования: составить программу театрализованных занятий кружка «Чокуркаан» с таймырскими младшими школьниками и апробировать её на практике.
Задачи исследования:
1 . Проанализировать психолого-педагогическую литературу:
2. Выявить особенности межличностных отношений в коллективе таймырских младших школьников;
3. Исследовать способы организации, направленные на формирование межличностных отношений таймырских младших школьников;
4. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию межличностных отношений таймырских учащихся младшего школьного возраста на занятиях театрального кружка «Чокуркаан».
5. Отследить динамику происходящего до и после формирующего эксперимента.
Гипотеза: занятия театрального кружка «Чокуркаан» будут способствовать развитию межличностных отношений таймырских младших школьников, если их содержание будет направлено на создание благоприятного психологического климата, повышение групповой сплочённости и формирование эмпатийных способностей.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы:
1. теоретические методы: анализ психолого-педагогической
литературы;
2. практические методы: беседа, наблюдение, психодиагностика.
В процессе работы нами были подобраны следующие диагностические методики:
1. Методика Дж. Морено «Социометрия».
2. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири.
3. Методика диагностики уровня эмпатийных способностей В.В. Бойко.
Практическая значимость исследования: обусловлена актуальностью проблемы межличностных отношений в коллективе таймырских младших школьников. Материалы и результаты исследования могут представлять интерес для педагогов, психологов, специалистов, работающих с детьми.
Теоретической значимостью являются: теория развития психики ребенка (Л.С.Выготский); психолого-педагогические исследования в области проблемы агрессии школьников (Р.Бэрон, С.А.Колосова, Д.Ричардсон, А.А.Романов, Т.Г.Румянцева, Л.М.Семенюк, Т.П.Смирнова и др.), теория профилактики и коррекции отклоняющегося поведения детей (С.А.Алексеева, К.Ш.Ахияров, С.А.Беличева, Л.С.Славина, и др.), гуманистическая психология и педагогика (К.Роджерс, В.А.Сухомлинский).
Новизна исследования: в работе описаны и проанализированы индивидуально-типологические черты таймырских младших школьников, проанализированы причины и факторы низкого уровня межличностных отношений в коллективе таймырских младших школьников; выявлены условия коррекции уровня межличностных взаимоотношений в коллективе младших школьников на занятиях театрального кружка «Чокуркаан».
Опытно-экспериментальная работа проводилась: ТМКОУ «Хатангская средняя общеобразовательная школа №1».
В исследовании принимало участие 60 школьников (30-долган и 30- русских) 3 - 4-го класса в возрасте от 9 до 11 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашего исследования являлось исследование основных закономерностей межличностных отношений в коллективе младших школьников и влияние на них театрализованных действий.
В ходе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявлена сущность основных понятий: «межличностные отношения», «взаимодействие», «общение младших школьников», «театральная деятельность», «театрализованная игра».
Несмотря на то, что тема межличностных отношений младших школьников общезначима и актуальна уже на протяжении многих десятилетий, обнаруживается противоречие между необходимостью повышения эффективности работы по развитию межличностных отношений детей младшего школьного возраста и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного школьного образования.
Теоретический обзор показал, что в младшем школьном возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления младших школьников, создавая объективные предпосылки для возникновения проблем в межличностных отношениях.
В проведении исследования приняли участие испытуемые в количестве 60 человек (30-долган и 30-русских) 3 - 4-го класса в возрасте от 9 до 11 лет.
При проведении исследования были использованы следующие методики:
1. Методика Дж. Морено «Социометрия».
2. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири.
3. Методика диагностики уровня эмпатийных способностей В.В.Бойко.
Исследование проводилось в три этапа - констатирующий, формирующий и контрольный.
Констатирующий этап исследования показал среди таймырских младших школьников преобладают следующие типы отношений к окружающим людям: эгоистический, авторитарный, агрессивный и подозрительный типы, уровень эмпатических способностей у контрольной группы школьников по всем показателям значительно ниже, чем у экспериментальной группы школьников.
Коррекционно-развивающие занятия в театральном кружке, направленные на развитие межличностных отношений в коллективе младших школьников в экспериментальном классе, способствуют формированию адекватной самооценки обучающихся; построению межличностных отношений с одноклассниками; формированию навыков общения; пониманию и оцениванию своих эмоциональных состояний и состояний сверстников; улучшению отношений к окружающим, появлению друзей и приятелей в классе, развитию индивидуальных способностей. Это показала повторно проведенная диагностика на контрольном этапе исследования. Особенно снизились показатели физической агрессии младших школьников.
Выводы нашего исследования не претендуют на исчерпывающее решение проблемы. Дальнейшее развитие и углубление направлений ее изучения может быть связано с продолжением разработки коррекционных занятий с элементами арт-терапии, сказкотепарии и игротерапии и внедрением их при работе с младшими школьниками.



1. Абраменкова В. В. Развитие гуманных отношений ребенка и социальная психология детства // Вопросы психологии. 1986. - №4. - С. 27—36.
2. Абрамова, Г. С. Общая психология [Текст] / Г. С. Абрамова. - М.: Академический Проект, 2005. - 496 с.
3. Андреева, Г. М., Богомолова, Н. Н., Петровская, Л. А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы [Текст] / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 287 с.
4. Андриенко, Е. В. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений под ред. В. А. Сластенина / Е. В. Андриенко. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 264 с.
5. Басина Н.Э. и др. Театральная педагогика как средство создания
развивающей образовательной среды: Образовательная
программа повышения квалификации педагогов и руководителей образования. - Екатеринбург: Изд. АМБ, 2005. - 160с.
6. Берк Л. Развитие ребенка / Л.Берк [пер. с англ. /
ред.Л.Винокурова]. - СПб.: Питер, 2006. - С. 954 - 962.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2009.
8. Бучковская И. В. Воспитательные возможности
театрализованной игры в формировании коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста // Пермский педагогический журнал. - 2013. - № 4. - С. 113-118.
9. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. - М.: Академия, 1999. - 168 с.
10. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч.: В 6 т. /Лев Семенович Выготский. - М.: Педагогика, - 1984. -Т.4. - 328 с.
11. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка / голованова Н. Ф. - СПб.: речь, 2004. - 289 с.
12. Двойнин А. М. , Данилова Г. И. Смысложизненные ориентации православной и мусульманской молодежи мегаполиса (на примере г. Москвы) / А. М. Двойнин, Г. И. Данилова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. -№ 11. - Часть II. - С. 263-266.
13. Двойнин А. М. , Данилова Г. И. Этнокультурная среда мегаполиса как условие бытия индивидуальной религиозности современных верующих (на примере г. Москвы): психологическое исследование / А. М. Двойнин, Г. И. Данилова // Вопросы гуманитарных наук. -2013. - № 6 (69). - С. 130-137.
14. Двойнин А.М. Специфика ценностно-смысловых ориентаций православной молодежи / А. М. Двойнин // Психологический журнал. - Т. 32. - 2011. - № 5. - С. 23-35.
15. Двойнин А.М. Ценностно-смысловые ориентации личности в контексте религиозной веры: автореферат дис. ... канд. психол. наук / А. М. Двойнин. - М., 2007. - 23 с.
16. Двойнин А.М., Данилова Г.И. Психологическое исследование религиозности современной православной молодежи / А. М. Двойнин, Г. И. Данилова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2012. - № 2 (25). - С. 131-137.
17. Дмитриева Ю. П. Воспитание коллективизма в отечественной
педагогике второй половины XIX - начала XX века : дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Юлия Павловна Дмитриева ;
Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2003. - 186 с.
18. Колесова С.В. Повседневные приёмы позитивного воспитания личности // Альманах современной науки и образования. - 2014. - №12 (90). - С. 55-58.
19. Колесова С.В. Позитивное педагогическое восприятие //
Современные технологии начального образования: материалы всероссийской заочной научной конференции, Барнаул, 18 февраля 2010 г. / Под ред. Г.Ф. Свиридовой. - Барнаул: АлтГПА, - 2010. - Ч.1. - С. 41-45.
20. Куницына, В. Н., Казаринова, Н. В., По-гольша, В. М.
Межличностное общение [Текст] / В. Н. Куницына. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
21. Курилкина Ю.Б. Развитие коммуникабельности у учащихся начальных классов, посредством использования элементов театрализованных игр в образовательном процессе / В сборнике: Пути совершенствования современной системы образования. Материалы фестиваля педагогических идей педагогов г. Барнаула. - Барнаул, 2008. - С. 43-44.
22. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009.
23. Макаренко A.C. Педагогические сочинения. В 8 томах. Т. 5. - М.: Педагогика, 1984. - 601 с.
24. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
25. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. -7-е изд., стереотип. - М., Изд. центр «Академия», 2006.
26. Петровский, А. В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды / А. В. Петровский. - М.: Педагогика, 1984. - 272 с.
27. Рубинчик Ю.С. Коллективные взаимоотношения у детей
дошкольного возраста. //Гуманитарные, социально¬
экономические и общественные науки. - 2015. - №8.
28. Русский фольклор. Песни, сказки, былины, прибаутки, загад-ки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловия / Сост. В. Аникин. - М.: Художественная литература, 2006. - 499 с.
29. Сачкова М.Е. Специфика межличностных отношений младших школьников // Ярославский педагогический вестник. Том II Психолого-педагогические науки - 2011, №2 - С.252-256.
30. Смирнова Е.О. Соотношение межличностных отношений в раннем онтогенезе / Вопросы психологии - 1994.- №6. - C. 5-10.
31. Трофимова, Е.И. Театрализованная игра как средство воспитания дружеских взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте / Е.И. Трофимова, Н.В. Ионова // Современные научные исследования. Выпуск 3 - Концепт. - 2015. - С.316-319.
32. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5 / Сост. С. Ф. Егоров / К. Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1990. - 528 с.
33. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д. И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. - 2011. - № 4 (29). -С. 3¬12.
34. Черная А.В., Лукьяненко Е.С. Психолого-педагогическое
сопровождение межличностных отношений со сверстниками в младшем школьном возрасте: Учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2014.
35. Шибутани, Т. Социальная психология [Текст] / Т. Шибутани. - Ростов н/Д : Феникс, 1999. - 544 с.
36. Шкуричева Н.А. Учим детей культуре общения // Сельская школа. - 2011. - №3. - С. 105-115.
37. Шкуричева Н.А. Учите ребёнка общаться // Директор школы. - 2012. - №2. - С. 85-92.
38. Щуркова Н.Е. Искусство общения как проблема нового
воспитания // Воспитание школьников. - 2013. - №9. - С. 3-12.
39.Ionova N.V. Technological the foundations of developing of social activity among older preschoolers / E.I. Timoshina, M.A. Arsenova, N.V. Ionova // В сборнике: Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives, 1st International symposium Vienna. - 2013. - С. 312-316.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ