Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование метазнаний и метаумений на уроках истории на основе работы с нарративными источниками (мемуарами советских и американских руководителей второй половины 1950-х гг.)

Работа №153807

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы51
Год сдачи2023
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I Развитие метазнаний и метаумений на уроках истории в старших классах: формы и методы 13
1.1 Формирование метазнаний и метаумений при изучении истории в
школе 13
1.2 Возможности современных УМК по новейшей истории для развития метазнаний и метаумений: на примере темы «Холодная война в 1950-е гг.». 17
ГЛАВА II. Специфика работы с мемуарами на уроках истории в старших классах, их потенциал для развития метаумений и метазнаний 29
2.1. Методика работы с нарративными источниками в старших классах, принципы использования мемуарной литературы 29
2.2. Анализ опыта работы с мемуарами для развития метазнаний иметаумений на уроках истории в старших классах на примере темы «Холодная война в 1950-е гг.» 32
Заключение 38
Список источников и литературы 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 44

В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях. В настоящее время проблема критического мышления в образовательной деятельности вызывает все больший интерес среди педагогов. Ведется активное обсуждение, как и с помощью чего создать условия, которые помогут в его формировании, прежде всего у старших школьников. Какие технологии необходимо использовать на уроках.
Такой предмет, как история, больше всего требует от обучающихся умения правильного, критического отбора информации. Мы живем в эпоху информационных технологий, которые посредством компьютера и других цифровых устройств, открывают для нас огромный мир информации. Компьютерная и цифровая техника окружает нас повсеместно, она давно уже превратилась для нас в первого помощника в повседневной жизни. Без компьютерного класса и интернета не обходится ни одна школа в России. Чтобы эффективно использовать и не потеряться среди большого количества информации, необходимы навыки ее отбора, оценки, интерпретации, усвоения и применения.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом читательская грамотность является одним из планируемых результатов в обучении. ФГОС третьего поколения определяет метапредметность как один из способов формирования теоретического и практического мышления, а также коммуникативных, личностных, познавательных и регулятивных способов деятельности, способных обеспечить формирование целостной картины мира. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. В метапредметность входят два таких понятия, как метазнания и метаумения, которые формируются, как раз благодаря критическому отбору информации.
Степень изученности темы
При изучении темы мы обратились к работам по источниковедению, определяющим сущность мемуаров и их место в историческом знании, а также методическим работам о роли метапредметности в образовании. Третью группу работ составили исторические труды по основным действующим лицам Холодной войны в 1950-е гг.- Н.С. Хрущеву и Д.Эйзенхауэру.
В переводе с английского понятие «нарратив» означает как «рассказ, сочинение, повествование». Основным значением слова «нарратив» является текст, который повествует о событиях, имевших место быть или выдуманных автором в определённой последовательности. В данной работе нас интересуют источники личного происхождения - мемуары.
Научное изучение мемуаров как исторических источников началось на рубеже XIX-XX вв. Возросший интерес читающей публики к воспоминаниям отразился в их активной публикации не только в отдельных изданиях (книгах), но и на страницах исторических и научно-популярных журналов. Линию высокой оценки познавательных возможностей мемуаров развивал в 1973 г. и С.С. Дмитриев, профессор Исторического факультета МГУ. В написанной им главе «Воспоминания, дневники, частная переписка» учебника «Источниковедение истории СССР» рассматривались многие теоретические и методические вопросы изучения мемуаров. По его мнению, они содержат незаменимые сведения об укладе, повседневной жизни, быте и нравах прошлого.
Для проведения исследования мы обратились к работам по источниковедению: научной статье Георгиевой Н. Г, которая является преподавателем в Российском университет дружбы народов. В своей работе она анализирует место мемуаров как феномена отечественной культуры, а также процесс и средства внедрения мемуаров в общественную и научно-познавательную практику. В учебном пособии по источниковедению «Источниковедение. Теория. История. Метод. Источники российской истории» под авторством И. Н. Данилевского, В. В. Кабанова, О. М. Медушевской, М. Ф. Румянцевой раскрывается следующее понятие такого исторического источника, как мемуары - «специфический жанр литературы, особенностью которого является документальность.». Такая документальность основывается на показаниях мемуаристов, которые являлись свидетелями тех или иных событий. Также составители данного учебного пособия акцентируют внимание на том, что такого рода документальные воспоминания помогают восстановить множество фактов, которых нет в других источниках.
Существенную помощь в понимании сущности и роли метазнаний и метаумений оказали методические работы: были рассмотрены научные статьи Н. В. Храмцова (Институт развития образования Забайкальского края г. Чита) и Машаровой Т. В. (Московский городской педагогический университет). Данные авторы сходятся в определениях метазнаний - «это
знание о знании» и метаумений - это «присвоенные обучающимся метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. В статьях дается определение метазнаниям и метаумениям». Также в статьях рассматривается проблема метапредметности в образовании. В практическом пособии для учителей Е.Е. Вяземского, О.Ю. Стреловой обозначены концептуальные методические подходы к преподаванию истории, методические модели, эффективные в условиях вариативного образования.
Среди исторических работ по теме «холодной войны» наиболее полезными были работы по отдельным личностям - Д. Эйзенхауэра и Н. Хрущева
В монографии Роберта Иванова «Генерал в Белом доме» раскрываются военные и политические стороны биографии Дуайта Эйзенхауэра. Рассказывается, как менялось его отношение к Советскому Союзу по мере становления из генерала в президенты США, также показывает влияние государственного секретаря США Дж.Ф. Даллеса на Дуйата Эйзенхауэра, что также повлияет на отношение с СССР.
В работе Э. А. Иваняна «Белый дом: Президенты и политика» , одна из глав посвящена президентству Дуайту Эйзенхауэру. В ней много внимания уделено взаимоотношениям Джона Фостера Даллеса и президента.
Американским историком и биографом Стивеном Е. Амброзом издана автобиография Д. Эйзенхауэра - «Эйзенхауэр солдат и президент».
Опираясь на обширные источники С. Амброз предложил наиболее полное и объективное описание жизни солдата, ставшего президентом. Автор начинает свой рассказ с молодых лет Эйзенхауэра, о его карьере в армии, блестящем руководстве верховного главнокомандующего в период второй мировой войны. И нелегком пути от генера и презедента Колумбийского университета до Президента США.
Книга посла СССР И. Г. Усачева «Джон Фостер Даллес: Политический миф»10 , написанная в жанре политической биографии, помогает более полно раскрыть такую политическую личность, как Джон Фостер Даллес. Человек, который напрямую причастен к формированию внешней политики США в ХХв. Данная монография написана на основе огромного спектра источников, советских и зарубежных авторов, а также на личных впечатлениях автора.
Глазунов Ю. Н. в своей статье «Значение хрущевского десятилетия в дальнейшей судьбе СССР» дает полный анализ политической деятельности Н. С. Хрущева на посту Первого секретаря ЦК КПСС. Биография о советском руководители была написана американским историком Уильямом Таубманом . Он в своем труде «Хрущев» рассказывает о Никите Сергеевиче, как о человеке, оставивший заметный след, не только в советской, но и в мировой истории.
В своей книге «Крушение иллюзий. Хрущев: Время в событиях и лицах» журналист и «по-совместительству» зять Н. С. Хрущева - А. И. Аджубей рассказывает о периоде в истории СССР, когда Первым секретарем ЦК КПСС становится Н. С. Хрущев.
Шевелев В. Н. - профессор кафедры зарубежной истории и международных отношений исторического факультета ЮФУ, в своей книге «Н. С. Хрущев» анализирует внешнюю политику Никиты Сергеевича Хрущева. Пытается осмыслить период хрущевской «оттепели», способствовавшего формированию нового общественного и духовного климата в обществе.
В работе Горлова «Первый официальный визит главы Советского Союза в США: шаг на пути к взаимопониманию» , рассматривается первый визит руководителя СССР в США.
Громыко Анатолий (сын министра иностранных дел Андрея Громыко) в своем труде «Андрей Громыко. В лабиринтах Кремля. Воспоминания и размышления сына» , рассказывает о том, как советский министр иностранных дел, оценивал внешнюю политику и дипломатию СССР, проработав при шести генсеках ЦК КПСС.
Таким образом, можно сказать, что тема достаточно изучена. Существует широкий спектр научной литературы, как по отдельным методическим аспектам темы - метапредметным умениям и навыкам, так и по исторической части работы, а конкретно биографиям политических лидеров периода «Холодной война» второй половины 1950-х годов. Вместе с тем, роли источников личного происхождения - мемуаров в формировании метаумений и метазнаний уделено пока недостаточно внимания.
Объект исследования: метапредметный подход на уроках истории в старших классах.
Предмет исследования: потенциал мемуаров для формирования метазнаний и метаумений (на примере источников личного происхождения советских и американских руководителей второй половины 1950-х гг.)
Цель работы: выявление возможностей и рисков в использовании нарративных источников - мемуаров - для формирования метазнаний и метаумений у старших школьников.
В соответствии с поставленной целью необходимо выполнить следующие
Задачи:
1. Дать сущностную характеристику метапредметного подхода в современном образовании, а именно метазнаний и метаумений, опираясь на обновленный ФГОС СОО.
2. Выявить специфику методики работы с мемуарами в старшей школе.
3. Проанализировать материал современных УМК по избранной теме.
4. Разработать методический комплект кейсов на основе мемуаров советских и американских руководителей второй половины 1950 -х годов позволяющий реализовать задачу формирования метазнаний и метаумений
5. Создать методическую разработку урока, провести ее апробацию в школе и сделать анализ.
Характеристика источников
В данной работе использовались источники разного типа. Можно поделить их на группы. В первую группу входят нормативные акты - это Закон об образовании , Федеральный государственный стандарт среднего общего образования, в котором заключено, понятие и определение метапредметного подхода в обучении. А именно, такие части метопредметности, как метазнания и метаумения. Также можно выделить Историко-культурный стандарт по отечественной истории и проект Историко-культурного стандарта по всеобщей истории, которые включают основные дидактические единицы и содержание школьного курса, ряд дискуссионных вопросов.
В работе используется также Приказ о федеральном перечне учебников , позволяющий понять, какие издания рекомендуются Министерством просвещения для обучения.
Во вторую группу источников входят учебники. В работе проанализировано несколько учебников для 10-11 классов по Всеобщей и Отечественной истории от издательств - «Просвещение», «Русское слово» и «Дрофа» из перечня рекомендованных Министерством Просвещения для использования в школе в 2022/2023 учебном году.
Помимо этого используются рабочие программы по всеобщей истории и поурочные разработки для учебника А.О. Сороко-Цюпа от издательства «Просвещение». Которые позволяют определить, место изучаемой нами темы в школьном курсе истории.
Третья группу источников составляют источники личного происхождения: работы и интервью самих государственных деятелей, личные переписки, публичные речи.
Пожалуй, одним из главных источников периода будут являться воспоминания самого Н. С. Хрущева. В своей книге «Время. Люди. Власть. (Воспоминание)» автор рассказывает о своей политической жизни Первого секретаря ЦК КПСС. Также стоит отметить, что дополнением к данным мемуарам служат еще одни воспоминание журналистов-современников, которые вместе с Н. С. Хрущевым посещали США.
Двухтомные мемуары, министра иностранных дел в период Н. С. Хрущева, А.А. Громыко «Памятное» содержат обширный и многоплановый жизненный материал. Автор размышляет о проблемах войны и мира, об «американском направлении» советской внешней политики, о дипломатическом искусстве.
В работе использованы имеющиеся в доступе выступления и интервью американского руководства. К ним относится выступление Дуайта Эйзенхауэра в Филадельфии на съезде Американской ассоциации юристов. Президент выступал с речью о том, что в мире существуют две великие философские теорий о человеке и форме правления, которые стремятся добиться «дружбы». Еще одним источником служит книга воспоминаний Дуйта Эйзенхауэра «Крестовый поход в Европу». В своих мемуарах Верховный командующий союзными войсками, впоследствии президента США Дуайт Эйзенхауэр рассказывается о его посещении Москвы в августе 1945 года.
Интервью Джона Фостера Даллеса в апреле 1957 года в Нью-Йорке перед американскими журналистами, где американский министр иностранных дел рассказывал о ряде вопросов и политики времен холодной войны.
Широкий круг привлеченных источников способствовал решению поставленных перед исследованием задач.
Практическая значимость.
Выбор темы связан с тем обстоятельством, что в школе при изучении второй половины XX-го века. обучающиеся почти не знакомятся с государственными деятелями двух противоборствующих стран. На наш взгляд, это большое упущение, потому что полноценной картины «холодной войны» не складывается. Как и не формируется полного представление о причинах «холодной войны». Данная тема и методика работы с мемуарами могут быть использованы на уроках истории в 11 классе общеобразовательной школы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современное общество не стоит на месте, оно непрерывно развивается и достаточно большими темпами. Вместе с ним увеличивается и количество информации, доступной для всего человечества. Работа с информацией необходима не только в учебной и профессиональной деятельности, но и в обыденной жизни.
Именно поэтому метапредметный подход в современном образовании по обновленному ФГОС СОО третьего поколения является одним из главных ориентиров образовательных программ. Метапредметный подход организует деятельность учащихся для того, чтобы передать им способы работы со знанием. То есть такой способ в обучении дает обучающимся возможность научиться мыслить, решать учебные задачи, проявляется в творческом поиске логических рассуждений.
Элементы метапредметных результатов, которые формируются в процессе обучения - это метазнания или знания о знании и метаумения - универсальные навыки и умения, приобретенные в процессе обучения, которые служат для формирования других навыков, таких как умение функционировать в социуме, адаптироваться к быстроменяющимся условиям, быть востребованным специалистом в той или иной области, а также учат навыкам работы в коллективе. Достижение данных метапредметных результатов помогают ученику в дальнейшей, взрослой жизнедеятельности.
Благодаря такому предмету в школе, как история, дети смогут обучиться данным навыкам работы не только с информацией, но и с уже имеющимися знаниями.
При анализе материалов современных УМК выяснилось, что они содержат очень мало сведений по выбранной нами теме. Что позволяет сделать вывод о том, что учебные пособия не могут полноценно передать информацию по такому сложному периоду, как «Холодная война», а значит и сформировать у обучающихся понимания определения данного процесса.
На проведенной нами апробации мы убедились в этом, так как обучающимся в 11-ом классе было сложно сформулировать главные принципы «Холодной войны», рассказать о главных политических деятелях двух противоборствующих стран второй половины 1950-х годов. А также дать точное определение таким нарративным источникам, как мемуары.
Наша собственная разработка кейсов, разделенных на два блока, мемуаров советских и американских руководителей второй половины 1950-х годов является одним из примеров, как именно можно формировать на уроке истории метапредметные результаты, а именно метазнания и метаумения. Но при этом необходимо, чтобы обучающиеся знали все риски работы с мемуарной литературой. А именно то, что автор мемуара может намеренно искажать информацию. В них нередко бывают спутаны даты и смещены события, действия одного лица приписаны другому. Поэтому все воспоминания необходимо критически осмысливать и сопоставлять с уже известными неоспоримыми фактами.
Таким образом, ученики в ходе такого урока получают знание о знании - навык - как работать с источником личного происхождения и формируют навык работы с ними.
Наши задания были направлены на формирование такого метаумения как сравнение объектов (в нашем случае, позиций политических лидеров), а также метаумения - критически осмысливать информацию на основе ее сопоставления, во-первых, с информацией, которая дается в тексте учебника; во-вторых, уже имеющейся информации у обучающегося, которой он овладел в процессе обучения. С помощью теоретического мышления, навыков переработки информации, критического мышления происходит процесс формирование метапредметных навыков.



1. Историко-культурный стандарт // Историко-культурный стандарт URL: http://school.historians.ru/wp-content/uploads/2013/08^CTopHKO- культурный-стандарт.рйГ (дата обращения: 11.11.2022).
2. Концепция нового учебно-методического комплекса по всемирной
истории [Электронный ресурс] - URL:
https://www.tsput.ru/his seminar/progect.pdf(дата обращения 3.03.2023)
3. Приказ о федеральном перечне учебников [Электронный ресурс]
URL: http://www.educaltai.ru/upload/iblock/205/prikaz-minprosveshch-
rossii-ot-21.09.2022-n-858-fpu.pdf(дата обращения 4.06.2023)
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации ""Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"" от 05.07.2021 № 64101 // Официальный интернет-портал правовой информации. - 2021 г. - № 287. - Ст. 0001202107050027 с изм. и допол. в ред. от 31.05.2021.
5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" //
Консультант плюс URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата
обращения: 11.11.2022).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы. URL: https://fgos.ru/ (дата обращение 11.11.2022)
Учебно-методический комплекс
7. Горинов М.М. История России. 10 класс: учебник. Ч. 2/ М.М. Горинов,
А.А. Данилов, М.Ю. Моруков и др. . - М.: Просвещение, 2016. - 176 с.
8. Загладин Н.В., Петров Ю.А. История. Конец XIX - начало XXI века. 11 класс: учебник / Н.В. Загладин, Ю.А. Петров. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014. - 448с.
9. Несмелова М.Л. История. Всеобщая история. Новейшая история. Рабочая программа. Поурочные рекомендации. 10-11 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций : базовый и углубл. уровни / М. Л. Несмелов, Е. Г. Середнякова, А.О. Сороко-Цюпа. - М. : Просвещение, 2021 г. - 226 с.
10. Сороко-Цюпа А.О., Сороко-Цюпа О.С. История. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс : учебник / О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа. — М. : Просвещение, 2019. — 352 с.
11. Шубин А.В.. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс: учебник/А.В. Шубин. - М.: ДРОФА, 2019. - 432 с.
Нарративные документы
12. Громыко А А. Памятное. Испытание временем. Кн. 2/ Андрей
Андреевич Громыко. - М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2015. - 560 с.
13. Джон Фостер Даллес о политике Холодной войны (1957) // alphahistory
URL: https://alphahistory.com/coldwar/john-foster-dulles-speech-1957/
(дата обращения: 10.11.22).
14. Лицом к лицу с Америкой (рассказ о поездке Н.С. Хрущева в США в 1959 г.). - М.: Госполитиздат, 1960 г.- 680 с.
15. Текст речи генерала Эйзенхауэра на съезде А.А.Ю. // nytimes URL: https://www.nytimes.com/1952/09/18/archives/the-text-of-general- eisenhowers-speech-at-a-f-l-convention.html(дата обращения: 11.11.22).
16. Хрущев Н. С. Время. Люди. Власть (Воспоминания) // Библиотека
Хроноса URL: http://www.hrono.ru/libris/lib_h/hrush00.php(дата обращения: 20.04.2023).
17. Эйзенхауэр Д. Крестовый поход в Европу. М., 1980
Литература
18. Амброз С. Эйзенхауэр. Солдат и президент. - Пер. с англ. - М.: Издательство «Книга, лдт.», 1993 - 560 с.
19. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: Практ. пособие для учителей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 176 с.
20. Глазунов Ю. Н. Значение хрущевского десятилетия в дальнейшей судьбе СССР // Молодой ученый. . - 2014. - №14. - С. 223-225.
21. Горлов В. Н. Первый официальный визит главы Советского Союза в
США: шаг на пути к взаимопониманию // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. - 2020. - №4. - С. 124-132.
22. Громыко А. Андрей Громыко. В лабиринтах Кремля. Воспоминания и размышления сына. М., 1997. 256 с.
23. Громыко Н. В. Мыследеятельностная педагогика и новое содержание образования. Метапредметы как средство формирования рефлексивного мышПления у школьников [Электронный ресурс] / Н.
В. Громыко. - URL : http://1314.ru/node/24(дата обращения: 28.11.2022)
24. Георгиева Н.Г Мемуары как феномен культуры и исторический источник // Вестник РУДН, сер. История России. - 2012. - №1. - С. 126-138.
25. Иванов Р. Генерал в Белом доме. - Смоленск: «Русич», 2000. - 544 с. («Тайны XX века»)
26. Иванян Э. А. Белый дом: президенты и политика. М., 1975.
27. Исторический источник СССР. Под редакцией И. Д. Ковальченко. Учебник. М., «Высшая школа», 1973, 560 с
28. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской
истории: Учеб. пособие/И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М.
Медушевская, М.Ф. Румянцева. М.: Российск. Гос. Гуманит ун -т, 1998.С.634-648.
29. Лущикова К. С. Научные подходы к интерпретации понятия
"Метапредметность в образовании" // Наука об образовании. - 2013. - №1. - С. 242-247.
30. Машарова Т.В. управление учебной деятельностью учащихся на основе метапредметности // Вестник КГУ. - 2019. - №1. - С. 6-12.
31. Таубман У. Хрущев / У. Таубман; пер. с англ. Н. Л. Холмогорова. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 2008. - 912 с.
32. Усачев И. Г. Джон Фостер Даллес: Политический миф и реальность. - М.: Мысль, 1990. - 302, [2] с.
33. Храмцова Н. В. Феномен метапредметности в современном
образовании // Общая педагогика. - 2016. - №1. - С. 17-22.
34. Хуторской А. В. Метапредметное содержание и результаты
образования: как реализовать федеральные государственные
образовательные стандарты (ФГОС) [Электронный ресурс] // Эйдос : Интернет-журнал / А. В. Хуторской. - 2012. - № 1. - URL :
http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-1O.htm. (дата обращения:
20.11.2022).
35. Шевелев В. Н. Н. С. Хрущев. Серия «След в истории». Ростов-на- Дону: «Феникс», 1999. — 352 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ