ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 7
1.1. Теоретические основы «метапредметности» 7
1.2. Сущность метапредметных результатов обучения ФГОС ООО 9
1.3. Метапредметные результаты в ФГОС ООО по технологии 11
1.4. Система формирования метапредметных результатов 14
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОЙ КОПИЛКИ ЗАДАНИЙ,
НАПРАВЛЕННЫХ НА ДОСТИЖЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
2.1. Сущность кейс-метода 18
2.2. Комплекс кейс-заданий, направленных на формирование метапредметных
результатов обучающихся на уроках технологии для 5-6 классов 21
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В современном образовании все больше внимания уделяется развитию метапредметных умений и навыков учащихся, потому что именно они являются эффективным результатом учебной деятельности и в дальнейшем успешным профессиональным ростом. В законе об образовании обучающиеся имеют возможность получать бесплатное образование, которое позволяет достигать профессиональных результатов обучения [27].
Предметная область «Технология» отлично подходит для формирования метапредметных результатов, поскольку ребенок учится интегрировать знания из различных областей, осваивает не только навыки работы с материалами, но и общие умения, которые могут быть применены в различным областях жизни.
В технологии учащиеся учатся анализировать информацию, решать проблемы, применять критическое мышление, осуществлять проектную деятельность. Все эти навыки и умения являются метапредметными и могут быть использованы в других предметах и сферах жизни. Кроме того, изучение технологии способствуют развитию творческого потенциала учащихся, что также является важным аспектом для формирования метапредметных результатов, которые являются главным результатом обучения по ФГОС [9].
Предметная область «Технология» готовит подрастающее поколение к самостоятельной жизни, поэтому учитель технологии должен тесно связывать уроки и жизненные ситуации для того, чтобы обучающиеся были готовы решать разные проблемы. Современный кейс-метод может быть тем самым связывающим звеном между учащимися и реальной жизнью.
Проанализировав интернет-ресурсы, копилки учителей было выявлено, что в современном мире существует большая нехватка методического материала для уроков технологии, что является проблемой для учителей и учеников. Ведь качественный методический материал помогает структурировать урок, предоставляет дополнительные примеры и задания, облегчает понимание сложных тем, а самое главное помогает в реализации метапредметных результатов.
Недостаток методического материала приведет к тому, что занятия станут малоинтересными, неэффективными, у учащихся пропадет какая-либо мотивация обучения. Ученики будут испытывать затруднения при усвоении рабочей программы по технологии, а учитель при разрабатывании урока.
Тут и возникает главная проблема формирования универсальных учебный действий на современном уроке технологии - это неумение правильно организовать учебный процесс и нехватка методических ресурсов.
Актуальность исследования заключается в улучшении качества образования и разработки методической копилки для учителя, которая поспособствует формированию метапредметных результатов обучающихся.
Проблема исследования обусловлена отсутствием в основной школе достаточного количества современных педагогических технологий в предметной области Технология, которые бы способствовали формированию метапредметных результатов обучающихся.
Цель исследования: разработать методическую копилку заданий для формирования метапредметных результатов в обучении технологии для учащихся 5-6 классов.
Объект исследования: процесс обучения технологии в 5-6 классах.
Предмет исследования: методика обучения технологии учащихся 5-6 классов на основе кейс-метода, способствующего эффективному достижению метапредметных результатов обучения.
Задачи исследования:
1. На основе научно-методической литературы и нормативных документов проанализировать теоретические основы «метапредметности».
2. Рассмотреть сущность метапредметных результатов обучения и описать их структуру ФГОС ООО.
3. Описать метапредметные результаты обучения в ФГОС ООО по технологии и систему формирования метапредметных результатов на основе современных педагогических технологий.
4. Разработать комплекс кейс-заданий, направленных на формирование метапредметных результатов обучающихся на уроках технологии.
Теоретическая значимость исследования изучены понятия, основы «метапредметности» и их составляющих.
Практическая значимость исследования разработана методическая копилка кейсов, направленных на достижение метапредметных результатов на уроках технологии для 5-6 классов.
Методы исследования
Теоретические методы:
• Анализ литературы;
• Постановка проблемы;
• Формулировка теоретической и практической значимости.
Эмпирический метод:
Разработка комплекса кейс-заданий, направленных на формирование метапредметных результатов, обучающихся на уроках технологии для 5-6 классов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Во введении описана актуальность темы работы, обозначены основные методологические положения исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты понятия «метапредметность», сущность метапредметных результатов обучения по ФГОС, описаны универсальные учебные действия, которые должны быть сформированы у учащихся. Также рассмотрены метапредметные результаты в ФГОС ООО по технологии и современные образовательные технологии, направленные на формирование метапредметных результатов.
Во второй главе описана сущность современной образовательной технологии, а именно кейс-метода, представлен комплекс кейс-заданий для формирования метапредметных результатов в обучении технологии для учащихся 5-6 классов.
В ходе исследовательской работы были решены следующие задачи:
1. На основе научно-методической литературы и нормативных документов проанализированы теоретические основы «метапредметности».
Рассмотрены и расписаны исторические аспекты зарождения термина «метапредметность» и ее внедрения в образовательный процесс. Итогом современного обучения становится - развитие личности ученика на основе изучения универсальных способов познания и освоения мира.
2. Выявлена сущность метапредметных результатов обучения и описана структура ФГОС ООО. Расписаны виды универсальных учебных действий: регулятивные, позитивные, личностные и коммуникативные. Именно УУД лежат в основе формирования метапредметных результатов школьников, которые предполагают собой освоение универсальных способов деятельности, применимых в обучении и реальной жизни.
3. Описаны метапредметные результаты обучения по ФГОС ООО по технологии из действующей рабочей программы и система формирования метапредметных результатов на основе современных педагогических технологий. По ходу анализирования основных технологий: дебаты, мозговой штурм, кейс-метод, ТРИЗ-задачи, метод проектов, игровые технологии; было решено составить комплекс кейс-заданий для формирования метапредметных результатов.
4. Разработана методическая копилка кейс-заданий, направленных на достижение метапредметных результатов в предметной области Технология для 5-6 классов. Комплекс разбит на три блока: информационный (объем работы небольшой, направлен на работу и анализ информации); проектно-творческий (средний объем работы, в виде мини-проекта, направленный на применение полученных знаний и творческих навыков); проектно-коммуникативный (достаточно большой объем информации, проектная работа в группах, направленная на формирование коммуникативных, командных навыков, поиск и анализ информации). Благодаря внедрению в образовательный процесс кейс-заданий в виде жизненных проблемных ситуаций у учеников возникает интерес к процессу обучения, к активному усвоению знаний, умений и навыков.
В связи с выше сказанным, можно утверждать, что исследование позволило решить все поставленные задачи, цель работы достигнута.
1. Абилдина А.С. Кейс-технология как один из инновационных методов в образовании // Педагогическая наука и практика, 2019, №. 3 (25), С.50-52.
2. Безбородова Ю. Кейс-метод // Высшее образование в России. - 2008. - №8. - С. 163-165.
3. Грузкова С.Ю., Камалеева А.Р. Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовании // Russian Journal of Education and Psychology. - 2013. - №6. - С. 1-14.
4. Гугкаева И. Т. Метод проектов как педагогическая технология // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №2. - С. 144-146.
5. Дебаты - как педагогическая технология [Электронный ресурс] //
ИНФОУРОК URL: https://infourok.ru/debaty-kak-pedagogicheskaya-
tehnologiya-6178791.html?ysclid=lsa4a3oiub247231515 (дата обращения: 08.02.2024).
6. Доклад по теме «Кейс-технологии: особенности применения в обучении [Электронный ресурс] // ИНФОУРОК URL: https://clck.ru/3Ae96d(дата обращения: 26.04.2024).
7. Дылгырова Р. Д. Идеи метапредметности в истории педагогики // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. - 2014. - С. 6-13.
8. Идеи метапредметности в истории развития педагогики [Электронный ресурс] // ИНФОУРОК URL: https://infourok.ru/idei-metapredmetnosti-v- istorii-razvitiya-pedagogiki-1284977.html?ysclid=ls72p94tfh938188796(дата обращения: 06.02.2024).
9. Исмаилов Г. М. и др. Развитие творческого потенциала личности на уроках технологии //Современные проблемы науки и образования. - 2018. - №. 2. - С. 80-80.
10. История метапредметности [Электронный ресурс] // Образовательная
социальная сеть URL: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/08/28/istoriya- metapredmetnosti-1(дата обращения: 06.02.2024).
11. Кейс-метод - современная эффективная форма обучения на уроках технологии, отвечающая требованиям ФГОС [Электронный ресурс] // ИНФОУРОК URL: https://clck.ru/3Ae9ap(дата обращения: 04.05.2024).
12. Мозговой штурм на уроке: описание метода, примеры [Электронный
ресурс] // Педсовет URL: https://pedsovet.su/publ/205-1-0-
5763?ysclid=lscz18re3u955308691 (дата обращения: 09.02.2024).
13. Муштавинская И. В. Новейшие педагогические технологии: кейс-метод (метод ситуационного анализа) // Территория науки - 2015. - №5
14. Муштавинская И. В. Система формирования и оценки метапредметных результатов // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - С. 208-211.
15. Петров В. М. Теория решения изобретательских задач-ТРИЗ. - 2017.
16. Петунин О. В. Метапредметные умения школьников // Народное
образование. - 2012. - №7. - С. 164-169.
17. Ратикова И.Н. Метапредметный подход в практике образования // Муниципальное образование: инноваций и эксперимент. - 2015. - №1. - С. 15-17.
18. Список универсальных учебных действий [Электронный ресурс] //
Образовательная социальная сеть URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-
shkola/materialy-mo/2014/02/04/spisok-universalnykh-uchebnykh-deystviy (дата обращения: 07.02.2024).
19. Сычева Д. В., Хотулёва О. В., Зыков И. Е. СТРУКТУРА КЕЙС- ТЕХНОЛОГИИ И ЕЕ ПРЕИМУЩЕСТВА КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №8. - С. 196-199.
20. Технология. 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных
организаций / [В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.]; под редакцией В. М. Казакевича. - Москва: Просвещение, 2019. - 191 с.
21. Технология. 6 класс: учебное пособие для общеобразовательных
организаций / [В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.]; под редакцией В. М. Казакевича. - Москва: Просвещение, 2019. - 192 с.
22. Универсальные учебные действия по ФГОС: виды и различия
[Электронный ресурс] // Всероссийская Лига Педагогов МЭО URL: https://ligaedu.ru/stati/universalnye-uchebnye-dejstviya-po-fgos-vidy-i- razlichiya/(дата обращения: 07.02.2024).
23. Универсальные учебные действия по ФГОС: виды, функции,
характеристики [Электронный ресурс] // КонтурШкола URL: https://school.kontur.ru/publications/2398(дата обращения: 07.02.2024).
24. Универсальные учебные действия учеников. Виды УУД [Электронный
ресурс] // Педсовет URL: https://pedsovet.su/publ/115-1-0-
5169?ysclid=lscq545kz659444636 (дата обращения: 07.02.2024).
25. ФГОС Основное общее образование [Электронный ресурс] // ФГОС URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/(дата обращения: 06.02.2024).
26. ФЕДЕРАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЯ [Электронный ресурс] // Единое содержание общего образования URL: https://clck.ru/35RtW9(дата
обращения: 08.02.2024).
27. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174UysclidHw60a23e b5859784441 (дата обращения: 04.05.2024).
28. Формирование метапредметных компетенций в начальной школе в
соответствии с требованиями ФГОС [Электронный ресурс] // Конференц- зал URL: http://konf-zal.ru/images/stories/konf-zal/stat-
i/sis_edu/kurilkina_sankt-peteburg_sso.pdf (дата обращения: 06.02.2024).
29. Хорошенкова А. В., Болотова Е. Ю. Интеграция как принцип формирования метапредметных умений учащихся в истории // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2018. - С. 51-55.
30. Шапиева А. С., Магомедова П. К. Применение игровых технологий в процессе обучения // Евразийский Союз Ученых. - 2015. - №10. - С. 70-72.