Введение 3
Глава 1. проблема формирования потребности в ЗОЖ в современной научной литературе 7
1.1. Сущность понятий «здоровье», «образ жизни», «ЗОЖ» 7
1.2. Факторы здорового образа жизни у школьников 23
1.3 Мотивация как функция сохранения и укрепления здоровья 48
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию мотивации ЗОЖ у современных
подростков 55
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы 55
2.2. Средства и методы опытно экспериментальной работы 56
Глава 3. Разработанные формы, методы и социально педагогические указания по формированию мотивации к ЗОЖ 60
3.1 Эффективные формы и методы формирования мотивации к ЗОЖ 60
3.2 Социально-педагогические рекомендации учителям по формированию мотивации к ЗОЖ 67
Заключение 74
Список литературы 76
Актуальность исследования: Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации за 2017г., 87 % учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 - 70% учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30% - хронические заболевания, 60 % - нарушенную осанку. Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах. В вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, социальные педагоги и другие специалисты.
Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья - это, прежде всего процесс социализации - воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь.
Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами. Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.
Современная школа сместила акценты расширить образовательное поле в ущерб воспитанию и здоровью, тем самым создав условия, не только разрушающие, но и формирующие пороки. В результате общество имеет больное поколение. По данным специалистов, около 90 % детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье; 30-35 % детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания; за годы обучения в школе в пять раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в четыре раза увеличивается количество нарушения психического здоровья, в три раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения; до 80 % юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы в службе в Вооруженных Силах.
Решение этой проблемы тем более необходимо, что напряжение педагогического процесса продолжается длительное время (исторический отрезок) и приводит к хроническому истощению жизненных сил всех субъектов этих систем, влияющих в конечном итоге на состояние национального здоровья.
Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов имеющих подготовку по основам ЗОЖ формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.
Отсюда вытекают проблема формирования мотивации к здоровому образу жизни у школьников. Поэтому тему нашего исследования мы избрали «Формирование мотивации к здоровому образу жизни».
Цель: выявить условия создания положительной мотивации к здоровому образу жизни, разработать систему методических приемов по формированию понятий и знаний о ЗОЖ, сформулировать социально-педагогические рекомендации.
Задачи:
1. Проанализировать социально-педагогическую литературу по проблеме исследования
2. Изучить условия, необходимые для формирования мотивации к здоровому образу жизни у современных школьников
3. Выявить характеристики здоровьесберегающей образовательной среды и раскрыть сущность здоровьесберегающих технологий
4. Разработать социально-педагогические рекомендации по формированию мотивации к здоровому образу жизни
Объектом исследования является процесс формирования мотивации к здоровому образу жизни.
Предметом исследования является способы формирования мотивации к здоровому образу жизни у школьников.
Гипотеза: предположение, что эффективность формирования мотивации к здоровому образу жизни у обучающихся достигается соблюдением следующих условий:
- формированием у учащихся, а также их родителей системы
ценностей, связанных с ведением здорового образа жизни и укреплением здоровья;
- формированием у учащихся комплекса знаний и конкретных навыков
ведения здорового образа жизни;
- введением в учебно-воспитательный процесс образовательного
учреждения специализированного курса здорового образа жизни;
- повышением квалификации педагогического состава учреждения в
области ведения здорового образа жизни.
Методы исследования: для реализации поставленных задач и проверки исходных положений использовали комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методов:
• анализ и обобщение общенаучных знаний;
• изучение психологической, социально-педагогической литературы;
• методика оценки эмоционально - волевых качеств.
Теоретическая значимость: заключается в конкретизации механизма формирования мотивации сохранения и укрепления здоровья и создания социально-педагогические рекомендаций для формирования мотивации к здоровому образу жизни у школьников
Практическая значимость: разработанные социально-педагогические рекомендации, формы и методы могут использоваться для формирования мотивации вести здоровый образ жизни у обучающихся в школе
1. Изучив социально-педагогическую литературу по проблеме исследования и изучив уровень эмоционально волевых качеств обучающихся можно сделать вывод что работа по формированию здорового образа жизни должна проводиться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями участников образовательного процесса. Для этого необходимо обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.
2. В результате исследований, анализа результатов деятельности
учреждения образования г. Красноярск были выделены педагогические условия являющиеся необходимыми и достаточными для формирования здорового образа жизни учащихся в образовательном процессе, а именно:
- формирование у учащихся, а также их родителей системы ценностей, связанных с ведением здорового образа жизни и укреплением здоровья;
- формирование знаний учащихся о здоровье и здоровом образе жизни в процессе изучения специального факультативного курса;
- интегративное включение материалов по здоровому образу жизни в ряд учебных предметов и соответствующее обновление учебно-воспитательного процесса;
- повышение квалификации педагогического состава учреждения образования в области здорового образа жизни;
- вовлечение учащихся в практическую деятельность по поддержанию здорового образа жизни и формирование конкретных навыков его ведения.
3. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику ассоциального поведения с помощью формирования здоровьесберегающей образовательной среды
4. Процессы, происходящие сегодня в образовании и способствующие формированию ЗОЖ, должны иметь определенную логику, структуру, подчиняться ее закономерностям и соотноситься с принципами: природосообразности, непрерывности, целостности, личностно-ориентированного характера, принципа интеграции, самоорганизации и саморазвития. Формирование ЗОЖ школьников должно включать в себя: создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, меры по снижению распространения курения, распития алкоголя, профилактику наркомании, побуждения обучающихся активно заниматься физической культурой. Правильное использование психолого-педагогических технологий с учетом составляющих формирования ЗОЖ позволяет не только решать проблему отношения к своему здоровью, но и решает задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологических аспектах.
1. Ломоносов М.В. О размножении и сохранении российского народа. [Письмо к И.И. Шувалову от 1 ноября 1761 г.] / Сообщ. П.П. Пекарским // Русская старина, 1873. - Т. 8. - № 10. - С. 563-580.
2. Охрана детского здоровья : К вопросу о воспитании детей дошк. возраста / Акад. В.М. Бехтерев. - Санкт-Петербург : Б-чка копейка, 1911. - 24 с. : портр.; 17. - (Библиотечка - Народное здравие; Кн. 1)
3. Апанаснко. Г.А Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? // валеология 1996, №2, с.11
4. 10 уроков психофизической тренировки / К. В. Динейка. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 61,[2] с
5. Березина Н.П., Дергачёв. Ю.В Школа здоровья.- М., «Физкультура спорт», 1990.с. 354
6. Собрание сочинений по психопатологии : [В 2 т.] / Карл Ясперс. -
СПб. : Белый кролик, 1996. - 22 см.
Т. 1. - М. : Изд. центр "Академия" СПб. : Белый кролик. - 349,[1] с
7. Попов С.В. Валеология в школе и дома // О физическом благополучии
школьников. СПб, 1997.
8. Амасов. Н.М Раздумья о здоровье. М., 1987 с. 44
9. Брехман. И.И Валеология - наука о здоровье.- 2-е изд.-М.: Физкультура
спорт, 1990 г.
10. Иванюшкин А.Я. "Здоровье" и "болезнь" в системе ценностных ориентаций человека// Вестник АМН СССР. 1982. Т.45. №1, с.49-58, №4, с.29-33.
11. Акбашев. Т.Ф Третий путь. М., 1996 с. 33
12. Коростель Н. Б. От А до Я. -М., «Физкультура и спорт», 1995
13. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. М., 1986, 192 с.
14. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни //
Вопросы психологии. 1997, №2, с. 3-14.
15. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982, 40 с.
16. Сенека Христианский [рукопись :] : с латинского диалекта на
российский переведены Александро-Невской семинарии студентом Г еоргием Балашевым 1747 г. - [Б. м.], XVIII в. - 68
17. I Международная научно-практическая конференция "Экология. Здоровье. Спорт", 16-17 декабря 2009 года [Текст] : [сборник докладов] / Федеральное агентство по образованию Российской Федерации [и др.]. - Чита : Читинский гос. ун-т, 2009. - 357 с.
18. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни// Психологический вестник РГУ. Ростов - на - Дону, 1997, Вып.3. с.422 с. 247.
19.Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. М., 1997.
20. Брехман. И.И Валеология - наука о здоровье.- 2-е изд.-М.: Физкультура
и спорт, 1990 г
21. Актуальные проблемы валеологии в образовании Материалы I съезда валеологов, М-, 1998 с. 17
22. Апасенко. Г.А. Охрана здоровья здоровых; некоторые проблемы теории
практики.// Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здо¬
ровья. СПб, 1993 с. 12
23. 17. Сочинения / Гегель ; под ред. А. Деборина и Д. Рязанова ; Ин-т К. Маркса и Ф. Энгельса. - Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, [1929]-. - 22 см.
24. Баевский Р.М., Берсенева. А.П. Донозоологическая диагностика в оценке состояния здоровья, // валеология: Диагностика, средства и практика Обеспечения здоровья. СПб, 1993 с.16
25. Басалаева Н.М, Савкин. В.М. Здоровье нации: стратегия и тактика о
проблемах здравотворчества в регионов России// Валеология 1996, № 2, с 37.
26. Настольная книга учителя физической культуры./ Под ред. Л. Б. Кофмана.
27. Лесгафт П. Ф. Избранные сочинения. - М., «Педагогика», 1988.
28. Воробьёв В.И Слагаемые здоровья.- М., «Физкультура и труд», 1986 с 258, с. 75.
29. Гарбузов В.И. Человек - жизнь - здоровье// Древние и новые каноны медицины. СПб, 1995.
30. Иванюшкин А.Я. «Здоровье и болезнь» в системе ценностных ориентаций человека// Вестник АМН СССР. 1982. -Т.45. - №4. - 253с.
31. Т. И. Пашукова, А. И. Допира, Г. В. Дьяконов Психологические исследования Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов
32. Воробьев В.И. Здоровье в твоих руках// Биология в школе. - 2006. - №2. -246 с.
33. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной
школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся /
Е.А. Мечинская - М.: Вентана-Граф, 2008. - 112 с
34. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях / Л.Н. Антонова.- М.: МГОУ, 2007. - 100c