Формирование мотивации творческой деятельности у подростков через современные виды декоративно-прикладного искусства (на примере точечной росписи
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические основы формирования мотивации творческой деятельности посредством точечной росписи у подростков
1.1. Психолого-педагогическая характеристика мотивационной сферы
подростков и виды мотиваций 9
1.2. Особенности мотивации творческой деятельности у подростков в
школе и в системе дополнительного образования 16
1.3. Способы и приемы формирования мотивации творческой
деятельности у подростков. Точечная роспись как одна из техник формирующая мотивацию 22
Выводы по первой главе 37
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию мотивации творческой деятельности посредством точечной росписи у подростков
2.1. Выявление актуального уровня сформированной мотивации
творческой деятельности у подростков 42
2.2. Программа занятий, направленная на формирование мотивации
творческой деятельности формирующего эксперимента 57
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их анализ 59
2.4. Методические рекомендации 65
Выводы по второй главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 81
Глава I. Теоретические основы формирования мотивации творческой деятельности посредством точечной росписи у подростков
1.1. Психолого-педагогическая характеристика мотивационной сферы
подростков и виды мотиваций 9
1.2. Особенности мотивации творческой деятельности у подростков в
школе и в системе дополнительного образования 16
1.3. Способы и приемы формирования мотивации творческой
деятельности у подростков. Точечная роспись как одна из техник формирующая мотивацию 22
Выводы по первой главе 37
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию мотивации творческой деятельности посредством точечной росписи у подростков
2.1. Выявление актуального уровня сформированной мотивации
творческой деятельности у подростков 42
2.2. Программа занятий, направленная на формирование мотивации
творческой деятельности формирующего эксперимента 57
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их анализ 59
2.4. Методические рекомендации 65
Выводы по второй главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 81
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности в школьном возрасте [1, 19]. Процесс приобщения школьников к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом индивидуальных особенностей на разных этапах их художественного развития. Утраченный на сегодняшний день интерес к традиционным видам декоративно-прикладного искусства возобновляется с влиянием интеграции современных технологий в области ДПИ, которые ранее не были знакомы ребенку [24, 61].
Современное общество развивается стремительно, внося свои коррективы в воспитания будущего поколения. С возможностями в области технологий появляется множество развлекательных программ, которые вошли в нашу повседневную жизнь и стали неотъемлемой её частью, вытесняя труд, как один из способов приобщения школьника к творчеству.
В связи с социально-демографической ситуацией в стране, с не всегда выдержанным соответствием целей и содержанием образовательного процесса современным требованиям, а также незначительной социальной значимостью занятий творчеством возникают сложности как в наборе, так и в недостаточной сохранности контингента обучающихся в детских художественных школах, школах искусств, студий, кружков, где восполняется и развивается творческое начало школьника [8, 54].
Дополнительное образование несет в себе значительный педагогический потенциал и является действенным средством формирования мотивации развития личности подростков, благотворно сказывается на укреплении положительных личностных качеств; позволяет учащимся легче овладевать навыками общения со сверстниками и взрослыми, оптимизирует процессы социализации и социальной адаптации.
Начав заниматься в каком-нибудь детском объединении ДПИ, школьник увлекается постижением основ мастерства. На первых порах мнение и авторитет педагога, его одобрение и участие является главным и достаточным условием плодотворной творческой работы. Мотивом к занятиям это все является не очень продолжительное время, особенно в подростковом возрасте. А именно на средний и старший школьный возраст рассчитано большинство образовательных программ декоративно-прикладного искусства [10, 32]. Через некоторый промежуток времени
школьник сталкивается с недостаточной востребованностью среди окружающего его социума. Совершенствование профессионального мастерства не приносит необходимого отклика, положительной обратной связи от сверстников.
Изучив и проанализировав исследования Т.Я. Шпикаловой, Т. Н. Дороновой следует отметить важнейшую значимость и роль в углубленном знакомстве детей с народным творчеством в процессе занятий декоративно-прикладным искусством, так как народное искусство выступает как хранитель духовной и нравственной культуры общества. В процессе приобщения личности к богатейшему культурному опыту человечества, накопленному в области искусства, создаются возможности воспитания высоконравственного, разносторонне развитого современного человека [28, 48].
Произведения декоративно-прикладного искусства связаны как с материальной, так и с духовной культурой, отвечают не только уровню экономики и техники своего времени, но и духовному мировосприятию людей, которым они служат. Вот почему не только изобразительное, но и предметное искусство может развивать гуманные чувства, уважение к человеку и его труду, воспитывать дух демократии и добра [12, 17].
Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям, накопленным обществом в процессе своего существования. Таким образом, становится очевидна необходимость изучения современных видов декоративно-прикладного искусства.
Многие виды народного ремесла утратили интерес у подрастающего поколения, остались забытыми [14, 37]. У большинства учащихся старшего школьного возраста нет тяги, влечения к занятиям ДНИ, особенно у мальчиков. Такой регресс связан с низкой популярностью, устаревших тенденций в прикладной деятельности (говоря о таких видах ДНИ как вязание, вышивка крестом, макраме и т.д.). Многие просто не знают, как разнообразен и востребованный ручной труд. Какие существуют возможности преобразования «старой» вещи, путем новых, современных техник, материалов и технологий в ДНИ.
Возобновить этот процесс: желания заниматься творчеством, интерес к изучению народного искусства возможно через введения на занятиях по ДНИ современных видов и технологий декоративного искусства, родоначальниками которых и является народное ремесло.
Актуальность и недостаточное изучение данной проблемы послужили поводом для выбора темы нашего исследования «Формирование мотивации творческой деятельности у подростков через современные виды декоративно-прикладного искусства (на примере точечной росписи)».
Цель: составление программы занятий, направленных на формирование мотивации творческой деятельности и апробация ее на практике.
Объект исследования: процесс формирования мотивации к занятиям у подростков.
Предмет: точечная роспись как средство формирования мотивации творческой деятельностью у подростков.
Гипотеза: использование точечной росписи на занятиях современного ДНИ будет способствовать формированию мотивации творческой деятельности если:
• построение программы направлено на инициативность в
творческой деятельности;
• содержание заданий программы будут ориентированы на
ситуацию успеха через выполнения творческих задач;
• творческие работы учащихся будут отличаться оригинальностью.
Задачи:
• проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
• рассмотреть способы и приемы формирования мотивации в подростковом возрасте;
• изучить современные техники ДПИ как средство формирование мотивации;
• провести констатирующий эксперимент по выявлению актуального уровня сформированности мотивации творческой деятельности подростков;
• составить программу, направленную на формирование мотивации творческой деятельности и апробировать ее на практике;
• разработать методические рекомендации.
Методы исследования:
• анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
• наблюдение;
• тестирование;
• опросник
• анализ продукта деятельности (творческих работ подростков)
База исследования: Аскизская Детская школа искусств в Республике Хакасия, 2 группы школьников в возрасте 14 - 16 лет в составе по 12 учащихся (10 девочек и 2 мальчика).
Современное общество развивается стремительно, внося свои коррективы в воспитания будущего поколения. С возможностями в области технологий появляется множество развлекательных программ, которые вошли в нашу повседневную жизнь и стали неотъемлемой её частью, вытесняя труд, как один из способов приобщения школьника к творчеству.
В связи с социально-демографической ситуацией в стране, с не всегда выдержанным соответствием целей и содержанием образовательного процесса современным требованиям, а также незначительной социальной значимостью занятий творчеством возникают сложности как в наборе, так и в недостаточной сохранности контингента обучающихся в детских художественных школах, школах искусств, студий, кружков, где восполняется и развивается творческое начало школьника [8, 54].
Дополнительное образование несет в себе значительный педагогический потенциал и является действенным средством формирования мотивации развития личности подростков, благотворно сказывается на укреплении положительных личностных качеств; позволяет учащимся легче овладевать навыками общения со сверстниками и взрослыми, оптимизирует процессы социализации и социальной адаптации.
Начав заниматься в каком-нибудь детском объединении ДПИ, школьник увлекается постижением основ мастерства. На первых порах мнение и авторитет педагога, его одобрение и участие является главным и достаточным условием плодотворной творческой работы. Мотивом к занятиям это все является не очень продолжительное время, особенно в подростковом возрасте. А именно на средний и старший школьный возраст рассчитано большинство образовательных программ декоративно-прикладного искусства [10, 32]. Через некоторый промежуток времени
школьник сталкивается с недостаточной востребованностью среди окружающего его социума. Совершенствование профессионального мастерства не приносит необходимого отклика, положительной обратной связи от сверстников.
Изучив и проанализировав исследования Т.Я. Шпикаловой, Т. Н. Дороновой следует отметить важнейшую значимость и роль в углубленном знакомстве детей с народным творчеством в процессе занятий декоративно-прикладным искусством, так как народное искусство выступает как хранитель духовной и нравственной культуры общества. В процессе приобщения личности к богатейшему культурному опыту человечества, накопленному в области искусства, создаются возможности воспитания высоконравственного, разносторонне развитого современного человека [28, 48].
Произведения декоративно-прикладного искусства связаны как с материальной, так и с духовной культурой, отвечают не только уровню экономики и техники своего времени, но и духовному мировосприятию людей, которым они служат. Вот почему не только изобразительное, но и предметное искусство может развивать гуманные чувства, уважение к человеку и его труду, воспитывать дух демократии и добра [12, 17].
Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям, накопленным обществом в процессе своего существования. Таким образом, становится очевидна необходимость изучения современных видов декоративно-прикладного искусства.
Многие виды народного ремесла утратили интерес у подрастающего поколения, остались забытыми [14, 37]. У большинства учащихся старшего школьного возраста нет тяги, влечения к занятиям ДНИ, особенно у мальчиков. Такой регресс связан с низкой популярностью, устаревших тенденций в прикладной деятельности (говоря о таких видах ДНИ как вязание, вышивка крестом, макраме и т.д.). Многие просто не знают, как разнообразен и востребованный ручной труд. Какие существуют возможности преобразования «старой» вещи, путем новых, современных техник, материалов и технологий в ДНИ.
Возобновить этот процесс: желания заниматься творчеством, интерес к изучению народного искусства возможно через введения на занятиях по ДНИ современных видов и технологий декоративного искусства, родоначальниками которых и является народное ремесло.
Актуальность и недостаточное изучение данной проблемы послужили поводом для выбора темы нашего исследования «Формирование мотивации творческой деятельности у подростков через современные виды декоративно-прикладного искусства (на примере точечной росписи)».
Цель: составление программы занятий, направленных на формирование мотивации творческой деятельности и апробация ее на практике.
Объект исследования: процесс формирования мотивации к занятиям у подростков.
Предмет: точечная роспись как средство формирования мотивации творческой деятельностью у подростков.
Гипотеза: использование точечной росписи на занятиях современного ДНИ будет способствовать формированию мотивации творческой деятельности если:
• построение программы направлено на инициативность в
творческой деятельности;
• содержание заданий программы будут ориентированы на
ситуацию успеха через выполнения творческих задач;
• творческие работы учащихся будут отличаться оригинальностью.
Задачи:
• проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
• рассмотреть способы и приемы формирования мотивации в подростковом возрасте;
• изучить современные техники ДПИ как средство формирование мотивации;
• провести констатирующий эксперимент по выявлению актуального уровня сформированности мотивации творческой деятельности подростков;
• составить программу, направленную на формирование мотивации творческой деятельности и апробировать ее на практике;
• разработать методические рекомендации.
Методы исследования:
• анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
• наблюдение;
• тестирование;
• опросник
• анализ продукта деятельности (творческих работ подростков)
База исследования: Аскизская Детская школа искусств в Республике Хакасия, 2 группы школьников в возрасте 14 - 16 лет в составе по 12 учащихся (10 девочек и 2 мальчика).
Одной из важнейших и малоизученных проблем в современной психологии и дидактике является формирование мотивации творческой деятельности у подростков, что и определило актуальность темы исследования.
Традиционные программы ДПИ ориентировано на средний школьный возраст детей и имеют фактологическое направление, которое предполагает передачу обучающимся готовых знаний, в результате чего подросток получает сумму знаний, умений и навыков. В итоге воспитывается человек с потребительской психологией, что ослабляет внутреннюю мотивацию школьника и приводит к не востребованности творческого потенциала [3, 18]
В ходе анализа теоретической литературы по проблеме было отмечено, что мотивация - это процесс реализации мотивов. Одними их видов мотивации творчества являются инициативность в творческом процессе, мотивация достижения успеха в ходе творческого процесса.
На основе диагностических методик, наблюдения за подростками на занятиях по ДПИ в школе искусств и анализа продукта деятельности нам удалось осуществить исследование по выявлению актуального уровня сформированное™ мотивации творческой деятельности у подростков [46]. Результаты исследования дают возможность проанализировать мотивационные факторы, влияющие на стремление к достижению успеха в ходе творческого процесса, инициативность в творческой деятельности и самооценки выполнения творческих работ. Числовые показатели говорят о том, что большинство из респондентов желают заниматься творчеством. Но, в ходе некоторых обстоятельств, которые свойственны данному возрасту, теряют интерес или вовсе считают творческую деятельность пустой тратой времени, так как не находят поддержки и признания среди сверстников. Боязнь в неудачном результате занятий, которое влечет неуверенность в себе, отсутствие перспективы в следствии недостаточных знаний о декоративном искусстве и его влияния на психологические и физические особенности личности.
Исследование указывает на то, что непосредственное, активное участие школьников в творческой деятельности, на доступном уровне сложности с применением новых техник, раскрывает большие перспективы в деле комплексного развития и формирования творческого потенциала школьника. Учащимся легче преодолевать барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности (не обязательно в области ДПИ, но и в учебе целом) [28, 54]. Кроме того, постигая секреты мастерства, учащиеся знакомятся с удивительным миром народного и современного декоративно - прикладного искусства, что способствует формированию нравственных идеалов, эстетических вкусов школьников, повышению их культурного уровня.
Именно народное искусство, как часть отечественной и мировой художественной культуры, впитавшее в себя обогащенный опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант многих поколений, позволили открыть широкий простор для творчества и развития учащихся, сделает их жизнь духовно богаче и многограннее [31, 27].
Формирование мотивации творческой деятельности, воплощенной в практической деятельности и осознании себя как человека-творца, привитие коммуникативных способностей через конкурсно-выставочную деятельность с демонстрацией своих достижений служат средством социализации в коллективе. [20, 165].
Для повышения мотивации творческой деятельности, занятия ДПИ должны отвечать некоторым требованиям:
- организация обучения, при котором подросток вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний (формируется и развивается творческое воображение);
- разнообразие творческо-практической деятельности (однообразная подача информация и способы действий быстро вызывают скуку) [47];
- для появления интереса к творческой деятельности необходимо понимание нужности, важности, целесообразности как в целом, так и отдельных его разделов;
- новый материал, будет более интересен, если будет связан с усвоенными ранее знаниями;
- обучение должно быть трудным, но посильным для выполнения старшеклассника (слишком лёгкий и слишком трудный материал также не вызывают интереса);
- признательность в обществе, среди сверстников, родителями (участие в конкурсах, мастер-классах, выставках по ДПИ);
- особо важна яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого педагога к творческой деятельности, которая с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету. [25, 49]
Положительная мотивация значительно улучшает качественные показатели познавательных процессов. Стимулируя познавательную деятельность школьников и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к занятиям прикладным творчеством. Для развития положительной и коррекции отрицательной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть. [47]
Предложенная программа может быть использована в практике работы педагогов ДШИ, так как нашла подтверждение нашей гипотезе.
Традиционные программы ДПИ ориентировано на средний школьный возраст детей и имеют фактологическое направление, которое предполагает передачу обучающимся готовых знаний, в результате чего подросток получает сумму знаний, умений и навыков. В итоге воспитывается человек с потребительской психологией, что ослабляет внутреннюю мотивацию школьника и приводит к не востребованности творческого потенциала [3, 18]
В ходе анализа теоретической литературы по проблеме было отмечено, что мотивация - это процесс реализации мотивов. Одними их видов мотивации творчества являются инициативность в творческом процессе, мотивация достижения успеха в ходе творческого процесса.
На основе диагностических методик, наблюдения за подростками на занятиях по ДПИ в школе искусств и анализа продукта деятельности нам удалось осуществить исследование по выявлению актуального уровня сформированное™ мотивации творческой деятельности у подростков [46]. Результаты исследования дают возможность проанализировать мотивационные факторы, влияющие на стремление к достижению успеха в ходе творческого процесса, инициативность в творческой деятельности и самооценки выполнения творческих работ. Числовые показатели говорят о том, что большинство из респондентов желают заниматься творчеством. Но, в ходе некоторых обстоятельств, которые свойственны данному возрасту, теряют интерес или вовсе считают творческую деятельность пустой тратой времени, так как не находят поддержки и признания среди сверстников. Боязнь в неудачном результате занятий, которое влечет неуверенность в себе, отсутствие перспективы в следствии недостаточных знаний о декоративном искусстве и его влияния на психологические и физические особенности личности.
Исследование указывает на то, что непосредственное, активное участие школьников в творческой деятельности, на доступном уровне сложности с применением новых техник, раскрывает большие перспективы в деле комплексного развития и формирования творческого потенциала школьника. Учащимся легче преодолевать барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности (не обязательно в области ДПИ, но и в учебе целом) [28, 54]. Кроме того, постигая секреты мастерства, учащиеся знакомятся с удивительным миром народного и современного декоративно - прикладного искусства, что способствует формированию нравственных идеалов, эстетических вкусов школьников, повышению их культурного уровня.
Именно народное искусство, как часть отечественной и мировой художественной культуры, впитавшее в себя обогащенный опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант многих поколений, позволили открыть широкий простор для творчества и развития учащихся, сделает их жизнь духовно богаче и многограннее [31, 27].
Формирование мотивации творческой деятельности, воплощенной в практической деятельности и осознании себя как человека-творца, привитие коммуникативных способностей через конкурсно-выставочную деятельность с демонстрацией своих достижений служат средством социализации в коллективе. [20, 165].
Для повышения мотивации творческой деятельности, занятия ДПИ должны отвечать некоторым требованиям:
- организация обучения, при котором подросток вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний (формируется и развивается творческое воображение);
- разнообразие творческо-практической деятельности (однообразная подача информация и способы действий быстро вызывают скуку) [47];
- для появления интереса к творческой деятельности необходимо понимание нужности, важности, целесообразности как в целом, так и отдельных его разделов;
- новый материал, будет более интересен, если будет связан с усвоенными ранее знаниями;
- обучение должно быть трудным, но посильным для выполнения старшеклассника (слишком лёгкий и слишком трудный материал также не вызывают интереса);
- признательность в обществе, среди сверстников, родителями (участие в конкурсах, мастер-классах, выставках по ДПИ);
- особо важна яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого педагога к творческой деятельности, которая с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету. [25, 49]
Положительная мотивация значительно улучшает качественные показатели познавательных процессов. Стимулируя познавательную деятельность школьников и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к занятиям прикладным творчеством. Для развития положительной и коррекции отрицательной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть. [47]
Предложенная программа может быть использована в практике работы педагогов ДШИ, так как нашла подтверждение нашей гипотезе.



