ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические основы формирования мотивации творческой деятельности посредством точечной росписи у подростков
1.1. Психолого-педагогическая характеристика мотивационной сферы
подростков и виды мотиваций 9
1.2. Особенности мотивации творческой деятельности у подростков в
школе и в системе дополнительного образования 16
1.3. Способы и приемы формирования мотивации творческой
деятельности у подростков. Точечная роспись как одна из техник формирующая мотивацию 22
Выводы по первой главе 37
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию мотивации творческой деятельности посредством точечной росписи у подростков
2.1. Выявление актуального уровня сформированной мотивации
творческой деятельности у подростков 42
2.2. Программа занятий, направленная на формирование мотивации
творческой деятельности формирующего эксперимента 57
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их анализ 59
2.4. Методические рекомендации 65
Выводы по второй главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 81
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности в школьном возрасте [1, 19]. Процесс приобщения школьников к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом индивидуальных особенностей на разных этапах их художественного развития. Утраченный на сегодняшний день интерес к традиционным видам декоративно-прикладного искусства возобновляется с влиянием интеграции современных технологий в области ДПИ, которые ранее не были знакомы ребенку [24, 61].
Современное общество развивается стремительно, внося свои коррективы в воспитания будущего поколения. С возможностями в области технологий появляется множество развлекательных программ, которые вошли в нашу повседневную жизнь и стали неотъемлемой её частью, вытесняя труд, как один из способов приобщения школьника к творчеству.
В связи с социально-демографической ситуацией в стране, с не всегда выдержанным соответствием целей и содержанием образовательного процесса современным требованиям, а также незначительной социальной значимостью занятий творчеством возникают сложности как в наборе, так и в недостаточной сохранности контингента обучающихся в детских художественных школах, школах искусств, студий, кружков, где восполняется и развивается творческое начало школьника [8, 54].
Дополнительное образование несет в себе значительный педагогический потенциал и является действенным средством формирования мотивации развития личности подростков, благотворно сказывается на укреплении положительных личностных качеств; позволяет учащимся легче овладевать навыками общения со сверстниками и взрослыми, оптимизирует процессы социализации и социальной адаптации.
Начав заниматься в каком-нибудь детском объединении ДПИ, школьник увлекается постижением основ мастерства. На первых порах мнение и авторитет педагога, его одобрение и участие является главным и достаточным условием плодотворной творческой работы. Мотивом к занятиям это все является не очень продолжительное время, особенно в подростковом возрасте. А именно на средний и старший школьный возраст рассчитано большинство образовательных программ декоративно-прикладного искусства [10, 32]. Через некоторый промежуток времени
школьник сталкивается с недостаточной востребованностью среди окружающего его социума. Совершенствование профессионального мастерства не приносит необходимого отклика, положительной обратной связи от сверстников.
Изучив и проанализировав исследования Т.Я. Шпикаловой, Т. Н. Дороновой следует отметить важнейшую значимость и роль в углубленном знакомстве детей с народным творчеством в процессе занятий декоративно-прикладным искусством, так как народное искусство выступает как хранитель духовной и нравственной культуры общества. В процессе приобщения личности к богатейшему культурному опыту человечества, накопленному в области искусства, создаются возможности воспитания высоконравственного, разносторонне развитого современного человека [28, 48].
Произведения декоративно-прикладного искусства связаны как с материальной, так и с духовной культурой, отвечают не только уровню экономики и техники своего времени, но и духовному мировосприятию людей, которым они служат. Вот почему не только изобразительное, но и предметное искусство может развивать гуманные чувства, уважение к человеку и его труду, воспитывать дух демократии и добра [12, 17].
Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям, накопленным обществом в процессе своего существования. Таким образом, становится очевидна необходимость изучения современных видов декоративно-прикладного искусства.
Многие виды народного ремесла утратили интерес у подрастающего поколения, остались забытыми [14, 37]. У большинства учащихся старшего школьного возраста нет тяги, влечения к занятиям ДНИ, особенно у мальчиков. Такой регресс связан с низкой популярностью, устаревших тенденций в прикладной деятельности (говоря о таких видах ДНИ как вязание, вышивка крестом, макраме и т.д.). Многие просто не знают, как разнообразен и востребованный ручной труд. Какие существуют возможности преобразования «старой» вещи, путем новых, современных техник, материалов и технологий в ДНИ.
Возобновить этот процесс: желания заниматься творчеством, интерес к изучению народного искусства возможно через введения на занятиях по ДНИ современных видов и технологий декоративного искусства, родоначальниками которых и является народное ремесло.
Актуальность и недостаточное изучение данной проблемы послужили поводом для выбора темы нашего исследования «Формирование мотивации творческой деятельности у подростков через современные виды декоративно-прикладного искусства (на примере точечной росписи)».
Цель: составление программы занятий, направленных на формирование мотивации творческой деятельности и апробация ее на практике.
Объект исследования: процесс формирования мотивации к занятиям у подростков.
Предмет: точечная роспись как средство формирования мотивации творческой деятельностью у подростков.
Гипотеза: использование точечной росписи на занятиях современного ДНИ будет способствовать формированию мотивации творческой деятельности если:
• построение программы направлено на инициативность в
творческой деятельности;
• содержание заданий программы будут ориентированы на
ситуацию успеха через выполнения творческих задач;
• творческие работы учащихся будут отличаться оригинальностью.
Задачи:
• проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
• рассмотреть способы и приемы формирования мотивации в подростковом возрасте;
• изучить современные техники ДПИ как средство формирование мотивации;
• провести констатирующий эксперимент по выявлению актуального уровня сформированности мотивации творческой деятельности подростков;
• составить программу, направленную на формирование мотивации творческой деятельности и апробировать ее на практике;
• разработать методические рекомендации.
Методы исследования:
• анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
• наблюдение;
• тестирование;
• опросник
• анализ продукта деятельности (творческих работ подростков)
База исследования: Аскизская Детская школа искусств в Республике Хакасия, 2 группы школьников в возрасте 14 - 16 лет в составе по 12 учащихся (10 девочек и 2 мальчика).
Одной из важнейших и малоизученных проблем в современной психологии и дидактике является формирование мотивации творческой деятельности у подростков, что и определило актуальность темы исследования.
Традиционные программы ДПИ ориентировано на средний школьный возраст детей и имеют фактологическое направление, которое предполагает передачу обучающимся готовых знаний, в результате чего подросток получает сумму знаний, умений и навыков. В итоге воспитывается человек с потребительской психологией, что ослабляет внутреннюю мотивацию школьника и приводит к не востребованности творческого потенциала [3, 18]
В ходе анализа теоретической литературы по проблеме было отмечено, что мотивация - это процесс реализации мотивов. Одними их видов мотивации творчества являются инициативность в творческом процессе, мотивация достижения успеха в ходе творческого процесса.
На основе диагностических методик, наблюдения за подростками на занятиях по ДПИ в школе искусств и анализа продукта деятельности нам удалось осуществить исследование по выявлению актуального уровня сформированное™ мотивации творческой деятельности у подростков [46]. Результаты исследования дают возможность проанализировать мотивационные факторы, влияющие на стремление к достижению успеха в ходе творческого процесса, инициативность в творческой деятельности и самооценки выполнения творческих работ. Числовые показатели говорят о том, что большинство из респондентов желают заниматься творчеством. Но, в ходе некоторых обстоятельств, которые свойственны данному возрасту, теряют интерес или вовсе считают творческую деятельность пустой тратой времени, так как не находят поддержки и признания среди сверстников. Боязнь в неудачном результате занятий, которое влечет неуверенность в себе, отсутствие перспективы в следствии недостаточных знаний о декоративном искусстве и его влияния на психологические и физические особенности личности.
Исследование указывает на то, что непосредственное, активное участие школьников в творческой деятельности, на доступном уровне сложности с применением новых техник, раскрывает большие перспективы в деле комплексного развития и формирования творческого потенциала школьника. Учащимся легче преодолевать барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности (не обязательно в области ДПИ, но и в учебе целом) [28, 54]. Кроме того, постигая секреты мастерства, учащиеся знакомятся с удивительным миром народного и современного декоративно - прикладного искусства, что способствует формированию нравственных идеалов, эстетических вкусов школьников, повышению их культурного уровня.
Именно народное искусство, как часть отечественной и мировой художественной культуры, впитавшее в себя обогащенный опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант многих поколений, позволили открыть широкий простор для творчества и развития учащихся, сделает их жизнь духовно богаче и многограннее [31, 27].
Формирование мотивации творческой деятельности, воплощенной в практической деятельности и осознании себя как человека-творца, привитие коммуникативных способностей через конкурсно-выставочную деятельность с демонстрацией своих достижений служат средством социализации в коллективе. [20, 165].
Для повышения мотивации творческой деятельности, занятия ДПИ должны отвечать некоторым требованиям:
- организация обучения, при котором подросток вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний (формируется и развивается творческое воображение);
- разнообразие творческо-практической деятельности (однообразная подача информация и способы действий быстро вызывают скуку) [47];
- для появления интереса к творческой деятельности необходимо понимание нужности, важности, целесообразности как в целом, так и отдельных его разделов;
- новый материал, будет более интересен, если будет связан с усвоенными ранее знаниями;
- обучение должно быть трудным, но посильным для выполнения старшеклассника (слишком лёгкий и слишком трудный материал также не вызывают интереса);
- признательность в обществе, среди сверстников, родителями (участие в конкурсах, мастер-классах, выставках по ДПИ);
- особо важна яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого педагога к творческой деятельности, которая с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету. [25, 49]
Положительная мотивация значительно улучшает качественные показатели познавательных процессов. Стимулируя познавательную деятельность школьников и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к занятиям прикладным творчеством. Для развития положительной и коррекции отрицательной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть. [47]
Предложенная программа может быть использована в практике работы педагогов ДШИ, так как нашла подтверждение нашей гипотезе.
1. Арнольдов А. И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. - М.: МГИК, 1992. - 240с.
2. Аронов, В.Р. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры ХХ века - М.: Советский художник, 1987. - 232 с.
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М.: 1976. - 258с.
4. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: 1972. - 324с.
5. Васильев И.А., Магомед-Эмиров М.Ш. Мотивация и контроль за действием. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 144 с.
6. Вайндорф-Сысоева М.Е. Технология исполнения и оформление научно-исследовательской работы. Учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2006. - 96 с.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология - М.: 1996. - 340с.
8. Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. М.В.Гамезо. - М.: 1984. - 132с.
9. Возрастная и педагогическая психологии. /Под ред. А.В.Петровского. - М.: 1979. - 421с.
10. Вартанова И. И. Проблема мотивации учебной деятельности // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 2000. № 4. - 38-41с.
11. Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования // Дополнительное образования. 2003. - №2 -64с.
12. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. - М.: Просвещение, 2000. -157с.
13. Григорович, Л. А. Проблема нравственного развития подростка: моногр. / Л.А. Григорович. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. - 248 с.
14. Гумилёв Л.Н. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению. - М.: 1994.- 144с.
15. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский., Р. Атаханов . - М., 2005. - 208 с.
16. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: 1996. - 139с.
17. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М.: 2006. - 160 с.
18. Дубовицкая Т. Д. Диагностика значимости учебного предмета для развития личности учащегося // Вестн. Оренбургского ун-та. 2004. № 2., 75-79с.
19. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000.-94с.
20. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2012.
21. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М.: Просвещение, 1992. - 77с.
22. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. - Р н/Д: МарТ, 2005. - 440- 448с.
23. Карл Роджерс К теории творчества / Взгляд на психотерапию, становление человека, М.: «Прогресс», 1994. - 412-415 с.
24. Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Митрофанов Е.А., Ловчева М.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. - М.: Инфра-М, 2009- 259с.
25. Колякина, В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 203с.
26. Левин И. Л. Формирование Творческой личности школьника на основе развития художественных интересов в классах с углубленным изучением изобразительного искусства. Нижний Новгород, 2003. - 351с.
27. Лук А. Н. Психология творчества. - М.: изд-во «Наука», 1978. - 125с.
28. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 1983. - 216с.
29. Маслоу А. Мотивация и личность - СПб.: Питер, 1999 - 312с.
30. Немов Р.С. Психология. Учебник - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 146с.
31. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 344с.
32. Новикова Е.Ю. Психология мотивов и действий в обновляющемся мире. - М.: 1992. - 240с.
33. Норман Винсент Пил Сила позитивного мышления. -М., 2007.- 206с.
34. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. - СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2004. - 416с.
35. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 157с.
36. Сухомлинсктй В.А. О воспитании. - М.: изд-во политической
литературы, 1982. - 270с.
37. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. - СПб.: Питер 1998. - 171с.
38. Умнов В. Я и творчество. - М.: Научная книга, 2013- 214с.
39. Исследовательская деятельность студентов; учебное пособие / Авт.- состав. Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.
40. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.
41.Чандлер С., Ричардсон С. 100 способов мотивации. - Минск: Попурри, 2014 - 224с.
42. Халифаева О. А. Развитие креативности подростков в образовательном учреждении // Психология обучения. - 2008. - № 9. - С. 13-22.
URL:
43. http://krasavitca-i-umnitca.ru/tochechnaya-rospis/
44. http://postila.ru/id3665829/tochechnaya-rospis
45. http: //gigabaza.ru/doc/9844. html.
46. http://festival.1september.ru/articles/103195/
47. http: //na-pushkinskoj .vrn.ru/?page_id=7 81