Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОГРАММЫ «ИСКУССТВО БЫТЬ ЧИТАТЕЛЕМ»

Работа №153799

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы150
Год сдачи2017
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования мотивов самостоятельной читательской деятельности младших школьников 7
1.1. Подходы к пониманию мотивации учения в психолого-педагогической
литературе. Сущность понятия мотивов и мотивации 7
1.2. Мотивация учебной деятельности 16
1.3. Подходы к пониманию читательской самостоятельности в психолого-педагогической литературе 24
1.4. Пути формирования мотивов самостоятельной читательской деятельности и
интереса к чтению у младших школьников 33
Выводы по главе 1 46
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию мотивов самостоятельной читательской деятельности младших школьников 47
2.1 Методическая организация исследования 47
2.2 Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 54
2.3 Разработка программы по формированию мотивов самостоятельной
читательской деятельности 61
Выводы по главе 2 71
Заключение 72
Литература 73
Приложение 77

Художественная литература является богатейшим источником познания жизни и инструментом воздействия на все стороны человеческой личности. С помощью чтения человек реализует возможности так называемого опосредованного общения: восприятие и понимание текста свидетельствуют о взаимодействии читателя с автором текста, и о сложных мыслительных процессах, сопровождающих осознание.
Невозможно переоценить ту огромную роль, которую играет книга в духовном развитии человека. Особенно велико ее значение в период наиболее интенсивного становления личности - в детские годы. Приобщая ребенка к чтению, мы должны всегда помнить слова педагога В. А. Сухомлинского, который верил и с большой убежденностью говорил о воспитательной силе книги: «Книга - это могучее оружие, без неё я был бы немым или косноязычным, я не мог бы сказать и сотой доли того, что надо сказать и что я говорю. Умная, вдохновенная книга решает судьбу человека»[43].
В настоящее время проблема развития интереса у учащихся к чтению становится проблемой поколения: книга в любой своей форме все быстрее отдаляется, интерес к чтению падает. Перегрузки в учебе, сокращение свободного времени приводят к оскудению интересов подростка.
Ребенок, получая огромные информационные нагрузки, быстро утомляется, снижает свою творческую активность и как результат отказывается от чтения. В настоящий момент (с введением в школьную программу новых стандартов) преобладают формы обучения информационного, а не поискового направления, что приводит к получению знаний в «разжеванном» виде, часто обучение строится на запоминании огромного количества фактов, отучая школьника от самостоятельной работы с книгой.
Одной из основных задач обучения чтению является формирование вдумчивого читателя, любящего книгу, и умеющего работать с ней. Целью уроков чтения в начальной школе является «овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, как базового в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов читательской деятельности»[36].
Таким образом, современная система обучения чтению предполагает обязательный переход всех учащихся к самостоятельной деятельности с книгой. Следовательно, эта точка зрения предусматривает рассмотрение методики чтения, как науки об управлении процессом становления типа правильной читательской деятельности и самостоятельности.
Тип правильной самостоятельной читательской деятельности есть сформированная у читателя способность к целенаправленному осмыслению и освоению книг. Цель уроков чтения в начальной школе - не только научить детей читать, но и вызвать у них интерес к чтению, воспитать грамотного читателя, ведь если у ребенка есть мотивация к самостоятельному чтению, значит у него есть потребность в саморазвитии, самовоспитании. Потребность эта может быть даже не осознаваемой, но именно эта «жажда» чтения и определяет уровень читательской самостоятельности.
Читатель, думающий над книгой, и испытывающий в ней потребность - именно тот идеальный продукт, которого ждёт современное общество на выходе из начальной школы. Выращивание функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, когда идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности, к которым относится и чтение.
Однако, начальная школа, воспитывая у ученика потребность в книге, не только ставит задачу вырастить книголюба, практикующего так называемое «развлекательное» чтение, но и сформировать гражданина, умеющего работать с книгой, получать оттуда необходимую информацию, дающую духовное развитие, недостающий опыт и знания, а также ответы на те вопросы, которые волнуют юного читателя.
Чтение, а особенно, самостоятельное чтение - это окно, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Если у ребёнка сформирована способность самостоятельно выбирать и читать книги, значит, у него есть практическая основа умения учиться, важнейший компонент как учебной, так и внеучебной деятельности. Ведь как известно, получать знания тоже необходимо уметь, выбирая для этого правильную, интересную, и занимательную литературу.
Осмысленное, избирательное чтение помогает каждому ребёнку выйти на неограниченный, беспрепятственный диалог с авторами книг, интереснейшими людьми, которые могут стать примером для подражания, чей опыт может подсказать маленькому читателю ответы на многие вопросы, вдохновить и увлечь. Читательская самостоятельность - надёжная основа непрерывного самообразования, самовоспитания и саморазвития.
Тем не менее, педагогическая практика показывает, что маленькие дети с большим трудом овладевают навыком чтения. Самостоятельное чтение для них - процесс, требующий напряжения сил и, порой, не приносящий никакого удовольствия. Первые трудности могут навсегда отвратить ребенка от чтения. Возможно, именно поэтому среди младших, да и более старших школьников так редко встречаются читающие много и с удовольствием.
Низкий уровень сформированности навыка чтения у учащихся любого класса зачастую является причиной слабой успеваемости не только по литературе, но и по другим учебным дисциплинам. Именно поэтому мы посвятили наше исследование проблеме формирования мотивов самостоятельной читательской деятельности младших школьников.
Цель исследования: целью данной работы является составление программы «Искусство быть читателем», направленной на формирование мотивов самостоятельной читательской деятельности младших школьников.
Предмет исследования: программа «Искусство быть читателем» в процессе формирования мотивов самостоятельной читательской деятельности младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования мотивов самостоятельной читательской деятельности младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование мотивов самостоятельной читательской деятельности младших школьников будет успешным, если программа «Искусство быть читателем» будет включена в курс преподавания литературного чтения в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Дать анализ состояния исследуемой проблемы в современной психолого-педагогической и методической литературе.
2. Подобрать диагностический комплекс для выявления уровня сформированности мотивов самостоятельной читательской деятельности младших школьников.
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение актуального уровня сформированности мотивов самостоятельной читательской деятельности младших школьников.
4. Выявить актуальный уровень сформированности мотивов самостоятельной читательской деятельности младших школьников.
5. Разработать программу, направленную на формирование мотивов самостоятельной читательской деятельности младших школьников.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы;
2. Наблюдение;
3. Тестирование;
4. Методы математической обработки данных.
Работа состоит из Введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Чтение, а особенно, самостоятельное чтение - это окно, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Если у ребёнка сформирована способность самостоятельно выбирать и читать книги, значит, у него есть практическая основа умения учиться, важнейший компонент как учебной, так и внеучебной деятельности. Читательская самостоятельность, высокий уровень сформированности мотивов к чтению - надёжная основа непрерывного самообразования, самовоспитания и саморазвития.
Анализ теоретических источников по проблеме исследования показал, что в качестве параметров исследуемого объекта выделяется осознанность, действенность, и направленность мотивов самостоятельной читательской деятельности.
В процессе констатирующего эксперимента нами были использованы соответствующие методики для оценки актуального уровня сформированности мотивов самостоятельной читательской деятельности.
По результатам констатирующего среза было установлено, что уровень сформированности мотивов самостоятельной читательской деятельности у испытуемых характеризуется преимущественно показателями среднего уровня.
В связи с этим, нами была разработана программа, направленная на повышение уровня сформированности мотивов самостоятельной читательской деятельности.



1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. - М., 1984. - 295 с.
2. Баскакова Ю.В., Обухов А.С. Проблема умственной работоспособности младших школьников / Ю.В.Баскакова, А.С. Обухов // Начальная школа плюс до и после. - № 02, 2014
3. Беляева Л. И. К вопросу о типологии читателей/Л. И. Беляева//Проблемы социологии и психологии чтения: Сб. статей. - М.: Книга, 1975. - С. 146¬160.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.. 1968, с. 249.
5. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Моя любимая Азбука: Метод. рекоменд. для учителя.М.: Баласс, 1996, 2005.
6. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др - М.: Просвещение, 1984.—256с.
7. Гани, С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте : автореф. дисс. ... канд. психол. наук / С.В. Гани. - М., 2009.
8. Гани С.В., Константинова Н.И. Мотивационные тенденции в обучении современных младших школьников / С.В. Гани,.Н.И. Константинова // Начальная школа плюс до и после.- № 07, 2012
9. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания [Текст]/И.З.Гликман. - М.: Владос, 2002.-176с.
10. Гобова Е.С. Понимать детей - дело интересное / Е.С.Гобова. - М.: Аграф, 1997. - 240с.
11. Граник Г.Г., Соболева О.Л. Путешествие в страну книги. - М.: НПО Образование, 1998.
12. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М. : ИНТОР, 1996.
13. Джежелей О.В. Чтение и литература. 1-4 классы. Программа (Обучение грамоте. Литературное чтение). Методический комментарий / О.В. Джежелей. - М.: Дрофа, 2005. - 96с.
14. Егорова Н.С. Проблемы детского чтения глазами теоретиков и практиков / Начальная школа. - 1998. - № 9. - С.11-16.
15.Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников II Вопросы психологии.-1995.- №6.- с.43-54.
16. Кайдаш Е.Г. Развитие познавательных интересов в учебном процессе II Начальная школа.-1993.- №12.- с.14-19.
17. Ковалева Г. Как дети читают и понимают текст// Народное образование. - 2006. - № 5. - С. 75-76.
18. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь [Текст] - М.: Академия, 2000.- 176с.
19. Константинова Н.И. Динамика развития учебной мотивации школьников в современной начальной школе (Лонгитюдное исследование)/ Н.И. Константинова // Начальная школа плюс до и после. - № 01, 2014.
20. Коменский Я. А. Великая дидактика. — СПб: Типография А. М. Котомина, 1875. (Викитека, html)
21. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности а обучении чтению / С.Н.Костромина. - М.: Ось-89, 2006. - 240с.
22. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1971. - 40 с.
23. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - 3-е изд. - М. : Изд-во Моск. Ун-та, 1972.
24. Маклаков А.Г. Общая психология. С.-П. 2002.
25. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников.- М.: Педагогика, 1986.- 195с.
26. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. - М. : Просвещение, 1983.
27. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников/ М.В.Матюхина. - М.: Педагогика, 1984.
28. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш.
учеб. заведений/[М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева]; под ред. М.П. Воюшиной. - М.: Издательский центр
“Академия”, 2010. - 288 с.
29. Методика преподавания литературы: Хрестоматия-практикум / Сост.
Б.А.Ланин. - М.: Академия, 2003. - 380с.
30. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст]/ В.С.Мухина. - М.: Академия, 1999.-544с.
31. Мякишева Н.М. Особенности познавательной деятельности младших школьников, или Как современному школьнику сохранить познавательную потребность/ Н.М. Мякишева // Начальная школа плюс до и после. - № 02, 2014,
32. Немов Р. С. Психология. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1.
33. Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем
организации групповой работы [Текст] // Начальная школа - 2001.- № 5.- С. 99-100. Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: РПА, 1996. - 604с.
34. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология : уч. для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М. : Изд-во «Юрайт», 2013.
35. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. [Текст]/Р.В.Овчарова - М.: Педагогика, 1996.-326с.
36. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников.- М.: Педагогика,
1982.-128с.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М.: Изд-во «Питер», 1999
38. Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе [Текст] // Начальная школа - 2000. -№ 12. - С. 101-108.
39. Светловская. Н.Н. Методика внеклассного чтения.- М.,1977.
40. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Начальная школа. - 2003. - № 1. - С.11-18.
41. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе. Теория формирования типа правильной читательской деятельности. - М.:Магистр, 1993. С. 70.
42. Смирнова, Е.О. Психология ребенка [Текст]/Е.О.Смирнова. - М.: Школа - Пресс, 1997.-38-41с.
43. Сухомлинский В. А. О воспитании.- М.:Политиздат.- 1975.- 272 с.
44. Сухомлинский А. С. Родительская педагогика. — Новосибирск.- 1985.- 224 с.
45. Мир детской жизни. - СПб., 1997. С. 14-17.
46. Федина В.В. Самоучитель по специальной методике объяснительного и литературного чтения. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004
47. Фомичева О.С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. - М.: Гелиос, 2000
48. Хрестоматия по возрастной психологии: Младший школьный возраст [Текст]/Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1999.-246с.
49.Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. - М., 1949.
50.Эльконин, Д.Б. Детская психология : учеб. пос. для студ. Учреждений высш. образования /Д.Б. Эльконин. - 6е изд. - М. : Изд. центр «Академия», 2011.
51.Якалова Н. П. Почему дети не умеют читать и как сформировать у них интерес к чтению. - Начальная школа. - 2007, №12.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ