ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Педагогический контроль в физическом воспитании детей
старшего дошкольного возраста 7
1.2. Базовые общетеоретические подходы в оценке физического
состояния детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Нормативный подход в оценке физических кондиций детей
старшего дошкольного возраста 18
1.4. Оценка физических кондиций ребенка по темпам прироста
показателей физических качеств 22
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ФИЗИЧЕСКИХ
КОНДИЦИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Организация экспериментальной работы 32
2.2. Методы исследования 33
2.3. Определение эффективности различных подходов в оценке
физических кондиций детей старшего дошкольного возраста 35
2.4. Эмоционально-психическое состояние детей старшего
дошкольного возраста оценки полученных результатов их физических кондиций 47
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Актуальность выбранной темы обусловлена возникшей потребностью объективной оценки физических способностей детей и подростков. Применяемый в системе образования нормативный подход к оценке физических качеств детей пришел в антогонистическое противоречие с базовыми научными основами их роста и развития, отраженными в теории созревания. Обнаружилась полная несостоятельность оценки физического статуса ребенка, у которого все органы и системы созревают в разное время, единым, абсолютно теоретически не обоснованным нормативом.
Анализу этой проблемы посвящены работы В.К. Бальсевича (2007), В.Д Сонькина (2007), В.И. Усакова (2009).
Вот что пишет В.К. Бальсевич по этому поводу: «Отнокинезиологический смысл понятия «физическая активность» предопределяется принципиальной теоретико-методологической и технологической важностью и культурологической ценностью добываемого этим разделом антропологической науки знания о фундаментальных закономерностях естественного и стимулирующего возрастного развития физического (точнее кинезиологического) потенциала человека и разработке на этой основе прогрессивно совершенствующихся методов оптимизации его состояния на каждом из этапов индивидуальной возрастной эволюции» [5, с. 7, 8].
Критике нормативного подхода посвящена и работа В.Д. Сонькина: «Не быть средним - право каждого ребенка, его неотъемлемое право как живого уникального существа, и требовать от него подчинения изобретенной нами «норме» безнравственно и антипедагогично» [34, с. 45].
Общеизвестно, что практика нормативного подхода к оценке физических кондиций детей, подростков и взрослого населения в системе физического воспитания долгое время была преобладающей, что и послужило формированию стереотипа о его безальтернативности. Однако со временем стали предлагаться иные подходы к оценке развития физических способностей детей, основанные на гуманистических принципах с учетом индивидуальных задатков и способностей. Один из таких подходов, предложенный В.И. Усаковым (2011) основан на оценке темпов прироста показателей физических качеств ребенка на каждом возрастном этапе его жизни с учетом его и только его потенциальных возможностей.
Анализ различных подходов к оценке физических кондиций детей дошкольного возраста обусловил выбор темы исследования, его целеполагание и методологическую линию.
Цель: изучить психолого-педагогические подходы к осуществлению педагогического контроля за физической подготовленностью детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• изучить основные базовые теоретические подходы, к оценке физического состояния детей старшего дошкольного возраста
• рассмотреть нормативный подход к оценке физических кондиций детей старшего дошкольного возраста.
• дать оценку физических кондиций ребенка по темпам прироста показателей физических качеств.
• провести эмпирическое сравнительное исследование оценки физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста и его влияния на их эмоционально-психическое состояние, полученное с помощью двух подходов.
Объект исследования: педагогический контроль за физической подготовленностью детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Предмет: подготовить сравнительный анализ применения различных подходов к оценке физического состояния детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: предполагается, что анализ изученной научной литературы по организации педагогического контроля за физической подготовленностью детей дошкольного возраста позволяет выдвинуть гипотезу о перспективности такого подхода, который позволит на каждом возрастном этапе жизни ребенка отследить динамику его прогрессирующих показателей и объективно оценить темпы прироста его индивидуального развития.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОО г. Красноярска. В исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста.
В ходе исследования использовались следующие методы:
• теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; изучение документации ДОО; сравнение, обобщение, синтез, моделирование;
• эмпирические - наблюдение за проведением занятий и результатами деятельности воспитателей ДОО; обобщение педагогического опыта, проведение эксперимента (констатирующего, формирующего этанов).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений могут использовать собранный в работе теоретический и диагностический материал с целью изучения базовых подходов к педагогическому контролю за физической подготовленностью дошкольников в ДОО.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы воспитателями, педагогами и родителями при организации и проведении занятий на основе наиболее эффективного и перспективного подхода в оценке физических способностей детей. Методологическую основу работы составили труды П.К.Анохина, Н.А. Берштейна, В.К. Бальсевича, В.Д. Сонькина, В.И. Усакова и др.
В основе всестороннего гармонического развития детей старшего дошкольного возраста лежит биологическое и социальное развитие. Основополагающей является теория созревания («характеристика периодизации развития», Л.В. Выгодский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев), центральным звеном которой выступает принцип гетерохронии развития органов и систем, сформулированный А.Н. Северцовым (1939), а в последствии разработанный П.К. Анохиным (1948) и представленный в виде системогенеза, как общей закономерности эволюционного процесса. Суть данной теории в том, что преобразования одних систем и органов целостного организма относительно других, происходит не одновременно, а сдвинуты во времени, что обусловлено спецификой созревания организма ребенка на разных возрастных этапах его жизни. Преобладающей особенностью гетерохромного развития, является адаптация организма к условиям жизни на определенных этапах становления и развития под воздействием окружающей среды. Вместе с тем известно, что процесс индивидуального развития организма ребенка изменяется не по частям, а как единое целое. Знание закономерностей процессов адаптации к физическим нагрузкам становится одним из самых важных условий успешной организации физической активности ребенка.
Основной задачей является создание здоровье сберегающей среды, обеспечивающей ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в ДОО.
В результате системной образовательной деятельности по физическому развитию у воспитанников:
• повышается физическая работоспособность;
• улучшаются физические качества, обогащается двигательный опыт;
• формируется привычка к здоровому образу жизни;
расширяется кругозор в сфере активного образа жизни и
самостоятельная двигательная деятельность;
- реализуется система преемственности при переходе воспитанников на новую социальную ступень.
В педагогическом контроле детей дошкольного возраста изучили два подхода: 1) нормативный, 2) выявление темпов прироста показателей физических качеств. В первом случае индивидуальные результаты тестирования каждого ребенка сопоставляются (сравниваются) со стандартами, определенными для данной возрастной группы. Нормативный подход показал свою несостоятельность, потому, что не имеет научной основы, так как требования оценки по нормативам пришли в противоречие с теорией созревания. Нормативный подход к оценке физической подготовленности не отражает потенциальных возможностей каждого ребенка и его физического развития, может сыграть негативную роль в физическом воспитании и развитии будущего молодого поколения, а именно детей дошкольного возраста, так как в процессе не будут учитываться биологические законы созревания органов и систем ребенка. Во втором случае, для оценки физической подготовленности, используются индивидуальные темпы прироста показателей каждого ребенка, по каждому тесту, расчет которых приведен выше. При тестировании детей 5-6 лет возможна оценка физической подготовленности детей через показатели развития физических качеств. В этой связи наиболее эффективным методом оценки физической подготовленности детей дошкольного возраста 5-6 лет может служить прирост показателей физических качеств за период подготовки в течении всего учебного года. Он выражается в разнице между исходными показателями, полученными при первоначальном тестировании, и конечными, полученными в конце года. Результат в разнице между показателями несет объективную информацию.
Полученные показатели физических качеств детей на начало и в конец
года в ходе тестирования фиксируются в протоколах, результаты просчитываются и заносятся в таблицу. Определяются средние показатели темпов прироста показателей физических качеств, результаты дают информацию о состоянии физической подготовленности всей группы и каждого ребенка за год. Результаты всей группы и каждого ребенка в конце года анализируются. Из полученных показателей, педагог видит уровень и темпы прироста показателей физических качеств каждого ребенка. По результатам проведенного эксперимента видно, что более прогрессивный подход - выявление темпов прироста показателей физических качеств. Анализ результатов, убедительно показал эффективность оценки физической подготовленности детей дошкольного возраста посредством определения темпам прироста в динамике роста и развития каждого ребенка.
Таким образом, анализ изученной литературы по организации педагогического контроля за физической подготовленностью детей дошкольного возраста подтверждает гипотезу о перспективности подхода по темпам прироста показателей физических качеств, который позволит на каждом этапе жизни ребенка отследить динамику его прогрессирующих показателей и объективно оценить темпы прироста его индивидуального развития.
1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие. М.: Айрис- пресс, 2008. 144 c.
2. Алямовская В.Г. Физкультура в детском саду: теория и методика организации физкультурных мероприятий. М.: Чистые пруды, 2009. 30 с.
3. Артемьев В.П. Теория и методика физического воспитания: двигательные качества: учеб, пособие для студентов педвузов. М.: Могилев, 2007. 284 с.
4. Асташина М.П. Современные подходы к физкультурнооздоровительной деятельности дошкольников: учеб, методическое пособие. М: Омск, 2010. 64 с.
5. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. 275 с.
6. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФиС, 1999. 208 с.
7. Бикмухамедов Р.К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования. М: Теория и практика физической культуры, 2006. С. 45-50.
8. Богина Т.А. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: метод. пособие. М: Мозаика - Синтез, 2006. 160 с.
9. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1998. 96 с.
10. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2006. 128 с.
11. Вавилова Е.Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать: пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2001. 96 с.
12. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. М.: Сфера, 2012. 128 с.
13. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: программа и программные требования: пособие для педагогов дошк. учреждений. М.: Владос, 2010. 143 с.
14. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания: учеб, пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 288 с.
15. Дик Н.Ф. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников. М.: Феникс, 2015. 251 с...55