Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного
возраста 6
1.2. Восприятие детьми старшего дошкольного возраста
художественной литературы 9
1.3. Особенности восприятия детьми иллюстраций в старшем
дошкольном возрасте 11
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 15
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ
РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ОЗНАКОМЛЕНИЯ ИХ С ТВОРЧЕСТВОМ В.Г. СУТЕЕВА 17
2.1. Описание методики и базы исследования 17
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 22
2.3. Формирующий этап исследования связной речи детей 32
2.4. Контрольный этап исследования 39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования определяется тем фактом, что старший дошкольный возраст - это период активного, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким [4].
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь - это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи [24].
Н.Д Зарубина отмечает, что связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный рассказ [10].
Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений [3].
В дошкольных учреждениях детей знакомят с художественной литературой, но пока мало внимания обращается на художественную иллюстрацию. Она используется в основном как дидактический материал, в то время как иллюстрация несет в себе высокие художественные образы, дающие ребенку ценностные ориентиры в понятиях добра и зла, правды и лжи и т.д.
Книжная иллюстрация выступает в синтезе со всеми элементами книги, и главное - самим текстом литературного произведения, его сюжетом и стилем. Подлинно художественная иллюстрация всегда тесно сливается с текстом книги, составляя с ним неразрывное единство.
Книжная графика - иллюстрация - это рисунки, образно поясняющие литературный текст, одновременно украшающие книгу, обогащающие ее декоративный строй. Особенность иллюстрации как жанра изобразительного искусства состоит в том, что ее образный строй опирается на данную литературную канву и подчинен определенной задаче - освещению и объяснению текста. Как средство наглядности иллюстрация находится в тесной зависимости от идейно образной структуры литературного произведения [14].
Цель исследования: разработать образовательную деятельность по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с творчеством В.Г. Сутеева.
Объект исследования: процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние комплекса мероприятий, основанный на ознакомлении с творчеством В.Г. Сутеева в процессе развития связной речи.
Гипотеза исследования: предполагаем, что разработанный комплекс мероприятий в процессе ознакомления с творчеством В.Г. Сутеева, будет способствовать развитию связной речи детей при соблюдении следующих условий:
а) ознакомление будет проходить от простого к сложному;
б) если художественная литература и иллюстрация будут использованы во взаимосвязи;
в) если педагог при работе с книгой будет использовать приёмы, техники развития связной речи.
Задачи исследования:
1) изучить научную литературу по теме;
2) рассмотреть развитие речи детей, как научную;
3) психолого-педагогическую категорию, ее виды и механизмы формирования;
4) выделить возрастные особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
5) обобщить педагогический опыт развития связной речи посредством творчества В.Г. Сутеева;
6) подобрать методы диагностики развития связной речи детей старшего дошкольного возраста;
7) выявить особенности развития речи у современных детей; разработать систему образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с применением иллюстраций В.Г. Сутеева;
8) провести образовательную деятельность по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с применением иллюстраций и исследовать их эффективность.
Методы исследования:
Теоретические: обобщение и систематизация информации
(теоретической, практической и методической); обобщение результатов исследования;
Эмпирические: педагогический эксперимент; опрос, беседа,
наблюдение.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.
В дошкольных учреждениях детей знакомят с художественной литературой, но пока мало внимания обращается на художественную иллюстрацию. Она используется в основном как дидактический материал, в то время как иллюстрация несет в себе высокие художественные образы, дающие ребенку ценностные ориентиры в понятиях добра и зла, правды и лжи и т.д.
Книжная иллюстрация выступает в синтезе со всеми элементами книги, и главное - самим текстом литературного произведения, его сюжетом и стилем. Подлинно художественная иллюстрация всегда тесно сливается с текстом книги, составляя с ним неразрывное единство.
Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых, наказывая злых.
В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Дети начинают осознанно относится к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.
Исходя из этого, целью исследования являлось разработать и внедрить комплекс мероприятий по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с творчеством Владимира Григорьевича Сутеева.
Практическое исследование по данной теме было проведено на базе МБДОУ Казанцевский детский сад с. Казанцево Шушенского района Красноярского края.
Исходя из цели работы и поставленных задач исследование
проводилось в три этапа: первый этап - констатирующий эксперимент исследования связной речи детей; второй этап - формирующий этап
исследования связной речи детей; третий этап - контрольный этап
исследования связной речи детей после образовательной деятельности
посредством творчества Владимира Григорьевича Сутеева.
Для изучения особенностей была использована методика выявления особенностей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Смольниковой Н.Г. и Смирновой Е.А. Диагностика проводилась в подготовительной группе, состоящей из 15 детей (возраст детей от 6 до 7 лет), и показала недостаточно высокий результат развития связной речи детей.
Образовательная деятельность была построена от простого к сложному, с постепенным усложнением речевых задач. Первая образовательная деятельность была направленна на пополнение словарного запаса, для этого была использована беседа после прочитанной сказки «Мешок яблок», тем самым вырабатывалось умение вступать в диалог, анализировать. В дальнейшем при помощи иллюстрации была организована деятельность по составлению монологических высказываний. От повествования по одной картине («Бабушкин огород», «Грибы в лесу», иллюстрация к стихотворению «Регулировщик», времена года - «Мы в лесу», разрезная иллюстрация В.Г. Сутеева к сказке «Яблоко») до составления рассказов по серии иллюстраций В.Г. Сутеева, таких как: «Петух и краски», «Под грибом», «Три котенка», «Кораблик» и других.
На протяжении всей образовательной деятельности развивалась мелкая моторика рук при проведении физкультминуток, была запланирована смена деятельности детей.
До формирующего эксперимента, направленного на развитие связной речи детей, поставленные задачи являлись трудными, и их решение осуществлялось детьми выборочно. Так, большая часть детей, вначале экспериментального исследования не могла понять главную мысль текста, не способна озаглавить его, назвать главного героя произведения.
После проведения образовательной деятельности увеличилось количество детей с высоким уровнем развития связной речи.
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 2006. 400 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М.: Мозаика-Синтез, 1999. 272с.
3. Бордич А.М. Методика развития речи детей. Курс лекций для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». М.: Просвещение, 1974. 288 с.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., «Педагогика». 1991. 480 с.
5. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.112 с.
6. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 1981. №9
7. Елисеева М.Б. Книга в восприятии ребенка от рождения до 7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008. 64 с.
8. Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. М.: Соц.-полит. журн., 1994. 96 с.
9. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избр. псих. труды Т.1. М., 1996. 166с.
10. Зарубина Н.Д. Методика обучения связной речи. Москва: Издательство «Русский язык», 1997. 308 с.
11. Золотая книга сказок в рисунках В. Сутеева / К. Чуковский, А. Барто, С. Михалков, Г. Остер и др.; худож. В. Сутеев. Москва: Издательство АСТ, 2017. 237с.
12. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст) М.: Педагогика, 2012. 143 с.
13. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет) / авт.-сост. Н.В. Лободина. Изд. 2-е, перераб. Волгоград: Учитель, 2017. 382 с.
14. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. СПб.: Акцицент, 1997. 190с.
15. Крылова Н.М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. М.: Академия, 1999. с.204 - 208.....30