Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАБОТЫ С МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ
1.1 Понятие «метапредметность» 5
1.2 Универсальные учебные действия 7
1.3 Виды универсальных учебных действий 9
1.4 Способы реализации метапредметного подхода 13
ГЛАВА II. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО В ПЯТОМ КЛАССЕ
2.1 Анализ метапредметного подхода в учебнике русского языка под ред.
Е.А. Быстровой 21
2.2 Система упражнений, направленных на формирование универсальных
учебных действий 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Приложение 1
Мир, с которым мы находимся в постоянном взаимодействии, предельно сложен, но не стоит отрицать его органичности и целостности. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. Причина этому - изучение в течение многих лет дисциплин, которые разрозненны и на первый взгляд не связаны между собой. С введением в школе новых стандартов общего образования ситуация изменилась, ведь теперь требование к метапредметным результатам обучения - новый методологический подход, без которого освоение стандарта является невозможным.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает «умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [Приложение к ФГОС ООО, 2010]. В более узком, психологическом смысле универсальные учебные действия - это «совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса» [Приложение к ФГОС ООО, 2010].
Стоит отметить, что использование метапредметного подхода в преподавании традиционных учебных дисциплин позволяет формировать у учащихся практические и научные знания. Метапредметный подход позволяет осмысливать информацию, поступающую от учителя, в то время как раньше изучение предмета сводилось к заучиванию.
Также метапредметный подход позволяет свободно мыслить, в то время как обычные уроки подразумевают лишь получение определенного объема знаний.
Другими словами, метапредметный подход является полным переосмыслением подходов в преподавании учебных предметов, следовательно, освоить данную технологию необходимо в первую очередь учителю, и это требует основательной подготовки. Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что в школьных УМК по русскому языку отсутствуют в достаточном количестве упражнения, обеспечивающие возможность полноценного использования метапредметного подхода на уроках.
Цель ВКР - разработать систему упражнений, позволяющих осуществлять метапредметный подход при изучении темы «Имя существительное» в пятых классах.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
1. Определить значение понятия «метапредметность».
2. Проанализировать упражнения с точки зрения осуществления метапредметного подхода, представленные в учебнике под ред. Е.А. Быстровой.
3. Разработать систему упражнений, способствующую развитию универсальных учебных действий на уроках русского языка в пятом классе.
Объектом исследования в нашей работе является учебная деятельность по формированию метапредметных результатов.
Предметом исследования является система упражнений в рамках
метапредметного подхода.
В ходе исследования был использован метод сравнения и описания.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы при проведении уроков русского языка в пятом классе.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Настоящая выпускная квалификационная работа представляет собой исследование упражнений по теме «Имя существительное», осуществляющих реализацию метапредметного подхода на уроках русского языка в пятом классе. Сегодня понятия «метапредметность» и «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.
В ходе данного исследования было определено значение понятия «метапредметность», особенности метапредметного подхода, приемы формирования регулятивных, коммуникативных, универсальных учебных действий, разработана система упражнений, направленных на формирование метапредметных результатов обучения. Проанализированы упражнения, представленные в учебнике пятого класса под ред. Е.А. Быстровой. При анализе был сделан вывод, что в данном УМК задания, формирующие УУД, представлены в недостаточном количестве: отсутствуют задания, направленные на
формирование умений работать в группе, паре (коммуникативные УУД), задания, направленные на формирование умений определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД), задания, направленные на формирование умений перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта (познавательные УУД). Для полноценной реализации метапредметного подхода на уроках русского языка в пятом классе при изучении темы «Имя существительное» необходимо использовать упражнения, направленные на формирование всех УУД, а не некоторых из них.
Чтобы восполнить этот пробел была разработана система упражнений, способствующих формированию универсальных учебных действий на уроках русского языка в пятом классе при изучении темы «Имя существительное».
1. Александрова О.М.
Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку // Учитель в школе. - 2009. - №4.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. - Москва: Просвещение, 2015.
3. Белогородцева Е.А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий - контроля и коррекции, у учащихся начальной и средней школы // Эксперимент и инновации в школе. - 2015. - № 1.
4. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. - Ростов-на-Дону, 2015.
5. Бершадский, М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий // Педагогические технологии. - 2006. - №1.
6. Бершадский, М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. - Москва: Педагогический поиск, 2018.
7. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. - Москва: Вако, 2017.
8. Вагина С. Г., Гливинская О. В., Михайлюк Я. В. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе. - Москва,2018.
9. Вахрушев, А. А. Как готовить учителей к введению ФГОС // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №5.
10. Витте И.Я., Смирнова И.Н. Формирование у обучающихся
регулятивных универсальны учебных действий. - СПб: ГБОУ Лицей №214, 2016.
11. Волкова И.Н. Педагогические методы формирования регулятивного УУД - «Контроль» // Санкт-петербургский образовательный вестник. - 2016. - №
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - Москва: Педагогика, 1991.
13. Горбунова, С.В. Опыт подготовки учителей к введению ФГОС основного общего образования на муниципальном уровне // Методист. - 2011. - №10.
14. Горленко Н.М., Запятая О.В., Лебединцев В.Б., Ушева Т.Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование. - 2012. - № 4.
15. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретикопрактическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). - Минск, 2000....40