Метод анализа конкретных ситуаций, как средство формирования знаний
безопасного поведения обучающихся в чрезвычайных и опасных ситуациях
природного характера.
Введение 3
1. Анализ возможных последствий чрезвычайных и опасных
ситуаций природного характера и способов защиты от них 6
1.1. Общие понятия о чрезвычайных и опасных ситуациях
природного характера 6
1.2. Поражающие факторы, причины их возникновения и
характеристики 10
1.3. Способы тушения лесных пожаров 22
2. Методы обучения обучающихся способам защиты от
последствий чрезвычайных и опасных ситуаций 27
2.1. Анализ традиционных методов обучения безопасности
Жизнедеятельности 27
3. Применение метода анализа конкретных ситуаций при формировании
знаний безопасного поведения в чрезвычайных и опасных ситуациях и экспериментальная проверка его эффективности 38
3.1 Разработка предложений по применению метода анализа конкретных ситуаций на уроках ОБЖ по проблеме угроз природного характера ... 38
3.2. Примерные алгоритмы действий в условиях проявления
природных пожаров 42
3.3 Экспериментальная проверка эффективности применения метода анализа конкретных ситуаций на уроках ОБЖ 48
Заключение 56
Список литературы 58
Приложения 61
Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что стихийные бедствия угрожают обитателям нашей планеты с начала образования цивилизации. Природные катастрофы могут приносить колоссальный
ущерб, размер которого зависит не только от интенсивности самих катастроф, но и от урвня развития общества и его политического устройства. Статистически вычислено, что в целом на Земле каждый стотысячный человек погибает от природных катастроф. Согласно другому расчету число жертв природных катастроф составляет в последние 100 лет 16 тыс. ежегодно [7]. Уверенно принять вызов бедствий могут только те, кто, зная, как действовать в той или иной обстановке, примет единственно правильное решение: спасет себя, окажет помощь другим, предотвратит, насколько сможет, разрушающее действие стихийных сил. Кое-какие природные
катаклизмы мы можем предсказать, а некоторым и успешно противостоять. Однако любые действия по защите от опасных природных процессов и явлений требуют хорошего их знания. Необходимо знать, как они возникают, механизм развития, условия распространения. Необходимо знать, как происходят смещения земной поверхности, почему возникает быстрое вращательное движение воздуха в циклоне, как быстро массы горных пород могут обрушиться по склону.
Чрезвычайные ситуации природного характера, сопровождали человечество всю его историю.
Так легенды о Всемирном потопе, в котором погибло почти все человечество, распространены по всему миру. Многие ученые полагают, что значительная часть преданий о потопе основывается на действительно происшедших катастрофах в разных районах Земного шара на протяжении нескольких последних тысячелетий.
В данной работе мы рассмотрим чрезвычайные ситуации природного характера, механизмы их возникновения, характер развития, их поражающие факторы и способы защиты от них.
Данная тема неоспоримо будет являться всегда актуальной до тех пор, пока человечество не научиться предсказывать возникновение чрезвычайных ситуаций со 100 % вероятностью, пока развитие технологий человечества не сведет материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций природного характера к минимуму. Поэтому для повышения эффективности обучения по действиям в чрезвычайных ситуациях природного характера необходимо совершенствование процесса обучения основам безопасности жизнедеятельности с опорой на современные технологии, последовательное и настойчивое внедрение их в образовательный процесс.
Целью настоящей работы является разработка предложений по повышению эффективности уроков ОБЖ по формированию знаний безопасного поведения учащихся 7-х классов в условиях проявления природных пожаров посредством внедрения в образовательный процесс метода анализа конкретных ситуаций.
Задачи исследования:
1. Проанализировать нормативно-правовую и научно-педагогическую литературу по вопросам безопасного поведения в опасных ситуациях природного характера.
2. Проанализировать существующие формы и методы проведения уроков ОБЖ по формированию знаний безопасного поведения в условиях проявления природных пожаров.
3. Разработать предложения по применению метода анализа конкретных ситуаций на уроках ОБЖ по формированию знаний безопасного поведения в условиях проявления природных пожаров и провести экспериментальную проверку эффективности предложенных методов в обучения на уроках ОБЖ.
Объект исследования: Образовательный процесс по курсу ОБЖ
Предмет исследования: Метод анализа конкретных ситуаций.
Гипотеза исследования:
Повышение эффективности уроков ОБЖ по формированию знаний безопасного поведения в условиях проявления природных пожаров может быть достигнуто при выполнении следующих условий:
1. Осуществление в общеобразовательной школе непрерывного образовательного процесса по формированию знаний безопасного поведения при проявлении природных пожаров.
2. Применение метода анализ конкретных ситуаций в образовательном процессе по безопасности жизнедеятельности при формировании знаний безопасного поведения в условиях проявления природных пожаров.
3. Использование в образовательном процессе по курсу ОБЖ разработанных нами предложений
Методы исследования (представлены на слайде):
1. Анализ нормативно-правовой и научно-педагогической литературы по формированию знаний безопасного поведения в условиях проявления природных пожаров.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Тестирование.
4. Педагогический эксперимент.
Таким образом в настоящей выпускной квалификационной работе на основе проведенного анализа поражающих фактов и последствий чрезвычайных ситуаций природного характера разработаны предложения по повышению эффективности уроков ОБЖ по защите от угроз природного характера в общеобразовательной школе посредством внедрения в образовательный процесс метода анализа конкретных ситуаций и входе педагогического эксперимента подтверждена эффективность предлагаемого метода.
Выводы:
1. Стихийные бедствия в РФ оказывают все возрастающее негативное воздействие на социально-экономическую обстановку и требуют совершенствования качества подготовки обучаемых и готовности населения к действиям в чрезвычайных ситуациях. Особую опасность в условиях Красноярского края представляют природные пожары, которые наносят большой материальный ущерб, приводят к гибели и травмированию людей.
2. Формирование знаний безопасного поведения в ЧС природного характера предполагает не просто информирование обучающихся о потенциальных опасностях любого вида деятельности, но и обучение их анализировать причины происшествий и несчастных случаев. Для этих целей наиболее целесообразно применение в образовательном процессе по ОБЖ метода анализа конкретных ситуаций.
3. Применение метода анализа конкретных ситуаций на уроках ОБЖ по формированию знаний безопасного поведения при угрозах природного характера способствует повышению эффективности образовательного процесса.
Выдвинутая нами гипотеза в ходе проведения педагогического эксперимента получила свое подтверждение.
Практическая значимость настоящей выпускной квалификационной работы заключается в том, что разработанные нами предложения по применению в образовательном процессе инновационного метода анализа конкретных ситуаций могут быть использованы в практической деятельности преподавателя-организатора ОБЖ. Повышение эффективности преподавания ОБЖ приобретает особую важность в условиях оптимизации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях сопровождающейся сокращением урочных часов на преподавание курс ОБЖ.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ.
3. Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О
противопожарном режиме».
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах".
5. Айзман, Р. И. Безопасность жизнедеятельности: практикум: учебное пособие/Р.И. Айзман [и др.]. - Новосибирск: Арта, 2011.
6. Антюхин, Э.Г., Мелихов Ю. Ф., Сулла М.Б. Рабочая тетрадь по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: 5—6 кл.-М,; Просвещение, 1999.
7. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебник.15-е издание переработанное и дополненное/Под редакцией Э.А. Арустамова. - М.:Издательско-торговаякорпорация «Дашков и Ко», 2009.
8. Латчук, В.Н., Марков, В.В., Миронов, С.К., С.Н. Вангородский. Основы безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие для учителей. 10-11 класс - Москва «Дрофа», 2008-2012г.г.
12. Латчук, В.Н., Марков, В.В., Миронов, С.К., Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для учителя. 1011 класс - Москва «Дрофа», 2008-2012г.г.
13. Луценко, Е.В. Опасные ситуации природного характера и защита от них: учебное пособие. /Е.В. Луценко, КГПУ им. В.П. Астафьева. Изд.2-е доп.- Красноярск, 2015.
14. Луценко, Е.В. Безопасность жизнедеятельности; учебное пособие/
Е.В.Луценко - Красноярск: филиал ОУ ВО «Санкт-Петербургский
ИВЭСЭП», 2017.
15. Марков, В.В., Латчук, В.Н. Миронов, С.К., Вангородский, С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс - М.: «Дрофа», 2008- 2012г.г....32