Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты понятия «метапредметный подход» ... 5
1.1 Метапредметный подход как методическое понятие 5
1.2 Интегрирующая основа метапредметного подхода 12
1.3 Отличительные признаки метапредметного урока 14
Глава 2 Анализ возможностей метапредметного подхода при изучении имени прилагательного в 5 классе 22
2.1 Отражение метапредметного подхода в современных УМК 22
2.2 Описание экспериментального обучения 3
Заключение 46
Список литературы 48
Приложения 63
В контексте перехода на ФГОС отношение к организации занятий по русскому языку меняется. Сегодня он должен рассматриваться, прежде всего, не как форма обучения, а как форма учения.
Педагог становится уже не передатчиком знаний, а тьютором. Важной задачей учителя является организация самостоятельной исследовательской работы[16, с. 3-7].
Ведущая же роль должна принадлежать ученику. Ученик должен делать открытия, которые станут его самостоятельно приобретенными знаниями. Важнейшая задача учителя - организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся, управлять их познавательной активностью, способствовать овладению инструментарием для
приобретения знаний и работы с ними.
Именно поэтому метапредметный подход выходит на первый план.
Актуальность работы заключатся в том, что метапредметный подход в обучении русскому языку - это овладение основными универсальными учебными действиями: регулятивными, коммуникативными,
познавательными — способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенными обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов, способствует повышению эффективности усвоения грамматических тем курса русского языка. Например, повышению эффективности изучения прилагательных в 5 классах способствует оптимальное сочетание различных методов и приемов обучения, системный характер тренировочных упражнений (аналитических, конструктивных, творческих).
Метапредметный подход при изучении имени прилагательного в 5 классе содействует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.
Объект работы: учебная деятельность на уроках русского языка в 5 классе при изучении имени прилагательного.
Предмет работы: метапредметные результаты изучения имени прилагательного в 5 классе.
Цель работы: представить возможности метапредметного подхода при изучении имени прилагательного в 5 классе.
Задачи работы:
• исследовать методическую, педагогическую и психологическую литературу по теме исследования;
• объяснить значение понятия «метапредметный подход»;
• изучить возможности метапредметного подхода при изучении имени прилагательного в 5 классе;
• разработать систему упражнений, отвечающих метапредметному подходу в обучении.
• проанализировать УМК на предмет реализации метапредметного подхода при изучении темы «Имя прилагательное».
В процессе работы использованы следующие методы исследования: изучение лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы, теоретическое осмысление передового опыта работы учителей; анализ УМК.
Практическая значимость исследования
Результаты исследования могут быть использованы при организации учебного процесса студентами филологического факультета в рамках педагогической практики.
В содержании Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения достаточно чётко и ясно определены основные направления и пути развития системы образования в современной школе.
Особое внимание в ФГОС уделено метапредметному подходу, который дополняет «портрет» современного ученика общеобразовательной школы следующими важными качествами: способностью организовать свою познавательную деятельность; умением согласованно выполнять совместную работу; умением планировать, прогнозировать, осуществлять контроль, коррекцию, оценку, саморегуляцию и т.д. Средством реализации метапредметных результатов выступает метапредметный подход.
Изучение частей речи требует использования методов,
активизирующих внимание, воображение, мышление детей, их самостоятельную поисковую деятельность, т.е. методов, направленных на реализацию творческого подхода. Анализ нескольких учебно-методических комплексов показал, что не во всех обращается достаточное внимание к метапредметному подходу при изучении темы «Имя прилагательное» в 5 классе.
Выше сказанное подтвердилось проведенным экспериментом. У учащихся сформированы
регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с конкретной учебной задачей, а также оценивать свои результаты;
познавательные УУД: осуществление поиска необходимой
информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, выделение существенной информации из текстов разных видов; установление причинно - следственных связей;
коммуникативные УУД: развитие речевых способностей обучающихся и потребность в эстетическом совершенствовании своей речи, участие в разнообразных формах организации учебной деятельности, умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение.
На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что больше всего учащиеся допускают ошибки при изучении таких тем как: «Родовые окончания имен прилагательных», «Число имен прилагательных», «Правописание падежных окончаний имен прилагательных».
Проведенные уроки показывают тенденцию к улучшению результатов. Итогом является глубокое усвоение понятий и, как следствие, повышение успеваемости, что ярко видно из результатов контрольного теста.
И результаты тестирования, и результаты наблюдений позволяют сделать вывод о том, что в итоге в 5 «А» (экспериментальный) классе повысились метапредметные результаты по теме «Имя прилагательное».
Уроки русского языка будут только в том случае нацелены на результат, если в процессе их проведения будут применяться различные методики, которые помогут выявить степень сформированности УУД у учеников.
Таким образом, подтвердилась выдвинутая нами гипотеза, что изучение имени прилагательного как части речи будет более успешным при соблюдении ряда условий:
1) если уделять изучению наиболее сложных тем данной части речи достаточное количество времени;
2) если учитывать основные трудности, испытываемые школьниками при освоении темы «Имя прилагательное»;
3) если проводить целенаправленную работу по формированию необходимых УУД.
1. Алехина М.С. МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXIV междунар. студ. науч.- практ. конф. № 4(64). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(64).pdf (дата обращения: 19.05.2020)
2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. -М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. - 496 с.
3. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 558 с.
4. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс. 5-е изд., дораб. Москва., 2015. Ч. 1. 191 с. Ч. 2 175 с.
5. Большая психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2007. - 544 с.
6. Бордюг Е. Н. Приемы использования проблемных и игровых
технологий на уроках русского языка и литературы. Мастер- класс.[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/problemnoe- obuchenie-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-1447300.html . [Дата
обращения: 17марта 2018 года].
7. Гин А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. -М.: Вита-Пресс, 2013.- 112 с.
8. Громыко Н.В. Мыследеятельностная педагогика и новое
содержание образования. Метапредметы как средство формирования рефлексивного мышления у школьников. [Электронный
ресурс] http://1314.ru/node/24 (дата обращения: 18.05.2020 г.).
9. Добротина И.Н. Дидактическйи материал учебника и развитие универсальных учебных действий школьника // Русский язык в школе. - М.: ООО «Наш язык», 2013, №4, С 3-6.
10. Добротина И.Н. Развитие умений информационной переработки текста с использованием приемов современных образовательных технологий // Русский язык в школе. - М.: ООО «Наш язык», 2013, №8, С 27-31.
11. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. - М.:
Совершенство, 1997. - 208с.
12. Занков Л.В. Развитие учащихся в процессе обучения. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 292 с.
13. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник по педагогической психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс,1997. - 480с.
14. Избасарова Р.Ш. Повышение результативности современного урока // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2012. № 3. С. 20-24.
15. Коржева М.И. Технология метапредметного обучения на уроках русского языка и литературы как следствие развития мыслительных способностей учащихся.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://podolsoh.ucoz.ru/teacher/Korgeva/tekhnologija_problemnogo_obuchenija_n a_urokakh_rus.pdf [Дата обращения: 19 апреля 2018 года]....50