ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ
ОТНОШЕНИЯ СРЕДИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.... 6
1.1. Психологические особенности межличностных отношений 6
1.2 Особенности футбольного коллектива занимающихся во внеурочное время 13
1.3. Возникновение и формирование взаимоотношений в коллективе 22
1.4. Психологические основы общения и особенности взаимодействия
занимающихся на соревнованиях 27
1.5. Влияние личностных качеств преподавателя и занимающихся на
эффективность межличностных отношений 46
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 52
2.1. Методы исследования 52
2.2. Организация исследования 53
2.3. Особенности методики определения сформированности
межличностных отношений 54
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 77
Вопросы психологического общения членов команды интересуют многих ученых. После каждых крупных международных соревнованиях происходит анализ удачных или неудачных выступлений участников. Общеизвестно, что успех в «командных» видах спорта во многом зависит от психологических показателей. В этом особую роль играют межличностные отношения.
Сплоченность единой команды достигается наличием единой цели - достичь победы. Занимающиеся проводят много времени вместе на занятиях, поэтому система отношений должна приносить чувство удовлетворения от пребывания в данном коллективе. Большое влияние на формирование межличностных отношений среди занимающихся во внеурочное время оказывает деятельность учителя физической культуры. Взаимоотношения между этими участниками зависит в первую очередь от преподавателя. Если руководитель доверяет своим игрокам, а игроки своему преподавателю, то отношения между ними будут дружескими, без негативных эмоциональных состояний. Работа между преподавателем и занимающимися представляет собой важный фактор формирования психологической атмосферы в коллективе.
Соответствующий подбор обучающихся и умение преподавателя научить не только техническому и тактическому мастерству, но и взаимопониманию всех участников группы - это является залогом победы и приведет к успеху на школьных соревнованиях.
Актуальность исследования: в самой сущности игрового коллектива заложено стремление постоянно совершенствовать формы организации деятельности, непрерывно двигаться вперед, видеть поступательное развитие, намечать и решать все новые и новые задачи.
Для коллектива характерно вовлечение всех своих членов в активную работу по решению общих задач. Это могут быть конкретные вопросы технического и тактического совершенствования членов команды, поддержание на высоком уровне достигнутого положения среди других коллективов.
Наряду с этим коллектив ставит перед собой цели и задачи, направленные на общее развитие того или иного вида спорта. Применяя для этого новые и уже известные средства и методы, проверяя их на опыте, развивая и совершенствуя.
Таким образом, одним из важнейших показателей «командности» является характер сложившихся межличностных отношений у занимающихся футболом во внеурочное время, в этом ведущую роль играет преподаватель физической культуры. Следовательно актуальной будет тема изучения межличностных отношений в команде девочек 16-17 лет, занимающихся футболом на внеурочных занятиях.
Цель работы: определение комплекса средств и методов исследования сформированности межличностных отношений в команде девочек 16-17 лет, занимающихся футболом на внеурочных занятиях и проверка эффективности их применения.
Задачи:
• Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по данной теме.
• Определить комплекс методов и средств, направленнных на изучение сформированности межличностных отношений в футбольной команде девочек 16-17 лет.
• Определить эффективность комплекса методов и средств, направленнных на изучение сформированности межличностных отношений в педагогическом эксперименте.
Объект исследования: процесс внеурочной деятельности в школьной секции по футболу.
Предмет исследования: средства и методы, применяемые для изучения сформированности межличностных отношений в команде девочек 16-17 лет, занимающихся футболом на внеурочных занятиях.
Гипотеза исследования: систематическое применение, в процессе внеурочных занятий футболом, предложенного комплекса средств и методов, будет способствовать эффективному определению уровня сформированности межличностных отношений в команде.
Полученные в ходе педагогического эксперимента результаты, позволяют сделать следующие выводы:
1. В процессе изучения научно-методической литературы и практической деятельности специалистов в области физического воспитания, было выявлено, что в изучении данной проблемы имеются существенные недостатки. Существующие источники не раскрывают полностью методику определения уровня сформированности межличностных отношений обучающихся. В практической деятельности преподаватели эпизодически изучаются межличностные взаимодействия.
2. Разработана и опробована в процессе эксперимента методика, направленная на определение сформированности межличностных отношений в команде в условиях внеурочной деятельности.
3. Установлено, что использование предложенного комплекса средств и методов позволило повысить эффективность процесса определения сформированности межличностных отношений в команде девочек 16-17 лет, занимающихся футболом на внеурочных занятиях, а значит можно говорить о том, что гипотеза нашего исследования подтвердилась.
1. Акимова, Л.Н. Психология спорта. Курс лекций/ Л.Н. Акимова Одесса.: Студия «Негоциант», 2004. 127 с.
2. Амплеева, В. В. Психология общения в спорте: учебно-методическое пособие / В. В. Амплеева, Д. И. Сурнин. — 2-е изд., испр. и доп. — Тольятти: ПВГУС, 2012. 132 с.
3. Андреев, С.Н. Футбол - твоя игра: Кн.для учащихся сред. и ст. классов. /
С.Н. Андреев. - Москва: Академия, 2009. 144 с.
4. Ахмеров, Э.К. Футбол для начинающих: учебное пособие / Э.К.Ахмеров. - Минск: Полымя, 2010. 78 с.
5. Ашибоков, М.Д. Футбол: учебное пособие /М.Д Ашибоков. - Майкоп: изд- во АГУ, 2012. - 28с.
6. Бабушкин Г.Д. Психология физической культуры и спорта Учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред. профессора Г. Д. Бабушкина, профессора В. Н. Смоленцевой. - Омск : СибГУФК, 2007. 270 с.
7. Барчуков, И.Б. Теория и методика физического воспитания и спорта / Г.В. Барчуков. - Москва: Крону с, 2011. 247 с.
8. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от
темперамента - к характеру и типологии личности. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2012.
9. Батурин Н.А. Психология успеха и неудач в спортивной деятельности . изд.: Психология в спорте. // Н.А. Батурин: - Омск. 2008. 195с.
10. Бисеров, В. В. Физическая культура: учебное пособие/ В. В. Бисеров, И. В. Рукина, Т. Л. Мухтарова, М. С. Бородулина, Л. Л. Брехова. Екатеринбур г: УГТУ-УПИ, 2008. 275 с.
11. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2013. 624 с.
12. Бояринцев В.П. Структурно-функциональный анализ динамических
проявлений саморегуляции поведения человека // Психология и психофизиология активности и саморегуляции поведения и деятельности человека. - Свердловск, 2009. 405с.
13. Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения. Москва: Смысл, 2011.
14. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания./ А.А. Васильков.- Ростов н/ д : Феникс, 2008. 381 с.
15. Вечер Л.С. Поведение руководителя: Практ. Пособие. - Мн.: Новое знание, 2000. 208 с....50