Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Межличностные отношения как фактор, влияющий на образовательную вовлеченность старшеклассников

Работа №153777

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2021
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава 1. Образовательная вовлеченность как психолого-педагогическая проблема для современной старшей школы 6
1.1. Сущность образовательной вовлеченности 6
1.2. Психологические и личностные особенности современных старших
подростков 16
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Активизация образовательной вовлеченности обучающихся девятого класса 26
2.1. Выявление характера отношения обучаемых к учению 26
2.2. Разработка программы и рекомендаций по гуманизации межличностных
отношений как фактора активизации образовательной вовлеченности обучаемых девятых классов 48
Выводы по 2 главе 53
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложение А 60
Приложение Б 61
Приложение В 63
Приложение Г 65

Актуальность. Проблема школьной вовлеченности всегда привлекала психологов и педагогов для исследования. В наше время этот вопрос особо актуален, в связи с ситуацией в мире, часто меняющимися условиями возникают вопросы. Что влияет на вовлеченность, какие факторы ее формируют, от кого зависит, возможно ли в сложившийся ситуации вовлечь обучающихся в процесс образования во все сферы школы?
Недостаточная изученность данного аспекта также является основанием для рассмотрения и изучения имеющейся проблемы. Изучением данного вопроса занимались такие ученные как Фомина Т.Г., Потанина А.М., Моросанова В.И., Буканова А. А, Филюков С. М., Полников В. И., однако они рассматривали этот вопрос как объяснение всей образовательной вовлеченности, без разделения вовлеченности как отдельного немаловажного аспекта деятельности старшеклассников.
Важность рассмотрения темы вовлеченности на сегодняшний день очевидна - это устаревшие методы преподавания, чувство напряженности и тревоги из-за объемного количества информации, преподносимого ученикам на уроках, и как следствие отсутствие полного личного интереса к образованию в целом. Данные проблемы необходимо решать. Новые методы и подходы к образованию необходимо внедрять в практику, что, несомненно, улучшит условия вовлеченности в образовательный процесс для школьников.
Известный факт, что у подростков в силу возрастных изменений происходит смена интересов, мотивация к учению резко снижается, в приоритете становится межличностное общение. Поскольку эти изменения связаны и с регуляцией деятельности, и с субъективным переживанием происходящих в жизни человека событий исследовательский интерес представляет собой в изучении стремления школьников, как к получению знаний, так и заинтересованностью к школьной жизни в целом.
В отличие от академической успеваемости, вовлеченность затрагивает не столько формальное соответствие определенным ожиданиям прогресса на образовательном пути, сколько психологические ресурсы, которые старшеклассник добровольно и охотно вкладывает в обучение. Интерес к феномену вовлеченности — прямое свидетельство реализации подхода, ориентированного на школьника. Поскольку современный образовательный процесс видится не как пассивное усвоение знаний, а как активное исследование, уровень вовлеченности является показателем степени активности старшеклассника, его увлеченности, любознательности и потребности в приобретении новых знаний. Вовлеченный школьник — это активный участник всего образовательного процесса. Он выделяет время на обучение, соблюдает сроки выполнения заданий, показывает хорошие или отличные результаты, активно участвует в дискуссиях и переносит знания на практику.
Вовлеченность во многом зависит от внешних факторов, которые может предложить школа, таких как подготовленность учителей, финансирование организации, наличие дополнительных секций, актуальность преподносимых знаний, все то, с помощью чего ученик еще в младшем возрасте развить в себе мотивацию к учению и выработать вовлеченность в образовательный процесс.
Цель исследования: выявить характеристики образовательной среды, влияющие на вовлечённость подростка в процесс учения.
Объект: вовлечённость подростка в процесс учения.
Предмет: межличностные отношения внутри классного коллектива как
фактор, влияющий на образовательную вовлеченность
Гипотеза исследования: межличностные отношения внутри классного коллектива выступают как значимый фактор образовательной вовлеченности обучающихся...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе мы изучили и проанализировали теоретические основы и особенности данной проблемы, обозначили актуальность. Объектом исследования в данной работе является вовлечённость подростка в процесс учения посредством работы с классным коллективом. В данном возрасте центральными новообразованиями являются: «чувство взрослости»,
внутреннее ощущение себя индивидуальностью и профессионально­творческое мышление. Первостепенным для подростка становится межличностное общение, из-за чего уровень заинтересованности в получении образования резко снижается, что приводит к низкому уровню вовлеченности в образовательный процесс в целом.
Проанализировав результаты психолого-педагогических исследований по проблеме образовательной вовлеченности, были выделены следующие компоненты, которые оказывают влияние на общий уровень вовлеченности школьника в образовательный процесс: эмоциональный, поведенческий, когнитивный.
Эмоциональный компонент оказывает наибольшее влияние на формирование уровня вовлеченности. В зависимости от стабильного и благополучного психологического климата в классе, у подростков закладывается поведенческий и когнитивный компоненты. Также, поведение подростков приобретает демонстративность, резкость, агрессивность, что в ряде случаев приводит к конфликтным ситуациям. Физиологические и гормональные изменения влияют на самооценку и настроение молодых людей, что и определяет их активность.
В ходе практического исследования было установлено, что актуальный уровень вовлеченности можно обозначить как низкий. Основной причиной низкого уровня вовлеченности можно считать разобщенность классного коллектива. Для этого использовалась всесторонняя оценка сформированности данного аспекта. Посредством специально подобранных методик, было выявлено следующее: классный коллектив не сплочен, общение происходит только внутри референтных групп, общую психологическую атмосферу можно охарактеризовать как неблагоприятную, т.к. классу присуще такие черты как холодность, равнодушие и несогласие. По данным социометрии выявился негативный лидер класса, который подталкивает других учащихся класса к совершению действий, приводящих к ухудшению дисциплины класса на уроках. Имеется также ученик, который является изгоем класса.
В связи с обозначенной проблемой была разработана программа, целью которой было сплочение классного коллектива; создания комфортной обстановки, благоприятных условий для оптимизации межличностных отношений.
Программа по сплочению классного коллектива основывалась на следующих формах работы: групповые занятия, тренинги, дискуссии. Выдвинутая гипотеза о том, что межличностные отношения внутри классного коллектива выступают как значимый фактор образовательной вовлеченности обучающихся подтвердилась.


1. Appleton J.J., Christenson S.L., Kim D., Reschly A.L. Measuring cognitive and psychological engagement: validation of the student engagement instrument // Journal of School Psychology. 2006. Vol. 44. No. 5. Pp. 427­445
2. Astin, A. Involvement in Learning Revisited: Lessons we have Learned. Journal of College Student Development, 1999 40 (5), pp. 587—598.
3. Cleary T.J., Zimmerman B.J. A cyclical self-regulatory account of student engagement: theoretical foundations and applications // Handbook of Research on Student Engagement / ed. By S.L. Christenson. MA, Boston: Springer, 2012. Pp. 237-259
4. Fredricks J., Blumenfeld P., Paris A. School Engagement: Potential of the Concept, State of the Evidence // American Educational Research Association. 2004. Vol. 1. No. 1.
5. Ladd, G. W., & Dinella, L. M. (2009). Continuity and change in early school
engagement: Predictive of children’s achievement trajectories from first to eighth grade? Journal of Educational Psychology, 101, 190 -206.Portilla X., Ballard J., Adler N., Boyce W.T., Obradovic J. An integrative view of school functioning: transactions between self-regulation, school
engagement, and teacher - child relationship quality // Child Development. 2014. Vol. 85. No. 5. Pp. 1915-1931
6. Schlechty, P.C. (2002). Working on the Work: An Action Plan for Teachers, Principals, and Superintendents. San Francisco, CA: Jossey-Bass.
7. Schlechty, P.C. (2002). Working on the Work: An Action Plan for Teachers, Principals, and Superintendents. San Francisco, CA: Jossey-Bass
8. Wang, M.-T., & Fredricks, J.A. (2013). The reciprocal links between school engagement, youth problem behaviors, and school dropout during adolescence. Child Development, 85(2), 722-737.
9. Wang, M.-T., Fredricks, J., Ye, F., Hofkens, T., & Linn, J.S. (2019). Conceptualization and assessment of adolescents’ engagement and disengagement in school. European Journal of Psychological Assessment, 35(4), 592-606.
10. Батоцыренов В.Б. Понятие "саморегуляция": терминология и основные подходы. Вестник Читинского государственного университета. 2011. № 6 (73). С. 67-72
11. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.- С. 174
12. Борисова И. В. Психолого-педагогические аспекты вовлеченности учащихся в процесс самообучения, личностного и профессионального развития в учреждениях дополнительного образования / И. В. Борисова //Современные проблемы развития образования, обучения и воспитания в России и за рубежом / под ред. Н.А. Краснова, - Казань: 2020. - С. 22-33.
13. Буканова, А. А. Проблема организации привлечения школьников к активной социальной жизни / А. А. Буканова, С. М. Филюков, В. И. Полников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016.
— № 10 (114). — С. 1181-1184.
14. Волков И. В., Шаманин Е. В. Эволюция понятия мотивация в трактовках зарубежных и отечественных ученых. - Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4(17), с. 206-209
15. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т.- М.: Педагогика, 1984.- Т. 4.- С. 5­242...32


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ