МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ВИРУСОЛОГИИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ
|
Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ВИРУСЫ КАК НЕКЛЕТОЧНАЯ ФОРМА ЖИЗНИ 6
1.1. Вирусы: ретроспектива изучения, эволюционное происхождение и 6 современные представления
1.2. Морфофизиологическая характеристика и процессы 9
жизнедеятельности вирусных организмов
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ВИРУСОВ В 19
ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ
2.1. Отбор и структурирование учебного материала авторских 19
учебников биологии по изучению вирусных организмов
2.2. Программа элективного курса «Вирусы. Кто они - вещества или 31 существа?» (9 класс)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ВИРУСЫ КАК НЕКЛЕТОЧНАЯ ФОРМА ЖИЗНИ 6
1.1. Вирусы: ретроспектива изучения, эволюционное происхождение и 6 современные представления
1.2. Морфофизиологическая характеристика и процессы 9
жизнедеятельности вирусных организмов
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ВИРУСОВ В 19
ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ
2.1. Отбор и структурирование учебного материала авторских 19
учебников биологии по изучению вирусных организмов
2.2. Программа элективного курса «Вирусы. Кто они - вещества или 31 существа?» (9 класс)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
Проблема изучения микроорганизмов и вирусов в наше время чрезвычайно животрепещуща. С каждым днем появляется все большее количество новых вирусов, что привлекает внимание многих ученых. Когда вирусы в первый раз были открыты, никто даже и не подозревал, что они будут так небезопасны и им посвятят целую науку. Актуальность темы исследования обусловлена нынешними событиями, которые происходят в мире, где тысячи людей заражаются такими небезопасными вирусами заболеваниями такими, как коронавирусная инфекция, рак и т.д. Вирусы заражают не только людей, но и животных и растения, и об этом надо говорить.
Вирусология - стремительно развивающаяся ветвь современной биологии. Ее теоретическое и практическое значение для медицины, ветеринарии, сельхозпроизводства - громадно. Вирусы - объект исследования вопросов генетики бактерий и животрепещущих вопросов биохимии. Ученые все больше углубленно и благополучно узнают тончайшую структуру, биохимический состав и физические качества данных ультрамикроскопических живых созданий, их роль в природе, жизни человека, животного и растений. Становление вирусологии соединено с блестящими фурорами молекулярной генетики. Исследование вирусов привело к осознанию узкой структуры генов, расшифровки генетического кода, выявлению устройств мутации. Вирусы обширно используются в работах генной инженерии. Дееспособность вирусов адаптироваться, вести себя непредсказуемо - не имеет предела.
Огромное количество людей стали жертвами всевозможных вирусных заболеваний. Ярким примером может служить вспышка нового типа коронавирусной инфекции. Буквально весь мир прибывал в страхе перед угрозой распространения нового типа вируса. Эпидемическая обстановка, которая сложилась в первой половине 2020 года, внесла коррективы и нарушила обычный образ жизни многих людей. За два месяцев на наших
глазах потеряло свою ценность то, что считалось важным в предыдущие десятилетия: общество потребления преобразовалось в общество
безопасности. Люди оказались заперты в собственных квартирах. И это далеко не первая инфекция в истории человечества, получившая широкое распространение. Но все же главные успехи вирусологии достигнуты в борьбе со многими заболеваниями, и это дает основание утверждать, что в нашем третьем тысячелетии вирусология займет основное место.
Исходя из выше сказанного, а также принимая во внимание тот факт, что изучение вирусов в школьном курсе биологии определено программой и является обязательным, а знания, полученные на уроках, в будущем пригодятся школьникам во взрослой жизни, тема выпускной квалификационной работы актуальна.
Объект исследования: образовательно-воспитательный процесс по биологии в школе, включающий формирование и развитие знаний о строении и жизнедеятельности вирусов.
Предмет исследования: содержание и методика изучения вирусных организмов в курсе биологии основной школы.
Цель исследования: разработать содержание и определить
методические условия организации занятий элективного курса по изучению вирусов.
Задачи исследования:
1. Изучить морфофизиологические особенности вирусных организмов в специальной биологической и медицинской литературе.
2. Провести отбор и структурирование учебного материала по изучению вирусных организмов в авторских учебниках биологии 5-9 классов.
3. Спроектировать программу элективного курса «Вирусы. Кто они - вещества или существа?» для учащихся 9 класса.
Гипотеза исследования: Знания учащихся 9 класса в области изучения вирусных организмов повысятся, если будет отобрано содержание изучаемого материала, определены методы и методические приемы обучения, средства и организационные формы изучения основ вирусологии.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ специальной биологической, медицинской и методологической литературы по исследуемой проблеме; теоретический анализ и синтез результатов экспериментального обучения, их обобщение.
2. Эмпирические: эксперимент, анкетирование учащихся,
собеседование, наблюдение.
3. Статистические: статистическая и математическая обработка результатов эксперимента и их методическая интерпретация.
Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе был проведен анализ специальной биологической, медицинской и методической литературы, который позволил определить цель, задачи, предмет, объект, гипотезу исследования, а также определить актуальность темы.
На втором этапе был проведен анализ состояния исследуемой проблемы в школьном курсе биологии, определили уровень владения знаниями по биологии до начала эксперимента.
На третьем этапе был проведен эксперимент: разработаны
тематическое планирование элективного курса по биологии для 9 класса и практическое занятия по биологии, проведена математическая обработка данных, сформулированы выводы, оформлена выпускная квалификационная работа.
Место апробации результатов МБОУ Лицей № 28 города Красноярска.
Работа представлена введением, двумя главами, выводами, списком литературы, включающим 34 наименования.
Вирусология - стремительно развивающаяся ветвь современной биологии. Ее теоретическое и практическое значение для медицины, ветеринарии, сельхозпроизводства - громадно. Вирусы - объект исследования вопросов генетики бактерий и животрепещущих вопросов биохимии. Ученые все больше углубленно и благополучно узнают тончайшую структуру, биохимический состав и физические качества данных ультрамикроскопических живых созданий, их роль в природе, жизни человека, животного и растений. Становление вирусологии соединено с блестящими фурорами молекулярной генетики. Исследование вирусов привело к осознанию узкой структуры генов, расшифровки генетического кода, выявлению устройств мутации. Вирусы обширно используются в работах генной инженерии. Дееспособность вирусов адаптироваться, вести себя непредсказуемо - не имеет предела.
Огромное количество людей стали жертвами всевозможных вирусных заболеваний. Ярким примером может служить вспышка нового типа коронавирусной инфекции. Буквально весь мир прибывал в страхе перед угрозой распространения нового типа вируса. Эпидемическая обстановка, которая сложилась в первой половине 2020 года, внесла коррективы и нарушила обычный образ жизни многих людей. За два месяцев на наших
глазах потеряло свою ценность то, что считалось важным в предыдущие десятилетия: общество потребления преобразовалось в общество
безопасности. Люди оказались заперты в собственных квартирах. И это далеко не первая инфекция в истории человечества, получившая широкое распространение. Но все же главные успехи вирусологии достигнуты в борьбе со многими заболеваниями, и это дает основание утверждать, что в нашем третьем тысячелетии вирусология займет основное место.
Исходя из выше сказанного, а также принимая во внимание тот факт, что изучение вирусов в школьном курсе биологии определено программой и является обязательным, а знания, полученные на уроках, в будущем пригодятся школьникам во взрослой жизни, тема выпускной квалификационной работы актуальна.
Объект исследования: образовательно-воспитательный процесс по биологии в школе, включающий формирование и развитие знаний о строении и жизнедеятельности вирусов.
Предмет исследования: содержание и методика изучения вирусных организмов в курсе биологии основной школы.
Цель исследования: разработать содержание и определить
методические условия организации занятий элективного курса по изучению вирусов.
Задачи исследования:
1. Изучить морфофизиологические особенности вирусных организмов в специальной биологической и медицинской литературе.
2. Провести отбор и структурирование учебного материала по изучению вирусных организмов в авторских учебниках биологии 5-9 классов.
3. Спроектировать программу элективного курса «Вирусы. Кто они - вещества или существа?» для учащихся 9 класса.
Гипотеза исследования: Знания учащихся 9 класса в области изучения вирусных организмов повысятся, если будет отобрано содержание изучаемого материала, определены методы и методические приемы обучения, средства и организационные формы изучения основ вирусологии.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ специальной биологической, медицинской и методологической литературы по исследуемой проблеме; теоретический анализ и синтез результатов экспериментального обучения, их обобщение.
2. Эмпирические: эксперимент, анкетирование учащихся,
собеседование, наблюдение.
3. Статистические: статистическая и математическая обработка результатов эксперимента и их методическая интерпретация.
Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе был проведен анализ специальной биологической, медицинской и методической литературы, который позволил определить цель, задачи, предмет, объект, гипотезу исследования, а также определить актуальность темы.
На втором этапе был проведен анализ состояния исследуемой проблемы в школьном курсе биологии, определили уровень владения знаниями по биологии до начала эксперимента.
На третьем этапе был проведен эксперимент: разработаны
тематическое планирование элективного курса по биологии для 9 класса и практическое занятия по биологии, проведена математическая обработка данных, сформулированы выводы, оформлена выпускная квалификационная работа.
Место апробации результатов МБОУ Лицей № 28 города Красноярска.
Работа представлена введением, двумя главами, выводами, списком литературы, включающим 34 наименования.
В ходе проведенного исследования были решены поставленные цель и задачи:
1. Изучив морфофизиологические особенности вирусных организмов в специальной биологической и медицинской литературе, можно заключить, что вирусы, хотя и не имеют клеточного строения, относятся к живым организмам. Они являются не вредным, чужеродным для живой природы элементом, а необходимой составной частью, без которой, были бы невозможны существование и эволюция биосферы. Изучением неклеточных форм жизни занимается наука вирусология.
2. Анализ учебного материала по изучению вирусных организмов в авторских учебниках по биологии 5-9 классов показал, что исследуемая тема изучается в большинстве случаев в разделе «Общая биология», содержание учебного материала во всех учебниках биологии представлено на одном понятийном уровне: особенности строение вирусных частиц, процессы их жизнедеятельности, многообразие, вред, приносимый человеку. Однако, ни в одном из анализируемых учебников не представлен материал о мерах профилактики вирусных заболеваний.
3. При выполнении практической части работы разработана программ элективного курса «Вирусы. Кто они - вещества или существа?», в которой скорректировано содержание изучаемого материала, определены методы и методические приемы обучения, средства и организационные формы изучения основ вирусологии. Программа была апробирована и реализуется в 9-х классах на базе МБОУ «Лицей № 28» г. Красноярска.
1. Изучив морфофизиологические особенности вирусных организмов в специальной биологической и медицинской литературе, можно заключить, что вирусы, хотя и не имеют клеточного строения, относятся к живым организмам. Они являются не вредным, чужеродным для живой природы элементом, а необходимой составной частью, без которой, были бы невозможны существование и эволюция биосферы. Изучением неклеточных форм жизни занимается наука вирусология.
2. Анализ учебного материала по изучению вирусных организмов в авторских учебниках по биологии 5-9 классов показал, что исследуемая тема изучается в большинстве случаев в разделе «Общая биология», содержание учебного материала во всех учебниках биологии представлено на одном понятийном уровне: особенности строение вирусных частиц, процессы их жизнедеятельности, многообразие, вред, приносимый человеку. Однако, ни в одном из анализируемых учебников не представлен материал о мерах профилактики вирусных заболеваний.
3. При выполнении практической части работы разработана программ элективного курса «Вирусы. Кто они - вещества или существа?», в которой скорректировано содержание изучаемого материала, определены методы и методические приемы обучения, средства и организационные формы изучения основ вирусологии. Программа была апробирована и реализуется в 9-х классах на базе МБОУ «Лицей № 28» г. Красноярска.
Подобные работы
- ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ЗООЛОГИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018





