Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ВИРУСЫ КАК НЕКЛЕТОЧНАЯ ФОРМА ЖИЗНИ 6
1.1. Вирусы: ретроспектива изучения, эволюционное происхождение и 6 современные представления
1.2. Морфофизиологическая характеристика и процессы 9
жизнедеятельности вирусных организмов
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ВИРУСОВ В 19
ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ
2.1. Отбор и структурирование учебного материала авторских 19
учебников биологии по изучению вирусных организмов
2.2. Программа элективного курса «Вирусы. Кто они - вещества или 31 существа?» (9 класс)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
Проблема изучения микроорганизмов и вирусов в наше время чрезвычайно животрепещуща. С каждым днем появляется все большее количество новых вирусов, что привлекает внимание многих ученых. Когда вирусы в первый раз были открыты, никто даже и не подозревал, что они будут так небезопасны и им посвятят целую науку. Актуальность темы исследования обусловлена нынешними событиями, которые происходят в мире, где тысячи людей заражаются такими небезопасными вирусами заболеваниями такими, как коронавирусная инфекция, рак и т.д. Вирусы заражают не только людей, но и животных и растения, и об этом надо говорить.
Вирусология - стремительно развивающаяся ветвь современной биологии. Ее теоретическое и практическое значение для медицины, ветеринарии, сельхозпроизводства - громадно. Вирусы - объект исследования вопросов генетики бактерий и животрепещущих вопросов биохимии. Ученые все больше углубленно и благополучно узнают тончайшую структуру, биохимический состав и физические качества данных ультрамикроскопических живых созданий, их роль в природе, жизни человека, животного и растений. Становление вирусологии соединено с блестящими фурорами молекулярной генетики. Исследование вирусов привело к осознанию узкой структуры генов, расшифровки генетического кода, выявлению устройств мутации. Вирусы обширно используются в работах генной инженерии. Дееспособность вирусов адаптироваться, вести себя непредсказуемо - не имеет предела.
Огромное количество людей стали жертвами всевозможных вирусных заболеваний. Ярким примером может служить вспышка нового типа коронавирусной инфекции. Буквально весь мир прибывал в страхе перед угрозой распространения нового типа вируса. Эпидемическая обстановка, которая сложилась в первой половине 2020 года, внесла коррективы и нарушила обычный образ жизни многих людей. За два месяцев на наших
глазах потеряло свою ценность то, что считалось важным в предыдущие десятилетия: общество потребления преобразовалось в общество
безопасности. Люди оказались заперты в собственных квартирах. И это далеко не первая инфекция в истории человечества, получившая широкое распространение. Но все же главные успехи вирусологии достигнуты в борьбе со многими заболеваниями, и это дает основание утверждать, что в нашем третьем тысячелетии вирусология займет основное место.
Исходя из выше сказанного, а также принимая во внимание тот факт, что изучение вирусов в школьном курсе биологии определено программой и является обязательным, а знания, полученные на уроках, в будущем пригодятся школьникам во взрослой жизни, тема выпускной квалификационной работы актуальна.
Объект исследования: образовательно-воспитательный процесс по биологии в школе, включающий формирование и развитие знаний о строении и жизнедеятельности вирусов.
Предмет исследования: содержание и методика изучения вирусных организмов в курсе биологии основной школы.
Цель исследования: разработать содержание и определить
методические условия организации занятий элективного курса по изучению вирусов.
Задачи исследования:
1. Изучить морфофизиологические особенности вирусных организмов в специальной биологической и медицинской литературе.
2. Провести отбор и структурирование учебного материала по изучению вирусных организмов в авторских учебниках биологии 5-9 классов.
3. Спроектировать программу элективного курса «Вирусы. Кто они - вещества или существа?» для учащихся 9 класса.
Гипотеза исследования: Знания учащихся 9 класса в области изучения вирусных организмов повысятся, если будет отобрано содержание изучаемого материала, определены методы и методические приемы обучения, средства и организационные формы изучения основ вирусологии.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ специальной биологической, медицинской и методологической литературы по исследуемой проблеме; теоретический анализ и синтез результатов экспериментального обучения, их обобщение.
2. Эмпирические: эксперимент, анкетирование учащихся,
собеседование, наблюдение.
3. Статистические: статистическая и математическая обработка результатов эксперимента и их методическая интерпретация.
Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе был проведен анализ специальной биологической, медицинской и методической литературы, который позволил определить цель, задачи, предмет, объект, гипотезу исследования, а также определить актуальность темы.
На втором этапе был проведен анализ состояния исследуемой проблемы в школьном курсе биологии, определили уровень владения знаниями по биологии до начала эксперимента.
На третьем этапе был проведен эксперимент: разработаны
тематическое планирование элективного курса по биологии для 9 класса и практическое занятия по биологии, проведена математическая обработка данных, сформулированы выводы, оформлена выпускная квалификационная работа.
Место апробации результатов МБОУ Лицей № 28 города Красноярска.
Работа представлена введением, двумя главами, выводами, списком литературы, включающим 34 наименования.
В ходе проведенного исследования были решены поставленные цель и задачи:
1. Изучив морфофизиологические особенности вирусных организмов в специальной биологической и медицинской литературе, можно заключить, что вирусы, хотя и не имеют клеточного строения, относятся к живым организмам. Они являются не вредным, чужеродным для живой природы элементом, а необходимой составной частью, без которой, были бы невозможны существование и эволюция биосферы. Изучением неклеточных форм жизни занимается наука вирусология.
2. Анализ учебного материала по изучению вирусных организмов в авторских учебниках по биологии 5-9 классов показал, что исследуемая тема изучается в большинстве случаев в разделе «Общая биология», содержание учебного материала во всех учебниках биологии представлено на одном понятийном уровне: особенности строение вирусных частиц, процессы их жизнедеятельности, многообразие, вред, приносимый человеку. Однако, ни в одном из анализируемых учебников не представлен материал о мерах профилактики вирусных заболеваний.
3. При выполнении практической части работы разработана программ элективного курса «Вирусы. Кто они - вещества или существа?», в которой скорректировано содержание изучаемого материала, определены методы и методические приемы обучения, средства и организационные формы изучения основ вирусологии. Программа была апробирована и реализуется в 9-х классах на базе МБОУ «Лицей № 28» г. Красноярска.
1. Аванесов В.С. Применение статистических методов и ЭВМ в педагогических исследованиях: Введение в научное исследование по педагогике. М.: Просвещение, 1988. - 215 с.
2. Альтштейн А.Д. Вирусология // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016), - URL: https://bigenc.ru/biology/text/1916159 (дата обращения: 01.05.2020).
3. Биология. Введение в общую биологию. 9 кл.: учебник // В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов. - 6-е издание, стереотип. - М.: Дрофа, 2019. С. 49-52.
4. Биология. 9 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций // В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов и др.; под ред. В.В. Пасечника. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2018. С. 30-33.
5. Биология: Живой организм. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе // Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во Просвещение. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. С. 46-47.
6. Биология: Многообразие живых организмов. 7 кл.: учебник // В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2018. С. 249-253.
7. Биология: Живой организм. 6 кл.: учебник // Н.И. Сонин, В.И. Сонина. - 6е изд., испр. - М.: Дрофа, 2018. С. 10-11.
8. Биология: Живой организм. 6 класс: учебник // В.И. Сивоглазов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2015. С. 17.
9. Биология: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций // С.В. Данилов, Н.И. Романова, А.И. Владимирская. - М.: ООО Русское слово- учебник, 2015. С. 59-62.
10. Биология: Живой организм. 6 класс: учебник // М.Б. Беркинблит и др. - 4е изд., испр. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015. С. 83.
11. Биология. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций // И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.И. Чернова; под ред. И.Н. Пономаревой. - 6е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2016. С. 65-67.
12. Биология. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций // Т.С. Сухова, Н.Ю. Сарычева, С.П. Шаталова и др. - 2-е изд., дораб. - М.: Вентана- Граф, 2016. С. 207-210.
13. Биология. 5-9 классы: рабочая программа к линии УМК Сфера жизни: учебно-методическое пособие // В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. - М.: Дрофа, 2017. - 50 с.
14. Биология. 5-9 классы: рабочая программа к линии УМК Вертикаль под ред. В.В. Пасечника: учебно-методическое пособие // В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. - М.: Дрофа, 2017. - 54 с.
15. Биология. 5-9 классы: рабочая программа к линии УМК Линия жизни под ред. В.В. Пасечника: учебно-методическое пособие // В.В. Пасечник и др. - М.: Просвещение, 2017. - 56 с....34