Только Word
Введение 3
ГЛАВА 1. Формирование знаний о здоровье в школьном курсе биологии как педагогическая проблема
1.1. Здоровье как ключевой компонент жизнедеятельности человека 7
1.2. Здоровьесбережение в образовательном процессе 22
1.3. Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии 32
Выводы по главе 1 40
ГЛАВА 2. Методика применения игротренинга и игротерапии при обучении биологии у школьников 8класса
2.1. Здоровьесберегающие технологии как средство укрепления
профессионального здоровья учителя 44
2.2. Содержание и организация игровой деятельности
школьников в процессе изучения биологии 47
2.3. Применение игротренинга и игротерапии на уроках биологии у школьников 8
класса в школьном курсе биологии по теме «Опорно-двигательная система» 56
Выводы по главе 2 67
Заключение 70
Практические рекомендации 76
Библиографический список 77
Приложения 80
Проблема охраны здоровья, начиная с детского возраста, всегда была в центре внимания прогрессивных сил общества. Не случайно в цивилизованных, развитых странах государство берет на себя большую часть забот о здоровье своих сограждан. Начинается эта работа с воспитания у подрастающего поколения самосознания важности проблемы, уяснения того, что важнейшей ценностью в жизни является человек, его здоровье [25]. Социальное окружение моет усугублять как негативное, так и благотворное влияние на здоровье, настроение человека, повышать качество жизни, создавать для него условия, при которых он испытывает чувство удовлетворения жизнью.
Поэтому, начиная со школьной скамьи, необходимо сохранять те обычаи и традиции, которые благоприятны для здоровья молодых людей и в этом ведущая роль отводится предмету «Человек и его здоровье».
В многочисленных публикациях, содержащих результаты научных исследований состояния здоровья школьников, отмечается, что знания, получаемые в результате учебного труда, нередко оказывают отрицательное влияние на здоровье учащихся. Это происходит в результате нерациональной его организации. Неслучайно Ф.И. Янкович де Мариево говорил, что учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания. Неблагоприятные изменения в состоянии здоровья подрастающего поколения наносят большой социальный и нравственный ущерб: снижают интеллектуальный потенциал, служат причиной несчастья многих семей и не реализации возможностей отдельных личностей. Удручает тот факт, что за последние годы значительно увеличилось число малолетних наркоманов, алкоголиков, заболевшим СПИДом [7]. Актуальность проблемы повышения эффективности медико-гигиенического образования, формирования и развития у учащихся системы ценностных ориентаций, знаний и практических умений в области здоровья человека обусловлена потребностью
общества в сохранении здоровья людей в современных неблагоприятных экологических и социально-экономических условиях.
Проблема гигиенического образования учащихся занимала и занимает значительное место в педагогических исследованиях. Вопросы формирования у учащихся знаний и деятельности по различным аспектам здоровья исследовались А.А. Ухтомским, И.Д.Зверевым, В.И. Ключевский, И.Н. Пономаревой, Д.Д. Утешинским, Е.В. Мухиной. Проблемы профилактики наркомании и токсикомании рассматривались в работах Л.Н. Казакова, Н.А.Гринченко. Статьи, посвященные проблемам охраны здоровья, постоянно встречаются на страницах журнала «Биология в школе» и другой методической литературе, периодической печати.
Результаты педагогического наблюдения за процессом обучения биологии в 8 классе, анализ работы учителей биологии ряда школ г. Красноярск свидетельствует, что обучение школьников медико-гигиеническим знаниям, навыкам здорового образа жизни вызывает у них определенные трудности [3].
Посещение уроков в 8-ых классах, их анализ, анкетирование учителей, показали, что учителя мало информированы о сущности самих приемов проведения гигиенических опытов, физиологических тестов, функциональных проб, недостаточно владеют способами и средствами формирования медикогигиенических знаний у учащихся, поэтому целенаправленная и систематическая работа по обучению школьников медико-гигиеническим знаниям не всегда имеет место на уроках биологии. Все это обуславливает значимость оптимизации в школьном образовании содержания формируемых знаний и практических умений, ориентирующих учащихся на решение проблем, связанных со здоровьем человека и здоровым образом жизни.
Исследование данной проблемы вызвано следующими объективными противоречиями:
-между высокой значимостью проблемы охраны здоровья человека в современных условиях, неблагоприятной экологической и социальноэкономической обстановки и несформированностью у большинства подростков 4
ценностного отношения к личностному и общественному здоровью,
пассивностью в утверждении здорового образа жизни;
• между неудовлетворительным состоянием здоровья подрастающего поколения и ограниченным объемом знаний, умений в базовом курсе биологии/ функционирующем в настоящее время в учебнике: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой [3] « Человек и его здоровье», направленных на формирование системы знаний и практических умений учащихся в области сохранения и укрепления здоровья, здорового образа жизни;
• между объективной необходимостью медико-гигиенического образования и воспитания, формирования у учащихся навыков здорового образа жизни и недостаточной реализацией этого требования в теории и практике подрастающего поколения.
Названные выше противоречия определяют практическую проблему исследования, которая состоит в нахождении наиболее оптимальных путей подготовки выпускников школы к здоровому образу жизни.
Данная проблема определила тему и цель исследования.
Цель исследования - разработать программу применения игротренинга и игротерапии на уроках биологии у школьников 8 класса в школьном курсе биологии по теме «Опорно-двигательная система».
Объектом исследования является игровая деятельность в образовательном процессе по биологии.
Предмет исследования - методика использования игротренинга и игротерапии на уроках биологии в 8 классе.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что систематическое применение игр и игротренингов на уроках биологии будет способствовать повышению уровня знаний по биологии и развитию познавательного интереса.
Исходя из цели и выдвинутой гипотезы, определены следующие задачи:
• изучить степень разработанности проблемы в психолого-педагогической и методической литературе;...
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, — это:
• условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
• необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Основные принципы здоровьесберегающей деятельности:
-комплексность;
-системность;
-целостность;
-динамичность(повторяемость);
-репрезентативность;
-методическое единство.
Здоровьесберегающие технологии - это психолого-педагогические приёмы и методы работы, технологии, подходы к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Цель здоровьесберегающих образовательно-воспитательных технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие технологии по характеру действия делятся на 4 группы: защитно-профилактические (выполнение норм СЭС, проведение прививок и т.п.), компенсаторно-нейтрализующие (витаминизация, физкультпаузы, эмоциональные разрядки), стимулирующие (закаливание, педагогическая психотерапия), информационно-обучающие (уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье).
На уроках биологии используют следующие современные здоровьесберегающие технологии:
1. Технология обеспечения безопасности жизнедеятельности:
• соблюдение правил ТБ на уроках и переменах
2. Здоровьесберегающие образовательные технологии:
А) организационно - педагогические технологии
• построение уроков согласно требованиям методики и технологии их ведения, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
Б) психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает на своих учеников:
• учет индивидуальных психофизических особенностей учащихся;
• создание доброжелательного психологического микроклимата в ученическом коллективе;
• минутка для шутки;
• релаксационные паузы....
1. Абросимова, М.Ю. Здоровье молодёжи / М.Ю.Абросимова и др. - Казань: «Медицина», 2007. - 220 с.
2. Адольф В. А. Сопровождение здоровьесберегающей деятельности современного педагога / В.А. Адольф, А.Н. Савчук. - Монография. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014.
3. Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!»: Пособие для учит. —2-е изд., М.: «Просвещение», 1988.
4. Апанасенко, Г.Л. Соматическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида / Г.Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко // Теория и практика физ. культуры. -1988. - № 4.
5. Артемьева, Т. Система Амосова / Т. Артемьева // Будь здоров. - 2010.
- № 1. - С. 32-39. О системе оздоровления
6. Биология: 5-11 классы: программы. / [И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др.]. - М.: Вентана-Граф, 2015
7. Вайнер Э. Н. Особенности воспитания культуры здоровья в системе общего образования/Э. Н. Вайнер// ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2009. — №5. - С.47-59.
8. Васильева, Д. Вредным привычкам места нет / Д. Васильева // Пока не поздно. - 2010. - № 11. - С. 3.
9. Введенский А.И. Оценка факторов риска потерь здоровья у работников бюджетной сферы / А.И. Введенский //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. - 2015. - №3.
10. Воронова Елена Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры — Ростов на Дону: Феникс, 2014.
11. Гликман, И. З. Наша школа: от старой к новой / И. З. Гликман // Народное образование. - 2010. - № 1. - С. 32-38. Здоровье школьников
12. Горохова, Н. А. Организация здоровьесбережения в школе / Н. А. Горохова // ОБЖ. - 2010. - № 7. - С. 33-38.
Здоровье учащихся.
13. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня /Под общ. ред. Н.Л. Селивановой. — М.: Пед. об-во России, 1998 г.—336 с.
14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986
15. Дунаевская Э.Б. Особенности реагирования на стресс учителей в новых условиях современного образования / Э.Б. Дунаевская, С.А. Котова // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. - 2014. - №9...32