Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика профилактики девиантного поведения у обучающихся 10-11 классов группы риска средствами внеурочных занятий самообороной

Работа №153764

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы профилактики девиантного поведения юношей группы риска
1.1 Теоретические и методологические основы понятия «девиантное
поведение» 6
1.2 Особенности проявления и причины девиантного поведения у
обучающихся 10-11 классов 20
1.3 Теоретическое обоснование профилактики девиантного поведения
обучающихся 10-11 классов группы риска 32
Выводы по Главе 1 41
Глава 2. Методы и организация исследования
2.1 Методы исследования 44
2.2. Организация исследования 47
Глава 3. Разработка методики профилактики девиантного поведения у обучающихся 10-11 классов группы риска средствами внеурочных занятиях самообороной и проверка ее эффективности в педагогическом эксперименте
3.1 Разработка методики профилактики девиантного поведения у
обучающихся 10-11 классов группы риска средствами внеурочных занятиях самообороной 50
3.2 Проверка эффективности методики профилактики девиантного поведения у обучающихся 10-11 классов группы риска средствами внеурочных занятиях
самообороной в ходе педагогического эксперимента 56
Выводы по Главе 3 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
Список использованной литературы 67
Приложение 1 76
Приложение 2 77

Изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема девиантного поведения подростков. С каждым годом отмечается рост подростковой преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению отклонений в поведении ребенка. Причиной этого является изменение ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля над поведением, чрезмерная занятость родителей, слабая материальная база семьи, эпидемия разводов.
Подростковый возраст - это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывает огромное значение. Поведение подростка является внешним проявлением сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанны с отклонениями в этом процессе. Эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития.
Согласно статистике 8% всех преступлений в нашей стране совершается именно несовершеннолетними. Большая часть из них, естественно, подростки, ведь этот возраст самый сложный период в жизни человека: время сомнений, период выбора жизненного пути, пересмотра своих жизненных позиций.
На протяжении столетий воспитание всех детей происходит примерно одинаково, но все равно мы сталкиваемся с тем, что какая-то часть из них идет по преступному пути. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению ко взрослым, чаще и в крайних формах стали проявляться агрессивность и жестокость. Резко возросла преступность среди современной молодежи. Почти 70% преступлений совершается лицами до 30 лет, среди них выделяются подростки.
Потребность в создании определенных условий воспитания и социального воспитания подрастающего поколения возрастает, а данная проблема недостаточно проработана в современной социально­педагогической науке и практике. Поэтому социальная наука не дает ответа на этот вопрос, что, в свою очередь, приводит к главному противоречию между потребностью социума в создании специальных условий профилактики отклоняющегося поведения подростков «группы риска», и отсутствием ответа на этот запрос в педагогической науке и практике.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс обучающихся 10-11 классов с девиантным поведением.
Предмет исследования: методика профилактики девиантного
поведения у обучающихся 10-11 классов группы риска средствами внеурочных занятий самообороной.
Цель исследования: разработать и апробировать методику профилактики девиантного поведения у обучающихся 10-11 классов группы риска на внеурочных занятиях самообороной.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретико-методологическую литературу по девиантному поведению обучающихся 10-11 классов;
2. Исследовать особенности проявления и склонности к девиантному поведению у подростков «группы риска»;
3. Разработать и апробировать методику профилактики девиантного поведения у обучающихся 10-11 классов группы риска средствами внеурочных занятий самообороной.
4. Проверить эффективность методики педагогическим экспериментом.
Гипотеза: предполагается, что профилактика девиантного поведения у обучающихся 10-11 классов группы риска на внеурочных занятиях самообороной будет эффективна, если в педагогической работе:
• использованы методы и приемы нравственно-патриотического воспитания, направленные: на осмысление потенциала самообороны как условия развития личности подростка, на сплочение коллектива, на эмоциональную поддержку подростка;
• смоделированы конфликтные ситуации, в которых подросток сможет получить опыт применения на практике полученных знаний, умений и навыков самообороны.
Научная новизна исследования. Обоснована и подтверждена теоретическая и практическая важность изучения профилактики девиантного поведения обучающихся 10-11 классов. Раскрыта специфика сущности и проявления девиантного поведения подростков группы риска.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и конкретизации представлений о девиантном поведении, его проявлении у подростков группы риска.
Практическая значимость исследования состоит в том, что по результатам исследования разработана методика профилактики девиантного поведения у обучающихся 10-11 классов группы риска на внеурочных занятиях самообороной.
Для сбора, обработки и анализа данных исследования будут использоваться следующие методы исследования:
-анализ и обобщение сведений, представленных в психолого­педагогической литературе по теме исследования;
-метод констатирующего и формирующего эксперимента;
-методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. По результатам изучения и анализа теоретико-методологической литературы по теме исследования, было определено, что девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. [35]
Отклоняющееся поведение подростков может быть в форме непослушания, детского негативизма и девиантных форм поведения.
2. Исследование особенностей проявления и склонности к девиантному поведению у подростков «группы риска», мы определили понятие «детей группы риска», которое подразумевает следующие категории детей:
1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;
4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.
Особенностью детей «группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей требуется особое внимание специалистов, комплексный подход с целью нивелирования неблагоприятных факторов и создания условия для оптимального развития детей.
Девиантное поведение несовершеннолетних чаще всего выражается в агрессивности и присвоении чужого. [48]
В исследованиях В.А.Кабачкова о влиянии занятий различными видами спорта на психическую устойчивость и физическую подготовленность подростков было эмпирически доказано, что занятия спортом нормализуют уровень агрессивности детей с асоциальным поведением. [26]
Изучение, своевременная диагностика, предупреждение и коррекция повышенного уровня агрессии детей является одной из острых и актуальных задач современности. Одним из путей решения данного вопроса является вовлечение школьников в активную деятельность. Так как занятия спортом способствуют психической устойчивости, влияют на деятельность гормональной сферы, при этом в организме резко сокращается выделение адреналина и «стрессовых» гормонов, а двигательная активность снижает чрезмерное эмоциональное напряжение, можно предположить, что именно активные занятия спортом могут являться способом коррекции агрессии подростка.
3. Для профилактики девиантного поведения у обучающихся 10-11 классов группы риска была разработана и апробирована методика, основанная на занятиях на внеурочных занятий самообороной. Методика профилактики девиантного поведения у обучающихся 10-11 классов группы риска средствами внеурочных занятий самообороной включает в себя 4 блока специальных физических упражнений. Наряду с решением основных задач, в педагогической работе нами были использованы методы и приемы нравственно-патриотического воспитания, направленные на осмысление потенциала рукопашного боя как средства развития личности подростков, на улучшение микроклимата в группе, сплочение коллектива, на эмоциональную поддержку и психологическое закаливание подростков. В социально-педагогической работе с подростками были смоделированы ситуации, в которых воспитанники могли получить опыт применения на практике полученных знаний, умений и навыков самообороны.
4. Для проверки эффективности методики был проведен педагогический эксперимент. По итогам реализации методики профилактики девиантного поведения у обучающихся 10-11 классов группы риска средствами внеурочных занятий самообороной, существенно изменилось количество обучающихся с максимальными показателями по всем показателям агрессии.
Например, в экспериментальной группе, показатель физической агрессии снизился с 33,3% до 16,7%, в то время, как в контрольной снижение несущественное с 27% до 23%.
По показателю косвенная агрессия в экспериментальной группе результаты изменились с 16,7% до 10%, в контрольной группе изменений не произошло. В экспериментальной группе по ряду показателей (раздражение - 6,7%, негативизм-10% и обида-10%) результаты снизились до 3,3%. В контрольной группе показатели раздражения изменились с 8% до 6,7%, а обида с 10% до 7,5%, по остальным показателям в контрольной группе изменений не произошло.
Показатель подозрительность в экспериментальной группе изменился с 6,7% до 2,1%, вербальная агрессия с 13,3% до 6,7%, и чувство вины с 3,3% до 1,5%.
Почти по всем показателям в экспериментальной группе произошли положительные изменения, результаты улучшились почти в 2 раза.
Данные изменения могут свидетельствовать об эффективности методики профилактики девиантного поведения у обучающихся 10-11 классов группы риска средствами внеурочных занятий самообороной.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась.


1. Алгоритм организации индивидуального сопровождения учащихся группы «риска» // Завуч. - 1999. - №2. - С.76-83.
2. Арефьев А.Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи // Народное образование. - 2003. - №7. - С.193-200.
3. Бадараева С.Ж. Семейное неблагополучие как источник проблем ребенка / С.Ж Бадараева.- М.: Просвещение, 2007.- 165с.
4. Беличева С.А. Превентивная практика и социальная работа с детьми и семьями группы риска в Финляндии // Профессиональная библиотека работника социальной службы. - 2001. - №2. - С.34-39.
5. Беличева С.А., Фокин В.М. Охранно-защитная концепция социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. - М., 1991.
6. Бытко Ю.И., Ладно А.С. Девиантное поведение подростков // СоцИс. - 1988. - №4.
7. Васильева Н.В. О превалирующем характерологическом типе лиц с делинквентным поведением и возможных способах психологической коррекции // Проблемы прокурорско-следственной деятельности в сфере борьбы с преступностью в современных условиях. Тезисы международной научно-практической конференции. - СПб., 1996. - С.141-142.
8. Василькова Ю.В. Работа социального педагога с трудными
подростками // Методика и опыт работы социального педагога. - М.:
Академия, 2001. - С. 91-121.
9. Вахрамов Е. Психологическая коррекция аномального поведения подростков: побег из дома // Прикладная психология и психоанализ. - 2000. - №3. - С.52-60.
10. Вим Лот, Хан Спанярд. Нидерландская модель социальной помощи детям и подросткам (Как профилактика асоциального поведения) // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2000.
- №1. - С.60-74.
11. Вингендер И. Социально-психологические аспекты девиаций в Венгрии // Психологическая наука и образование. - 2000. - №3. - С.5-15.
12. Воспитывает Киплинг: Игровая программа проведения
палаточного лагеря для школьников: Опыт работы с «трудными
подростками» // Внешкольник. - 1999. - №4. - С.10-12.
13. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения.- СПб., 1993.
14. Гиндикин В.Я. Социально-психологическая характеристика различных контингентов трудных подростков // Дети с отклонениями в поведении. - М., 1968. - С.78-94.
15. Гиндикин В.Я., Гурьева В.А. Личностная патология. - М.:
Триада-Х, 1999. - 266 с...87


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ