Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические особенности развития силовой выносливости 6
1.1.Общая характеристика физиологических особенностей развития девушек 14-16 лет 6
1.2. Характеристика силовой выносливости, средства и методы её
воспитания 11
1.3. Тренажёрные устройства и их виды 19
Глава 2. Организация и методы исследования 27
2.1. Организация исследования 27
2.2 Методы исследования 28
Глава 3. Разработка и апробирование методики развития силовой выносливости с использованием тренажёрных устройств у девушек 14-16 лет в педагогическом эксперименте 30
3.1. Характеристика методики развития силовой выносливости с
использованием тренажёрных устройств у девушек 14-16 лет 30
3.2. Анализ полученных результатов эффективности разработанной
методики 31
Заключение и выводы 37
Список литературы и источников 39
Приложение 1 43
Приложение 2 44
Приложение 3 45
Устойчивая тенденция последних десятилетий к снижению двигательной активности подрастающего поколения негативно сказывается на состоянии их здоровья, физическом развитии, общей и учебной работоспособности. Поэтому проблемы активного вовлечения школьников к занятиям физической культурой и спортом находятся среди наиболее важных и основных задач государственной политики. В стране давно реализуется федеральная целевая программа развития физической культуры и спорта до 2020 г; возрождён Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО; в целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом в учебных заведениях организуются спортивные команды и школьные спортивные клубы [1].
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом развитие физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся входит в основной перечень требований к результатам освоения основной образовательной программы в предметной области «Физическая культура». Физическая подготовка обучающихся реализуется в различных формах физического воспитания, но именно во внеурочных формах организации занятий этот процесс протекает наиболее эффективно.
Особое значение в физической подготовке обучающихся приобретает развитие силовой выносливости, высокий уровень развития которой является необходимым условием для их успешной деятельности. В нашей стране накоплен богатый опыт по использованию различных методик для развития силовой выносливости занимающихся. Широкое распространение получили упражнения и методики с различными тренажерными устройствами [4].
Это обстоятельство ставит проблему поиска наиболее эффективных средств и методов для воспитания силовой выносливости у обучающихся, и обуславливает актуальность заявленной темы исследования.
Наиболее правильная работа над основными группами мышц с отягощением учитывая индивидуальные особенности занимающихся позволит добиться развития до желаемого результата, обрести необходимый рельеф мышц и гармонически развиваться, повысить уровень силовой выносливости мышц.
Как показали эпидемиологические исследования последних 20 лет, физические упражнения - это самый надёжный путь к продлению жизни, сохранению активности и здоровья. Эффект специальной тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечнососудистой системы, который заключается в экономии энергетических затрат сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности.
Объект исследования - процесс развития силовой выносливости у обучающихся старшего школьного возраста во внеурочных формах занятий.
Предмет исследования - методика развития силовой выносливости с использованием тренажёрных устройств у девушек 14-16 лет во внеурочных формах занятий.
Цель исследования: определить эффективность разработанной
методики развития силовой выносливости девушек 14-16 лет на основе использования тренажёрных устройств во внеурочных формах занятий.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы развития силовой выносливости школьников в теории и практике физической культуры.
2. Разработать и апробировать методику развития силовых способностей у старших школьников на основе использования тренажёрных устройств во внеурочных формах занятий.
3. Определить динамику развития силовых способностей и функциональных возможностей организма девушек 14-16 лет за время исследования.
В качестве гипотезы было высказано предположение, что использование разработанной методики развития силовой выносливости с учётом возрастных особенностей занимающихся, выполняемых на тренажёрных устройствах во внеурочных формах занятий, позволит ускорить процесс развития силовой выносливости девушек 14-16 лет.
Анализ теоретических аспектов воспитания силовой выносливости занимающихся на дополнительных занятиях по физической культуре позволил сделать следующее заключение: выносливость представляет способность с высокой эффективностью противостоять различным неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды, при этом сохраняя работоспособность.
Воспитание силовой выносливости, у обучающихся 14-16 лет, является одним из важных компонентов в повышении их физических результатов на всех этапах обучения. Именно этот возрастной период является наиболее активным для развития физических качеств. Именно этот возраст (14-16 лет) является наиболее благоприятным для развития силовой выносливости, так как организм обучающихся уже готов к серьёзным нагрузкам на мышцы. Наиболее характерной чертой современного подхода, касающегося развития силовой выносливости - это стремление совершенствовать аэробные и анаэробные механизмы энергообеспечения, а так же совмещение в одной тренировке упражнений на силу и выносливость.
Объём и интенсивность выполняемой и переносимой нагрузки полностью зависит от индивидуальных особенностей организма занимающихся. Результатом тренировочных занятий может быть как оздоровительный, так и тренировочный эффекты.
Укреплению организма занимающихся и функциональных систем организма способствует уровень развития именно силовой выносливости . Так же он способствует приводу массы тела в норму, согласно индивидуальным показателям организма. Занятия на выносливость, помимо физического воздействия на мышцы, формируют психические качества занимающихся такие как упорство, волю и настойчивость,.
Нами было организовано практическое исследование по воспитанию силовой выносливости девушек 14-16 лет с использованием тренажёрных устройств.
В ходе исследования был определен уровень развития силовой выносливости у девушек 14-16 лет. Анализ полученных данных показал, что в начале и конце исследования показатели, которые характеризовали силовую выносливость основных мышечных групп, существенно отличаются.
Выводы:
1. Анализ литературных источников показал, что силовая
выносливость у занимающихся развивается в основном за счет упражнений с сопротивлениями, воздействующие на мышцы, которые несут нужную
нагрузку. Так же это специально-подготовительные упражнения, которые применяются вместе со специальными методами тренировки.
2. Разработан комплекс упражнений для развития силовой выносливости девушек 14-16 лет, занимающихся дополнительными занятиями по физической культуре, который был основанный на методе круговой тренировки и повторном методе. Была определена методика проведения данных комплексов упражнений. Выявлена эффективность разработанных комплексов физических упражнений статистически достоверными изменениями показателей развития силовой выносливости в висе, сгибании и разгибании рук в упоре лежа, поднимании туловища из положения лёжа. Ход выполнения упражнений по градации от простого к сложному. Интенсивность нагрузки - средняя или высокая.
3. Комплекс упражнений на развитие силовой выносливости показал свою эффективность, увеличение значений тестируемых параметров у девушек контрольной и экспериментальной групп повысился в среднем на 24,29 - 39,06 % и на 48,41-79,82% соответственно.
Таким образом, исходя из заключения и выводов работы, можно считать, что гипотеза исследования - предположение, о том, использование разработанной методики для развития силовой выносливости, может повысить уровень физической подготовленности занимающихся 14-16 лет, и так же повысить уровень силовой выносливости, нашла свое обоснование.
1. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 208 с.
2. Верхошанский Ю. В. Основы методики специальной силовой подготовки тяжелоатлетов: метод. разраб. для слушателей ВШТ и студентов акад. РГАФК. - М., 2016. - 35 с.
3. Виленский М.Я. Физическая культура. 5-7 классы: Учебник. / Виленский М.Я., Туревский И. М., Торочкова Т. Ю. и др. / под ред. М.Я. Виленского. - М.: изд-во Просвещение, 2019. - 239 с.
4. Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - 2016.- №5-6. - С.41.
5. Волков В. Ю. Физическая культура: учеб. пособие / В.Ю. Волков, Л. М. Волкова. - СПб. : Изд-во СПбГПУ, 2018. - 323 с.
6. Волчецкий Э.И. Развивая силу // Физическая культура в школе. - 2018. - №2. - С.46.
7. Галимзянова М.Б., Салифов И.М. Подготовка юношейшкольников к службе в армии на учебных военных сборах // Физическая культура в школе, 2017 г. - № 4. - С. 23-25.
8. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Мн.: Народная газета, 2015. - 88 с.
9. Дмитриев Л.Д., Начинская С.В. Технология личной физической культуры школьника // Физическая культура в школе, 2017. - № 8. - С. 17- 21.
10. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учебное пособие для студентов высших и средних профессиональных учебных заведений физической культуры. - М.: СпортАкадемПресс, 2018 - 443 с.
11. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М. : Издательский центр «Академия», 2017. - 264 с. 45
12. Курс лекций по спортивной медицине: учебное пособие / под. ред. А. В. Смоленского. - М. : Физическая культура, 2015. - 280 с.
13. Лесгафт П.Ф. Главные труды: с комментариями профессоров В.А. Таймазова, Ю.Ф. Курамшина, А.Т. Марьяновича / П.Ф. Лесгафт. - СПб. : ОАО «Печатный двор» им. А. М. Горького, 2016. - 720 с.
14. Лечебная физическая культура: учебник для студентов высших учебных заведений / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасеева и др.; под ред. С. Н. Попова, 5-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2018. - 416 с.
15. Лях В.И. Двигательные способности // Физическая культура в школе. - 2015. - №2. -С.2....39