Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика ТРИЗ в преподавании Первой мировой войны в 9 классе

Работа №153758

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Обзор отечественных и зарубежных ТРИЗ технологий 6
1.2. История развития ТРИЗ 9
1.3. ТРИЗ педагогика как научно-педагогическое направление 12
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ 17
2.1. Методы и приемы технологии ТРИЗ на уроках истории в старших
классах 17
2.2. Система заданий с использованием технологий ТРИЗ 20
2.3. Технологическая карта урока в 9 классе по теме: «1 Мировая Война».
Апробация технологии 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Коммуникативные навыки, умение моделировать ситуации, приобретать опыт общения, дискуссий, творчески мыслить становятся необходимыми для выживания в VUCA -мире компетенциями современного поколения Z. При этом у учащихся наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность, обусловленные психофизиологическими особенностями детей этого поколения.
Русский язык и литература - один из самых сложных школьных предметов. Несмотря на то, что знание родного языка дается ребенку с детства, это сложные дисциплины, требующие большого труда.
Основная задача обучения русскому языку и литературе - развить ученика как человека, способного полностью овладеть устной и письменной речью. Поэтому с первых уроков нужно постараться привить детям интерес к изучаемому предмету.
Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у студентов пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в их более полном и глубоком усвоении, развивалась инициативность и самостоятельность в работе. В процессе обучения студенты должны не только овладевать знаниями, навыками и умениями, но и развивать свои познавательные способности и творческие способности [15].
Для этого необходимо, чтобы особое место в школе занимало использование технологий, обеспечивающих активное участие в уроке каждого ученика, повышающих авторитет знаний и индивидуальную ответственность учеников за результаты воспитательной работы. Одна из таких технологий - ТРИЗ - теория решения изобретательских задач . На уроках ТРИЗ знания, уменияи навыки не передаются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией.
Одна из основных задач при организации образовательной деятельности - создание условий, при которых у школьников возникнет потребность реализовать свой творческий потенциал. Добиться повышения мотивации и активизации познавательной деятельности старших школьников на уроках русского языка возможно за счет использования элементов технологии ТРИЗ [1]. Познавательная деятельность включает единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом этапе жизни, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся, атакже посредством реализации различных предметно-практических действий в учебном процессе.
Активность как самостоятельной , так и коллективной деятельности студентов возможна только при наличии стимулов. Поэтому среди принципов активизации познавательной деятельности особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главное в начале активной деятельности должно быть не принуждение, а желание ученика решить задачу, что-то узнать, доказать, бросить вызов.
Актуальность исследования: традиционно обучение в школе ориентировано на формирование знаний, умений и навыков (репродуктивный, информационный характер), в то время как для выживания в VUCA-мире необходима переориентация образования на развитие творческих качеств личности.
Цель исследования - рассмотреть особенности использования элементов технологий ТРИЗ для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории в преподавании темы «1 Мировая Война» в 9 классах.
Объект исследования - ТРИЗ технологии как набор алгоритмов и методов для активизации познавательной деятельности учащихся.
Предмет исследования - система методов и приемов технологий ТРИЗ для на уроках истории в преподавании темы «1 Мировая Война» в 9 классах.
Задачи исследования:
- изучить и описать теоретические предпосылки изучения ТРИЗ технологии
(обзор отечественных и зарубежных ТРИЗ технологий);
• рассмотреть историю развития ТРИЗ;
• определить особенности ТРИЗ педагогики;
• охарактеризовать методы и приемы технологии ТРИЗ (практическое применение);
• разработать систему заданий с использованием технологий ТРИЗ.
Основными методами исследования в данной работе были : теоретический, эмпирический анализ литературы , анализ документации , обобщение педагогического опыта.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании формирования познавательной деятельности учащихся на уроках истории в преподавании темы «1 Мировая Война» в 9 классах в процессе применения ТРИЗ.
Практическая значимость исследования состоит в том , что разработанный план работы может быть использован в работе со старшеклассниками.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итогом исследовательской работы стал полный анализ элементов технологий ТРИЗ, направленных на развитие познавательной деятельности учеников в рамках дисциплин «русский язык и литература».
Для достижения поставленной цели был реализован ряд задач:
1. При изучении теоретических предпосылок изучения ТРИЗ технологии нами было выяснено, что ТРИЗ -педагогика как научное и педагогическое направление сформировалась в конце 80-х годов в СССР. Ее основой являлась теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанная Генрихом Альтштуллером и его коллегами в 1946 году.
Над программой ТРИЗ работали многие ученые: Светлана Ивановна Гин, Александр Владимирович Кудрявцев, Владимир Юрьевич Бубенцов, Авраам Серединский и другие. Особый интерес представляют работы автора технологии Г.С.Алтьшуллера. Ученые-последователи технологии отмечают в своих трудах, что применение технологии ТРИЗ в обучении выросло из предмета дискуссий в наиболее перспективное направление реальной активизации учебного процесса - ТРИЗ педагогику. Стоит отметить, что большинство ученых сходится во мнении, что ТРИЗ, несмотря на разнообразие форм и способов организации и проведения, все нацелены на решение какой -либо одной задачи ( совершенствовать креативные навыки ) или же целого комплекса задач: формировать речевые умения , развивать наблюдательность , внимание, творческие способности.
2. Технология ТРИЗ возникала сравнительно недавно, в большей степени она получила известность в области точных наук, однако в настоящее время широко используется в ДОУ, в дополнительном образовании, в дошкольных учреждениях;
3. Принципиальное отличие ТРИЗ от общепринятых традиционных методов обучения и воспитания - стремление сформировать навык самостоятельного поиска ответов на вопросы, обнаружения проблемного зерна задачи, а не автоматического и бездумного воспроизведения алгоритма, предложенного взрослыми.
4. Среди принципов активизации познавательной деятельности особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главное в начале активной деятельности должно быть не принуждение, а желание ученика решить задачу, что-то узнать, доказать, бросить вызов.
Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. На этапе изобретательства основная задача - развивать, совершенствовать, активизировать познавательную деятельность учащихся, а также искать и находить своё решение . Изобретательство учащихся выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности, для этого ученикам предлагается ряд специальных заданий, которые нами были разработаны. Опытным путем мы выявили, что одним из основных способов формирования устойчивой заинтересованности современных школьников процессом обучения становится применение ТРИЗ технологий на уроках истории в преподавании темы «1 Мировая Война». ТРИЗ развивает у учащихся наблюдательность, способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки, способствует систематизации знаний , укрепляет знания , умения и навыки, помогает обобщению пройденного материала. Ученик на таких уроках учится приобретать знания самостоятельно,более раскован, лучше излагает свои мысли.
5. В основе этого направления педагогики лежат следующие методы, дающие реальные результаты в развитии творческих и умственных способностей учащихся: метод мозгового штурма; синектика (сравнение и нахождение сходства в предметах и явлениях); морфологический анализ ( выявление всех возможных решений); метод фокусных объектов (установление ассоциативных связей с различными объектами ) и т .д.; системный оператор; типовые приемы фантазирования; дихотомия (сужение поля поиска); системный лифт; морфологическая копилка; создай паспорт; метод маленьких человечков; составление плана (раскадровка); составление синквейнов (методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк); методы создания речевых творческих продуктов (лимерики, загадки, метафоры, творческие сочинения по картине). Наибольший интерес с точки зрения применения в гуманитарной области представляют такие приемы , как инсерт , синвейн, круги Эйлера, прием соответствия, круги по воде, ромашка Блума и другие.
6. Важным этапом практической части стало проведение урока и составление заданий с использованием технологий ТРИЗ.
Во второй так же главе был представлен опыт практического применения ТРИЗ технологии в изучении истории в 9 классе. Разработаны и представлены упражнения и технологическая карта урока по теме : «1 Мировая Война» на уроках истории в 9 классе с применением ТРИЗ технологии. В рамках изучения данной темы школьники проявили здоровый интерес к изучению истории. Четко сформулированные и обоснованные ответы на проблемные вопросы и активное участие в выполнении заданий в ходе урока еще раз подтверждают тот факт, что упражнения с применением ТРИЗ успешно позволяют развивать компетенцию, значительное повышение мотивации к учению, углубление и повышение качества знаний и личную заинтересованность в поиске информации. Также мы пришли к выводу, что органичное сочетание ТРИЗ технологий с классическим подходом в изучении русского языка позволяет усваивать новую информацию интегрированным, организованным способом, поэтому восприятие новых знаний происходит легчеи в большем объеме.
Использование методов и приемов технологий ТРИЗ на практике доказало свою функциональную значимость. Считаем, что разработки ТРИЗ технологии стоит применять на уроках истории в преподавании темы «1 Мировая Война» в 9 классах.


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Педагогика, 2021.- 128 с.
2. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - М.: Педагогика, 2021. - №. 1. - С. 25-30.
3. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. - Минск: «Беларусь», 2014.
4. Амонашвили Ш. А . К каждому ребенку - индивидуальный подход // Воспитание школьника. - 2018. - № 5. - С. 47-52.
5. Асмолов А .Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя .- М.: Просвещение, 2020. - 152 с.
6. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.- М.: Просвещение, 2020.-154 с.
7. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой
личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. - Санкт-Петербург: Изд. Буковского. 2015. Режим доступа:
Ьар8(дата обращения: 23.02.2023).
8. Березина, Т.Н. Развитие способностей как гуманистическая составляющая образования. - Alma Mater. - М.: Вестник высшей школы, 2019. - Вып. 7. - С. 12-34.
9. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М.: Владос. - 2017. - 248 с.
10. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. -М.: Просвещение, 2021.- 174 с.
11. Богоявленский Д. Н . Некоторые психологические проблемы обучения грамматике / Д .Н. Богоявленский // Вопросы психологии усвоения грамматики и орфографии. - М., 2019.
12. Большой психологический словарь / под ред . В. П . Зинченко, Б .Г. Мещерякова. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2018. - 632 с.
13. Бондарева И.И., Дедова О.Ю., Деменева Н.Н., Захарова Е.А., Мохова И.Н., Кузьмина Н.А. и др. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: Методическое пособие. - М.: АРКТИ,
2019. -129 с.
14. Бухтиярова И .Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. //Школьные технологии. -2021. №2. С.108-115.
15. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. -М.: Рось - Нова, 2018. - 189 с....64


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ