Только Word
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретическая характеристика физиологических особенностей и технической подготовки в волейболе у обучающихся 15-17
лет на уроках по физической культуры 7
1.1 Теоретическое обоснование технической подготовки обучающихся 15-
17 лет на уроках физической культуры 6
1.2 Физическое развитие детей среднего школьного возраста 16
1.3 Характеристика волейбола как игрового вида спорта 22
1.4 Контрольные нормативы по технической подготовке 23
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Организация и методы исследования 28
2.1 Метод исследования 28
2.2 Организация исследования 31
Вывод по второй главе 39
ГЛАВА 3. Экспериментальное обоснование методики технической подготовки обучающихся 15-17 лет на уроках
физкультуры 40
3.1. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня
технической подготовки детей 15-17 лет 40
3.2. Техническая подготовка обучающихся 15-17 лет на уроках
физкультуры 43
3.3. Сравнительный анализ уровня технической подготовки детей на
примере игры волейбол 46
Вывод по третьей главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
Актуальность темы исследования. Волейбол является популярным видом спорта среди детей и подростков, обладающим широкими возможностями для развития физических качеств и функций организма, укрепление здоровья, повышения двигательной активности.
Начальное обучение игре в волейбол осуществляется как в спортивных школах различного профиля, на уроках физической культуры и секциях общеобразовательных школ.
Овладение волейболистами техникой приемов игры имеет значение в достижении высокого спортивного результата. Процесс этот сложный, он требует длительной кропотливой работы, поэтому техническая подготовка в структуре тренировки занимает большое место. [7].
Для того, чтобы уровень технической подготовки повышался, необходимо уметь анализировать свои физические способности, функциональные возможности.
Если учитель хочет, чтобы в его команде были высокие результаты по выполнению технических действий в соревновательной деятельности, то ему необходимо применять методы, средства в тренировочном процессе. Важно оценить способности учеников, уровень тренированности и контроль над его текущим состоянием [22].
Техническая подготовка - это процесс обучения волейболиста технике движений и действий, служащих средством ведения игры, а также их совершенствования. Спортивная техника должна рассматриваться в тесной взаимосвязи с уровнем развития физических качеств. Чем выше уровень физической подготовленности, тем успешнее идет обучение и совершенствование [16].
В настоящее время известно, что технической подготовке на уроке физкультуры в школе уделяется мало времени, таким образом, получаем детей со слабо развитой физической подготовкой.
Актуальность обусловила проблему исследования: каковы средства и методы технической подготовки обучающихся 15-17 лет на уроках по волейболу и позволило сформулировать тему: методика совершенствования техники игры в волейбол у обучающихся 15-17 лет на уроках по физической культуре.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют научные труды в области организации учебно-тренировочного процесса по игровым видам спорта. В работах Аль Гази Хасан.,Ахмеров Э.К., Канзас Э.Г. ,Ашмарин Б.А. ,Больсевич В.К., Баландин Г.А., Назарова Н.Н., Казакова Т.Н., рассматривалась система физического и психологического воспитания детей школьного возраста. Исследования Бальсевич В.К., Беляев А.В., Савин М.В., Васюк В.Е., Герасимова Г.Н., Павлычева Л.А., Гераськин А.А., Родионов А.В. в первую очередь опирались на изучение физических данных детей и подростков. Годик М.А., Айрапетянц А.Р., Ермаков С.С. Ковалев В.Д., Коренберг В.Б.,Королев М.Ф.,Кочарава B.C., Крежи Б.Д. и другие, рассматривают в своих работах более подробно игру волейбол и проблемы игры.
Объект исследования: Образовательный процесс по физическому воспитанию в школе.
Предмет исследования: Средства и методы технической подготовки обучающихся 15-17 лет.
Цель работы: Выявить и обосновать качественные средства и методы технической подготовки по волейболу обучающихся 15-17 лет на уроках физкультуры, а также проверить экспериментальным путем эффективность их применения.
Задачи:
1. Проанализировать научную литературу по физическому развитию и по
физиологии возрастных особенностей;
2. Охарактеризовать основные средства и методы технической подготовки учащихся;
3. Подобрать контрольные упражнения для определения уровня технической подготовки детей 15-17 лет;
5. Экспериментальным путем проверить методы и проанализировать уровень технической подготовки детей на примере игры волейбол.
Гипотеза: предполагается, что применяя практические средства, методы технической подготовки на уроках физкультуры, позволит качественно повысить результат физической подготовки обучающихся 15-17 лет.
Теоретическую базу данного исследования составили научные труды как отечественных, так и зарубежных специалистов.
Выбор методов исследования определялся экспериментальным характером работы, в связи, с чем активно применялись метод стохастического анализа. Продолжительность исследования с января 2020 года. по май 2020 г.
Этапы исследования:
1. Теоретический:
-определение проблемы и актуальности, формирование темы исследования (сентябрь 2019);
-определение объекта и предмета, цели и задачи, гипотезы и методов исследования выбранной темы (сентябрь 2019);
-составление
-составление плана и разработки структуры исследования (сентябрь -октябрь 2019гг);
-изучение и анализ научно-методической литературы (сентябрь 2019- апрель 2020).
2. Экспериментальный :
-выбор средств
-выбор средств и методов исследования (сентябрь- ноябрь2019гг.);
-подготовка и выполнение экспериментальной работы (ноябрь-декабрь 2019гг.);
-сбор и обработка данных, анализ полученных результатов (ноябрь 2019-май 2020)....
Проанализировав литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что обучение игре в волейбол школьников среднего звена, является необходимой частью популяризации волейбола и спорта вообще. Используя специфические средства и методы обучения игре в волейбол, можно быстрее достичь спортивного результата, а так же увеличение физических качеств так как в игре возрастает интерес к занятием. Но педагог, тренер, проводя учебно - тренировочное занятие должен учитывать возрастные особенности школьников, уровень их физической подготовки, так как перегрузки могут привезти к формированию отрицательного отношения к игре волейбол.
Для детей данного возраста волейбол рассматривается, как одна из возможностей проявить себя, принять участие в различных соревнованиях. Обучение игре в волейбол способствует формированию и развитию личностных качеств человека, которые помогают ориентироваться и принимать решения в трудных жизненных ситуациях.
В заключении хотелось бы еще раз сказать о том, что волейбол является универсальным средством физического воспитания всех категорий населения - от детей дошкольного возраста до пенсионеров - для формирования основ физической и духовной культуры личности, повышения ресурсов здоровья, пропаганды здорового образа жизни [8].
Современный волейбол характеризуется увеличением скорости выполнения как отдельных технических приемов, так и целых тактических комбинаций, что неизбежно повышает требования к специальной физической подготовленности игроков. Представление о взаимосвязях в структуре специальной физической подготовленности волейболистов имеет большое значение для целенаправленного воспитания и совершенствования двигательных и координационных способностей игроков [23].
После определения игровой функции технику совершенствуют уже с учетом этой функции [12]. При этом основным методом совершенствования техники квалифицированных спортсменов является использование целостного метода выполнения упражнения. Биомеханический анализ спортивных упражнений показывает, что в каждом из них используется в большей или меньшей мере баллистический характер работы мышц. В особенности надо видеть это в ведущих движениях, определяющих успех спортсмена, и соответственно улучшать баллистические возможности мышечных групп и их волевого использования. Для этого применяются такие упражнения, в которых главным является: волевое акцентирование упругих движений, использование инерции. Подобный эффект может достигаться сопротивлением амортизатора, пружины. Эти рекомендации особенно полезны для обучения и совершенствования ударных движений. Следует учитывать и следующие положения, характерные для ударных движений.
Таким образом, в данной работе дана основная характеристика игре волейбол, рассмотрены основные методы технической подготовки учащихся средней школы на уроках физической культуры при игре в волейбол. Проведены и проанализированы специальные тесты по выявлению уровня развития координационных способностей у детей 15-17 лет, по результатам которых было выявлено, что дополнительная техническая подготовка (на примере игры в волейбол) является наиболее эффективным методом развития общей физической подготовки школьников.
Следовательно, поставленные цели и задачи были выполнены.
1. Аль Гази Хасан. Деятельность волейболистов в игровом процессе и методика ее совершенствования: Автореф. дисс...канд. пед. наук. - М.:РГАФК, - 1995. - 223 с.
2. Ахмеров Э.К., Канзас Э.Г. Волейбол в школе. - Минск: Нар. света, М.: ПОЛЫМЯ - 2015. - 72 с.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: РГАФК, - 2013. - 192 с.
4. Больсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теория и практика физической культуры, - 2011г.
5. Баландин Г.А., Назарова Н.Н., Казакова Т.Н., Урок физической культуры в современной школе. Методические рекомендации для учителей. - М.: Советский спорт, - 2014г.
6. • Бальсевич В.К. Возрастное развитие физических качеств человека. - Казань: Радуга, - 2013г.
7. Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол: Учебник для вузов ФК. - М., - 2012, - 368 с.
8. Васюк В.Е., Юшкевич Т.П. Тренажеры в спорте. - М.:ФиС , 2014. - 116 с.
9. Волейбол: Учебник для институтов физ. культуры / Отв. ред. Ю.Н. Клещев. - М.: ФиС , - 2013. - 244 с.
10. Герасимова Г.Н., Павлычева Л.А. Возрастные изменения опорнодвигательного аппарата и их связь с развитием двигательных качеств. - М.: Наука, - 2011г.
11. Гераськин А.А., Родионов А.В. Тренажеры для повышения эффективности тренировки волейболистов // Теория и практика физической культуры. - 2017. - №10. - С.47-50.
12. Годик М.А., Айрапетянц А.Р. Содержание и организация комплексного контроля в волейболе. - М.: ГЦОЛИФК, - 2012. - 133 с.
13. Ермаков С.С. Обучение технике ударных движений в спортивных играх на основе их компьютерных моделей и новых тренажерных устройств:: Автореф. дисс.докт. пед. наук. - Киев, 2011. - 47 с.
14. Железняк Ю.Д. Волейбол в школе. - М.: Просвещение, - 2019.
15. Железняк Ю.Д. Волейбол в 10 классе // Физическая культура в школе. - 2011. - №3. - С.12-15....46