Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Работа №153752

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы42
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в практике современной начальной школы...6 §1. Сущность понятий «коммуникация», «коммуникативные умения», «коммуникативные универсальные учебные действия» 6
§2. Возрастные особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников 11
§3. Описание условий формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе 13
Выводы по первой главе 18
Глава II. Исследование актуального уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий 20
§1. Изучение уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у второклассников 20
§2. Анализ результатов исследования 24
§3. Методические рекомендации, направленные на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у второклассников 29
Выводы по второй главе 32
Заключение 34
Список литературы 36
Приложение А 39
Приложение Б 42
Приложение В 44

Формированию коммуникативных универсальных учебных действий уделяется большое внимание, поскольку это один из компонентов успешного обучения в школе, который позволяет общаться и взаимодействовать как со сверстниками, так и с людьми других возрастов.
Как считает ученый-психолог А.В. Батрашев, коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [24, стр. 3].
Актуальность исследования формирования коммуникативных универсальных учебных действий у школьников определяется Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее ФГОС НОО), где указывается, что в результате освоения базовой программы дети должны овладеть такими качествами как коммуникативные универсальные учебные действия, позволяющими овладеть ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться [27, стр. 7].
В Концепции начального образования развитие коммуникативных универсальных учебных действий определяется как «важное приобретение школьника, как одно из основных элементов формирования личности, средство социализации и психического развития» [6, стр. 64].
Поскольку коммуникативные навыки являются основой школьного обучения, то педагогу необходимо выстраивать свою работу таким образом, чтобы формирование коммуникативных универсальных учебных действий осуществлялось в целостном педагогическом процессе.
Анализ современных психолого-педагогических исследований свидетельствует об имеющемся опыте формирования коммуникативных умений и навыков в традиционной практике, о котором свидетельствуют работы таких авторов как Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин и другие [22].
Из анализа данных работ видно, что в традиционной школе о формировании коммуникативных умений упоминалось, но не делалось четкой установки, что это необходимое условие для формирования выпускника начальной школы. Поэтому для формирования коммуникативных универсальных учебных действий необходимо переработать накопленный опыт с ориентацией на ФГОС НОО и его требований.
Понимание и смысл термина «коммуникативные умения» рассматривали такие ученые как К.Д. Ушинский [26], Д.Б. Эльконин [30], В.В. Давыдов [8], Г.А. Цукерман [28].
Российский психолог и публицист А.Г Асмолов определяет понятие «коммуникативные учебные действия» как «действия, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиций других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы» [1, стр. 30].
Современная психолого-педагогическая и методическая наука предлагают различные формы и методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Проанализировав данный имеющийся опыт и требования, предъявляемые к формированию универсальных учебных действий в условиях новых стандартов, мы пришли к выводу, что коммуникативные универсальные действия эффективнее формировать в ситуации активного обучения.
Актуальность и недостаточная разработанность методики формирования универсальных учебных действий в начальной школе определили выбор темы исследования: «Методические рекомендации по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики».
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младших классов.
Предмет исследования: актуальное состояние сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 2 класса и способы его изменения.
Цель исследования: разработать методические рекомендации для формирования коммуникативных универсальных учебных действий в предметной области «Математика» на основе изучения актуального уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у второклассников.
Гипотеза исследования: предполагаем, что коммуникативные универсальные учебные действия (взаимодействие с другими людьми; учет позиции собеседника (партнера); действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)) у обучающихся второго класса находятся преимущественно на среднем уровне.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования;
2. Описать теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников;
3. Выявить особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников;
4. Выявить актуальный уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников;
5. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента;
6. Разработать методические рекомендации, направленные на формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
Методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической, научно­методической литературы);
• эмпирические (анализ образовательных программ, наблюдение, изучение продуктов детского творчества, педагогический эксперимент, анализ данных, полученных в результате эксперимента).
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 15» г Ачинск.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе нашей работы мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по теме исследования и выяснили, что коммуникативные универсальные учебные действия - это действия, обеспечивающие социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (А. Г Асмолов).
В ходе теоретического исследования сформировалась следующая гипотеза: предполагаем, что коммуникативные универсальные учебные действия (взаимодействие с другими людьми; учет позиции собеседника (партнера); действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)) у обучающихся второго класса находятся на низком и среднем уровнях.
В ходе исследования мы выявили особенности формирования коммуникативных универсальных действий у младших школьников и выяснили, что формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов является одной из важнейших задач современной системы образования - многие современные дети не умеют взаимодействовать со сверстниками. Коммуникативные действия у младших школьников играют важную роль, поскольку уровень сформированности данного умения влияет и на результат обучения, и на социализацию, и на развитие обучающегося в целом.
Нами были подобраны методики и была составлена диагностическая программа с описанием уровней сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.
В процессе работы мы выявили актуальный уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 2 «Б» класса:
- 8% учащихся (2 чел.) продемонстрировали высокий уровень сформированности коммуникативных УУД. Они способны слушать и слышать собеседника, выражать свои мысли и вступать в диалог, учитывать позицию, отличной от своей, понимают возможность различных позиций и точек зрения;
• 52% учащихся (13 чел.) продемонстрировали средний уровень сформированности коммуникативных УУД. Они допускают, что существуют разные мнения, но, когда высказывают свое мнение, не могут его обосновать, привести аргументы, не могут отстоять свою точку зрения;
• 40% учащихся (10 чел.) продемонстрировали низкий уровень сформированности коммуникативных УУД. Они не учитывают возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета; не пытаются договориться, каждый настаивает на своем, а также не умеют внимательно слушать собеседника, выражать свои мысли в устной форме и активно вступать в диалог.
Это означает, что у обучающихся 2 «Б» класса преобладающими
являются средний и низкий уровни сформированности коммуникативных УУД. Гипотеза исследования подтвердилась.
Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, исходя из выявленных проблем, мы разработали методические рекомендации для развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в предметной области «Математика». Данной разработкой могут пользоваться учителя начальных классов, а также студенты педагогических ВУЗов.


1) Асмолов А.Г Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя / А.Г. Асмолов. М.: Просвещение, 2015. 30 с.
2) Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. М., 2007.
3) Банщикова И.В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. URL.: https://infourok.ru/formirovanie- kommunikativnih-uud-u-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti- 3229666.html (дата обращения 26.12.2020).
4) Богданов И.М. Педагогический словарь. М.: Академия, 2016. 95 с.
5) Васильева Н.Ю. Поурочные разработки к УМК А.А. Плешакова. Пособие для учителя. ФГОС-М.: «ВАКО».-2019.-145с.
6) Виноградова Н.Ф. Концепция начального образования. М.: Вентана-Граф, 2017. 64 с.
7) Грицанов А.Г. Новейший философский словарь. Минск: 2018. 63 с.
8) Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
9) Дарвиш О. Б. Возрастная психология. М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. 96 с.
10) Дмитриева О.И. Русский язык. 2 класс. Поурочные планы к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. - М.: «ВАКО».-2014.-385с
11) Карлова М.Л. Опыт работы по формированию коммуникативных УУД во внеурочной деятельности // Вестник Педагога. 2016. С. 3.
12) Коджаспирова А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2009. 90 с.
13) Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения. Учебное пособие [Электронный ресурс]. URL: http://iknigi.net/avtor-elena-kravcova/72477- psihologiya-i-pedagogika-obucheniya-doshkolnikov-uchebnoe-posobie-elena- kravcova/read/page-1.htm (дата обращения 28.12.2020).
14) Краснова А.Н. Формирование коммуникативных УУД на уроках в начальной школе в условиях ФГОС [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/06/07/formirovanie- kommunikativnyh-uud-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-v
15) Крысин Л.П. Современный словарь иностранных слов. М.: АСТ-Пресс, 2012. 80 с....30


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ