Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ЧЕРЕЗ СОСТАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИСТОРИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III-IV УРОВНЯ

Работа №153751

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы61
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание



Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы 7
1.1. Развитие связной речи в онтогенезе 7
1.2. Особенности развития связной речи при общем недоразвитии речи.... 12
1.3. Анализ существующих подходов в проблеме диагностики и
коррекции нарушений связной речи 18
Выводы по главе I 23
Глава II. Описание проекта 26
2.1. План реализации проекта 26
2.2. Подготовительный этап проекта 28
2.3. Диагностический этап проекта 31
2.4. Разработческий этап проекта 35
2.5. Этап апробации 42
2.6. Результативно-оценочный этап 47
Выводы по главе II 50
Заключение 51
Список использованных источников 54
Приложения
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Ж
Приложение К

Актуальность. С каждым годом все больше возрастает количество детей общим недоразвитием речи. Одним из важнейших навыков, требующих качественной диагностики и коррекции, является связная монологическая речь. В настоящее время существует множество методик способствующих развитию связной монологической речи. Благодаря современному подходу к решению данного вопроса появляются новые методы, благодаря которым есть возможность развить навык связной речи. Одним из инновационных подходов является метод составления социальных историй. Данный метод включает в себя новые технологии и приемы, который позволяют комплексно подойти к вопросу развития данного навыка. Изначально, метод составления социальных историй использовался в работе с детьми с расстройством аутистического спектра, так как он представляет собой не просто знакомство и работу с историей, а объяснение адекватного социального поведения и взаимодействия.
Данные истории носят отличительную эмоциональную окраску, что позволяет доступнее развивать навык связной речи у детей с общим недоразвитием речи (далее - ОНР). Кроме того, социальные истории просты и понятны для детей, им легче объяснять и рассуждать на заданную тему. Коммуникация детей в любом возрасте может быть затруднена по различным причинам, метод составления социальных историй позволяет наглядно объяснить, как лучше поступить ребенку в той или иной ситуации.
Нами был разработан практико-ориентированный проект, продуктом которого является рабочая программа курса развития речи, наборы упражнений в соответствии с данной программой, направленные на развитие навыка связной речи через составление социальных историй для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III-IV уровня. Практическая значимость данного проекта заключается приобретении детьми практических навыков, необходимых для эффективного освоения адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования. Практическая значимость проявляется в возможности его использования другими педагогами, работающими в системе дошкольного образования, а также родителями при осуществлении семейного воспитания детей дошкольного возраста.
Проектная идея: выявлено недостаточность методического и
дидактического обеспечения для развития навыка связной монологической речи у обучающихся с ОНР III-IV уровня, поэтому возникла необходимость в разработке рабочей программы и наборов заданий к ней.
Объект исследования: логопедическая работа по развитию навыка связной монологической речи у детей с ОНР III-IV уровня.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по развитию навыка связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III-IV уровня.
Цель проектной дипломной работы: разработать и апробировать методическое и дидактическое обеспечение для реализации логопедической работы по развитию навыка связной речи через составление социальных историй для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III-IV уровня.
Задачи проекта:
1. Определить современное состояние проблемы диагностики и коррекции нарушений связной речи на основе анализа психолого­педагогической, специальной логопедической литературы и на базе конкретной дошкольной образовательной организации в городе Красноярске.
2. Конкретизировать и дополнить содержание рабочей программы курса «Развитие речи» с учетом использования метода составления социальных историй, подобрать наборы упражнений к данной рабочей программе.
3. Апробировать и оценить продукта проекта.
Целевая аудитория: учителя-логопеды, учителя-дефектологи...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время особенности диагностики и коррекции навыка связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III-IV уровня не теряет своей актуальности в виду множества способов развития связной речи, метод составления социальных историй практически не используется в практике.
В связи с этим, проблема разработки методического обеспечения по развитию связной речи у данного контингента детей имеет первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.
Анализ научно-методической литературы позволил расширить наши теоретические знания по проблеме диагностики и коррекции навыка развития связной речи. В первой главе мы подробно раскрыли существенные аспекты данной проблемы: развитие связной речи в онтогенезе, особенности развития связной речи при общем недоразвитии речи, анализ существующих подходов в проблеме диагностики и коррекции нарушений связной речи. Кроме того, нами была раскрыта основная суть метода составления социальных историй.
Таким образом, мы пришли к выводу, что, не смотря на множество мнений, авторы отмечают сходные ошибки и нарушения при этом процессе: стереотипность высказываний, аграмматизмы, нарушение структуры и последовательности высказывания, пропуск главных и второстепенных членов высказывания. Выше перечисленные затруднения возникают вследствие нарушения двух видов процессов: процессов, осуществляющих смысловую организацию текстового высказывания и процессов, осуществляющих его лексико-синтаксическое оформление.
Кроме того, недостаточно изучена тема методов составления социальных историй, которая может быть реализована в условиях дошкольного образования для данной категории детей. Данный инновационный метод вызывает интерес у детей за счет большого количества новых упражнений, которые понятны по смыслу и не вызывают затруднений при выполнении заданий.
В рамках диагностического этапа мы провели исследование особенностей связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III-IV уровня по результатам анализа речевых карт, логопедических представлений и анкетирования учителей-логопедов. Полученные данные позволили сделать вывод о необходимости работы по развитию связной монологической речи через различные методы и подходы. Ранее, мы пришли к выводу о важности использования инновационных методов в сфере развития данного навыка. Нами предложен метод составления социальных историй, как перспективный метод развития навыка связной речи.
На разработческом этапе нами были разработаны: рабочая программа коррекционного курса «Развитие речи», основные требования к проведению занятий с использованием метода составления социальных историй, этапы включения метода социальных историй в традиционную методику по развитию связной речи, наборы упражнений к данной рабочей программе.
В ходе этапа апробации были проведены 2 занятия с использованием традиционных методов по развитию навыка связной монологической речи, а так же, комплекс занятий с использованием метода составления социальных историй. Кроме того, было проведено открытое занятие, благодаря которому курирующие учителя-логопеды старших и подготовительных групп прошли в дальнейшем анкетирование. Внедрение продукта, показало нам, что в действии оно решает ряд поставленных задач. Таким образом, нами были выявлены плюсы внедрения данного проекта: интерес детей удерживался на протяжении всего занятия, дети способны подробно рассуждать на заданные темы, способны составить самостоятельный рассказ.
По завершении периода апробации представители образовательной организации представили «Отзыв курирующего специалиста», «Акт внедрения» и «Задание на выпускную квалификационную работу», согласно которым проект получил положительную оценку.
В заключение работы отмечаем, что нам удалось успешно составить проект «Методическое обеспечение логопедических занятий по развитию навыка связной речи через составление социальных историй для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III-IV уровня» Таким образом, мы достигли цели нашей работы.
Разработка настоящего проекта помогла нам решить ряд теоретических и практико-ориентированных задач, которые реализовывались на протяжении всего времени, а именно на этапе предпроектного исследования, на этапе создания продукта проекта и при его апробации.


1. Алексеева М.М., Методика развития речи обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
2. Алексеева М.М., Речевое развитие дошкольников: учебное пособие для студентов. М.: Академия, 2015. 297 с.
3. Андреева Н.Г., Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников: предложение. М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2011. 312 с.
4. Арушанова А.Г., Речь и речевое общение детей. М.: Мозаика-Синтез, 1999. 272 с.
5. Башина В.М., Аутизм в детстве. М.: Медицина, 1999. 236 c.
6. Белоус Е., Развитие речи и фонематического слуха в театральноигровой деятельности. // Дошкольное воспитание. 2009. № 7.
С. 66-70.
7. Белошистая А., Развиваем связную речь: для работы со старшими дошкольниками. // Дошкольное воспитание. 2009. № 7. С. 20-25.
8. Белякова Л.И., Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов. Воронеж: МОДЭК, 2001. 256 с.
9. Бизикова О.А., Развитие монологической речи у дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений. Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2014. 235 с.
10. Блонский П.П., Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. II. М., 1979. 134 с.
11. Бойкова С.В., Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей (5 -7лет): в помощь учителям-логопедам, воспитателям речевых групп и родителям. СПб.: КАРО, 2010. 176 с.
12. Бойкова С.В., Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР. // Логопед в детском саду. 2006. № 3. C. 42-48.
13. Бородич A.M., Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1981. 256 с.
14. Быковская А.М., Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2012. 32 с.
15. Быстрова Г.А., Логопедические игры и задания. М.: Каро. - 2008 - 96 с.....85


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ