Только Word
Введение 5
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
1.1 .Методическое сопровождение программ по физической культуре в средней
школе 10
1.2. Методические особенности обучения техническим приемам баскетбола
на уроках по физической культуре 16
1.3. Индивидуальный подход в образовании 22
1.4. Применение индивидуального подхода на уроках физической
культуры 29
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования 41
2.2 Организация исследования 43
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА, РЕАЛИЗАЦИЯ И ОЦЕНКА
МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11 КЛАССОВ ИГРЕ В БАСКЕТБОЛ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.1. Разработка и реализация методического сопровождения обучающихся 11
классов игре в баскетбол на уроках физической культуры на основе индивидуального подхода 45
3.2. Оценка результативности методического сопровождения обучающихся 11 классов игре в баскетбол на уроках физической культуры на основе
индивидуального подхода 57
Заключение 61
Библиографический список 62
Приложение 71
Современные методико-биологические и социологические
исследования показывают, что систематические, многолетние занятия физической культурой и спортом играют важную роль в укреплении здоровья детей и подростков. Нормальное развитие ребенка немыслимо без энергичных и многообразных двигательных действий. Спортивные игры очень разнообразны и степень воздействия их на организм не одинакова, особенно большей палитрой двигательных действий отличается баскетбол. Современный баскетбол очень быстрый вид спорта, для него характерен высокий темп выполнения игровых действий, быстрая смена ситуаций на площадке, постоянное единоборство с противником, ограниченное время владения мячом, которые предъявляют высокие требования по всем видам подготовки. Занятия баскетболом активизируют работу различных мышечных групп, повышая обмен веществ, стимулируют систему дыхания и кровообращения. Положительным моментом является и то, что периоды напряжения в играх сменяются отдыхом, нет непрерывности движений. Различные мышечные группы поочередно вступают в работу, и те, что отдыхают в данный момент, лучше восстанавливаются на фоне повышенного функционирования других мышц [21]. Играм в системе физического воспитания подрастающего поколения отводится важное место. Главное, что определяет их удельный вес в системе физического воспитания, заключается в их ценности как комплекса, требующего одновременного проявления разнообразных двигательных действий, физических, моральных и волевых качеств [9]. Игровая деятельность предъявляет высокие требования к функциям зрительного, двигательного и вестибулярного аппаратов. Ярко выраженная эмоциональность игровых действий является также положительным фактором. Вместе с тем, увлекательный характер игры, высокие эмоциональные проявления, изменение игровой обстановки, большая самостоятельность действий не позволяют точно дотировать и регулировать физическую нагрузку. Несмотря на столь положительное влияние баскетбола на организм, игра не столь практикуема как средство физического развития. Этому способствует бытующее неверное мнение о высоком травматизме игры и отсутствие материально технической базы, хотя двигательная активность при игре в баскетбол многократно превышает другие виды спортивных игр. Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений обучающихся старшего школьного возраста, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ними физические упражнения являются результативными средствами укрепления здоровья и могут использоваться на протяжении всей жизни человека в самостоятельных формах занятий физической культуры [46].
Правильная организация учебно-воспитательного процесса является базой будущего долголетия всех органов человека и правильного их развития. В связи с этим без совершенствования системы физического воспитания сложно достичь высоких образовательных результатов. Поэтому актуальность исследования очевидна, она состоит в том, чтобы организовать результативный образовательный процесс по физической культуре, направленный на достижение достаточно высоких показателей в обучении игре в баскетбол у обучающихся 11 классов.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Разработкой вариативной части программ по физической культуре занимались такие авторы как В.И. Лях, А.А. Зданевич, Г.Б. Мейксон, Ю.А. Копылов, А.П. Матвеев. Баскетбол как средство физического развития и трудового воспитания, рассматривали такие исследователи как A.B. Лопатов, В.Г. Луничкин, В.А. Гарастас, А.Т. Гаринов.
В процессе анализа научно-методической литературы нами были выявлены следующие противоречия между:
• необходимостью подготовки физически развитого подростка и недостаточным методическим обеспечением учебного процесса по предмету «Физическая культура» в средней школе;
• необходимостью усиления образовательных результатов по физической культуре в средней школе на основе индивидуального подхода и недостаточным методическим сопровождением процесса физического воспитания.
Исходя из вышеизложенного, сформулирована проблема исследования: каково влияние методического сопровождения обучающихся 11 классов игре в баскетбол на уроках физической культуры на уровень физической подготовленности. Актуальность рассматриваемой проблемы, поиск оптимальных путей разрешения данных противоречий предопределили выбор темы диссертационного исследования: «Методическое сопровождение обучающихся 11 классов игре в баскетбол на уроках физической культуры».
Цель исследования - научное обоснование, разработка и реализация методического сопровождения обучающихся 11 классов игре в баскетбол на уроках физической культуры на основе индивидуального подхода и экспериментальным путем проверить его результативность.
Объект исследования: учебный процесс по предмету «Физическая культура» в 11 классах.
Предмет исследования: методическое сопровождение обучающихся 11 классов игре в баскетбол на уроках физической культуры на основе индивидуального подхода.
Гипотеза исследования: Учебный процесс по предмету «Физическая культура» в 11 классах будет результативным, если:
• разработано и реализовано методическое сопровождение обучающихся 11 классов игре в баскетбол на уроках физической культуры на основе индивидуального подхода.
• сформированы критерии оценки результативности игре в баскетбол на уроках физической культуры для обучающихся 11 классов на основе индивидуального подхода (физическая подготовленность, общее состояние здоровья, сформированы баскетбольные навыки и умения).
Исходя из гипотезы и цели исследования, в работе были сформулированы основные задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические источники по проблеме методического сопровождения программ по физической культуре средних школ.
2. Разработать содержание раздела «Баскетбол» программы по физической культуре с методическим сопровождением по его реализации для обучающихся 11 классов на основе индивидуального подхода .
3. В опытно-экспериментальной работе проверить результативность использования методического сопровождения обучающихся 11 классов игре в баскетбол на уроках физической культуры на основе индивидуального подхода в условиях педагогического эксперимента.
Методологической основой и теоретической базой исследования послужили труды отечественных ученых-теоретиков и практиков, в частности, труды специалистов, раскрывающих основные положения теории и методики физического воспитания: Б.А. Ашмарина, А.И. Завьялова, Л.К. Сидорова, Ю.Ф. Курамшина, Л.П. Матвеева, Д.Г. Миндиашвили, А.Н. Савчука, В.В. Пономарева, Ж.К. Холодова и др.. В изучении вопросов теории и практики спортивной игры баскетбол являются исследования Гомельский, С.А. Белов и др.
Научная новизна исследования:
-обосновано и разработано содержание раздела «Баскетбол» программы по физической культуре на основе индивидуального подхода для обучающихся 11 классов с методическим сопровождением его реализации;
-экспериментально доказана результативность организации занятий обучающихся 11 классов по баскетболу на основе индивидуального подхода, что подтвердилось повышением уровня физической подготовленности, укреплением здоровья обучающихся и формированием баскетбольных навыков и умении.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании содержании раздела «Баскетбол» программы по физической культуре обучающихся 11 классов в средней школе с методическим сопровождением его реализации.
Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания раздела «Баскетбол» программы по физической культуре для обучающихся 11 классов.
Материалы исследования могут быть использованы при разработке содержания раздела «Баскетбол» программы по физической культуре для обучающихся 11 классов в средней школе.
На защиту выносятся следующие положения
1. Содержание раздела «Баскетбол» программы по физической культуре для обучающихся 11 классов, разработанное на основе индивидуального подхода, представлено следующими учебно-методическими разделами: теоретическим, практическим и оценочным. В теоретическом разделе раскрываются знания: по основе подготовке в баскетболе. Практический раздел включает технико-тактическую подготовку и общую физическую подготовку обучающихся. Оценочный раздел предусматривает выявление качественных изменений физической подготовленности, состояния здоровья, сформированности баскетбольных умении и навыков.
2. Методическое сопровождение реализации раздела «Баскетбол» программы по физической культуре для обучающихся 11 классов на основе индивидуального подхода, включает предметные, метапредметные и личностные результаты освоения раздела; основное содержание и методы обучения игре в баскетбол, обеспечивающие наряду с достижением образовательных результатов, укрепление здоровья обучающихся.
В выпускной квалификационной работе на основе теоретических и экспериментальных материалов была подтверждена эффективность выдвинутой гипотезы, реализованы цель и задачи исследования, сформулированы следующие выводы:
1. Проанализировав психолого-педагогические источники по проблеме методического сопровождения программ по физической культуре средних школ. Нами констатировано, что методическое сопровождение имеет два основных направления. Методическое сопровождение учебного процесса по физической культуре, на наш взгляд, - это использование наиболее эффективных средств в учебном процессе обучающихся для качественного усвоения знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, а также для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья обучающихся.
2. Разработанное содержание раздела «Баскетбол» программы по физической культуре с методическим сопровождением по его реализации для обучающихся 11 классов в средней школе на основе индивидуального подхода, представлено теоретическим, практическим и оценочным разделами.
3. В результате педагогического эксперимента по специально подобранным тестам выявлен уровень прироста показателей физической подготовленности у обучающихся обеих групп. Однако в конце эксперимента нами зафиксировано большее количество учащихся в экспериментальной группе, показывающих уровень выше среднего значения во всех контрольных тестах. Также установлено, что разработанное содержание раздела «Баскетбол» программы по физической культуре для обучающихся 11 классов на основе индивидуального подхода. Позволило повысить уровень специальных теоретических знаний обучающихся в области спортивной игры баскетбол.
1. Андрианова, Р.И. Планирование подготовки команд олимпийского резерва в женском баскетболе к выступлению в главных международных соревнованиях / Р.И. Андрианова, М.В. Леньшина, Г.Н. Германов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 15-22.
2. Андрианова, Р.И. Централизованная подготовка сборных команд резерва по баскетболу: реалии и перспективы / Р.И. Андрианова, М.В. Леньшина, Г.Н. Германов // Культура физическая и здоровье. - 2016. - № 3 (58). - С. 8791.
3. Андрианова, Р.И. Планирование этапа предсоревновательной подготовки к главным стартам сезона женских баскетбольных команд резерва : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Андрианова Раиса Игоревна. - Краснодар,
2017. - 26 с.
4. Андрющенко, Л. Б. Технико-тактическая подготовка баскетболистов к соревновательной деятельности в вузе : монография / Л.Б. Андрющенко, И.В. Орлан, А.А. Бондарь, О.Н. Андрющенко. - М. : ТР-принт, 2015. - 167 с.
5. Бакаев, В.В. Характеристика упражнений в процессе скоростно-силовой подготовки юных баскетболистов / В.В. Бакаев, А.Н. Богдановский // Материалы и методы инновационных исследований и разработок: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 марта 2018 года г. Самара). В 2 ч. Ч. 2/ - Уфа: АЭТЕРНА, 2018. - С. 120-121.
6. Бакаев, В.В. Особенности управления скоростно-силовой подготовкой юных баскетболистов с учетом рационального соотношения упражнений с мячом и без мяча / В.В. Бакаев, А.Н. Богдановский // Современные концепции развития науки: сборник статей Международной научно - практической конференнции (16 марта 2018 года г. Пермь). В 2 ч. Ч. 2./ - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. - С. 67-68.
7. Баскетбол. Примерная программа спортивной подготовки для детско- юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Ю.М. Портнов, В.Г. Башкирова, М.И. Духовный [и др.]; Федер. агентство по физ. культуре и спорту. - М.: Советский спорт, 2016. - 99 с.
8. Бахарева, С.Ю.. Подвижные игры как мотивация в обучении техники баскетбола на учебных занятиях студентов 1 курса / С.Ю. Бахарева, Н.Н. Ляликова, Т.В. Байбакова, Е.А. Черний, Н.С. Кузнецова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 17-20.
9. Бердичевская, Е.М. Стабилографическая оценка точности движений квалифицированных баскетболистов разного игрового амплуа / Е.М. Бердичевская, А.С. Тришин // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2015. - № 3. - С. 65-70.
10. Бочковская, В.Л. Планирование скоростно-силовой подготовки юных баскетболистов с учетом рационального соотношения упражнений с мячом и без мяча / В.Л. Бочковская, А.Н. Богдановский // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры: сборник научных трудов 5-й Всероссийской научно-практической конференции с Международным участием (г. СПб, 19.04.2018): Институт физической культуры, спорта и туризма. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та,
2018. - С. 139-140.
11. Васильченко, О.С. Особенности подбора упражнений в процессе скоростно-силовой подготовки юных баскетболистов/ О.С. Васильченко, В.З. Яцык, А.Н. Богдановский // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (21 - 25 мая 2018, г. Краснодар). - Краснодар: Изд-во КГУФКСТ, 2018. - С. 248249.
12. Васютина, И.П. Характеристика подбора упражнений в процессе скоростно-силовой подготовки юных баскетболистов / И.П. Васютина, А.Н. Богдановский // Стратегические направления реформирования вузовской
системы физической культуры: сборник научных трудов 5-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. СПб, 19.04.2018): Институт физической культуры, спорта и туризма. - СПб.: Изд- во Политехн. ун-та, 2018. - С. 145-146.
13. Глазин, А.М. Сопряженное применение средств баскетбола и стритбола в процессе физического воспитания подростков 15 -16 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Глазин Артем Михайлович. -Краснодар, 2015. - 24 с.
14. Головко, А.А. Средства и методы развития скоростных качеств и быстроты движений у баскетболистов с нарушением слуха / А.А. Головко // Физическая культура в образовательном пространстве России: состояние, тенденции и перспективы : сборник трудов конференции. - Санкт-Петербург,
2019. - С. 88-92.
15. Давыдова, О.С. Факторы, определяющие необходимость развития скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов с учетом их соматотипов / О.С. Давыдова, А.Н. Богдановский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 51-54....50