Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты изучения вопроса развития навыков письма и говорения в основной школе 7
1.1 Современные тенденции в обучении письму и говорению в основной
школе 7
1.2 Психологические особенности развития обучающихся среднего звена.14
1.3 Метод сторителлинга как способ обучения письму и говорению 18
Выводы по первой главе 23
2. Опытная работа по развитию навыков письма и говорения у обучающихся
основной школы с применением метода сторителлинга 25
2.1 Алгоритм работы по методу сторителлинга на уроке английского
языка 25
2.2 Анализ УМК по английскому языку и разработка собственных заданий
на порождение и рассказывание историй 30
2.3 Внедрение метода сторителлинга в процесс обучения письму и
говорению в основной школе 36
Выводы по второй главе 42
Заключение 44
Список использованных источников 47
Приложение А 50
Приложение Б 51
Приложение В 52
Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию метода порождения и рассказывания историй (метода сторителлинга), который привлекает всё большее внимание педагогов и методистов, в контексте обучения письменной и устной речи на уроке иностранного языка у обучающихся 7-9 классов.
Утверждение ФГОС нового поколения внесло значительные изменения как в понимание роли обучающего на уроке, так и в формы взаимодействия обучающегося и обучающего в образовательном процессе. Суть этих изменений заключается в том, что вместо традиционного процесса передачи знаний, умений и навыков от обучающего к обучающемуся преследуется новая цель развить в обучающемся способность самостоятельно формулировать учебную проблему, выстраивать алгоритм её решения, регулировать процесс решения и, наконец, проводить рефлексию (оценивать и корректировать результат).
Новые требования к образовательному процессу предполагают поиск новых методов, технологий и средств обучения (либо модернизацию прежних), способствующих развитию творческого потенциала обучающегося. Творческие навыки могут быть впоследствии применены им в жизни и профессиональной деятельности. Также процесс обучения должен быть не только познавательным, но и интересным, так как должен мотивировать обучающихся к изучению предмета - в данном случае иностранного языка. Одним из таких методов является метод сторителлинга. Порождение и рассказывание историй, будучи увлекательным и способным мотивировать к изучению языка процессом, отвечает современным требованиям, что и обусловливает актуальность исследования.
Новизна работы состоит в разработке алгоритма работы по методу сторителлинга и заданий в форме сторителлинга, а также во введении в урок онлайн-ресурсов для порождения и рассказывания историй.
Объектом исследования является процесс обучения письму и говорению. В качестве предмета исследования выступает метод порождения и рассказывания историй как способ развития навыков письма и говорения в основной школе.
Цель работы - теоретически обосновать и опытным путём проверить эффективность метода сторителлинга в формировании навыков письма и говорения в основной школе.
В соответствии с данной целью были выделены следующие задачи:
1) изучить современную методическую литературу, посвящённую обучению письму и говорению на иностранном языке, а также методу сторителлинга;
2) описать психологические особенности обучающихся средней ступени;
3) проанализировать УМК, используемый в школе, на предмет наличия заданий на сторителлинг и дополнить своими разработками;
4) проверить эффективность метода сторителлинга в обучении письму и говорению путём его апробации в основной школе.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение, что применение метода порождения и рассказывания историй на уроке английского языка делает процесс формирования навыков письма и говорения мотивированным и более эффективным.
В данной работе были применены методы изучения теоретической базы по теме исследования, обобщения опыта ведущих методистов, педагогов и психологов, научного наблюдения за обучающимися в общеобразовательной школе, педагогический эксперимент, а также методы математической обработки собранной информации.
Теоретической базой исследования являются труды А.Р. Барановой и Л.Р. Сакаевой [Баранова, Сакаева, 2016], Н.Д. Гальсковой [Гальскова, 2003], Н.И. Гез [Гез, 1982], И.А. Зимней [Зимняя, 2001], Н.Ф. Коряковцевой [Коряковцева, 2010], А.А. Леонтьева [Леонтьев, 2005], И.П. Павлова [Павлов, 2008], Е.И. Пассова [Пассов, 2011], А.Н. Соколова [Соколов, 1968], Е.Н. Солововой [Соловова, 2006], А.Н. Щукина [Щукин, 2006].
Теоретическая значимость работы состоит в обобщении и систематизации материала научной литературы по методу порождения и рассказывания историй при обучении письму и говорению на уроках английского языка.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что оно востребовано и имеет дальнейшее развитие. Алгоритм работы с методом сторителлинга и задания, разработанные и апробированные в ходе исследования, могут быть применены на уроках английского языка в основной школе.
Структуру работы составляют введение, две главы, заключение, список использованных источников и три приложения.
Во введении обоснованы актуальность и новизна исследования, определены объект, предмет, цель и задачи работы, перечислены методы исследования, а также определена теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе исследуются письмо и говорение как виды речевой деятельности. Подробно рассматриваются психологические особенности развития обучающихся основной школы, которые дают научное обоснование рекомендациям в отношении режима труда и отдыха обучающихся и отбора методов и учебного материала на уроке. Также в данной главе описывается суть метода сторителлинга и его характеристика с точки зрения коммуникативного подхода в обучении иностранному языку. Выявлены достоинства и недостатки метода.
Вторая глава посвящена практическому исследованию. Представлены результаты анализа УМК “Spotlight” за 7 класс (авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс) на наличие заданий, направленных на порождение и рассказывание историй. Разработаны задания в форме сторителлинга, алгоритм работы по методу сторителлинга и критерии оценивания порождённого рассказа. Также в главе описывается процесс и результаты апробации метода сторителлинга и разработанных заданий в 7 «А» классе МБОУ СШ №141 г. Красноярск.
Заключение содержит выводы, сделанные на основании исследования.
В приложения включены список бесплатных интернет-ресурсов для порождения и рассказывания историй с описанием функционала; творческая работа обучающегося, созданная в рамках экспериментальной работы по теме настоящего исследования; учебный текст, послуживший опорой для порождения рассказа с его последующей драматизацией, и упражнение на предтекстовый этап.
Список использованных источников насчитывает 30 наименований, два из которых - электронные ресурсы, два - иностранные источники.
Данное исследование позволяет сделать следующие выводы.
В результате изучения трудов выдающихся методистов, педагогов и психологов были выявлены теоретико-методологические основы изучения проблемы обучения письму и говорению на иностранном языке и психологофизиологические особенности обучающихся среднего школьного возраста.
В ходе исследования было определено, что в среднем школьном возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма. Продолжается развитие нервной системы, мышления и памяти. В это время подросток включается в доступные ему формы общественной жизни. С психической точки зрения, в этом возрасте школьник добивается того, чтобы его ставили наравне со взрослыми. Основной вид деятельности в данный период - это учение. Несмотря на это, необходимо учитывать важность смены и сочетания всех видов деятельности на уроке. В контексте метода сторителлинга важно, что обучающийся среднего школьного возраста имеет потребность самоопределяться и самовыражаться, ищет одобрения и старается мыслить самостоятельно, отвергая чужие убеждения и строя собственные.
В рамках метода сторителлинга идёт развитие творческих способностей обучающихся и даётся возможность проявить индивидуальность. Сочинение историй повышает мотивацию обучающихся, ориентируя их на успех, и позволяет формировать навыки организации своей деятельности и рефлексии. Работа в парах или группах формирует навыки сотрудничества и сотворчества. Всё перечисленное способствует снятию языкового барьера и формирует все виды УУД - универсальных учебных действий. Метод рассказывания историй учит планированию будущего высказывания, связному изложению мыслей, а также позволяет надолго усвоить новый языковой материал за счёт его употребления в контексте.
Сочинение историй на иностранном языке развивает навыки свободного письма. Как правило, результатом является текст-повествование с элементами описания, реже рассуждения.
Рассказывание историй в устной форме от первого лица апеллирует к воображению и собственному опыту ученика. Обучающийся полностью погружается в ситуацию, вообразив себя её героем, и становится глубоко вовлечённым в процесс. Этим достигается естественность, непринуждённость обучения монологической речи. Ассоциативность и эмоциональность рассказов способствуют хорошему запоминанию не только сюжетов, но и языкового материала.
В ходе опытной работы анализ УМК показал, что заданий в форме сторителлинга в нём недостаточно. Для компенсации этого дефицита были такие задания были разработаны. Апробация метода сторителлинга проводилась по следующему разработанному нами алгоритму. Первый этап: учитель анализирует тему в учебнике на предмет возможности использования метода сторителлинга и отбирает языковой материал. Второй этап: языковой материал вводится и отрабатывается в классе при помощи комплекса языковых упражнений. Третий этап: определяется тема, тип и жанр рассказа и составляется план будущего рассказа. Обучающий может подготовить и дать обучающимся опоры в виде картинок, слов или текста. Если опорой является текст, сначала проводится работа с текстом в совокупности предтекстового и текстового этапов, а порождение истории происходит на послетекстовом этапе. Обучающиеся знакомятся с критериями оценивания истории. Четвёртый этап предполагает письменное порождение истории и самопроверку. Пятый этап - это устная репрезентация историй. Заключительным шагом является рефлексия.
Подводя итоги, стоит отметить, что цель теоретически обосновать и проверить опытным путём эффективность метода сторителлинга в формировании навыков письма и говорения в основной школе была достигнута. Исследование подтвердило гипотезу о том, что применение метода порождения и рассказывания историй на уроке английского языка делает процесс формирования навыков письма и говорения мотивированным и более эффективным. После введения заданий по методу сторителлинга обучающиеся 7 класса показали лучшее владение вокабуляром и грамматикой модуля “Tale Time” и справились с дополнительным заданием на говорение с большим успехом, чем по прохождении модуля “Lifestyles” без заданий на сторителлинг.
1. Бабаева К.А., Бычкова К.М., Петрова Г.Г., Руденская М.В. Коммуникативный подход к обучению монологической речи // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. №2. С. 64-67.
2. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. Книга 1. / Б.Ц. Бадмаев. М.: ВЛАДОС, 2000. 240 с.
3. Баранова А.Р., Сакаева Л.Р. Методика обучения иностранным языкам. Казань, КФУ, 2016. 189 с.
4. Ваулина Ю.Е., Дули Дж., Подоляко О.Е., Эванс В. Английский в фокусе. 6 класс. 2-е изд. М.: Express Publishing, Просвещение, 2008. 136 с.
5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. 2-е изд., перераб. и доп. М.: АРКТИ, 2003. 192 с.
6. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Высш. школа, 1982. 373 с.
7. Герасимов Б.Н. Методы активного обучения иностранному языку в педагогической деятельности: Введение в классификацию. Понятийный аппарат. Самара, 2000. 169 с.
8. Ермолаева Ж.Е., Лапухова О.В., Герасимова И.Н., Смирнова В.А. Сторителлинг как педагогическая техника передачи явного и неявного
знания в вузе // Образовательные технологии. 2017. № 1. С. 73-90.
[Электронный ресурс]. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/storritelling-kak- pedagogicheskaya-tehnika-konstruirovaniya-uchebnyh-zadach-v-vuze (дата
обращения: 20.04.2021).
9. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 432 с.
10. Исакова В.Н. Эффективность метода сторителлинга в обучении
иностранным языкам // Молодой исследователь Дона. 2019. №6(21)
[Электронный ресурс]. URL: https: ZZcyberleninka.ru/articleZn/effektivnost-
metoda-storitellinga-v-obuchenii-inostrannym-yazykam (дата обращения: 20.04.2021).
11. Кель О.С. Игра, творчество, жизнь. Москва, 2003. 456 с.
12. Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам. Продуктивные образовательные технологии. М.: Академия, 2010. 192 с.
13. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Академия, 2005. 288 с.
14. Любченко А.С. Нестандартные уроки английского языка в школе. Ростов- на-Дону, 2007. 301 с.
15. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. 9-е изд., стер. Мн.: Изд-во «Вышэйшая школа», 2004. 522 с....28