Только Word
Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы проблемы формирования связной монологической речи у обучающихся с легкой умственной отсталость 7
1.1. Развитие связной речи в норме в онтогенезе 7
1.2. Особенности развития связной речи у детей с умственной
отсталостью 13
1.3. Анализ существующих подходов к проблеме диагностики и развития
связной монологической речи у детей 20
1.4. Комментированное рисование как средство развития связной речи у
детей 26
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Описание проекта «Методическое обеспечение логопедической работы по развитию связной монологической речи у третьеклассников с легкой умственной отсталостью» 33
2.1. Паспорт проекта 33
2.2. Предпроектный этап 36
2.3. Диагностический этап проекта 40
2.4. Разработческий этап проекта 46
2.5. Этап апробации 55
2.6. Результативно-оценочный этап проекта 59
Выводы по главе 2 62
Заключение 64
Список использованных источников 66
Приложения 70
Актуальность проекта. Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) испытывают значительные трудности при овладении связной монологической речью.
У обучающихся с умственной отсталостью отмечаются нарушения всех сторон речи, замедленный темп в речевом развитии, сниженная потребность и слабая мотивация в общении, нарушение смыслового программирования речевого высказывания, вследствие таких причин, как позднее развитие речи, особенности мышления, незрелость эмоционально-волевой сферы и нарушение словесной регуляции поведения. В связи с этим, данной категории детей требуется комплексная и своевременная коррекционная помощь для формирования связной монологической речи с учетом психических и индивидуальных возможностей каждого обучающегося .
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599) в коррекционноразвивающей работе важно учитывать особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью, что обуславливает необходимость использования специального учебного и дидактического материала, адресованного данной категории обучающихся ( в младших классах преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности). Для закрепления знаний, полученных на уроке, необходимо использование рабочей тетради на печатной основе. Также в стандарте говорится о том, что основными задачами коррекционно-развивающей области логопедических занятий являются:
• формирование и развитие развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности;
• обогащение и развитие словаря;
• развитие и совершенствование грамматического строя речи;
• развитие связной речи [32].
В качестве метода работы по развитию связной монологической речи нами предложен метод комментированного рисования, который способствует развитию связной речи и творческих способностей обучающихся.
В связи с тем, что тематика и задачи по развитию связной речи в рабочей программе учебного предмета «Окружающий мир» взаимосвязаны с работой учителя-логопеда, нами было принято решение разработать рабочую программу коррекционного курса «Развитие речи», методические рекомендации и рабочую тетрадь по развитию связной монологической речи в процессе комментированного рисования для третьеклассников с легкой умственной отсталостью в соответствии с тематикой рабочей программы учебного предмета «Окружающий мир», а также опираясь на особенности нарушений связной монологической речи обучающихся .
Проектная идея: выявлена недостаточность программно-методического и дидактического обеспечения логопедической работы по развитию связной монологической речи у третьеклассников с легкой умственной отсталостью, а также то, что не в полной мере учитывается возможность развития связной монологической речи с опорой на содержание учебного предмета «Окружающий мир» и с использованием метода комментированного рисования.
Объект проекта: связная монологическая речь у третьеклассников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Предмет проекта: содержание логопедической работы по развитию связной монологической речи у третьеклассников с легкой умственной отсталостью в процессе комментированного рисования с учетом взаимосвязи с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Цель проекта: разработать программно-методическое и дидактическое обеспечение логопедической работы по развитию связной монологической речи у третьеклассников с легкой умственной отсталостью в процессе комментированного рисования с учетом взаимосвязи с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Исходя из поставленной цели, были выдвинуты следующие задачи проекта:
1. определить современное состояние проблемы развития связной монологической речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью в психолого-педагогической и логопедической литературе;
2. выявить актуальные проблемы в образовательной организации - базе реализации проекта в плане развития связной монологической речи у третьеклассников с легкой умственной отсталостью: изучить контингент и потребности обучающихся, дидактическое и методическое обеспечение, рабочую программу учебного предмета «Окружающий мир»;
3. выявить особенности связной монологической речи у третьеклассников с легкой умственной отсталостью по результатам анализа речевых карт, логопедических представлений и проведения диагностики;
4. разработать и апробировать рабочую программу коррекционного курса «Развитие речи», рабочую тетрадь по развитию связной монологической речи у третьеклассников с легкой умственной отсталостью в процессе комментированного рисования с учетом взаимосвязи с содержанием учебного предмета «Окружающий мир», а также методические рекомендации к данной рабочей тетради.
5. оценить предложенное программно-методическое и дидактическое обеспечение через отзывы учителей-логопедов.
Целевая аудитория: обучающиеся третьего класса с легкой умственной отсталостью.
Продукт проекта: программа коррекционного курса «Развитие речи», методические рекомендации и рабочая тетрадь по развитию связной монологической речи в процессе комментированного рисования для третьеклассников с легкой умственной отсталостью в соответствии с тематикой рабочей программы учебного предмета «Окружающий мир»....
Главной целью нашего проекта являлась разработка программнометодического и дидактического обеспечения логопедической работы по развитию связной монологической речи у третьеклассников с легкой умственной отсталостью в процессе комментированного рисования с учетом взаимосвязи с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
На основе анализа психолого-педагогической и логопедической литературы мы сделали выводы о том, что связная речь подразделяется на ситуативную и контекстную, метод комментированного рисования способствует развитию коммуникативной функции, о целесообразности использования рабочей тетради для логопедической работы по развитию связной монологической речи в процессе комментированного рисования у третьеклассников с легкой умственной отсталостью во взаимосвязной работе трех специалистов: учитель, учитель-логопед, воспитатель.
На предпроектном этапе мы пришли к выводу, что в данной образовательной организации в рабочей программе коррекционного курса «Развитие речи» не представлена работа над развитием связной монологической речи через использование метода комментированного рисования и не в полной мере учитывается возможность развития связной монологической речи с опорой на содержание учебного предмета «Окружающий мир», а также педагоги отмечают, что у всех обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе Вариант 1 недостаточно сформирована связная монологическая речь, что соотносимо с описанием данной категории в психолого-педагогической и логопедической литературе.
На диагностическом этапе, проанализировав все данные, а именно логопедические представления, речевые карты, а также по результатам проведенной нами диагностики, мы пришли к выводу, что все обучающиеся третьего класса с легкой умственной отсталостью испытывают трудности в овладении навыком связной монологической речи. Также отмечена
недостаточная сформированность как лексического, так и грамматического оформления. Следовательно, есть необходимость работы по развитию связной монологической речи у данных обучающихся.
На разработческом этапе в качестве метода работы по развитию связной монологической речи нами был предложен метод комментированного рисования. В связи с тем, что тематика и задачи по развитию связной речи в рабочей программе учебного предмета «Окружающий мир» взаимосвязаны с работой учителя-логопеда, мы разработали программно-методическое и дидактическое обеспечение логопедической работы по развитию связной монологической речи у третьеклассников с легкой умственной отсталостью в процессе комментированного рисования в соответствии с тематикой рабочей программы учебного предмета «Окружающий мир», а также опираясь на особенности нарушений связной монологической речи обучающихся.
На этапе апробации были проведены 8 групповых занятий, по результатам которых, мы сделали вывод, что метод комментированного рисования способствует поддержанию интереса обучающихся к занятию, а также полному составлению предложений через ответы на вопросы. Благодаря взаимосвязи рабочей тетради с содержанием учебного предмета «Окружающий мир», материал, используемый нами на занятиях, был знаком обучающимся.
На результативно-оценочном этапе, разработанное нами программнометодическое и дидактическое обеспечение было представлено для экспертной оценки через отзывы учителей-логопедов, что позволило выявить достоинства и рекомендации по его дальнейшей доработке.
Таким образом, цель, поставленная нами, полностью достигнута в процессе решения всех поставленных задач.
1. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках// Дефектология, 1987. - №6. - с. 32
2. Аллан, Д. Ландшафт детской души. Юнгианское консультирование в школах и клиниках / Д. Аллан; ред. В.В. Зеленский; пер. Ю.М. Донец. - Москва: ПЕР СЭ, 2006. - 272 с.
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
4. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158с. - (Высшая школа)
5. Гаврилушкина О.П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада. Ребёнок в детском саду. - 2003. - №2. С. 19-25.
6. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. - М.: ACT: Астрель, 2005. - 351с, - (Высшая школа).
7. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
8. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
9. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций, - С-Пб.: «Детство-Пресс», 2000
10. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим
недоразвитием речи). Кн. для логопеда. - 2-е изд., перераб. - М.:
Просвещение, 1985. - 112 с.
11. Ильницкая И., Остапенко Л. Творческая деятельность и психическое развитие ребенка// Дошкольное воспитание. - 2009. - № 5. - С.49-54.
12. Исаева А. А. Маркеры дифференциации спонтанной и подготовленной звучащей речи // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 4. С. 37-48.
13. Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным
предметам и коррекционным курсам по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся 3 класса c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) URL:
https://fgosreestr.ru/uploads/files/5d58f84e7646fe7bbec8745092e88321.pdf (дата обращения: 29.10.2022).
14. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1983. - 136 с.
15. Левченко В.В., Мещерякова О.В. Пересказ как средство формирования умений неподготовленной иноязычной монологической речи//Гуманитарные социальные науки. 2018. №3. С. 181-193....36