МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
|
Введение 3
Глава I Теоретический аспект изучения проблемы смыслового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи 8
1.1. Современное состояние проблемы смыслового восприятия текстов у
дошкольников с общим недоразвитием речи 8
1.2. Предпроектное исследование существующих подходов к диагностике и логопедической работе по развитию восприятия и понимания текстов у
дошкольников с общим недоразвитием речи 16
Выводы по I главе 26
Глава II. Описание проекта «Методическое обеспечение логопедической работы по развитию смыслового восприятия текстов у дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня» 28
2.1. План реализации проекта 28
2.2. Подготовительный этап 30
2.3. Разработческий этап и этап апробации 36
2.4. Результативно-оценочный этап 40
Выводы по II главе 44
Заключение 47
Список использованных источников 49
Глава I Теоретический аспект изучения проблемы смыслового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи 8
1.1. Современное состояние проблемы смыслового восприятия текстов у
дошкольников с общим недоразвитием речи 8
1.2. Предпроектное исследование существующих подходов к диагностике и логопедической работе по развитию восприятия и понимания текстов у
дошкольников с общим недоразвитием речи 16
Выводы по I главе 26
Глава II. Описание проекта «Методическое обеспечение логопедической работы по развитию смыслового восприятия текстов у дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня» 28
2.1. План реализации проекта 28
2.2. Подготовительный этап 30
2.3. Разработческий этап и этап апробации 36
2.4. Результативно-оценочный этап 40
Выводы по II главе 44
Заключение 47
Список использованных источников 49
Актуальность
В настоящее время проблема смыслового восприятия текстов детьми с общим недоразвитие речи (далее - ОНР) очень актуальна для логопедии и смежных наук ввиду своей малой исследованности. В то время как у детей дошкольного возраста все чаще встречаются проблемы развития смыслового восприятия текстового сообщения, в дошкольных образовательных учреждениях крайне мало внимания уделяется коррекционной работе над данной проблемой.
Смысловое восприятие текста - это целостный процесс восприятия и понимания текста, базирующийся на познавательном и речевом опыте индивида и определяющий качественные характеристики его речемыслительной деятельности.
Традиционное представление об особенностях формирования смыслового восприятия текста в онтогенезе базируется на том, что этот процесс осуществляется на основе постепенно приобретаемого ребёнком опыта взаимодействия с окружающим миром, освоения лексических единиц, называющих предметы, явления и события окружающего мира, а также развития когнитивных процессов. На ранних этапах своего развития ребёнок способен понимать только смысл отдельных слов, однако по мере увеличения объёма знаний, расширения словарного запаса и совершенствования мыслительных операций анализа, синтеза и обобщения происходит развитие способности воспринимать смысл текста целостно, во взаимосвязи всех образующих его лексических единиц и лексико - грамматических конструкций.
В то же время при общем недоразвитии речи нарушения в формировании смыслового восприятия текста происходят по причине имеющихся речевых недостатков и недостаточного уровня развития когнитивных процессов, свойственных дошкольникам с ОНР.
Реализация смысловой стратегии у дошкольников с ОНР характеризуется слабостью операций опознавания слов ввиду недостаточной сформированности фонематического восприятия, смещением доминанты в восприятии целостного образа слова с семантической на слуховую, неспособностью к семантически-обязательственной реконструкции слова и разнородностью алгоритмов декодирования значения отдельных слов и лексико-грамматических конструкций. Подобные нарушения, согласно данным современных исследователей, имеют под собой не просто недостатки в развитии речевых способностей и когнитивных процессов, а нарушения в деятельности мозговых структур, участвующих в формировании речи у детей.
В этой связи для повышения эффективности логопедической работы предлагаются новые подходы к диагностике и коррекции смыслового восприятия текста у детей с ОНР.
Коррекционное воздействие на развитие смыслового восприятия текстов у дошкольников с ОНР предлагается осуществлять путём комплексной работы, нацеленной на формирование фонетико -фонематической, лексической, грамматической и синтаксической готовности к овладению чтением и письменной речью, интенсивное развитие когнитивных процессов (анализа, синтеза и обобщения), а также систематическое приобщение детей дошкольного возраста к слушанию и анализу литературных произведений для детей разного содержания, степени сложности и жанровых характеристик.
Проектная идея ориентирована на разработку методического и дидактического обеспечения для реализации логопедической работы по коррекции смыслового восприятия текстов у дошкольников с ОНР III уровня.
Объектом проекта является логопедическая работа по развитию смыслового восприятия текстов у детей с ОНР.
Предмет проекта - методическое и дидактическое обеспечение логопедической работы по развитию смыслового восприятия текстов у дошкольников с ОНР III уровня.
Цель проекта: разработать и апробировать методическое и
дидактическое обеспечение для реализации содержания логопедической работы по развитию смыслового восприятия текстов у дошкольников с ОНР III уровня.
Исходя из поставленной цели, были выдвинуты задачи проекта:
1) Определить современное состояние проблемы смыслового восприятия текстов у дошкольников с ОНР в психолого-педагогической и логопедической литературе;
2) Провести предпроектное исследование на базе образовательной организации для выявления актуальных проблем в плане сформированности смыслового восприятия текстов у дошкольников с ОНР и оценить представленность данных в документах учителей-логопедов;
3) Конкретизировать и апробировать содержание рабочей программы курса «Развитие речи», наборы текстов и заданий, а также иллюстративного материала для развития смыслового восприятия текстов у дошкольников с ОНР;
4) Оценить продукт проекта.
Целевая аудитория: учителя - логопеды, работающие в дошкольных образовательных организациях над формированием навыка смыслового восприятия текстов с детьми с ОНР III уровня.
Методологической основой исследования стали:
• положение о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе А.А. Леонтьева, А.Н. Гвоздева, Н.И. Жинкина, Д.Б. Эльконина,
• положение Л.С. Выготского, Р.Е. Левиной и Е.А. Стребелевой об основных закономерностях нормального и аномального развития ребенка.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования:
1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической,
логопедической литературы по изучению современного состояния проблемы смыслового восприятия текстов у дошкольников с ОНР.
2. Эмпирические методы: изучение психолого-педагогической
документации, анализ речевых карт, анализ логопедических представлений, анкетирование педагогов, наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных....
В настоящее время проблема смыслового восприятия текстов детьми с общим недоразвитие речи (далее - ОНР) очень актуальна для логопедии и смежных наук ввиду своей малой исследованности. В то время как у детей дошкольного возраста все чаще встречаются проблемы развития смыслового восприятия текстового сообщения, в дошкольных образовательных учреждениях крайне мало внимания уделяется коррекционной работе над данной проблемой.
Смысловое восприятие текста - это целостный процесс восприятия и понимания текста, базирующийся на познавательном и речевом опыте индивида и определяющий качественные характеристики его речемыслительной деятельности.
Традиционное представление об особенностях формирования смыслового восприятия текста в онтогенезе базируется на том, что этот процесс осуществляется на основе постепенно приобретаемого ребёнком опыта взаимодействия с окружающим миром, освоения лексических единиц, называющих предметы, явления и события окружающего мира, а также развития когнитивных процессов. На ранних этапах своего развития ребёнок способен понимать только смысл отдельных слов, однако по мере увеличения объёма знаний, расширения словарного запаса и совершенствования мыслительных операций анализа, синтеза и обобщения происходит развитие способности воспринимать смысл текста целостно, во взаимосвязи всех образующих его лексических единиц и лексико - грамматических конструкций.
В то же время при общем недоразвитии речи нарушения в формировании смыслового восприятия текста происходят по причине имеющихся речевых недостатков и недостаточного уровня развития когнитивных процессов, свойственных дошкольникам с ОНР.
Реализация смысловой стратегии у дошкольников с ОНР характеризуется слабостью операций опознавания слов ввиду недостаточной сформированности фонематического восприятия, смещением доминанты в восприятии целостного образа слова с семантической на слуховую, неспособностью к семантически-обязательственной реконструкции слова и разнородностью алгоритмов декодирования значения отдельных слов и лексико-грамматических конструкций. Подобные нарушения, согласно данным современных исследователей, имеют под собой не просто недостатки в развитии речевых способностей и когнитивных процессов, а нарушения в деятельности мозговых структур, участвующих в формировании речи у детей.
В этой связи для повышения эффективности логопедической работы предлагаются новые подходы к диагностике и коррекции смыслового восприятия текста у детей с ОНР.
Коррекционное воздействие на развитие смыслового восприятия текстов у дошкольников с ОНР предлагается осуществлять путём комплексной работы, нацеленной на формирование фонетико -фонематической, лексической, грамматической и синтаксической готовности к овладению чтением и письменной речью, интенсивное развитие когнитивных процессов (анализа, синтеза и обобщения), а также систематическое приобщение детей дошкольного возраста к слушанию и анализу литературных произведений для детей разного содержания, степени сложности и жанровых характеристик.
Проектная идея ориентирована на разработку методического и дидактического обеспечения для реализации логопедической работы по коррекции смыслового восприятия текстов у дошкольников с ОНР III уровня.
Объектом проекта является логопедическая работа по развитию смыслового восприятия текстов у детей с ОНР.
Предмет проекта - методическое и дидактическое обеспечение логопедической работы по развитию смыслового восприятия текстов у дошкольников с ОНР III уровня.
Цель проекта: разработать и апробировать методическое и
дидактическое обеспечение для реализации содержания логопедической работы по развитию смыслового восприятия текстов у дошкольников с ОНР III уровня.
Исходя из поставленной цели, были выдвинуты задачи проекта:
1) Определить современное состояние проблемы смыслового восприятия текстов у дошкольников с ОНР в психолого-педагогической и логопедической литературе;
2) Провести предпроектное исследование на базе образовательной организации для выявления актуальных проблем в плане сформированности смыслового восприятия текстов у дошкольников с ОНР и оценить представленность данных в документах учителей-логопедов;
3) Конкретизировать и апробировать содержание рабочей программы курса «Развитие речи», наборы текстов и заданий, а также иллюстративного материала для развития смыслового восприятия текстов у дошкольников с ОНР;
4) Оценить продукт проекта.
Целевая аудитория: учителя - логопеды, работающие в дошкольных образовательных организациях над формированием навыка смыслового восприятия текстов с детьми с ОНР III уровня.
Методологической основой исследования стали:
• положение о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе А.А. Леонтьева, А.Н. Гвоздева, Н.И. Жинкина, Д.Б. Эльконина,
• положение Л.С. Выготского, Р.Е. Левиной и Е.А. Стребелевой об основных закономерностях нормального и аномального развития ребенка.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования:
1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической,
логопедической литературы по изучению современного состояния проблемы смыслового восприятия текстов у дошкольников с ОНР.
2. Эмпирические методы: изучение психолого-педагогической
документации, анализ речевых карт, анализ логопедических представлений, анкетирование педагогов, наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных....
На данный момент проблема смыслового восприятия текстов у дошкольников с общим недоразвитием речи (далее - ОНР) является недостаточно изученной, и от этого актуальной для изучения.
В рамках разработки нашего проекта был решен ряд теоретических и практических задач, которые реализовывались на этапах предпроектного исследования и создания продукта проекта.
В рамках теоретического аспекта изучения проблемы нами было изучено современное состояние проблемы смыслового восприятия текстов у дошкольников с ОНР, а также существующие подходы к диагностике и логопедической работе по развитию восприятия и понимания текстов.
В теоретической части нашей работы мы пришли к выводу о том, что основное внимание авторов, занимающихся данной проблемой, смещено на построение высказывания и косвенно имеются указания на недостаточную сформированность смыслового восприятия текстов, а методическое и дидактическое обеспечение логопедической работы представлено фрагментарно и не систематизировано.
В рамках решения практических задач были изучены актуальные проблемы в дошкольной образовательной организации - базе реализации проекта в плане сформированности смыслового восприятия текстов у дошкольников с ОНР. Оценены представленность данных в документах учителей-логопедов и правомерность используемых методов и приемов для выявления особенностей смыслового восприятия текстов, выявлена представленность содержания логопедической работы по данной проблеме в рабочей программе курса «Развитие речи» в дошкольной образовательной организации.
Представленные данные показали, что необходимо уточнить содержание рабочей программы курса «Развитие речи» в плане логопедической работы по развитию смыслового восприятия. Подобрать наборы текстов, задания к ним и стимульный материал для реализации логопедической работы по данному направлению.
На основе выполненной работы было подобрано 30 текстов с заданиями и стимульным материалом в соответствие с лексическими темами. По ним ведется работа по развитию смыслового восприятия текстов (см. Приложение Б). В ходе апробации продукта проекта бы проведен цикл подгрупповых занятий в соответствие с тематическим планом. Апробация показала, что тексты, задания и стимульный материал соответствуют поставленным задачам.
Наши наблюдения выявили, что по завершении периода апробации у детей сформированной группы была выявлена положительная динамика развития по изучаемой нами проблеме. Однако для того, чтобы сформировать более качественно навыки смыслового восприятия текстов у дошкольников с ОНР III уровня, необходим более длительный срок. Поэтому при дальнейшем использовании продукта проекта «Методическое обеспечение логопедической работы по развитию смыслового восприятия текстов у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня» можно ожидать хорошей динамики развития навыков смыслового восприятия.
После завершения апробационного периода проект получил положительную оценку представителями образовательной организации в виде отзыва курирующиего специалиста и акта внедрения. Данные апробации позволяют говорить о том, что продукт проекта имеет практическую значимость и может быть использован в работе со старшими дошкольниками с ОНР III уровня в рамках развития смыслового восприятия текстов. Таким образом, цель проекта нами достигнута, поставленные задачи реализованы. В качестве дальнейшей перспективы предполагается апробация всего тематического планирования с использованием предложенного методического и дидактического обеспечения.
В рамках разработки нашего проекта был решен ряд теоретических и практических задач, которые реализовывались на этапах предпроектного исследования и создания продукта проекта.
В рамках теоретического аспекта изучения проблемы нами было изучено современное состояние проблемы смыслового восприятия текстов у дошкольников с ОНР, а также существующие подходы к диагностике и логопедической работе по развитию восприятия и понимания текстов.
В теоретической части нашей работы мы пришли к выводу о том, что основное внимание авторов, занимающихся данной проблемой, смещено на построение высказывания и косвенно имеются указания на недостаточную сформированность смыслового восприятия текстов, а методическое и дидактическое обеспечение логопедической работы представлено фрагментарно и не систематизировано.
В рамках решения практических задач были изучены актуальные проблемы в дошкольной образовательной организации - базе реализации проекта в плане сформированности смыслового восприятия текстов у дошкольников с ОНР. Оценены представленность данных в документах учителей-логопедов и правомерность используемых методов и приемов для выявления особенностей смыслового восприятия текстов, выявлена представленность содержания логопедической работы по данной проблеме в рабочей программе курса «Развитие речи» в дошкольной образовательной организации.
Представленные данные показали, что необходимо уточнить содержание рабочей программы курса «Развитие речи» в плане логопедической работы по развитию смыслового восприятия. Подобрать наборы текстов, задания к ним и стимульный материал для реализации логопедической работы по данному направлению.
На основе выполненной работы было подобрано 30 текстов с заданиями и стимульным материалом в соответствие с лексическими темами. По ним ведется работа по развитию смыслового восприятия текстов (см. Приложение Б). В ходе апробации продукта проекта бы проведен цикл подгрупповых занятий в соответствие с тематическим планом. Апробация показала, что тексты, задания и стимульный материал соответствуют поставленным задачам.
Наши наблюдения выявили, что по завершении периода апробации у детей сформированной группы была выявлена положительная динамика развития по изучаемой нами проблеме. Однако для того, чтобы сформировать более качественно навыки смыслового восприятия текстов у дошкольников с ОНР III уровня, необходим более длительный срок. Поэтому при дальнейшем использовании продукта проекта «Методическое обеспечение логопедической работы по развитию смыслового восприятия текстов у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня» можно ожидать хорошей динамики развития навыков смыслового восприятия.
После завершения апробационного периода проект получил положительную оценку представителями образовательной организации в виде отзыва курирующиего специалиста и акта внедрения. Данные апробации позволяют говорить о том, что продукт проекта имеет практическую значимость и может быть использован в работе со старшими дошкольниками с ОНР III уровня в рамках развития смыслового восприятия текстов. Таким образом, цель проекта нами достигнута, поставленные задачи реализованы. В качестве дальнейшей перспективы предполагается апробация всего тематического планирования с использованием предложенного методического и дидактического обеспечения.
Подобные работы
- Логопедическая работа по составлению описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2022 - СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ
НАРУШЕНИЙ ПОНИМАНИЯ ПРИ ЧТЕНИИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Логопедическая работа по формированию смысловой обработки текстовых сообщений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (на материале связного высказывания повествовательного типа)
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами логосказки в цифровом формате интерактивной игры
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Методическое обеспечение процесса коррекции особенностей диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022





