Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Работа №153747

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы53
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I Теоретический аспект изучения проблемы смыслового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи 8
1.1. Современное состояние проблемы смыслового восприятия текстов у
дошкольников с общим недоразвитием речи 8
1.2. Предпроектное исследование существующих подходов к диагностике и логопедической работе по развитию восприятия и понимания текстов у
дошкольников с общим недоразвитием речи 16
Выводы по I главе 26
Глава II. Описание проекта «Методическое обеспечение логопедической работы по развитию смыслового восприятия текстов у дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня» 28
2.1. План реализации проекта 28
2.2. Подготовительный этап 30
2.3. Разработческий этап и этап апробации 36
2.4. Результативно-оценочный этап 40
Выводы по II главе 44
Заключение 47
Список использованных источников 49

Актуальность
В настоящее время проблема смыслового восприятия текстов детьми с общим недоразвитие речи (далее - ОНР) очень актуальна для логопедии и смежных наук ввиду своей малой исследованности. В то время как у детей дошкольного возраста все чаще встречаются проблемы развития смыслового восприятия текстового сообщения, в дошкольных образовательных учреждениях крайне мало внимания уделяется коррекционной работе над данной проблемой.
Смысловое восприятие текста - это целостный процесс восприятия и понимания текста, базирующийся на познавательном и речевом опыте индивида и определяющий качественные характеристики его речемыслительной деятельности.
Традиционное представление об особенностях формирования смыслового восприятия текста в онтогенезе базируется на том, что этот процесс осуществляется на основе постепенно приобретаемого ребёнком опыта взаимодействия с окружающим миром, освоения лексических единиц, называющих предметы, явления и события окружающего мира, а также развития когнитивных процессов. На ранних этапах своего развития ребёнок способен понимать только смысл отдельных слов, однако по мере увеличения объёма знаний, расширения словарного запаса и совершенствования мыслительных операций анализа, синтеза и обобщения происходит развитие способности воспринимать смысл текста целостно, во взаимосвязи всех образующих его лексических единиц и лексико - грамматических конструкций.
В то же время при общем недоразвитии речи нарушения в формировании смыслового восприятия текста происходят по причине имеющихся речевых недостатков и недостаточного уровня развития когнитивных процессов, свойственных дошкольникам с ОНР.
Реализация смысловой стратегии у дошкольников с ОНР характеризуется слабостью операций опознавания слов ввиду недостаточной сформированности фонематического восприятия, смещением доминанты в восприятии целостного образа слова с семантической на слуховую, неспособностью к семантически-обязательственной реконструкции слова и разнородностью алгоритмов декодирования значения отдельных слов и лексико-грамматических конструкций. Подобные нарушения, согласно данным современных исследователей, имеют под собой не просто недостатки в развитии речевых способностей и когнитивных процессов, а нарушения в деятельности мозговых структур, участвующих в формировании речи у детей.
В этой связи для повышения эффективности логопедической работы предлагаются новые подходы к диагностике и коррекции смыслового восприятия текста у детей с ОНР.
Коррекционное воздействие на развитие смыслового восприятия текстов у дошкольников с ОНР предлагается осуществлять путём комплексной работы, нацеленной на формирование фонетико -фонематической, лексической, грамматической и синтаксической готовности к овладению чтением и письменной речью, интенсивное развитие когнитивных процессов (анализа, синтеза и обобщения), а также систематическое приобщение детей дошкольного возраста к слушанию и анализу литературных произведений для детей разного содержания, степени сложности и жанровых характеристик.
Проектная идея ориентирована на разработку методического и дидактического обеспечения для реализации логопедической работы по коррекции смыслового восприятия текстов у дошкольников с ОНР III уровня.
Объектом проекта является логопедическая работа по развитию смыслового восприятия текстов у детей с ОНР.
Предмет проекта - методическое и дидактическое обеспечение логопедической работы по развитию смыслового восприятия текстов у дошкольников с ОНР III уровня.
Цель проекта: разработать и апробировать методическое и
дидактическое обеспечение для реализации содержания логопедической работы по развитию смыслового восприятия текстов у дошкольников с ОНР III уровня.
Исходя из поставленной цели, были выдвинуты задачи проекта:
1) Определить современное состояние проблемы смыслового восприятия текстов у дошкольников с ОНР в психолого-педагогической и логопедической литературе;
2) Провести предпроектное исследование на базе образовательной организации для выявления актуальных проблем в плане сформированности смыслового восприятия текстов у дошкольников с ОНР и оценить представленность данных в документах учителей-логопедов;
3) Конкретизировать и апробировать содержание рабочей программы курса «Развитие речи», наборы текстов и заданий, а также иллюстративного материала для развития смыслового восприятия текстов у дошкольников с ОНР;
4) Оценить продукт проекта.
Целевая аудитория: учителя - логопеды, работающие в дошкольных образовательных организациях над формированием навыка смыслового восприятия текстов с детьми с ОНР III уровня.
Методологической основой исследования стали:
• положение о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе А.А. Леонтьева, А.Н. Гвоздева, Н.И. Жинкина, Д.Б. Эльконина,
• положение Л.С. Выготского, Р.Е. Левиной и Е.А. Стребелевой об основных закономерностях нормального и аномального развития ребенка.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования:
1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической,
логопедической литературы по изучению современного состояния проблемы смыслового восприятия текстов у дошкольников с ОНР.
2. Эмпирические методы: изучение психолого-педагогической
документации, анализ речевых карт, анализ логопедических представлений, анкетирование педагогов, наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На данный момент проблема смыслового восприятия текстов у дошкольников с общим недоразвитием речи (далее - ОНР) является недостаточно изученной, и от этого актуальной для изучения.
В рамках разработки нашего проекта был решен ряд теоретических и практических задач, которые реализовывались на этапах предпроектного исследования и создания продукта проекта.
В рамках теоретического аспекта изучения проблемы нами было изучено современное состояние проблемы смыслового восприятия текстов у дошкольников с ОНР, а также существующие подходы к диагностике и логопедической работе по развитию восприятия и понимания текстов.
В теоретической части нашей работы мы пришли к выводу о том, что основное внимание авторов, занимающихся данной проблемой, смещено на построение высказывания и косвенно имеются указания на недостаточную сформированность смыслового восприятия текстов, а методическое и дидактическое обеспечение логопедической работы представлено фрагментарно и не систематизировано.
В рамках решения практических задач были изучены актуальные проблемы в дошкольной образовательной организации - базе реализации проекта в плане сформированности смыслового восприятия текстов у дошкольников с ОНР. Оценены представленность данных в документах учителей-логопедов и правомерность используемых методов и приемов для выявления особенностей смыслового восприятия текстов, выявлена представленность содержания логопедической работы по данной проблеме в рабочей программе курса «Развитие речи» в дошкольной образовательной организации.
Представленные данные показали, что необходимо уточнить содержание рабочей программы курса «Развитие речи» в плане логопедической работы по развитию смыслового восприятия. Подобрать наборы текстов, задания к ним и стимульный материал для реализации логопедической работы по данному направлению.
На основе выполненной работы было подобрано 30 текстов с заданиями и стимульным материалом в соответствие с лексическими темами. По ним ведется работа по развитию смыслового восприятия текстов (см. Приложение Б). В ходе апробации продукта проекта бы проведен цикл подгрупповых занятий в соответствие с тематическим планом. Апробация показала, что тексты, задания и стимульный материал соответствуют поставленным задачам.
Наши наблюдения выявили, что по завершении периода апробации у детей сформированной группы была выявлена положительная динамика развития по изучаемой нами проблеме. Однако для того, чтобы сформировать более качественно навыки смыслового восприятия текстов у дошкольников с ОНР III уровня, необходим более длительный срок. Поэтому при дальнейшем использовании продукта проекта «Методическое обеспечение логопедической работы по развитию смыслового восприятия текстов у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня» можно ожидать хорошей динамики развития навыков смыслового восприятия.
После завершения апробационного периода проект получил положительную оценку представителями образовательной организации в виде отзыва курирующиего специалиста и акта внедрения. Данные апробации позволяют говорить о том, что продукт проекта имеет практическую значимость и может быть использован в работе со старшими дошкольниками с ОНР III уровня в рамках развития смыслового восприятия текстов. Таким образом, цель проекта нами достигнута, поставленные задачи реализованы. В качестве дальнейшей перспективы предполагается апробация всего тематического планирования с использованием предложенного методического и дидактического обеспечения.


1. Алексеева Е.А. Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью: дисс. канд. пед. наук. М., 2007. - 24 с.
2. Биева Е.Г. Факторы, влияющие на понимание текстов (на материале детской речи): автореф. дис. канд. филол. Наук. М., 1984. - 186 с.
3. Большой психологический словарь / Сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. [Электронный ресурс]. URL: http://ezolib.ru/5998.html (дата обращения: 10.01.2022)
4. Валявко С.М., Шулекина Ю.А. Особенности смыслового восприятия
слова детьми с нарушениями речевого развития // Электронная научная библиотека «КиберЛенинка». [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-smyslovogo-vospriyatiya-slova- detmi-s-narusheniyami-rechevogo-razvitiya (дата обращения: 16.12.2021)
5. Визель Т.Г. Нейропсихологиче-ская диагностика состояния речевой и других высших психических функций (ВПФ) у детей // Проблемы диагностики в современной системе психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: сб. науч. ст. / под науч. ред. Е.С. Романовой и С.М. Валявко. М, 2010. С. 33-40.
6. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления детей и взрослых с нарушениями речи. М., 1990. - 183 с.
7. Волковская Т.Н. Сравнительное изучение нарушений мыслительной и речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития: монография. М.: Альфа, 2003. - 171 с.
8. Гончарова Е.В. Ранние этапы становления читательской деятельности в норме и при отклонениях в развитии: дисс. докт. психол. наук. М., 2009. - 243 с.
9. Дроздова Н.В., Перкова С.Е. Особенности мнестической деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектологическое образование в Республике Беларусь: состояние и перспективы: материалы республ. науч.-практ. конф. Минск, 2001. Ч. 2. С. 76-78.
10. Дубровина Т.И. Формирование слухоречевой памяти в системе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. - 24 с.
11. Евдокимова Л.А. Предупреждение нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием устной речи: дисс. Канд. пед. наук. М., 2001. - 181
12. Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения // Смысловое восприятие речевого сообщения. М.: Наука, 1976. С.5-33.
13. Карачевцева И.Н. Формирование смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с общим недоразвитием речи: дисс. Канд. пед. наук. Белгород, 2012. - 26 с.
14. Козлова С.А. Современный ребенок как объект исследования преподавателя // Вестник МГПУ. 2009. № 2 (8). С. 8-13.
15. Кружилина Т.В. Текст как психолингвистический феномен // Вестник ТвГУ. Серия «Филология». 2012. № 10. Вып. 2. С. 197....35


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ