Введение 3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 7
1.1. Формирование сенсорного развития в онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогическая диагностика слабовидящих детей 12
1.3. Специфика формирования сенсорного развития слабовидящих
детей 17
1.4. Обзор методов и приемов, направленный на коррекцию сенсорного
развития у слабовидящих детей 21
Вывод по главе 1 24
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 25
2.1. Организация и методика проведения констатирующего
эксперимента 25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
2.3. Дифференцированные методические рекомендации по развитию
сенсорных эталонов у слабовидящих старших дошкольников 44
Вывод по главе II 56
Заключение 57
Список использованных источников 59
Приложение А 66
Приложение Б 67
Приложение В 68
Актуальность исследования заключается в том, что зрение - это важный анализатор, обеспечивающий взаимодействие человека с окружающим миром. Считается, что зрение дает людям большую часть всей информации об окружающем мире. Зрение является ведущим анализатором в познании действительности. С каждым годом во всем мире увеличивается количество детей, которые имеют различные нарушения развития. Нарушение зрения у детей определяет нарушение зрительного восприятия, ведь благодаря становлению зрительного восприятия ребенок познает мир, учится владеть речью и трудовыми навыками. Зрительное восприятие рассматривается не только как реакция на стимуляцию, но и акт извлечения информации о событиях и объектах внешнего мира. Оно имеет огромное познавательное значение для ребенка, ориентирует его поведение. Передовыми научными исследовательскими работами подтверждено, собственно, что понижение функции зрения, однозначно приводящее к понижению скорости и точности восприятия, обуславливает фрагментарность, искаженность восприятия отдельных предметов и массовых композиций, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, замедленность и нечеткость их опознавания, не соблюдают одновременность восприятия. Не считая того, у слабовидящих старших дошкольников, со зрительной депривацией, имеется ослабление кое-каких качеств восприятия. Избирательность восприятия может выражаться в сужении круга интересов, понижении энергичности отражательной работы, собственно, что в свою очередь приводит к понижению числа и свойства представлений о явлениях и предметах, находящихся в окружающем мире ребенка. Для слабовидящих дошкольников свойственным также считается неполноценность зрения, если сравнивать слабовидящих детей с детьми с сохранным зрением, степень чувственного восприятия объектов мира, которых окружает ребенка и т.д. тест научных данных и итогов исследований за практической работой слабовидящих старших дошкольников данной категории констатирует то, что малыши с нарушением зрения чувствуют нешуточные проблемы в определении цвета, формы, величины, в овладении практическими способностями, в выполнении практических действий, что является нарушением зрительного восприятия.
Большое внимание к обучению методикам зрительного обследования у детей дошкольного возраста вызывает игровая деятельность, так как в данный возрастной период она считается основной. В следствие этого мы обозначили тему нашего исследования: «Методическое обеспечение процесса
формирования сенсорных эталонов у слабовидящих старших дошкольников».
Проблема исследования заключается в недостаточности практических разработок в развитии сенсорных эталонов слабовидящих детей в зависимости от уровня развития зрительного восприятия.
Объект исследования: сенсорные эталоны детей дошкольного
возраста.
Предмет исследования: особенности сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих старших дошкольников
Целью исследования является разработка дифференцированных методических рекомендаций по формированию сенсорных эталонов у слабовидящих старших дошкольников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что сенсорные эталоны у слабовидящих старших дошкольников будут характеризоваться следующими особенностями: сниженной избирательностью и предметностью, нарушением целостности, сужением константности, низким уровнем обобщенности, замедленным темпом восприятия. На основе выявленных особенностей нами будет составлено содержание дифференцированных методических рекомендаций.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой нами гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
2. Изучить особенности сформированность сенсорных эталонов у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста
3. Составить дифференцированные методические рекомендации, направленные на формирование сенсорных эталонов у слабовидящих старших дошкольников.
4. Проанализировать полученные результаты.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и поставленными задачами. Определялись в соответствии с поставленными задачами. Нами использовались следующие методы исследования:
• теоретический метод исследования: психолого-педагогический
анализ;
• эмпирические методы исследования: метод количественной и
качественной оценки;
• экспериментальный метод исследования: констатирующий
эксперимент.
Теоретико-методологическая база исследования:
• идеи культурно-исторической теории развития психики человека Л.С. Выготского и теория деятельности А.Н. Леонтьева;
• положение о ведущей роли обучения в процессе развития Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского и др.;
• положение о единстве законов нормального и аномального развития Г.Я. Трошина, Л.С. Выготского;
• концепция дифференцированного стандарта образования детей с ограниченными возможностями здоровья Н.Н. Малофеева, О.С. Никольской, О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой;
• комплексный подход к организации коррекционной работы с детьми в условиях зрительной депривации Л.С. Волковой, Г.В. Никулиной, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцевой, Л.В. Фомичевой и др.
Теоретическая значимость заключается в том, что нами были проанализированы и обобщены теоретические подходы по проблеме недостаточности практических разработок в развитии сенсорных эталонов слабовидящих детей в зависимости от уровня развития зрительного восприятия....
По итогам проделанной работы можно заключить, что тема методического обеспечения процесса формирования сенсорных эталонов у слабовидящих старших дошкольников довольна актуальна на сегодняшний день в условиях нормативно-правовой базы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, примерные адаптированные образовательные программы дошкольного образования для детей с нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие, слабовидящие).
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что сенсорное развитие является основой общего умственного развития и имеет самостоятельное значение ведь полноценное восприятие - основа успешного освоения многих видов деятельности.
Далее мы изучили процесс формирования сенсорного развития в онтогенезе, изучили психолого-педагогическую характеристику
слабовидящих детей, специфику формирования сенсорного развития слабовидящих детей, проанализировали методы и приемы, направленные на развитие сенсорного восприятия у слабовидящих детей и выявили, что формирование сенсорных эталонов является необходимым у слабовидящих детей 6-7 лет.
Для практического обоснования проблемы в рамках исследования нами был подобраны диагностическое обследование и критерии оценивания результатов для определения уровня сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников. Диагностическое обследование включало в себя диагностические задания на выявление уровня сформированности восприятия цвета, восприятия формы и восприятия величины.
В результате анализа экспериментальных данных исследования нами отмечено, что на уровень развития сенсорных эталонов влияют: сформированность восприятия цвета, формы и величины, в следствии чего у детей наблюдаются трудности в образовательной деятельности. Также нами были выявлены следующие особенности зрительного восприятия: снижение избирательности и предметности, нарушение целостности, сужение константности, низкий уровень обобщенности, замедленный темп восприятия.
С целью коррекции данных особенностей нами были разработаны дифференцированные методические рекомендации, которые представляют собой коррекционно-развивающие игры, направленные на формирование сенсорных эталонов у слабовидящих старших дошкольников с низким и средним уровнем сформированности сенсорных эталонов.
Мы предполагаем, что данные дифференцированные методические рекомендации будут способствовать формированию сенсорных эталонов и повышению уровня освоения зрительного восприятия слабовидящих старших дошкольников.
Таким образом, поставленные цели и задачи реализованы, гипотеза исследования нашла свое подтверждение в данной работе.
1. Альтхауз Д. Цвет, форма, количество: опыт по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / под редакцией В.В. Юршайкина. М. : Просвещение, 1994. - 64 с.
2. Бабенцева Т.В. Формирование пространственного мышления у детей младшего школьного возраста с глубокими нарушениями зрения / Бабенцева Т.В., Борейша А.С. / Практическая дефектология. 2018, № 1 - С. 39-45.
3. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. 2-е изд. М. : Прогресс, 1989. - 319 с.
4. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Попул. пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 19 97. - 237 с.
5. Безруких М.М., Морозова Л.В. Тестовый буклет и демонстрационные карточки к «Методике оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет». М. : Новая школа, 1996. - 40 с.
6. Быстрова Н.Н. Рекомендации по составлению программы коррекционной работы в школе для слепых и слабовидящих детей / Н.Н. Быстрова, Н.Ю. Кузина, Е.Б. Якушева / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: научно-методический и практический журнал. 2016, № 4 - С. 15-20.
7. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина. Под ред. Л.А. Венгера. М. : Просвещение, 1995. - 144 с.
8. Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии / Борисова Н.А., Галактионова Г.М., Гудина Т.В., Денисова О.А., Заболтина В.В., Захарова Т.В., Казанская В.Л., Кобрина Л.М., Леханова О.Л., Матвеева С.В., Пепик Л.А., Поникарова В.Н., Пурышева С.В., Селина А.В., Юрина Е.А. под ред. Н.А. Борисовой. Череповец : Череповецкий государственный университет, 2017. - С.145-168.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М. : Педагогика, 1991. - 480 с.
10. Глухов В.П. Дефектология. Специальная педагогика и специальная психология: курс лекций / Глухов В.П. М.: МПГУ, 2017. - 312 с. - https://www.iprbookshop.ru/75801.html (дата обращения: 16.12.2021).
11. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.Г. Дошкольная педагогика с основами
методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. П., 2019. - 464 с.
12. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.Г. Дошкольная педагогика с основами
методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. СПб. : П., 2013. - 464 с.
13. Григорян Л.А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием / Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения / Под ред. М.Р. Гусевой, В.Г. Дмитриева, Л.И. Плаксиной. М. : Просвещение, 1978. - С.19-32.
14. Грищенко Т.А. Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального инклюзивного образования. Тематические индивидуальные занятия и игры: методическое пособие: / Т.А. Грищенко. М.: Владос, 2017. - 97 с. https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455570 (дата обращения: 16.12.2021).
15. Грищенко Т.А. Сенсорное развитие детей в специальных коррекционных образовательных учреждениях: [учеб. пособие] / Т.А. Грищенко. М. : Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2013. - 96 с....60