Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕХАНИЗМЫ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИСЛАЛИЕЙ

Работа №153742

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы89
Год сдачи2016
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3 - 6
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 7 - 44
1.1. Развитие звукопроизношения в онтогенезе 7 - 15
1.2. Проявления дислалии. Классификации дислалий 16 - 30
1.3. Обзор методик логопедической работы по коррекции
звукопроизношения 30 - 44
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 45 -
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 45 - 51
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 52 - 60
2.3. методические рекомендации по коррекции нарушения
звукопроизношения 60 - 77
Заключение 78 - 79
Библиография 80 - 82
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7

Актуальность темы обуславливается тем, что за последние годы резко увеличилось количество детей с дефектом речи. Одним из наиболее распространенных является дислалия. Статистические данные отечественных и зарубежных исследований показали, что нарушения звукопроизношения в последнее время у детей дошкольного возраста (5-6 лет) составляют 25-30%, что значительно увеличилось. На рост числа детей с нарушением звукопроизношения речи влияет целый ряд факторов.
К этим факторам можно отнести:
ухудшение экологической и социальной обстановки;
высокий процент соматических заболеваний;
недостатки медицинской помощи при родах и выхаживания детей после родовых осложнений.
Эти и другие факторы в значительной степени приводят к нарушению развития высших - психических функций ребенка, в том числе и речевых.
Данные за последнее десятилетие убедительно доказали наличие четкой преемственности между дошкольным и начальным образованием. В настоящее время, по данным Р.Е. Левиной, Н.А. Никишиной, Р.М. Боскис, Г.А. Каше часто встречаются дети с нарушением фонетико-фонематической стороны речи в старшем дошкольном возрасте.
Одна из главных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования - обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических особенностей.
Проблема специфики речевого развития детей с нарушением звукопроизношения (у логопатов) в старшем дошкольном возрасте являются исключительно актуальной. Нереализованные речевые возможности в личностном становлении ребенка не могут не отразиться на формировании его личности. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних этапах. В настоящее время эта проблема изучена не достаточно, это затрудняет социализацию детей, данной категории.
Объектом исследования является фонетико-фонематическая сторона речи.
Предметом исследованияявляются механизмы нарушения
звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
Целью исследования является изучение механизмов нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией и на основе выявленных механизмов составить методические рекомендации по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
Гипотезой является предположение о том, что детей старшего дошкольного возраста с дислалией можно разделить на три группы в зависимости от механизма нарушения: акустико-фонематическаядислалия, артикуляторно-фонематическая дислалия и артикуляторно-фонетическая дислалия. Для подтверждения гипотезы необходимо решать следующие задачи:
^Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
проблемеисследования;
2. Изучить особенности строения артикуляционного аппарата, особенности и уровни сформированности подвижности артикуляционного аппарата, звукопроизношения и фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с дислалией;
3. Выявить механизмы нарушений звукопроизношения;
4. Составить методические рекомендации по коррекции нарушений звукопроизношения.
Проблема нарушений звукопроизношения из всех видов речевой патологии представляется наиболее изученной. Эта тема широкая. Но мы будем рассматривать нарушения звукопроизношения при дислалии. Всеми признается также мономорфность и полиморфность нарушений и наибольшая частота искажений артикуляторно сложных звуков. Это в своих трудах доказали О.В. Правдина, О.А. Токарева, М.Е. Хватцев и др. Научно­методологическую базу исследования составляют следующие положения:
1) Положение Л.В. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психологическом развитии ребенка, которое нашло подтверждение в нейрофизиологических исследованиях и выражается в том, что, чем более интересный и разнообразный поток информации поступает в мозг ребенка, тем быстрее происходит функциональное и анатомическое созревание центральной системы.
2) Учение Л.С. Выготского, А.Р. Лурия. А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности, об операциях восприятия и порождения речевого высказывания.
3) Концепция развития психики, разработанная Л.С. Выготским, составляет методологическую основу изучения причин нарушений речевого развития в детском возрасте. Согласно Л.С. Выготскому, высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка и лишь потом они становятся индивидуальными функциями и способностями его самого. Так, сначала речь - средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию.
4) Положение Р.Е. Левиной и В.В. Виноградовой о понимании речи, как структурной системы, компоненты которых взаимосвязаны.
В соответствии с задачами нашего исследования были определены теоретические (анализ, синтез, обобщение) и эмпирические (констатирующий эксперимент) методы.
Теоретическая значимость подтверждает имеющиеся научные представления о механизмах нарушения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов произношения. Статистические данные отечественных и зарубежных исследователей указывают, что недостатки произношения имеются у 25-30% детей дошкольного возраста (5-6 лет), у 17-20% детей школьного возраста (III классы). У учащихся более старшего возраста недостатки произношения занимают не более 1%. Это свидетельствует о том, что встречаются временные нарушения, которые преодолеваются в ходе речевого развития детей и в процессе школьного обучения. Известно, что детский возраст является наиболее благоприятным для формирования речи в целом и ее фонетической стороны в частности. Следует помнить, что для успешного усвоения школьной программы необходима хорошая, полноценная, грамотная речь.
Проблема коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста является наиболее актуальной и востребованной практикой логопедической работы.
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста, мы убедились, что важен процесс работы по исправлению нарушений речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду. Показателями по исправлению звукопроизношения у детей является овладение ребенком всех навыков сложного психического процесса, лежащего в основе метода исправления звукопроизношения. Нам также удалось выяснить, что предпосылкой исправления звукопроизношения является развитие у ребенка - дошкольника психического процесса фонематического слуха (восприятия).
Теоретическое исследование показало, что у детей с нарушениями речи появляются специфические особенности звукопроизношения, которые проявляются либо в замедлении темпа формирования, либо в том, что у ребенка появляются стойкие трудности в анализе нарушенных в
произношении звуков, относящихся к фонетическим группам (сигматизм свистящих), невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове. В зависимости от механизмов нарушения можно выделить три группы: акустико-фонематическаядислалия, артикуляторно­
фонематическая дислалия и артикуляторно-фонетическая дислалия.
Один из выводов теоретических исследований был положен нами в основу практической части работы: что наиболее эффективными средствами исправления звукопроизношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи является игра, игровые упражнения, и в частности занятия. Именно эти средства способствует развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Особенно важно использовать эти средства в коррекционно­образовательном процессе, проводимом с детьми, у которых имеются нарушения речевого развития. Мы убедились, что для этих детей характерна слабая произвольность интеллектуальной деятельности, поэтому игры, игровые упражнения, а также занятия здесь выступают как эффективное средство, и как метод обучения.
Констатирующий эксперимент показал наличие детей-логопатов в старшей и подготовительной к школе группе детского сада, а также средний уровень у них состояния звукопроизношения.
Таким образом, проделанная экспериментальная работа и полученные количественные и качественные результаты подтвердили правильность выдвинутой гипотезы, цель работы достигнута.


1. Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у детей. - Ростов-на- Дону., 2008-110с.
2. Астапова Т.В. Дифференциация звуков // Логопед в детском саду. - М.,
2007. -№5.-с. 88-91.
3. Беккер К.П., Совак М. Логопедия.- М., 1981.
4. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ.-М., 2006.
5. Бородин А.М. Методика развития речи детей,- М,, 1974,
6. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика.- Санкт - Петербург. 2003.- с.31.
7. Волкова Л.С., Селеверстова В.И. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений- М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС.1997.
8. Грунская Л.Я. Речевая полянка. // Логопед - научно-методический журнал.-2008.-№8.-с.88-89.
9. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1959.
10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. - М., 2005.
11. Иванова Ю.В. Дошкольныйлогопункт, - М., 2008.-160с.
12. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М., 2005.
13. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми. - М.,
2008. -128С.
14. Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. - М., 2007.
15. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекция произношения звуков. Дидактический материал. - М., 2005....47


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ