Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социально¬
бытовых навыков 9
1.1 Общие понятия социально-бытовых навыков 9
1.2 Механизмы по формированию социально-бытовых навыков у детей с ОВЗ 16
1.3 Процесс формирования социально-бытовых навыков у детей с РАС в
службе домашнего визитирования 23
Глава II. Методика констатирующего эксперимента 33
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 33
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 38
Глава III. Формирующий эксперимент и его анализ 43
3.1 Теоретические основы формирующего эксперимента 43
3.2 Программа по формированию социально-бытовых навыков у детей с РАС44
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 77
Заключение 81
Библиографический список 83
Актуальность данной темы заключается в том, что такое заболевание как расстройство аутистического спектра (РАС) все чаще встречается у людей с проблемами в поведении, в большинстве случаев его диагностируют у детей, от двух-трех лет и старше. Поскольку численность людей с РАС возрастает от года в год, то вместе с ней растет и интерес к данной проблематике, который выражается в исследованиях, проводимых в данной области, что является тенденцией не только в России, но и за рубежом. Исследования проводятся на различных уровнях: социальном,
государственном, научно-теоретическом.
Повышенный интерес к данной теме на социальном уровне связан с большим ростом людей с РАС, при этом отсутствием точной статистики и инструментов статистического учета. Что в свою очередь мешает разработке системы помощи таким людям и их семьям. В связи с отсутствием точных статистических данных невозможно увидеть истинные масштабы проблемы и ее последствия. Существуют лишь усредненные данные так согласно данным Всемирной организации здравоохранения, на февраль 2016г: по оценкам, 1 ребенок из 160 детей в мире страдает расстройством аутистического спектра. Эта оценка является усредненной цифрой, и сообщаемая распространенность значительно варьируется между исследованиями. В некоторых исследованиях сообщаются существенно большие цифры. О распространенности РАС в странах с низким и средним уровнем дохода на сегодняшний день неизвестно. По проведенным за последние 50 лет исследованиям распространенность РАС возрастает во всем мире. Существует много возможных объяснений этого роста, включая возросшую информированность, расширение диагностических критериев, совершенствование средств диагностики и отчетности.
Поскольку прогнозы говорят о дальнейшем росте, то заинтересованность ученых в развитии инструментария учета лишь возрастает. По той же причине возрастает заинтересованность изучения данной темы на государственном уровне: развивается законодательная база, создан Экспертный совет при Министерстве образования Российской Федерации по вопросам организации образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с РАС, Международный институт аутизма, родительские объединения, продвигающие права людей с РАС и закрепляющие их на законодательном уровне. 2 апреля был учрежден Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (WorldAutismAwarenessDay), который отмечается ежегодно. Он был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 2007 г. (резолюция 62/139). Цель Дня - привлечение внимания общественности к необходимости помогать людям, страдающим аутизмом, и повышать качество их жизни.
На научно-теоретическом уровне вопросами развития людей с РАС занимались такие российские исследователи как А.В. Хаустов, В.М. Башина, О.С. Никольская, С.А. Морозов, С.С. Морозова. Ими были рассмотрены коммуникативные навыки у детей с РАС. Так А.В. Хаустов в своем автореферате «Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом» отмечает следующие специфические особенности коммуникативных навыков при детском аутизме:
- недостатки вербальных и невербальных средств коммуникации;
- нарушения формирования базовых коммуникативных функций;
- недостатки социоэмоциональных навыков;
- нарушения диалоговых навыков;
- вариативность сформированности коммуникативных навыков у дошкольников с детским аутизмом. [42]
В трудах М. Ю. Веденина и И. А. Костина описаны трудности обучения детей с РАС социально-бытовым навыкам. Поскольку люди с РАС воспринимают мир иначе чем другие люди, то у них возникают сложности с освоением простых элементарных действий производимых в быту, которые без проблем осваивают их сверстники. А.А.Борисенко и О.В Федорова в своей статье «Трудности обучения детей с расстройствами аутистического спектра социально-бытовым навыкам» описывают следующее: «трудности в адаптации аутичного ребёнка к быту, его отказ что-то сделать связаны со страхами и сверхчувствительностью. Он может бояться заходить в ванную из-за звуков в трубах, ходить в туалет из-за шума спускаемой из бачка воды, мыться, если вода однажды попала ему в глаза, одеваться, поскольку ему мешают жёсткие швы на рубашке или в прошлом его испугал узкий воротник свитера, идти гулять, потому что ему болезненно неприятен вид какого-нибудь предмета во дворе или он боится лифта или соседской собаки». Учет данных особенностей поможет родителям и детям преодолеть описанные сложности. [5]
Объект данного исследования являются социально-бытовые навыки у детей с РАС.
Предмет: формирование социально-бытовых навыков у детей с РАС в рамках службы домашнего визитирования.
Цель данной работы является разработка программы по формированию социально-бытовых навыков у детей с РАС в рамках службы домашнего визитирования.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
1. Изучить понятия социально-бытовые навыки.
2. Описать механизмы формирования социально-бытовых навыков у детей с ОВЗ.
3. Рассмотреть процесс формирования социально-бытовых навыков у детей с РАС в рамках службы домашнего визитирования.
4. Разработать программу по формированию социально-бытовых навыков у детей с РАС в рамках службы домашнего визитирования.
Гипотеза: эффективность формирования социально-бытовых навыков у детей с РАС увеличится при использовании разработанной нами программы, включающую в себя пошаговое руководство для тех, кто находится в непосредственном контакте с ребенком с РАС.
Научно-теоретическая значимость заключается в обобщении научных данных, а также их систематизировании, для разработки программы по формированию социально-бытовых навыков у детей с РАС.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные материалы могут быть использованы семьями, имеющих детей с РАС и их окружающим сообществом в домашней среде; а также в деятельности специалистов-практиков; специалистами в учебных заведениях при обучении студентов, либо на курсах по повышению квалификации, переподготовке кадров.
Методы исследования определены целью, задачами и гипотезой работы. В ходе исследования были использованы такие методы как беседа, включенное наблюдение, метод опроса (анкетирование), тест.
Исследовательской базой стало Муниципальное бюджетное учреждение социального обслуживания «Городской реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга» г.Красноярска. Экспериментальной группой являлись семьи, имеющие детей с заключением F84.0, F84.1, F84.2 и включенные в программу повседневной реабилитации. Исследование проводилось в период с ноября 2015 по май 2017 года в 4 этапа:
1 этап -ноябрь - декабрь 2015 г: изучение и анализ научной литературы, определение целей, задач, выдвижение гипотезы;
2 этап -с января 2016 по март 2016 г: проведение и анализ
констатирующего эксперимента, анализ его результатов,
определение содержания формирующего эксперимента;
3 этап -с сентября 2016 по май 2017г: проведение формирующего эксперимента;
4 этап - май 2017 г: контрольный эксперимент и его анализ.
Публикации:
• Сибирский Вестник Специального Образования 2016. № 1-2:
«Сопровождение семей, имеющих детей с РАС, в рамках службы домашнего визитирования»
• Серия методических пособий «Современные подходы и
инновационные практики работы с детьми инвалидами» № 10:
«Служба домашнего визитирования как форма реабилитации детей- инвалидов в г. Краноярске» (в соавторстве с А.А Птицына и О.П.Макарова)
Выступления:
Доклад «Обучение детей с РАС социально-бытовым навыкам в домашних условиях» в рамках научно-практического семинара: «Социально- психолого-педагогические технологии реабилитации детей с расстройством аутистического спектра»
Доклад «Формирование социально-бытовых навыков у детей с РАС в домашних условиях», на площадке «Актуальные тренды времени: опыт и перспективы образования и сопровождения детей с РАС», в рамках VI Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития»
Структура и объем выпускной квалификационной работы состоит из введения, трехглав, заключения, списка литературы, состоящего из .... наименований, 6гистограмм, ... приложений, объем работы ... страниц.
Результаты диссертационного исследования, направленного на формирование социально-бытовых навыков у детей с РАС в домашних условиях, позволили выявить уровень и особенности развития бытовой адаптации.
Актуальность рассмотренной темы обусловлена, прежде всего, поиском путей оптимизации коррекционной педагогической работы в домашних условиях по формированию социально-бытовых навыков у детей с РАС.
Анализ литературы по рассматриваемой проблеме позволили сделать вывод, о том, что категория детей с аутизмом очень разнообразна, по степени интеллектуальных возможностей и диапазону тяжести аутистических проявлений. Тем не менее как зарубежные, так и отечественные авторы задаются вопросами причин возникновения аутизма.
В результате теоретического анализа литературы выявлено, что дети с РАС имеет ряд специфических особенностей выражающиеся в психолого-педагогическом развитии, которые отражаются на уровне сформированности навыков самостоятельности и бытовой адаптации.
Входе формирующего эксперимента по результатам первичного обследования детей была разработана программа целью, которой было создание условий в домашней среде для детей с расстройством аутистического спектра, способствующих формированию социально-бытовых навыков, навыков самообслуживания, социального поведения и социально-бытовой адаптации. Система оценки уровня самообслуживания и ведения домашнего хозяйства позволила описать вариативность детей от9 до 12 лет с отсутствием умения вести повседневные дела и реализовать подход к реализации их бытовой деятельности.
Результативность разработанной нами экспериментальной работы определялась на третьем этапе. Повторное исследование качественное улучшение формирующих навыков у испытуемых, участвовавших в формирующем эксперименте. В ходе контрольного эксперимента по исследованию всех блоков нами было отмечено, что почти все дети улучшили свои показатели в плане бытовой деятельности. Таким образом, контрольный эксперимент показал, что работа в данном направлении дает положительные результаты, но необходим более длительный период.
Таким образом, гипотеза исследования, заключающаяся в предположении о том, что эффективность формирования социально-бытовых навыков у детей с РАС увеличится при использовании разработанной нами программы, включающую в себя пошаговое руководство для тех, кто находится в непосредственном контакте с ребенком с РАС подтвердилась, цель и задачи исследования достигнуты.
1. Аршатская О. О психологической помощи детям раннего возраста при формирующем синдроме детского аутизма: взаимодействие специалистов и родителей // дошкольное воспитание, 2006 - № 8, с. 63-70
2. Аутизм и сенсорная интеграция: [Электронный ресурс]
https://sites.google.com/site/avameidinru/Home
3. Башина В.М. Ранний детский аутизм/ Исцеление: Альманах. - М., 1993. С. 154-165.
4. Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика / О. Богдашина Донецк: Лебедь, 1999. — 112 с.
5. Борисенко А.А. Трудности обучения детей с расстройствами аутистического спектра социально-бытовым навыкам / А.А. Борисенко, О.В. Федорова // Проблемы педагогики 2016, № 3 (14). - С.32-34.
6. Бусяк Н. В. Особенности детей, страдающих аутизмом. Текст /
Н.В.Бусяк: [Электронный ресурс]
http: //nsportal .ru/shkola/korrektsionnayapedagogika/library/2014/04/15/statya- osobenооnosti-detey-stradayushchikh
7. Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации Текст. / М.Ю. Веденинина, О.Н. Окунева // Сообщения 1 - Дефектология, 1997. - № 2. с 31-40
8. Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации Текст. / М.Ю. Веденинина, О.Н. Окунева // Сообщения 2 - Дефектология, 1997. - № 3. с 15-20
9. Векслер Д.Я. Применение техники «Тематические фотокнижки» в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра или интеллектуальные нарушения / Д.Я. Векслер // Аутизм и нарушения развития. 2015. №4 С.13-19.
10. Власова Л.И. Использование лепки на логопедических занятиях для вовлечения ребенка с РАС в совместную деятельность /Л.И. Власова // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14. № 2. С. 39—44.
11. Володенкова Е.А. Особенности агрессивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра / Е.А. Волонденкова // Сибирский Вестник Специального Образования 2016. № 1-2 с.40-47.
12. Вощенко Н.Д. Психолого-педагогические практики
сопровождения детей с расстройством аутистического спектра / Н.Д. Вощенко, С.С. Иванчугова, Н.В. Баландина //: региональный опыт: методические рекомендации, Кр-к, 2015. -148с.
13. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка Текст. / Л.С. Выготский // Вопросы психологии, 1996. № 6. - с 62-76.
14. Детский аутизм. Хрестоматия Текст.: Издание 2-е
переработанное и дополненное. / Сост Л.М. Шипицына СПб, Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. - 368 с.
15. Детский аутизм: «Классификация»: [Электронный ресурс]
http://autist-ru.narod.ru/klas.html
16. Каган В. Аутята. Родителям об аутизме. - СПб.: Питер, 2015. - с. 160.
17. Каган В.Е. Аутизм у детей Текст. / В.Е. Каган Л., Медицина,1981. - 190с.
18. Как научить аутичного ребенка самостоятельности (визуальное
расписание): [Электронный ресурс] http://autism-
aba.blogspot.ru/2011/12/picture-activity-schedile1.html
19. Каперик А.А Служба домашнего визитирования как форма реабилитации детей инвалидов в г.Красноярске / А.А.Каперик, О.П. Макарова, А.А. Птицына // Современные подходы и инновационные практики работы с детьми -инвалидами: серия методических пособий для руководителей и специалистов учреждений системы реабилитации инвалидов, Кр-к.: 2014. № 10. С.84-89.
20. Каперик А.А. Сопровождение семей, имеющих детей с РАС, в рамках службы домашнего визитирования / А.А. Каперик // Сибирский Вестник Специального Образования 2016. № 1-2 с.67-70.
21. Кукаркина Е.Б. Опыт обучения ребенка с РАС навыку приветствия / Е.Б.Кукаркина // Аутизм и нарушения развития. 2015. №1 С.47¬49.
22. Малышева-Попрукайло Е.В. «Каникулы Бонифация», или Успешный опыт занятий с детьми с аутизмом / Е.В.Малышева-Попрукайло // Аутизм и нарушения развития. 2015. № 4. С. 48—52.
23. Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции
(материалы к спецкурсу) Текст / С.А. Морозов М.: СигнальЪ, 2002. - 108с.
24. Морозова С.С. Развитие речи у аутичных детей в рамках поведенческой терапии Текст. / С.С. Морозова // Аутизм: Методические рекомендации по коррекционной работе М.: 2002. - С. 120 - 151.
25. Мусаева М.О. Формирование навыков сотрудничества у ребенка с РАС / М.О. Мусаева // Аутизм и нарушения развития. 2015. №1 С.44-46.
26. Нейсон Б. О ключевых проблемах аутизма/ Б.О. Нейсон // Аутизм и нарушения развития. Т14 №1 2016г 57-64 с.
27. Никольская О.С Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение / О.С. Никольская, Е.Р.Баенская, Л.Л.Либлинг, И.А.Костин, А.В.Аршатский М.: Теревинф 2011г-224с.
28. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи Текст. / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг М.: Тервинф,1997. - 227с.
29. Никольская О.С. Об аутизме Текст. / О.С. Никольская, Е.Р.
Баенская, М.М. Либлинг // Школьный психолог,2004. №43
30. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей Текст. /
О.С. Никольская // Дефектология. 1995. - № 2. С. 8-17.
31. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра.
Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехина // Под общ. ред. Н.Я. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 80 с.
32. Овсянникова Т.М. Пример обучения ребенка с РАС навыку продолжения простой последовательности элементов / Т.М. Овсянникова // Аутизм и нарушения развития. 2014. №3 С.37 - 43.
33. Ремшмидта Х. Психотерапия детей и подростков / Х. Ремшмидта. - М.: Мир, 2000 С.656.
34. Сатмари П. Дети с аутизмом / П.Сатмари. - СПб.: Питер, 2005 С.224.
35. Семаго Н.Я Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы Серия «Инклюзивное образование» Москва,2012. С.77.
36. СтоуксС. Что такое структурированное обучение для детей с аутизмом?:[Электронный ресурс]http://outfund.ru/strukturirovannoe-obuchenie-dlya-detej-s-autizmom.
37. Сударикова М.А. Использование методов и технологий прикладного анализа поведения (АВА) в обучении навыку пользования туалетом ребенка с РАС / М.А. Сударикова // Аутизм и нарушения развития. 2014. №3 С.51-55.
38. Ульянова Р.К. Описание работы по формированию целенаправленного поведения, обучению и воспитанию ребенка с тяжелой формой аутизма / Р.К. Ульянова // Аутизм и нарушения развития. 2015. №1 С.3-18.
39. Фала В. Применение комбинированной системы жетонов для коррекции проблемного поведения у ребенка с РАС в группе детского сада / В.Фала // Аутизм и нарушения развития. 2015. №1 С.38-43.
40. Фрост Л. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (РЕС8) / Л.Фрост, Э. Бонди // руководство для педагогов -изд. Теревинф, 2011
41. Фьюэлл Р.Р. Обучение через игру / Р.Р Фьюэлл, П.Ф. Вэдэзи // Руководство для педагогов и родителей СПб.:2015-160с. 18-20с].
42. Хаустов А.В. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом: Автореф. дис.канд.пед.наук. - М., 2005. - 21с.
43. Черняева Т.И. Социальная реабилитация «нетипичных» детей / Т.И.Черняева // Социс: Социол.Исслед. - 2005. - № 6. С.85 -94.
44. Чистохина А.В. Нормализация жизни людей с инвалидностью как базовый принцип социально-педагогической поддержки и реабилитации / А.В.Чистохина // Сопровождение семьи и ребенка с инвалидностью в системе учреждений социальной защиты населения Красноярского края: методическое пособие, Красноярск, - 2012. №8, с. 50-60.
45. Штягинова Е.А. Альтернативная коммуникация /Е.А. Штягинова // методический сборник Нов.:2012-30с.
46. Янушко Е. Жизненное пространство аутичного ребенка Текст / Е.Янушко // Сопровождение семьи и ребенка с инвалидностью в системе учреждений социальной защиты населения Красноярского края: методическое пособие, Красноярск, - 2012. №8, 154-162 с.
47. Янушко Е.А. Использование метода современного рисования в работе с аутичным ребенком / Е.А. Янушко // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2005. - №1. С.70-75.