Введение 3
Глава 1. Теоретические и методические основы преподавания предмета «Мировая художественная культура» 7
1.1 Особенности преподавания предмета 7
1.2. Культурологический аспект преподавания дисциплины «Мировая художественная культура» 187
Глава 2. Педагогические технологии как способ формирования общекультурных и познавательных компетенций на уроках «Мировая художественная культура» 27
2.1. Характеристика современных педагогических технологий и подходов к формированию общекультурных и познавательных компетенций на уроках 27
2.2 Формы и методы обучения на уроках «Мировой художественной культуры» 37
Заключение 53
Список использованной литературы
Актуальность данной работы состоит в том, что гуманизация современного образования становится важным вопросом на повестке дня как в высшей школе, так и на уровне школьного образования всех ступеней. Внедрение дисциплин культурологического цикла также входит в рамки данной работы. Это должно обеспечить как переориентацию личности в сторону гуманизации, так и создать основу для усвоения знаний, умений и навыков в рамках изучения общеобразовательных и специальных дисциплин.
Подготовка в рамках изучения предметов культурологического цикла способствует ориентации молодежи в современном мире науки, техники и культуры, осмыслению многообразия культуры человечества; адекватной межкультурной коммуникации преодолению изоляционистских и провиденциалистских установок.
В ходе изучения данных предметов, должны сформироваться ключевые установки личности, способности и потребности, связанные с рефлексией. Тем самым, формируется личностный духовно-эстетический потенциал, что помогает усваивать специальные знания, умения и навыки, содержащие четкую направленность творческого характера.
Кроме общекультурных компетенций также важны и познавательные, или учебно-познавательные, или познавательные универсальные учебные действия (УУД), так как в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), познавательные универсальные учебные действия на уроке МХК становятся весьма важными для развития самостоятельной работы, которая, например, включает в себя и проектную работу.
Для того, чтобы иметь представление, каким же образом ведется преподавание предметов художественно-эстетического цикла, необходимо рассмотреть исследования и методические источники по данной проблеме и смежным с ней.
В качестве источников прежде всего здесь необходимо выделить нормативные и методические источники. В качестве нормативных источников необходимо, например, отметить Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО), который является основополагающим документом для формирования программ по разным дисциплинам, которые могли бы отвечать современным проблемам и задачам.
В качестве методических источников прежде всего стоит выделить учебно-методические комплексы по предмету «Мировая художественная культура», которые являются опорными для проведения уроков по данной дисциплине. Кроме того, здесь под методическими источниками понимаются составленные педагогами-практиками учебные пособия и некоторые учебные программы, направленные на подготовку будущих учителей по предмету «Мировая художественная культура». И здесь необходимо перейти к некоторым знаковым программам и трудам. В частности, огромную работу проделала известный педагог, кандидат педагогических наук и создатель предмета «Мировая художественная культура» Л.М. Предтеченская, под руководством которой было создано множество учебно-методических комплексов в рамках внедрения предмета «Мировая художественная культура». За долгое время, Предтеченская внесла весьма весомый вклад, что говорит о значительной роли автора и инициатора в развитии данного предмета.
Также, здесь необходимо отметить и исследовательскую базу данной работы. Например, необходимо выделить труды теоретиков, которые так или иначе затрагивали проблему преподавания дисциплины «Мировая художественная культура» и методик преподавания школьных дисциплин. В частности, можно выделить труды известных культурологов и других ученых, рассматривавших многообразие отечественной и мировой культуры, вроде М.М. Бахтина и Ю.М. Лотмана, которые также повлияли на развитие данного предмета, благодаря чему исследователь может опереться не только 4
на труды педагогов-практиков, но и теоретические основы изучения предметов художественно-эстетического цикла. Кроме того, можно рассмотреть исследования культуролога и медиевиста А.Я. Гуревича, знаменитого русского филолога и культуролога Д.С. Лихачева, С. Маркаряна и других известных исследователей.
Методике преподавания школьных дисциплин культурологического цикла свои работы посвятили Д. Кардовский, Е. Кондахчан, А. Соловьев, В. Фаворский, Ф. Юон и другие. Кроме того, были разработаны новые подходы - в частности, в это свою лепту внесли такие исследователи как Б. Неменский, Б. Юсов и другие.
Кроме того, такие исследователи как Т. Комарова, В. Кузин, Е. Шорохов и другие продолжают работать над совершенствованием методик обучения данным предметом. Кроме того, работы таких теоретиков и педагогов-практиков как Т. Комарова, В. Кузин, Е. Шорохов и других способствуют развитию научно-методической базы подготовки педагогов- культурологов, включая подготовку по дисциплине «Мировая художественная культура». Отдельно стоит сказать об исследованиях таких авторов как Л.Н. Якина и Л.И. Забара, которые посвятили свои работы культурологическому подходу при преподавании предмета «Мировая художественная культура». Например, Л.Н. Якиной рассматривались особенности культурологической модели при преподавании предмета «Мировая художественная культура» в школе.
Объектом исследования является образовательный процесс в рамках дисциплины «Мировая художественная культура».
Предметом исследования является процесс формирования общекультурных и познавательных компетенций учащихся на уроках дисциплины «Мировая художественная культура».
Цель работы - выявить особенности формирования познавательных и общекультурных компетенций на уроках по дисциплине «Мировая художественная культура» в 10 классе.
Исходя из данной цели, необходимо решить следующие исследовательские задачи:
1. Выявить набор общекультурных и познавательных компетенций, которые возможно формировать в рамках дисциплины «Мировая художественная культура»
2. Выяснить ключевые особенности преподавания предмета «Мировая художественная культура».
3. Рассмотреть культурологический аспект преподавания данной дисциплины.
4. Определить особенности современных подходов к преподаванию предмета и формированию ключевых компетенций.
5. Рассмотреть формы и методы обучения, используемые при преподавании дисциплины.
По итогам исследования необходимо сказать о том, что на сегодняшний день одной из важнейших проблем становится разработка концепции интегративной модели учебного процесса, которая могла бы достаточно полно раскрыть возможности курса мировой художественной культуры в аспекте глубинного рассмотрения культурных ценностей различных исторических эпох, выявления ключевых особенностей культурных архетипов и конструирования образа идеального «культурного человека» определенной исторической эпохи, что должно стать одним из безусловных приоритетов формирования личности в настоящее время.
Современная ситуация преподавания курса мировой художественной культуры в старшей школе требует кардинального пересмотра форм и методов обучения, а также изменения акцентов в пользу активных форм. Продуктивные методы и формы обучения при формировании общекультурных и познавательных компетенций обретают высокую важность в условиях, когда на первый план выходит проблема развития практической деятельности, способствующей прочному усвоению знаний в области мировой художественной культуры.
Рассмотрение опыта теоретиков-культурологов и педагогов-практиков в данном контексте является одним из важных аспектов, так как они внесли свой весомый вклад в развитие продуктивных методов при преподавании предметов художественно-эстетического цикла.
В данном контексте также находится и построение целесообразной для обучения культурологическим дисциплинам педагогической технологии, проявление в разных методиках, подходах и концепциях, чьей конечной целью является не только запоминание готового фактажа, но и осознание и научное познание на более глубоком, эвристическом уровне, что предполагает интеграцию путей постижения знаний: научного, художественного, предметного и философского.
Стоит также учитывать направленность всего образовательного процесса на дальнейшее совершенствование, открытость инновационным процессам, сложным практическим задачам, а также освоение современных информационных систем, являющихся спутником нового общества. Эти образовательные программы должны привести к кардинальным изменениям уже в самой образовательной сфере и изменить приоритеты в пользу динамических процессов мышления.
Вместе с тем, в контекст проблематики также входит и проблема подготовки педагогов-культурологов, чему сопутствуют, в частности, проблема нехватки специалистов и проблема низкого уровня понимания предмета.
«Мировая художественная культура» как учебная дисциплина способствует развитию художественного, или творческого мышления. Это, в свою очередь, позитивно на развитии у молодежи таких умений как умение думать, ставить проблемы и решать их, осуществляя при этом практические действия и делая выводы.
Однако главным здесь является то, что потенциал мировой художественной культуре может в полной мере привести к повышению образования в старшей школе на новый уровень. Это будет способствовать адекватной социализации учащегося, сделает их убеждения и деятельность согласованными, поможет сформировать у молодежи такие общечеловеческие качества как любовь и доверие к людям, трудолюбие и самостоятельность, сможет способствовать к развитию этических принципов, сможет помочь в развитии таких важных умений и навыков как самообразование и саморазвитие, а также сможет привести к правильной самореализации.
МХК отличается от других предметов тем, что в нем применяются не только традиционные и уже проверенные методы обучения, что связано прежде всего с особенным характером мира духовных ценностей. И именно проблемная мотивация здесь становится одной из форм условия методической организации учебного процесса.
В связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) на всех уровнях образования - начальном, основном и среднем. Традиционные методы обучения при преподавании предмета «Мировая художественная культура» отходят на второй план, так как в последнее время предметы художественно- эстетического цикла, как и все остальные учебные дисциплины требуют активизации учащихся и повышении их мотивации и развития познавательных и общекультурных компетенций. В связи с тем, что авторитарная педагогика уходит в прошлое, это требует кардинальных изменений и пересмотра корпуса методов на всех уровнях.
В частности, познавательным компетенциям способствуют активные формы и методы обучения, которые включают в себя нестандартные уроки и проектную работу. И здесь стоит обратиться и к особенностям активных форм и методов обучения, которые являются теми самыми методами, способствующими не только простому усвоению, но и активному вовлечению учеников в практическую работу. То есть, они являются и практико-ориентированными методами и формами.
Активные формы обучения способствуют большему разнообразию в жизни школьников, развитию интереса к познавательному общению и школьной жизни, удовлетворению потребностей учащихся во многих сферах развития личности, включая интеллектуальную. Нестандартные формы уроков, а также проектная деятельность должны быть широко использованы в работе педагогов, что помогает активизировать учебный процесс, придавая ему большую насыщенность и разнообразие.
1. Алексеева Л.Л. Федеральные Государственные образовательные
стандарты общего образования и предметы искусства // Педагогика искусства: электронный научный журнал. - № 2, 2018, URL:
http: //www.art-education.ru/AE-magazine/.
2. Новые государственные стандарты школьного образования. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2019. - 446 с.
Методические источники
3. Алексеева Л. Л. Предмет «Мировая художественная культура» в старшей школе: история и реальность // Педагогика искусства. Электронный научный журнал учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования». № 1. 2019.
4. Багновская Н. Культурология: Учеб. пособие / Н. Багновская ,; М-во образования РФ, Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова. -М .: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2016. -297 с.
5. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика. - М., 2016.
6. Ивлев С. А. Контроль знаний учащихся в преподавании МХК. - М.: ООО «Фирма МХК» - 2017.
7. Кабкова Е.П., Савенкова Л.Г. Эффективные системы взаимодействия предметов гуманитарного цикла в практике общеобразовательных учреждений: Монография. - М.: ИХО РАО; Тольятти: ТГУ, 2018. - 235 с.
8. Каган М.С. Художественная культура как система // Вопросы социологии искусства. - Л., 2016.
9. Методические рекомендации для преподавания МХК. Пособие для учителей. - М.: ООО «Фирма МХК», 2018.
10. Мировая художественная культура. Программа для
общеобразовательной школы VIII - X (IX - XI) классов (с краткими методическими рекомендациями). - М.: НИИ школ, 2017. - 92 с.
11. Мировая художественная культура. Программа экспериментальных курсов для общеобразовательной школы (VIII - X классы) (с краткими методическими рекомендациями). - М.: НИИ школ, 2018. - 144 с.
12. Пешикова Л.В. Методика преподавания МХК. Пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2016.
13. Пешикова Л. Мы выбираем программу Предтеченской // Искусство. № 12, 13. 2019. — 1 часть статьи, 2 часть статьи
14. Предтеченская Л.М. Метод художественно-педагогической
драматургии в системе организации преподавания курса МХК // Музыка в школе. № 4. 2016.
15. Предтеченская Л.М. Мировая художественная культура в старших классах общеобразовательной школы // Музыкальное воспитание в СССР. — Выпуск 1. — 2018. — С. 151—234.
16. Предтеченская Л.М. Методические рекомендации для преподавания МХК / Л.Н. Предтеченская, Л.В. Пешикова. - М., 2017. - 150 с.
17. Рапацкая Л. А. МХК: Программы курса: 5-9 кл., 10-11 кл. - М.: ВЛАДОС, 2019.
18. Себар Т. В. Уроки МХК: Учебно - методическое пособие. - М.: Сфера, 2017.
19. Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура: примерные рабочие программы. Завершенная предметная линия Ю.А. Солодовникова / Ю.А. Солодовников. М.: Просвещение, 2021. - 142 с.
20. Химик И. Как преподавать мировую художественную культуру / И. Химик. - М., «Просвещение», 2017. - 152 с.
21. Хомич Л.А. Роль искусства в профессионально-педагогической подготовке учителя // Искусство и образование. - 2018. - № 4. - С. 50¬53.
22. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. - Л., 2017.
Литература
23. Аманжолов С.А. Роль и значение личностно-ориентированного подхода обучения школьников изобразительному искусству // Наука и школа. 2015. №5. - С. 88-92.
24. Бабияк В.В., Мосолова Л.М. Мировая художественная культура в российском образовании (от периода «Оттепели» до современности) // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2015. №4 (37). - С. 127-131.
25. Беляева Л.А., Чугаева И.Г. Ценностно-смысловое моделирование на уроках мировой художественной культуры // Педагогическое образование в России. 2011. №1. - С. 126-133.
26. Ерохина Т.И. Новое в изучении мировой художественной культуры в старших классах гуманитарного профиля // Ярославский педагогический вестник. 2004. №1-2 (38). - С. 1-5.
27. Забара Л.И., Якина Л.Н. Диалог в гуманитарно-эстетическом познании: интерпретация философско-культурологических концепций в преподавании МХК // Человек в мире культуры. 2014. №3. - С. 56-61.
28. Забара Л.И., Якина Л.Н. Инновационные технологии в методике преподавания МХК как условие развития художественного обобщения у старшеклассников // Педагогическое образование в России. 2013. №5. - С. 20-24.
29. Киселева Н.В. Культурологический подход к изучению искусства современными школьниками // Вестник Вятского государственного университета. 2009. №1. - С. 74-76.
30. Куватов З.М., Чапанова Т.Ю.Игра как механизм организации учебного материала по мировой художественной культуре // Ярославский педагогический вестник. 2001. №2. - С. 124-128.
31. Культурология: История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. -2-Е изд., Переработать. и доп .. -М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 2019. -575 с.
32. Мейлах Б.С. Философия искусства и художественная картина мира // Вопросы философии. - 2017. - № 7. - С. 116-125.
33. Минасян Н.Г. Эстетико-воспитательный потенциал уроков мировой художественной культуры // Наука и школа. 2017. -№2. - С. 112-117.
34. Полищук Е. История культуры: Краткий справочник / Е. Полищук - М.: Рус. Центр духовной культуры, 2018. -181 с.
35. Предтеченская Л.М. Мировая художественная культура - пути становления предмета // Искусство в школе, № 1. 2018. - С. 3-10.
36. Сысоева Л.С., Головчинер В.Е. Особенности культурологической подготовки преподавателя для системы общего образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 1999. №5 (14). - С. 15-19.
37. Холодилова Е. В. Актуальность школьной дисциплины «Мировая художественная культура» в современной парадигме образования // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2012. №16. - С. 21-28.
38. Щербакова Е.В. Возможности использования виртуальных музеев при преподавании курса «Мировая художественная культура» в общеобразовательной школе // Педагогика и психология образования. 2012. №4. - С. 37-45.
39. Якина Л.Н. Интегративный и культурологический подходы в
преподавании МХК: междисциплинарный аспект подготовки
студентов-культурологов в педагогическом вузе // Человек в мире культуры. 2016. №2. - С. 98-103.
40. Якина Л.Н. Культурологическая модель преподавания мировой художественной культуры в школе // Человек в мире культуры. 2015. №1. - С. 80-86.