ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Сущностная характеристика феномена «страхи детей» 6
1.2. Социально - психологическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 11
1.3. Психологическая коррекция страхов детей старшего дошкольного
возраста 19
Вывод по Главе 1 27
ГЛАВА 2. АПРОБАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Программа мероприятий, направленных на психологическую
коррекцию страхов детей старшего дошкольного возраста 29
2.2. Реализация программы 34
Вывод по Главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Сущностная характеристика феномена «страхи детей» 6
1.2. Социально - психологическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 11
1.3. Психологическая коррекция страхов детей старшего дошкольного
возраста 19
Вывод по Главе 1 27
ГЛАВА 2. АПРОБАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Программа мероприятий, направленных на психологическую
коррекцию страхов детей старшего дошкольного возраста 29
2.2. Реализация программы 34
Вывод по Главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Актуальность. Дошкольный возраст - тот этап, в ходе которого происходит максимальное развитие ребенка. В дошкольном возрасте формируются психические, поведенческие процессы, происходит социализация, развивается речь, а также формируется эмоционально-волевая сфера. Е.Е. Алексеева считает, что воздействие неблагоприятных условий на процесс развития ребенка приводит к нарушениям в развитии ребенка, которые часто проявляются в виде страхов [5]. Таким образом, исследование страхов у старших дошкольников является приоритетным направлением в дошкольной психологии.
Несмотря на достаточную исследованность проявлений страхов у старших дошкольников, вопросы психологической коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста, остаются недостаточно исследованными, что и определяет необходимость и актуальность исследования выбранной нами темы, а именно: «Психологическая коррекция страхов детей старшего дошкольного возраста».
Исследованиями страхов детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: П.Г. Вологодина и А.И. Захаров, описавшие дневные и ночные страхи дошкольников; В.П. Гудонис, исследующий страхи современных старших дошкольников и их родителей; У.А. Китринская изучающая причины возникновения страхов у дошкольников и другие авторы.
Описание коррекции страхов у старших дошкольников содержится в работах следующих авторов: Е.Ф. Андреевой, описавшей методы и приемы психологической коррекции детских страхов у старших дошкольников; Д.Н. Божаевой, рассматривающей роль сказкотерапии в коррекции страхов старших дошкольников; А.И. Захаров, рассмотревший значимость игры в коррекции страхов дошкольников и другие авторы.
Зарубежные исследования страхов детей дошкольного возраста и способов их коррекции встречаются в работах Д. Вольпе, Дж. Келли, Ф.Ч. Спилбергер, Шапиро, и других авторов.
Таким образом, тема "Психологическая коррекция страхов детей старшего дошкольного возраста" является актуальной, так как страхи и тревожность детей могут привести к серьезным проблемам в их развитии и поведении. Дети старшего дошкольного возраста находятся в периоде активного формирования своей личности, и страхи могут оказать негативное влияние на их самооценку, социальную адаптацию и общение с окружающими.
Психологическая коррекция страхов детей старшего дошкольного возраста является важной задачей для педагогов, психологов и родителей, которые должны уметь помочь детям преодолеть свои страхи и развить уверенность в себе. В связи с этим, изучение методов и приемов психологической коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста является актуальной и важной задачей для научных исследований и практической работы с детьми.
Цель исследования: реализация программы психологической
коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: страхи детей.
Предмет исследования: страхи детей старшего дошкольного возраста.
В связи с поставленной целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи:
1) изучить научную литературу по проблеме исследования;
2) проанализировать понятие «страхи детей» как психологический феномен;
3) выявить особенности страхов детей старшего дошкольного возраста;
4) апробировать и реализовать программу мероприятий, направленных на психологическую коррекцию страхов детей старшего дошкольного возраста.
Проектная идея: Снижению уровня страхов будет способствовать, реализация программы психологической коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
Теоретические: анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: анкетирование, опрос, тестирование.
Статистический: t-критерий Стьюдента.
Методики исследования:
1. Методика «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой [21].
2. Методика «Паровозик» С.В. Велиевой [14].
3. Тест А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка [21].
База исследования: МБДОУ № xxx города Красноярска.
Участники исследования: старшие дошкольники (5 лет) в количестве 20 человек и родители старших дошкольников.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных результатов на практике при психологической коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух Глав, выводов по каждой Главе, заключения, списка использованных источников и приложений.
Несмотря на достаточную исследованность проявлений страхов у старших дошкольников, вопросы психологической коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста, остаются недостаточно исследованными, что и определяет необходимость и актуальность исследования выбранной нами темы, а именно: «Психологическая коррекция страхов детей старшего дошкольного возраста».
Исследованиями страхов детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: П.Г. Вологодина и А.И. Захаров, описавшие дневные и ночные страхи дошкольников; В.П. Гудонис, исследующий страхи современных старших дошкольников и их родителей; У.А. Китринская изучающая причины возникновения страхов у дошкольников и другие авторы.
Описание коррекции страхов у старших дошкольников содержится в работах следующих авторов: Е.Ф. Андреевой, описавшей методы и приемы психологической коррекции детских страхов у старших дошкольников; Д.Н. Божаевой, рассматривающей роль сказкотерапии в коррекции страхов старших дошкольников; А.И. Захаров, рассмотревший значимость игры в коррекции страхов дошкольников и другие авторы.
Зарубежные исследования страхов детей дошкольного возраста и способов их коррекции встречаются в работах Д. Вольпе, Дж. Келли, Ф.Ч. Спилбергер, Шапиро, и других авторов.
Таким образом, тема "Психологическая коррекция страхов детей старшего дошкольного возраста" является актуальной, так как страхи и тревожность детей могут привести к серьезным проблемам в их развитии и поведении. Дети старшего дошкольного возраста находятся в периоде активного формирования своей личности, и страхи могут оказать негативное влияние на их самооценку, социальную адаптацию и общение с окружающими.
Психологическая коррекция страхов детей старшего дошкольного возраста является важной задачей для педагогов, психологов и родителей, которые должны уметь помочь детям преодолеть свои страхи и развить уверенность в себе. В связи с этим, изучение методов и приемов психологической коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста является актуальной и важной задачей для научных исследований и практической работы с детьми.
Цель исследования: реализация программы психологической
коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: страхи детей.
Предмет исследования: страхи детей старшего дошкольного возраста.
В связи с поставленной целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи:
1) изучить научную литературу по проблеме исследования;
2) проанализировать понятие «страхи детей» как психологический феномен;
3) выявить особенности страхов детей старшего дошкольного возраста;
4) апробировать и реализовать программу мероприятий, направленных на психологическую коррекцию страхов детей старшего дошкольного возраста.
Проектная идея: Снижению уровня страхов будет способствовать, реализация программы психологической коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
Теоретические: анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: анкетирование, опрос, тестирование.
Статистический: t-критерий Стьюдента.
Методики исследования:
1. Методика «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой [21].
2. Методика «Паровозик» С.В. Велиевой [14].
3. Тест А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка [21].
База исследования: МБДОУ № xxx города Красноярска.
Участники исследования: старшие дошкольники (5 лет) в количестве 20 человек и родители старших дошкольников.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных результатов на практике при психологической коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух Глав, выводов по каждой Главе, заключения, списка использованных источников и приложений.
В рамках данного исследования, для достижения обозначенной нами цели были решены поставленные задачи и получены следующие результаты:
На основе психологической литературы было выявлено, что существует много определений понятия страх. Как и у всех психологических явлений, существуют причины возникновения чувства страха, которые можно разделить на две основные: внешние причины и скрытые причины. Также, причины страха могут различаться в зависимости от уровня сознания человека: очевидные причины (боль, рост, замкнутое пространство,
одиночество); скрытые причины (угрожающих событий нет, но человек их воспринимает).
Старший дошкольный возраст характеризуется увеличением количества взаимоотношений ребенка и овладение социальным пространством. Также значимым проявление старшего дошкольного возраста является формирование самосознания ребенка, чувства ответственности за свои поступки. Знание психологических и физиологических особенностей детей старшего дошкольного возраста способствуют более полной и эффективной развивающей психологической работе. Учет возрастных характеристик при составлении плана психологической работы позволяет учитывать принципы работы со старшими дошкольниками.
Наиболее распространёнными страхами в старшем дошкольном возрасте являются: страх заболеть, страх грабителей, страх войны, страх больших перемещений, улиц, страшных снов, одиночества, насмешек, страх смерти (своей и родителей), страх не оправдать ожидания родителей, страх быть наказанным, страх не справиться с заданием, боязнь стихийных бедствий, темноты, чужих людей, высоты, глубины, страх потерять родителей, страх самих родителей (в случае частых наказаний ребенка). Знание видов страхов, проявляющихся у старших дошкольников необходимо при построении коррекционной работы по их преодолению.
Выделяют следующие методы коррекции страхов у старших дошкольников: использование дыхательных упражнений, позволяющих с помощью дыхания успокоить нервную систему, аутогенная тренировка, психотерапевтические сказки, метод ароматерапии, пескотерапия, арт-терапия, игротерапия, телесная терапия и т.д.).
В ходе экспериментального исследования психологической коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста были получены следующие результаты:
По результатам предпроектного этапа было выявлено следующее:
• наиболее распространёнными страхами, среди старших дошкольников являются медицинские страхи;
• у мальчиков преобладает позитивное психическое состояния (33%). Среди девочек преобладает негативное психическое состояние средней степени (37%);
• у мальчиков наиболее выражены состояния тревожности такие как: «нервное расстройство, но не обязательно достигающее стадии заболевания» (25%), «необходимо внимание к этому ребенку» (25%), «отклонения несущественны» (25%). Менее всего для мальчиков характерны состояния: «невроз» (8%), «невроз был или будет в ближайшее время» (17%).
Рассматривая результаты девочек, мы выявили, что преобладают состояния: «невроз был или будет в ближайшее время» (25%), «нервное расстройство, но не обязательно достигающее стадии заболевания» (25%), «отклонения несущественны» (25%). Менее представлены состояния: «невроз» (12%), «необходимо внимание к этому ребенку» (13%).
По результатам предпроектного этапа была выявлена необходимость психологической коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста.
Для этого нами была использована программа занятий, представленная в пункте работы 2.1.
В процессе коррекционной работы по преодолению страхов старших дошкольников нами была апробирована авторская программа Н. Ю. Беляевой «Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного возраста».
Результаты аналитического этапа подтвердили эффективность реализованной нами программы занятий по психологической коррекции страхов старших дошкольников. Было выявлено снижение выраженности страхов и уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, была выявлена эффективность проведенной нами работы по психологической коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста.
На основе психологической литературы было выявлено, что существует много определений понятия страх. Как и у всех психологических явлений, существуют причины возникновения чувства страха, которые можно разделить на две основные: внешние причины и скрытые причины. Также, причины страха могут различаться в зависимости от уровня сознания человека: очевидные причины (боль, рост, замкнутое пространство,
одиночество); скрытые причины (угрожающих событий нет, но человек их воспринимает).
Старший дошкольный возраст характеризуется увеличением количества взаимоотношений ребенка и овладение социальным пространством. Также значимым проявление старшего дошкольного возраста является формирование самосознания ребенка, чувства ответственности за свои поступки. Знание психологических и физиологических особенностей детей старшего дошкольного возраста способствуют более полной и эффективной развивающей психологической работе. Учет возрастных характеристик при составлении плана психологической работы позволяет учитывать принципы работы со старшими дошкольниками.
Наиболее распространёнными страхами в старшем дошкольном возрасте являются: страх заболеть, страх грабителей, страх войны, страх больших перемещений, улиц, страшных снов, одиночества, насмешек, страх смерти (своей и родителей), страх не оправдать ожидания родителей, страх быть наказанным, страх не справиться с заданием, боязнь стихийных бедствий, темноты, чужих людей, высоты, глубины, страх потерять родителей, страх самих родителей (в случае частых наказаний ребенка). Знание видов страхов, проявляющихся у старших дошкольников необходимо при построении коррекционной работы по их преодолению.
Выделяют следующие методы коррекции страхов у старших дошкольников: использование дыхательных упражнений, позволяющих с помощью дыхания успокоить нервную систему, аутогенная тренировка, психотерапевтические сказки, метод ароматерапии, пескотерапия, арт-терапия, игротерапия, телесная терапия и т.д.).
В ходе экспериментального исследования психологической коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста были получены следующие результаты:
По результатам предпроектного этапа было выявлено следующее:
• наиболее распространёнными страхами, среди старших дошкольников являются медицинские страхи;
• у мальчиков преобладает позитивное психическое состояния (33%). Среди девочек преобладает негативное психическое состояние средней степени (37%);
• у мальчиков наиболее выражены состояния тревожности такие как: «нервное расстройство, но не обязательно достигающее стадии заболевания» (25%), «необходимо внимание к этому ребенку» (25%), «отклонения несущественны» (25%). Менее всего для мальчиков характерны состояния: «невроз» (8%), «невроз был или будет в ближайшее время» (17%).
Рассматривая результаты девочек, мы выявили, что преобладают состояния: «невроз был или будет в ближайшее время» (25%), «нервное расстройство, но не обязательно достигающее стадии заболевания» (25%), «отклонения несущественны» (25%). Менее представлены состояния: «невроз» (12%), «необходимо внимание к этому ребенку» (13%).
По результатам предпроектного этапа была выявлена необходимость психологической коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста.
Для этого нами была использована программа занятий, представленная в пункте работы 2.1.
В процессе коррекционной работы по преодолению страхов старших дошкольников нами была апробирована авторская программа Н. Ю. Беляевой «Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного возраста».
Результаты аналитического этапа подтвердили эффективность реализованной нами программы занятий по психологической коррекции страхов старших дошкольников. Было выявлено снижение выраженности страхов и уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, была выявлена эффективность проведенной нами работы по психологической коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста.
Подобные работы
- Психологическая коррекция внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2023 - Психологическая коррекция тревожности детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2024 - КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Коррекция страхов старших дошкольников
Главы к дипломным работам, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022





