Модель обучения и психолого-педагогического
сопровождения детей дошкольного возраста с расстройствами
аутистического спектра в системе дополнительного образования
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы организации обучения детей с РАС 10
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с расстройствами аутистического спектра 10
1.2. Особые образовательные потребности детей с РАС 17
1.3. Организация обучения для детей с РАС 21
ГЛАВА 2 Разработка и содержание психолог - педагогического сопровождения 26
2.1 Основные понятия и принципы психолого - педагогического сопровождения 26
2.2. Характеристика современных подходов к развитию и коррекции детей с
РАС 29
ГЛАВА 3. Модель обучения и психолого - педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра в системе дополнительного образования 40
3.1. Апробация и реализация модели обучения для детей с РАС в рамках
инклюзивного пространства учреждения дополнительного образования 40
3.2. Программа психолого - педагогического сопровождения детей
дошкольного возраста с РАС в системе дополнительного образования 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
БИБЛИОГРАФИЯ 92
ПРИЛОЖЕНИЯ 100
В настоящее время число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов, неуклонно растет. По статистическим данным Всемирной организации здравоохранения в России насчитывается около 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всей детской популяции), причем 700 тысяч из них - инвалиды. В последнее время, несмотря на социально-экономические трудности, в России развивается система социально-педагогической поддержки детей с ОВЗ, детей-инвалидов, идет поиск путей решения этой проблемы.
На 1.01.17. в Красноярске 6932 ребенка имеют статус ОВЗ, 2508 дети - инвалиды, из них 536 детей получают образование в семейной форме.
Активное развитие инклюзивной практики в образовании в Российской федерации приводит к тому, что в качестве субъектов включения выступают все более сложные категории детей с ОВЗ, в частности дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), которые имеют значительные проблемы, связанные с нарушением социального поведения, формированием коммуникативных компетенций, вербальных способностей, характеризуются определенным снижением интереса к тому или иному виду деятельности.
Имеющийся на сегодняшний день практический опыт работы и обучения детей с РАС, показывает, что для этой категории детей должны быть разработаны и внедрены различные модели обучения, созданы специальные условия, которые позволят реализовать их право на получение адекватного образования относительно их возможностям и способностям, учитывая их индивидуальное и психофизиологическое развитие.
Под специальными условиями для детей с РАС в процессе их обучения понимается специально организованное образовательно - развивающее пространство, включающее необходимые средства и приспособления, способствующие успешной адаптации детей в пространстве образовательного учреждения, развитию их социальных навыков, формированию учебной деятельности.
Методология работы.
Для решения поставленных задач использовался анализ литературы, содержавший описания существующих практик по разработке и реализации программ психолого - педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в учреждениях образования. Изучался опыт работы специалистов в организации и проведении деятельности по отношению к детям с РАС, применение различных форм, методов и технологий работы с детьми в рамках инклюзии.
Исследование базируется на классических положениях отечественной коррекционной педагогики и специальной психологии. Л.С. Выготский указывал на то, что развитие ребенка с нормой развития и аномального ребенка подчинено одним законом и постигает те же стадии, но стадии растянутые во времени и наличии дефекта, что в свою очередь дает своеобразность каждому варианту аномального развития. Л.С. Выготский определил, что коррекционная деятельность должна строиться с опорой на сохранные функции, в обход пострадавших, сформировав, таким образом, принцип обходного пути в коррекционной работе.
Как показывает анализ проведенной работы, на сегодняшний день существуют определённые противоречие, между тем, что количество детей с РАС неуклонно растёт, многие образовательные учреждения обучают и воспитывают детей данной категории в рамках инклюзии. Но в то же время ощущается нехватка квалифицированных педагогов и специалистов способных работать с детьми с РАС, недостаточный уровень их квалификации, владение современными образовательными технологиями и методиками, формами работы с детьми данной категории.
Низкий уровень их профессиональных компетенций, позволяет определить проблему нашего исследования, которая состоит в необходимости разработке образовательной модели и психолого - педагогического сопровождения детей с РАС относительно их возможностям и дефицитам развития.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать на практике модель организации процесса обучения и психолого - педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в рамках инклюзии в учреждении дополнительного образования.
Объект исследования: модель психолого - педагогического сопровождения процесса обучения детей с РАС в рамках инклюзии в учреждении дополнительного образования.
Предмет исследования: процесс психолого - педагогического сопровождения детей с РАС в рамках инклюзии в учреждении дополнительного образования.
Основные гипотезы исследования: эффективность психолого - педагогического сопровождения детей с РАС достигается её междисциплинарным подходом, обеспечивается содержательно - технологическими компонентами межпредметной дидактической среды, предполагающей интеграцию педагогических и психологических технологий, форм и методов работ. Психолого - педагогическое сопровождение выстраивается на основе развивающей среды и тем самым восполняющей недостатки и дефициты в развитии детей. Сущность психолого - педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра заключается в создании специальных условий, учитывающих особые образовательные потребности детей их индивидуальные и психофизиологические особенности, результативности мониторинга образовательных результатов ребенка.
Задачи исследования:
1. Изучить актуальные вопросы социологической, психологической и педагогической научной литературы российских и зарубежных учёных в контексте специфики процесса обучения и психолого - педагогического сопровождения детей с РАС и на этой основе обосновать ее междисциплинарный характер.
2. Изучить положительный опыт работы по организации процесса интеграции детей с особенностями в развитии в группу нейротипичных детей.
3. Разработать организационную модель обучения и психолого - педагогического сопровождения детей с РАС в пространстве дополнительного образования.
4. Разработать программу психолого - педагогического сопровождения детей с РАС в инклюзивном образовательном пространстве учреждения дополнительного образования.
Методы исследования:
• обобщение и анализ литературных данных по проблеме исследования;
• качественный анализ;
• дифференциация фактического материала;
• описание типовых и исключительных случаев;
• моделирование.
База исследования: базой настоящего исследования является муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр творческого образования "Престиж". В работе приняли участие 9 детей, дошкольного возраста с РАС, 12 родителей, 5 педагогов, 2 специалиста.
Работа проводилась с 2018 по 2019 гг. в два этапа.
Первый этап (2018 сентябрь - 2018 январь гг.) - проанализированы основные теоретические подходы по проблеме организации обучения и психолого - педагогического сопровождения детей с РАС в рамках инклюзивной практики, что позволило определить актуальность проблемы, поставить цель исследования, конкретизировать ее в исследовательских задачах, сформулировать гипотезу.
Второй этап (2019 январь - 2019 июнь гг.) - анализ результатов обобщения теоретических положений и формулировка выводов, оформление текста диссертационной работы. Апробирована и внедрена модель обучения, разработана и реализовалась программа психолого - педагогического сопровождения детей с РАС в пространстве дополнительного образования, в рамках инклюзии...
Актуальность заявленной темы в данном исследовании обусловлена необходимостью изучения проблемы вызванной высокой частотой распространённости во всем мире детей с расстройствами аутистического спектра. Позднее выявление причин затрудняющих развитие и обучение детей, недостаточный уровень знания особенностей психического развития детей с РАС не дают возможности вовремя оценить проблемы в развитии таких детей. Своевременная диагностика и ранняя помощь детям с РАС, выявления их индивидуальных особенностей, решение поведенческих проблем, своевременная и целенаправленная работа специалистов, родителей с детьми является залогом положительной динамики в развитии и формировании у детей коммуникативных компетентностей, социальных навыков. Во всей России практически все специалисты, работающие с детьми с РАС, остро нуждаются в получении соответствующей их задачам квалификации. На современном этапе особую важность представляет обучение кадров технологиям, формам и методам работы с детьми с РАС. Обобщение опыта эффективных практик и выявление механизмов способствуют внедрению и развитию системы комплексного психологопедагогического сопровождения детей с РАС. Следовательно, система организации обучения и психолого - педагогического сопровождения детей с РАС должна быть разработана и внедрена в различные модели обучения, позволяющие максимально реализовать потенциал этих детей. Психолого - педагогическое сопровождение детей является важной частью модели образования.
Исследование проведенное в учреждении дополнительного образования позволило нам описать модель обучения и психолого - педагогическое сопровождение детей с РАС через систему образовательного и коррекционных процессов в условиях ресурсного кабинета в рамках инклюзивного образования. Данная модель образования предполагает включение ребенка с РАС в систему общего образования через его интеграцию в группу здоровых сверстников в детском объединении, участие в общих мероприятиях Центра. Психолого - педагогическое сопровождение детей с РАС это комплексная технология, особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации. Результативность психолого - педагогического сопровождения детей с РАС основана на междисциплинарном подходе, интеграции специалистов разных дисциплин. Модель образования основана на организации развивающей среды пространства дополнительного образования. Данная модель учитывает особые потребности, специальные условия для детей с РАС и тем самым позволяет обеспечить им систему коррекционно - развивающей помощи через реализацию психолого - педагогического сопровождения.
В процессе апробации модели обучения выстроена система основных технологических подходов, методов и форм по обучению и психолого - педагогическому сопровождению детей с РАС. В рамках коррекционно - развивающего направления были определены основные диагностические методы обследования детей с расстройствами аутистического спектра, разработан инструмент «Карта наблюдения», выработаны критерии оценки образовательных результатов, измерения предметных, личностных и метопредметных компетенций, уровня сформированной коммуникативных и социальных навыков.
Результаты исследования помогут специалистам, педагогам работающим с детьми с РАС, в процессе своей работы, своевременно принять меры для устранения проблем в знаниях и умениях, спланировать адекватную коррекционную и развивающую работу.
Представленные в работе материалы могут быть использованы для тиражирования опыта, как методические рекомендации, для педагогов- психологов, логопедов, дефектологов, педагогов дополнительного образования, учителям, воспитателям, тьюторам, работающим как в специальных коррекционных учреждениях так и в общеобразовательных учреждениях в рамках инклюзии.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась. Данные полученные в результате исследования могут стать основой для разработки модели образования, построения системы психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в образовательных учреждениях в рамках инклюзии.
1. Агаева И.Б., Беляева О.Л., Дуда И.В. и др. Теория инклюзивного образования и практика его развития в Красноярском крае (коллективная монография).- Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016.304 с.
2. Алвин, Дж. Музыкальная терапия для детей с аутизмом Текст. /Дж. Алвин, Э. Уорик. М.: Теревинф, 2004. - 208 с.
3. Алехина С.В., Меиаго М.М. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие. - М.: МГППУ, 2012. - 156с.
4. Алмазова, О.В. Наблюдение за поведенческими реакциями детей как метод определения клинико-психологической группы аутизма Текст. /О.В. Алмазова, СЛ. Мазалова// Специальное образование: Научнометодический журнал Екатеринбург, 2002 - №1 - с.47-54
5. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет воспитания Текст.: в 2т./ Б. Г. Ананьев // Избр. психол. тр. М.: Педагогика, 1980. - т.2. - с 10-25
6. Андреева, Г.М. Психология социального познания Текст.: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Изд. второе, перераб. и доп. / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2000.- 288с.
7. Андреева, Г.М. Взаимосвязь общения и деятельности Текст./ Г. М. Андреева, Я. Яноушек// Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1987.-301 с
8. Анцыферова, JI. И. Методические проблемы психологии развития Текст. / Л. И. Анцыферова // Принципы развития в психологии.- М.: Наука, 1997. -368 с.
9. Аппе Ю.Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. — М.: Теревинф, 2006. 216с.
10. Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.Н. Дидактическая игра в эстетическом воспитании дошкольников// Дошкольное воспитание. - 1993. - №6 - с.2.
11. Баенская Е. Р. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития Текст.: методическое пособие/ Е. Р. Баенская, M. М. Либлинг -М.: «Экзамен», 2004. 128 с.
12. Баенская Е.Р. О коррекционной помощи аутичному ребенку раннего возраста // Дефектология, 1999. - №1. - с. 47-54
14. Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание - 2005. -№4. - с.58-60.
15. Бардышевская М. К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей Текст.: учебное пособие./ М. К. Бардышевская, В. В. Лебединский М.: УМК «Психология», 2003. - 320 с....85