ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ КРИМИНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА 6
1.1. Чрезвычайные ситуации криминального характера в современных
условиях и безопасное поведение как педагогическая проблема 6
1.2. Формирование у обучающихся основ безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций криминального характера через
образовательную деятельность в рамках предмета ОБЖ 18
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Цель, задачи, методы исследования 28
2.2. Организация исследований 29
2.3. Обоснование и разработка методических рекомендаций по формированию основ безопасного поведения обучающихся в условиях чрезвычайных ситуаций криминального характера 32
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 39
ВЫВОДЫ 43
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Исторический опыт свидетельствует, что защита от социальных опасностей - важнейшая функция общественных и государственных структур [25]. Прежде всего, она заключается в профилактических мероприятиях, направленных на ликвидацию этих опасностей. Кроме того, необходима соответствующая подготовка человека, позволяющая ему адекватно действовать в опасных ситуациях: психологическая, информационная, юридическая, силовая и т. д. В процессе обучения нужно осваивать модели поведения, и учитывать конкретные ситуации [39].
Актуальность. Формирование основ безопасного поведения начинается с детства и протекает всю жизнь, но особое внимание этому процессу необходимо уделять в школьном возрасте. Очень важно чтобы выпускник школы обладал не только набором знаний, умений и навыков по различным предметам, но и обладал личностными характеристиками, обеспечивающими предупреждение опасных ситуаций и адекватное реагирование в случае их возникновения, то есть был готов к условиям реальной жизни [4].
Чтобы в какой-то мере обеспечить безопасность детей и подростков, необходимо давать им знания и обучать навыкам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях в школе, дома, на улице, вырабатывать у них умения защищать свою жизнь и здоровье, оказывать помощь себе и по возможности другим людям.
Проблема организации учебно-воспитательного процесса, который обеспечит эффективное формирование основ безопасного поведения, находится в стадии активной разработки. Остается нерешенным вопрос: Каким образом организовать учебно-воспитательную деятельность учителя ОБЖ по обеспечению эффективного формирования основ безопасного поведения у обучающихся старших классов современного общества? Эта проблема обусловила выбор темы исследования: «Формирование основ безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций криминального характера у обучающихся старшей школы».
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в старшей школе.
Предмет исследования: структура и содержание методических рекомендаций по формированию основ безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций криминального характера у обучающихся старшей школы.
Цель исследования: разработать эффективный комплекс методических рекомендаций по формированию основ безопасного поведения в условиях криминальной опасности у обучающихся старшей школы.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать статистические данные и теоретически исследовать чрезвычайные ситуации криминального характера в современных условиях.
2. Изучить и проанализировать образовательную деятельность в рамках предмета ОБЖ по формированию безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций криминального характера.
3. Разработать и экспериментально проверить методические рекомендации по повышению эффективности формирования основ безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций криминального характера у обучающихся старшей школы.
Гипотеза: формирование основ безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций криминального характера у обучающихся старшей школы будет наиболее эффективное, если в учебно-воспитательный процесс внедрить разработанный комплекс методических рекомендаций.
Методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, статистические методы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что данная работа призвана подготовить обучающихся старших классов к безопасным действиям в условиях чрезвычайных ситуаций криминального характера. Также, результатами данного исследования могут быть заинтересованы общеобразовательные учреждения для решения обще-методических вопросов в области изучения основ безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций криминального характера.
База исследования: МБОУ СОШ № 98 г. Железногорска. В исследовании приняли участие два класса: 10 «А» и 10 «Б».
Все больше приходится слышать о похищении, пропаже и насилии детей. Современные дети подвергаются социальным опасностям криминального характера. Среди причин столь тревожной ситуации - недостаточная грамотность ребенка в области социальной безопасности, неготовности школьника к безопасному поведению в ситуациях криминогенного характера, слабом развитии умений и навыков анализа обстановки с точки зрения личной безопасности, прогнозирования последствий своих действий.
Для достижения поставленной цели в данном исследовании были решены следующие задачи:
1) Проанализировав статистические данные и теоретически исследовав научно-методическую литературу, были выявлены наиболее значимые и распространенные чрезвычайные ситуации криминального характера. Мы выяснили, что криминальные проявления подразделяются на следующие группы: хулиганство, присвоение собственности, насилие, изготовление и сбыт наркотиков, сбыт оружия и проституция.
Как показывает анализ происходящих в последнее время ЧС, в 75-80 % случаев их возникновение связано с деятельностью человека и обусловлено причинами социального характера. Статистика показывает, что 40% преступлений в отношении детей происходят дома, 38% - в школе, а остальные 22% - на улице.
Также мы выяснили, что в современных условиях предотвратить, избежать опасности криминального характера возможно лишь при формировании устойчивого безопасного поведения, включающего знания, умения и навыки адекватных действий в условиях криминальной опасности, психологическую готовность воспользоваться ими для обеспечения собственной безопасности. Сформировать подобные качества возможно лишь в педагогической деятельности, осуществляемой системой образования, обладающей профессиональной подготовленностью специалиста, достаточной материально-технической базой и охватывающей всех детей и подростков.
2) Изучив и проанализировав образовательную деятельность в рамках предмета ОБЖ по формированию безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций криминального характера, было выяснено, что современная школа активно старается работать по проблеме безопасного поведения в ЧС криминального характера. Основные формы это уроки ОБЖ, встречи с сотрудниками МВД и игровые практические занятия. В целом, школа справляется с проблемами информирования и изучения по данной проблеме.
3) Были разработаны и экспериментально проверены методические рекомендации по повышению эффективности формирования основ безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций криминального характера у обучающихся старшей школы.
В результате изучения данного курса ОБЖ с использованием разработанных нами методических рекомендаций, обучающиеся научились основам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций криминального характера, а именно:
• как обезопасить себя от грабежа, разбоя или уличных краж;
• что делать, если угрожают;
• как защититься от мошенников;
• как обезопасить свое жилище от злоумышленников.
Разработанный комплекс методических рекомендаций основан на использовании продуктивных методов обучения, подразумевающих активную работу обучающихся и учителей, и направленных на:
• очевидную заинтересованность обучающихся;
• самостоятельную выработку решений учащимися;
• высокую степень вовлеченности в учебно¬воспитательный процесс;
• преимущественную направленность на развитие или приобретение интеллектуальных и поведенческих навыков и умений в сжатые сроки.
Можно сделать вывод, что данный комплекс методических рекомендаций действительно является эффективным и способствует реализации всех дидактических принципов организации учебно¬воспитательного процесса. Наполняет деятельность учителя принципиально новым содержанием, позволяя сосредотачиваться на своих главных функциях - обучающей, воспитательной и развивающей.
Чем интереснее и увлекательнее проходят занятия, тем больше полезной информации и навыков усваивается классом, и тем больше вероятность их реального использования.
Человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций криминального характера.