Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование основ безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций криминального характера у обучающихся старшей школы

Работа №153710

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ КРИМИНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА 6
1.1. Чрезвычайные ситуации криминального характера в современных
условиях и безопасное поведение как педагогическая проблема 6
1.2. Формирование у обучающихся основ безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций криминального характера через
образовательную деятельность в рамках предмета ОБЖ 18
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Цель, задачи, методы исследования 28
2.2. Организация исследований 29
2.3. Обоснование и разработка методических рекомендаций по формированию основ безопасного поведения обучающихся в условиях чрезвычайных ситуаций криминального характера 32
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 39
ВЫВОДЫ 43
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 7


Исторический опыт свидетельствует, что защита от социальных опасностей - важнейшая функция общественных и государственных структур [25]. Прежде всего, она заключается в профилактических мероприятиях, направленных на ликвидацию этих опасностей. Кроме того, необходима соответствующая подготовка человека, позволяющая ему адекватно действовать в опасных ситуациях: психологическая, информационная, юридическая, силовая и т. д. В процессе обучения нужно осваивать модели поведения, и учитывать конкретные ситуации [39].
Актуальность. Формирование основ безопасного поведения начинается с детства и протекает всю жизнь, но особое внимание этому процессу необходимо уделять в школьном возрасте. Очень важно чтобы выпускник школы обладал не только набором знаний, умений и навыков по различным предметам, но и обладал личностными характеристиками, обеспечивающими предупреждение опасных ситуаций и адекватное реагирование в случае их возникновения, то есть был готов к условиям реальной жизни [4].
Чтобы в какой-то мере обеспечить безопасность детей и подростков, необходимо давать им знания и обучать навыкам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях в школе, дома, на улице, вырабатывать у них умения защищать свою жизнь и здоровье, оказывать помощь себе и по возможности другим людям.
Проблема организации учебно-воспитательного процесса, который обеспечит эффективное формирование основ безопасного поведения, находится в стадии активной разработки. Остается нерешенным вопрос: Каким образом организовать учебно-воспитательную деятельность учителя ОБЖ по обеспечению эффективного формирования основ безопасного поведения у обучающихся старших классов современного общества? Эта проблема обусловила выбор темы исследования: «Формирование основ безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций криминального характера у обучающихся старшей школы».
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в старшей школе.
Предмет исследования: структура и содержание методических рекомендаций по формированию основ безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций криминального характера у обучающихся старшей школы.
Цель исследования: разработать эффективный комплекс методических рекомендаций по формированию основ безопасного поведения в условиях криминальной опасности у обучающихся старшей школы.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать статистические данные и теоретически исследовать чрезвычайные ситуации криминального характера в современных условиях.
2. Изучить и проанализировать образовательную деятельность в рамках предмета ОБЖ по формированию безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций криминального характера.
3. Разработать и экспериментально проверить методические рекомендации по повышению эффективности формирования основ безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций криминального характера у обучающихся старшей школы.
Гипотеза: формирование основ безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций криминального характера у обучающихся старшей школы будет наиболее эффективное, если в учебно-воспитательный процесс внедрить разработанный комплекс методических рекомендаций.
Методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, статистические методы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что данная работа призвана подготовить обучающихся старших классов к безопасным действиям в условиях чрезвычайных ситуаций криминального характера. Также, результатами данного исследования могут быть заинтересованы общеобразовательные учреждения для решения обще-методических вопросов в области изучения основ безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций криминального характера.
База исследования: МБОУ СОШ № 98 г. Железногорска. В исследовании приняли участие два класса: 10 «А» и 10 «Б».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Все больше приходится слышать о похищении, пропаже и насилии детей. Современные дети подвергаются социальным опасностям криминального характера. Среди причин столь тревожной ситуации - недостаточная грамотность ребенка в области социальной безопасности, неготовности школьника к безопасному поведению в ситуациях криминогенного характера, слабом развитии умений и навыков анализа обстановки с точки зрения личной безопасности, прогнозирования последствий своих действий.
Для достижения поставленной цели в данном исследовании были решены следующие задачи:
1) Проанализировав статистические данные и теоретически исследовав научно-методическую литературу, были выявлены наиболее значимые и распространенные чрезвычайные ситуации криминального характера. Мы выяснили, что криминальные проявления подразделяются на следующие группы: хулиганство, присвоение собственности, насилие, изготовление и сбыт наркотиков, сбыт оружия и проституция.
Как показывает анализ происходящих в последнее время ЧС, в 75-80 % случаев их возникновение связано с деятельностью человека и обусловлено причинами социального характера. Статистика показывает, что 40% преступлений в отношении детей происходят дома, 38% - в школе, а остальные 22% - на улице.
Также мы выяснили, что в современных условиях предотвратить, избежать опасности криминального характера возможно лишь при формировании устойчивого безопасного поведения, включающего знания, умения и навыки адекватных действий в условиях криминальной опасности, психологическую готовность воспользоваться ими для обеспечения собственной безопасности. Сформировать подобные качества возможно лишь в педагогической деятельности, осуществляемой системой образования, обладающей профессиональной подготовленностью специалиста, достаточной материально-технической базой и охватывающей всех детей и подростков.
2) Изучив и проанализировав образовательную деятельность в рамках предмета ОБЖ по формированию безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций криминального характера, было выяснено, что современная школа активно старается работать по проблеме безопасного поведения в ЧС криминального характера. Основные формы это уроки ОБЖ, встречи с сотрудниками МВД и игровые практические занятия. В целом, школа справляется с проблемами информирования и изучения по данной проблеме.
3) Были разработаны и экспериментально проверены методические рекомендации по повышению эффективности формирования основ безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций криминального характера у обучающихся старшей школы.
В результате изучения данного курса ОБЖ с использованием разработанных нами методических рекомендаций, обучающиеся научились основам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций криминального характера, а именно:
• как обезопасить себя от грабежа, разбоя или уличных краж;
• что делать, если угрожают;
• как защититься от мошенников;
• как обезопасить свое жилище от злоумышленников.
Разработанный комплекс методических рекомендаций основан на использовании продуктивных методов обучения, подразумевающих активную работу обучающихся и учителей, и направленных на:
• очевидную заинтересованность обучающихся;
• самостоятельную выработку решений учащимися;
• высокую степень вовлеченности в учебно¬воспитательный процесс;
• преимущественную направленность на развитие или приобретение интеллектуальных и поведенческих навыков и умений в сжатые сроки.
Можно сделать вывод, что данный комплекс методических рекомендаций действительно является эффективным и способствует реализации всех дидактических принципов организации учебно¬воспитательного процесса. Наполняет деятельность учителя принципиально новым содержанием, позволяя сосредотачиваться на своих главных функциях - обучающей, воспитательной и развивающей.
Чем интереснее и увлекательнее проходят занятия, тем больше полезной информации и навыков усваивается классом, и тем больше вероятность их реального использования.
Человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций криминального характера.



1. Абаскалова, Н.П. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе: учебное пособие для студентов вузов / Н.П. Абаскалова, Л.А. Акимова, С.В. Петров. - Новосибирск: АРТА, 2011. - 302 с.
2. Антипова, Е.А. Криминальные опасности и защита от них [Электронный ресурс]: учеб.-метод. Пособие для студентов фак. физ. культуры / сост. Е. А. Антипова. - Саратов : [б. и.], 2011. -37 с. - Режим доступа: ЭБС БИ СГУ.
3. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для бакалавров / Э.А. Арустамов. - М.: Дашков и К, 2016. - 448 с.
4. Балашов, Д.Н. Криминалистика: Учеб. Пособие
[Электронный ресурс] / Д.Н. Балашов, Н.М. Балашов, С.В. Маликов. - 5-e изд. -М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2010. -241 с. - Режим доступа: ЭБС Инфра-М.
5. Бондин, В.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / В.И. Бондин, Ю.Г. Семехин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, Академцентр, 2013. - 349 с.
6. Вишняков, Я.Д. Безопасность жизнедеятельности. Теория и практика: Учебник для бакалавров / Я.Д. Вишняков. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 543 с.
7. Графкина, М.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / М.В. Графкина, Б.Н. Нюнин, В.А. Михайлов. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 с.
8. Драпкина, Л. Я. Криминалистика [Текст] : учебник / Л.Я. Драпкина, В. Н. Карагодин, 2008. -672 с. - Режим доступа: ЭБС БИ СГУ.
9. Евсеев, В.О. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для бакалавров / В.О. Евсеев, В.В. Кастерин, Т.А. Коржинек; Под ред. Е.И. Холостова, О.Г. Прохорова. - М.: Дашков и К, 2013. - 456 с.
10. Занько, Н.Г. Безопасность жизнедеятельности / Н.Г. Занько, К.Р. Малаян и др. - СПб.: Лань, 2016. - 696 с.
11. Иванов, А.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / С.А. Полиевский, А.А. Иванов, Э.А. Зюрин; Под ред. С.А. Полиевский. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 368 с.
12. Каракеян, В.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебник и практикум для СПО / В.И. Каракеян, И.М. Никулина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 330 с.
13. Киселева, Л.М. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие к практическим занятиям. Часть 4 / Л.М. Киселева, В.Н. Бекасова. - Челябинск: издательский центр ЮУрГУ, 2015. - 106с.
14. Ковалев, С.В. Безопасность жизнедеятельности / С.В. Ковалев. - М.: КноРус, 2012. - 552 с.
15. Косолапова, Н.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. - М.: КноРус, 2013. - 192 с.
16. Курбатов, Б.Е. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций / Б.Е. Курбатов - М.: Московский государственный авиационный институт, 2010. - 122 с.
17. Маликов, А.Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Ш.А. Халилов, А.Н. Маликов, В.П. Гневанов; Под ред. Ш.А. Халилов. - М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2012. - 576 с.
18. Маринченко, А.В. Безопасность жизнедеятельности:
Учебное пособие / А.В. Маринченко. - М.: Дашков и К, 2015. - 360 с.
19. Маслеников, В.В. Безопасность жизнедеятельности:
Учебник. / В.В. Маслеников. - М.: АСВ, 2014. - 509 с.
20. Микрюков, В.Ю. Безопасность жизнедеятельности:
Учебник / В.Ю. Микрюков. - М.: КноРус, 2013. - 288 с.
21. Михайлов, Л.А. Безопасность жизнедеятельности:
Учебник для вузов / Л.А. Михайлов. - СПб.: Питер, 2012. - 461 с.
22. Михайлов Л.А. Безопасность жизнедеятельности:
Учебник для вузов / Л. А. Михайлов, В. П. Соломин, А. Л. Михайлов, А. В. Старостенко и др. — СПб.: Питер, 2011. - 302 с.
23. Мурадова, Е.О. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Е.О. Мурадова. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 124 с.
24. Никифоров, Л.Л. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для бакалавров / Л.Л. Никифоров, В.В. Персиянов. - М.: Дашков и К, 2013. - 496 с.
25. Подольская Е. А., Назаркина В. Н. Социальная
безопасность: сущность, угрозы и пути обеспечения //
Социологические исследования. 2016. № 11. С. 133-139.
26. Русак, О.Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / О.Н. Русак, К.Р. Малаян, Н.Г. Занько. - СПб.: Лань, 2012. - 672 с.
27. Рыжков, Л.П. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Л.П. Рыжков, Т.Ю. Кучко, И.М. Дзюбук. - СПб.: Лань, 2016. - 696 с.
28. Савельев, И.В. Безопасность жизнедеятельности (для ВУЗов): Учебник / И.В. Савельев. - СПб.: Лань, 2012. - 672 с.
29. Семехин, Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Ю.Г. Семехин; Под ред. проф. Б.Ч. Месхи. - М.: НИЦ ИНФРА-М, Академцентр, 2012. - 288 с.
30. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности комплексная программа 5-11 классы / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. - М: «Просвещение», 2010.
31. Собольников, В.В. Основы криминальной психологии / Собольников В.В., 2-е изд. -М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 340 с. - Режим доступа: ЭБС Инфра-М.
32. Соломин, В.П. Безопасность жизнедеятельности для педагогических и гуманитарных направлений: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.П. Соломин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 399 с.
33. Тверская, С.С. Безопасность жизнедеятельности: Словарь-справочник / С.С. Тверская. — М.: МПСУ, МОДЭК, 2010. — 456 с.
34. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ
(последняя редакция) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // consultant.ru: система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения: 12.02.2018).
35. Федеральный закон от 28.12.2010 года № 390-ФЗ
(последняя редакция) «О безопасности» [Электронный ресурс] // consultant.ru: система «КонсультантПлюс». URL:
http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата
обращения: 12.02.2018).
36. Федеральный закон от 21.12.1994 года № 68-ФЗ
(последняя редакция) «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [Электронный ресурс] // consultant.ru: система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/(дата обращения 12.02.2018).
37. Хван, Т.А. Безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие / Т.А. Хван, П.А. Хван.- Ростов н/Д: Феникс, 2016. -443 с.
38. Холостова, Е.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для бакалавров / Е.И. Холостова, О.Г. Прохорова. - М.: Дашков и К, 2016. - 456 c.
39. Чувин, Б.Т. «Человек в экстремальной ситуации»: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС; - М., 2012 г. - 352 с.
40. Эминов, В.Е. Причины преступности в России: Криминологический и социально-психологический анализ [Электронный ресурс] / В.Е. Эминов; Союз криминалистов и криминологов. -М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. -128с. - Режим доступа: ЭБС Инфра-М.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ