Только Word
Введение 3
Глава 1. «Строительная жертва»: ритуально-мифологический и
историко-литературный аспекты 8
1.1. «Строительная жертва»: ритуально-мифологический аспект 8
1.2. Мифологема «строительной жертвы» в русской литературе XIX-XXI
вв 12
Глава 2. Историософия «Большого террора» в романе «Оправдание... 18
2.1. Социально-политические взгляды и историософская позиция Д.
Быкова 18
2.2. Историк как (ре)конструктор прошлого: образ К. Рогова 22
Глава 3. Мифологема «строительной жертвы» в структуре романа
«ЖД» 29
3.1. Персонажная система романа: варяги vs. хазары 29
3.2. Экспликация мифологемы «строительной жертвы» 34
Заключение 42
Список использованных источников и литературы 45
Приложение № 1. Урок. Мифологема «строительной жертвы» в романах Д.
Быкова «Оправдание» и «ЖД» 50
В литературоведении проблема взаимодействия мифа и литературы не теряет своей актуальности. Исследования мифа, принадлежащие зарубежным (К.-Г. Юнг, Н. Фрай, М. Элиаде, Р. Барт) и отечественным (А. Потебня, Е. Мелетинский, Ю. Лотман, А. Лосев и др.) ученым в ХХ веке лишь усиливают интерес к мифологическому анализу художественного текста, поскольку художественная литература наполнена разнообразными мифологемами1.
Если раньше история развития цивилизации двигалась в направлении «демифологизации», то в ХХ веке мы наблюдаем «ремифологизацию». Это связано с тем, что мифология стала удобным языком описания модели личности и общественного поведения.
Писавшие о проблеме взаимодействия литературы и мифа Ю.М.Лотман, З.Г. Минц и Е.М. Мелетинский в статье «Литература и мифы» отмечают, что «авторы обращаются к ритуалу и мифу не как к вечным моделям искусства, а как к первой лаборатории поэтической образности» [Лотман, Мелетинский, Минц 1980: 220].
Многие исследователи отмечают в качестве одной из ключевых черт неклассической поэтики (модернизм, авангард и их модификации) неомифологизм, проявляющийся, в частности, в актуализации в текстах литературы XX века различных архетипических элементов и универсалий. Одной из таких универсалий является мифологема «строительной жертвы».
Изначально «строительная жертва» появляется как ритуал и фиксируется этнографами у народов всего мира. По словам Д. К. Зеленина, существует множество преданий о людях «замурованных в фундаментах или стенах разных построек <...>. Функция строительной жертвы состояла в обеспечении прочности и долговечности определенной постройки.
По словам Е. Крикливец, в современной русской и белорусской традиционалистской прозе происходит активизация мифопоэтических архетипов, наблюдается синтез элементов романтической, модернистской и постмодернистской эстетики.
При этом произведения затрагивают темы современности и «дозировка» мифологических элементов в них может быть разной: от присутствия в тексте отдельных мифологем до активного использования цитат, реминисценций, аллюзий», причем «данные элементы, несомненно, используются писателями с установкой на их опознание читателем и содержат «код» художественного сообщения [Крикливец 2016: 267].
Мифологема «строительной жертвы» наиболее отчетливо актуализируется в русской литературе XIX-XX вв. Различные варианты реализации этой мифологемы обнаруживаются в творчестве столь разных авторов, как Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, А. П. Платонов. В современной русской литературе эта мифологема ярче всего реализуется, как нам представляется, в творчестве Д. Быкова.
Д. Быков родился в 1967 году в Москве. Окончил факультет журналистики МГУ. Писатель, публицист, литературный критик,
общественный деятель, поэт. В настоящее время является автором
еженедельника «Собеседник». В 2001 году вышел его первый роман «Оправдание», который можно отнести к жанру альтернативной истории. Главной отличительной особенностью прозы Быкова можно считать стремление автора к моделированию альтернативной реальности, что можно увидеть во многих его произведениях (прежде всего, в романах «Эвакуатор» (2005), «ЖД» (2006). Д. Быков входит в число наиболее известных современных литераторов, принадлежа к тем немногим творческим личностям, которых массовая аудитория узнает «в лицо». Быков является автором 9 романов, нескольких биографий в серии «Жизнь замечательных людей», множества рассказов, стихотворений, публицистических и критических статей.
Быков - один из самых востребованных интеллектуалов современной России, успевающий создавать масштабные романы, печатать газетные статьи, выступать на телевидении, оценивать произведения других авторов и даже, писать объемные биографии (биография Пастернака в серии «Жизнь замечательных людей»). Стремление к острой актуальности в текстах Быкова соединяется с особым вниманием к публицистическому вектору повествования. В центре внимания писателя находится отечественная история. Прибегая к метафоре, можно сказать, что именно история и является главным действующим лицом романов Быкова. «Оправдание» (2010) - первый роман автора, открывающий трилогию (два других романа - «Орфография» (2003) и «Остромов, или Ученик чародея» (2010).
В данной работе мы рассматриваем мифологему «строительной жертвы» в романах Д. Быкова «Оправдание» и «ЖД», выявляя социокультурный контекст, в котором написаны романы; семантику и функции мифологемы в его художественной структуре. При всем внимании современной филологической науки к мифопоэтике, эта тема ранее не привлекала внимания исследователей, что обусловливает ее научную новизну и теоретическую значимость.
Целью работы является комплексное изучение репрезентаций мифологемы «строительной жертвы» на разных уровнях поэтики романов Д. Быкова «Оправдание» и «ЖД».
Поставленная цель предполагает следующие задачи.
1. Определить границы понимания термина «строительная жертва».
2. Описать семантику и функции мифологемы «строительной жертвы» в системе поэтики романа «Оправдание»....
Мифологема «строительной жертвы», активно присутствующая в литературе XX-XXI вв., эксплицируется в различных произведениях по- разному. Авторы разного времени могут использовать ее на всех уровнях художественного текста. Востребованность этой мифологемы можно объяснить тем, что она даёт возможность эстетически яркой и убедительной репрезентации как социальных (к примеру, строительство железной дороги у Некрасова), так и экзистенциальных (а иногда и их синтез - как у Достоевского или Платонова) конфликтов.
Не исключение в этом смысле и современная словесность, одним из ярчайших представителей которой является Дмитрий Быков. Обширная и разнонаправленная творческая деятельность Д. Быкова - журналистика, литературная и кинокритика, преподавание в школах и университетах, чтение публичных лекций, работа теле- и радиоведущим и, конечно, собственно поэтическое и прозаическое творчество не могут не привлечь привлекает внимания к его личности. При этом Быков является неоднозначной фигурой и вызывает противоречивые отклики у современников.
Д. Быков и в прямой, публицистической, и в опосредованной, художественной форме реализует либеральные общественные и политические убеждения.
С самого первого своего романа «Оправдание» он актуализировал мифологему «строительной жертвы» (на тот момент еще скорее в скрытом, «латентном» виде), поскольку она позволила наиболее полно, но в то же время не напрямую выразить его взгляд на период Большого террора как на череду репрессий, не имеющих никакого оправдания.
Второй роман, который был выбран нами для исследования - «ЖД» - был начат в год написания «Оправдания» и стал своеобразным 42
компендиумом быковской историософии, предельно расширив предмет размышлений - от короткого эпизода советской истории и его осмысления в постсоветское время до отечественной истории на всём её протяжении.
Романы Д. Быкова можно отнести, вслед за А. Эткиндом и М. Липовецким, к направлению под названием «магический историзм», учитывая, что он представляет собой «форму травматического письма, сложившуюся в постсоветской культуре <...> Почти всегда эти тексты насыщены нетрадиционной магией. Исторические периоды, в которые эти авторы помещают своих героев, менее разнообразны: почти всегда это советский период» [Липовецкий, Эткинд 2008: 4].
И в «Оправдании», и в «ЖД» происходит «отыгрывание истории» Быков конструирует псевдоальтернативную реальность на основе интерпретации и переосмысления реального исторического опыта.
Основной нашей целью было комплексное изучение репрезентаций мифологемы «строительной жертвы» на разных уровнях поэтики романов Д. Быкова «Оправдание» и «ЖД».
В первой главе мы выяснили, в чём заключается смысл мифологемы «строительной жертвы», раскрыли понятие «строительной жертвы» в ритуально-мифологическом аспекте, приводили примеры многих исследований учёных, а также находили мифологему «строительной жертвы» в русской литературе XIX-XX веков.
Во второй главе мы проследили мифологему «строительной жертвы» на разных уровнях поэтики романа «Оправдание» - от прямых деклараций героя-протагониста, занятого историософскими размышлениями о годах Большого Террора, до отдельных образов, мотивов.
В третьей главе мы описывали персонажную систему романа «ЖД», причины столкновения основных противоборствующих сил (варяги vs. хазары) и исследовали экспликации указанной мифологемы.
В обоих романах Быков с разной степенью отчётливости использует мифологему «строительной жертвы» в качестве инструмента для напряженной рефлексии над отечественной историей. С той разницей, что в «Оправдании» речь идёт о Большом терроре, в а «ЖД» предметом историософских размышлений становится русская история на всём её протяжении. В «ЖД» реализуется быковская концепция о цикличном, четырёхтактовом характере отечественной истории, изменить которую, по логике романного сюжета, может лишь конец света.
Многоплановость, наличие нескольких сюжетных линий и пластов, «альтернативная версия» исторических событий и, наконец, элементы языковой игры - вот основные черты романов Д. Быкова, которые, несомненно, занимают важнейшее место в литературе российского постмодернизма и в целом в традиции рефлексии отечественного историкокультурного процесса с либеральных политических позиций....
1. Амусин 2007 - Амусин М. Новая российская футурология.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://magazines.russ.ru/zvezda/2007/12/am11 .html (дата обращения:
21.02.2017).
2. Амусин 2009 - Амусин М. Чем сердце успокоится. Заметки о серьезной и массовой литературе в России на рубеже веков. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/voplit/2009/3/am1.html (дата обращения: 21.02.2017).
3. Афанасьев 1995 - Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1995. 200 с.
4. Банников 2005 - Банников К. Формат казармы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/oz/2005/5/2005 5 23.html (дата обращения: 27.02.2017).
5. Байбурин 1993 - Байбурин А. К. Ритуал в традиционной
культуре. СПб., 1993. 159 с.
6. Байбурин 1979 - Байбурин А. К. «Строительная жертва» и связанные с нею ритуальные символы у восточных славян. Л., 1979. 159 с.
7. Байбурин 1983 - Байбурин А. К. Жилище в обрядах и
представлениях восточных славян. Л., 1983. 63 с.
8. Беликов 2008 - Беликов Ю. Трещина на Голгофе. Беседа с Дмитрием Быковым. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/ra/2008/11/by 19.html (дата обращения 21.06.2017).
9. Борода 2006 - Борода Е. Повесть В. Пелевина «Омон Ра» в русле отечественной традиции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pelevin.nov.ru/stati/o-tradition/1 .html (дата обращения: 28.02.2017).
10. Бунин - Бунин И. А. Сборник рассказов. Жертва. М., 1986. 76 с.
11. Быков 2007 - Быков Д. Оправдание. Эвакуатор. М., 2007. 528 с.
12. Быков 2006 - Быков Д. ЖД. М., 2006. 685 с.
13. Быков 2003 - Быков Д. Блуд труда. Спаситель. ПВО.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-libra.rU/read/210574-blud- truda.html (дата обращения 28.02.2017).
14. Быков 2006 - Быков Д. Иосиф и его жены. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kommersant.ru/doc/2296583 (дата обращения: 20.05.2016).
15. Быков 2015 - Быков Д. Особое мнение. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://echo.msk.ru/programs/personalno/1481074-echo/q.html (20.05.2017)....51