Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование позитивных межличностных отношений актива молодежного центра на примере г. Канска

Работа №153708

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы61
Год сдачи2020
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Теоретические основы развития позитивных межличностных отношений подростков в коллективе 6
1.1. Сущность понятия развития позитивных
межличностных отношений у подростков 6
1.2. Развитие позитивных межличностных отношений в
подростковом возрасте 9
1.3. Основные условия развития позитивных
межличностных отношений подростков в коллективе.. 16
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 24
2.1. Организация исследований 24
2.2. Методы исследований 25
ГЛАВА 3 Эмпирическое исследование по развитию
позитивных межличностных отношений у подростков в коллективе 27
3.1. Выявление уровня развития позитивных
межличностных отношений подростков 27
3.2. Реализация условий, направленных на развитие
позитивных межличностных отношений между подростками в коллективе 33
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 42
Выводы по третьей главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЕ

Специалист по работе с молодежью, помимо своей основной деятельности, должен создавать благоприятные условия для развития эмоционального и психического состояния активистов, учащихся различных объединений и коллективов молодежного центра.
Нужно учитывать, что подростковый возраст заслуживает особого внимания, в этом возрасте происходят множественные изменения в организме подростка, такие как дисгармония в строении тела, негативные проявления характера и поведения, что нарушает эмоциональное благополучие и сказывается на межличностных отношениях со сверстниками.
Данные особенности могут отрицательно сказать на работе членов молодежных объединений. Поэтому появилась необходимость в теоретическом переосмыслении и эмпирическом исследовании специфики межличностного взаимодействия подростков в коллективе.
Необходимо отметить, что несмотря на достаточную изученность проблем общения, позитивный полюс отношений, в отличие от отрицательного (жестокость, агрессия, девиации, деструктивность), исследован значительно меньше. Таким образом, значимость работы заключается в том, что мы глубже исследуем относительно слабо изученную позитивную сторону межличностных взаимоотношений.
Таким образом, в настоящее время, становиться актуальным поиск эффективных условий для формирования позитивного отношения подростков к сверстникам, данный процесс является сложным и заставляет пересмотреть традиционные подходы взаимодействий с подростками, и, в первую очередь, позицию взрослого при организации их жизнедеятельности в молодежном центра.
В связи с этим возникает необходимость разработки условий и их реализации в формировании позитивных взаимоотношений в подростковом возрасте.
Объект исследования: межличностные отношения в подростковом возрасте.
Предмет исследования: условия развития позитивных межличностных отношений у подростков.
Цель исследования - определение и реализация условий, обеспечивающих формирование позитивных межличностных отношений у подростков.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ различных подходов в исследованиях процесса развития позитивных межличностных отношений подростков.
2. Исследовать особенности межличностных отношений в конкретной группе подростков .
3. Разработать и реализовать комплекс занятий, способствующих развитию позитивных межличностных отношений подростков.
4. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы и доказать эффективность занятий по развитию позитивных межличностных отношений подростков.
Гипотеза: Мы предполагаем, что процесс развития позитивных взаимоотношений подростков будет эффективным, если разработать комплекс занятий и организовать совместную деятельность, учитывая индивидуальные, психологические особенности подростков и степени их готовности к установлению позитивных взаимоотношений, это поможет создать атмосферу взаимной доброжелательности, толерантности и взаимопомощи и установить стиль общения, основанный на принципах принятия и эмпатии.
Научная новизна: разработан комплекс занятий для установления позитивных взаимоотношений между подростками.
Практическая значимость: Теоретические положения и выводы, разработанные в ходе исследования, способствует развитию позитивных межличностных отношений подростков в коллективе; разработанный комплекс занятий по развитию позитивных межличностных отношений подростков в коллективе можно внедрить в практику специалиста по работе с молодежью.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе изучения теоретических основ по теме развития позитивных отношений подростков были сделаны следующие выводы:
Позитивное отношение - это общая положительно-эмоциональная направленность поведения человека в его взаимоотношениях с другими людьми, которая проявляется в умении сочувствовать, понимать состояние окружающих, готовности оказывать поддержку и вступать во взаимодействие в совместной двигательной деятельности.
Отношения у подростка с окружающими строятся по-разному. Взаимоотношения определяют положение человека в группе, коллективе. От того как, они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворённость или неудовлетворённость человека в данной общности. От них зависит сплочённость группы, способность решать поставленные задачи. Именно положительные личные взаимоотношения представляют собой один из важных факторов эмоционального климата группы, «эмоционального благополучия» её членов.
Особую актуальность развитие позитивных взаимоотношений приобретает в подростковом возрасте. Взаимоотношения в подростковом возрасте развиваются под влиянием ценностей группы, свободных от опеки взрослых. Из-за того, что подростки не в полной мере владеют навыками взаимодействия, им зачастую сложно поддерживать положительные взаимоотношения как с взрослыми, так и со сверстниками.
Поиск условий развития позитивных взаимоотношений подростков позволил выявить потребность в создании таких условий, при которых каждый подросток, воздействуя с окружающими людьми, выступает субъектом гуманных переживаний и действий и, в то же время, - объектом положительного отношения. В работе описаны некоторые условия, создание которых будет способствовать развитию позитивных взаимоотношений в подростковом возрасте:
1) организация совместной деятельности;
2) создание ситуации успеха;
3) развитие коммуникативных умений;
4) формирование нравственных представлений, понятий,
нравственных ценностей и т.п.;
5) формирование нравственных мотивов поведения;
6) овладение необходимыми способами и формами поведения.
Формами работы с подростками по формированию желательного поведения и обучению адаптивным поведенческим реакциям могут быть групповые игры, тренинги и др.
В работе с подростками могут использоваться такие технологии формирования позитивного поведения как тренинги разрешения конфликтов, формирования уверенности, устойчивости к давлению со стороны.
Мы поставили перед собой гипотезу, что процесс развития позитивных взаимоотношений подростков будет эффективным, если разработать комплекс занятий и организовать совместную деятельность, учитывая индивидуальные, психологические особенности подростков и степени их готовности к установлению позитивных взаимоотношений.
На первом этапе нашего эксперимента мы реализовали социометрическое исследование и определили, что в активе держаться не очень позитивные отношения между подростками. Об этом свидетельствуют низкий уровень взаимности, наличие подростков, не получивших ни одного выбора, присутствие значительного числа подростков неблагоприятных статусных групп.
На втором этапе мы реализовали комплексные занятия по формированию у подростков положительного отношения к сверстникам, которые должны были повлиять на взаимоотношения подростков в коллективе.
На третьем этапе мы проанализировали два социометрических следования и определили, что вырос позитивный уровень отношений в активе молодежного центра. Повысился уровень взаимности, понизился уровень подростков находящихся в статусе «не принятых», и общий статус неблагоприятных подростков тоже понизился.
В итоге мы доказали нашу гипотезу и подтвердили то, что на процесс развития позитивных взаимоотношений подростков в коллективе эффективно влияет комплекс занятий, включающий совместную деятельность, и учитывающий индивидуальные, психологические особенности подростков и степени их готовности к установлению позитивных взаимоотношений.



1. Александрова Ю. В. Взаимосвязь отношения к другому и самоотношения взрослого человека// Мир психологии. 2009. № 2. С. 38-44.
2. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности. Воронеж: МОДЭК, 1999. 216 с.
3. Ананьев, Б.Г. Педагогические приложения современной психологии. М.: Издательство Московского университета, 1981. 314 с.
4. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы
общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. 416 с.
5. Бабаева Т. Н. Формирование доброжелательного отношения детей к сверстникам в процессе общения. автореф. дисс. ... канд. пед. Наук. М, 2003. 23 с.
6. Бахирева Т.Е. Создание условий для позитивных межличностных отношений участников образовательного процесса в среднем и старшем звене школы // Научно - методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 25. С. 298-301.
7. Бодалев А. А. Психология о личности. М.: МГУ, 2008. 188 с.
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2008. 464 с.
9. Васюкова И.Г. «Пойми себя» тренинговая программа,
направленная на формирование позитивных интересов, личностный рост несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении. Когалым: Речь, 2013. 54 с.
10. Взаимоотношения подростков [Электронный ресурс]. URL: http://uchebnik.biz/book/211-psixologiya-kniga-2/72-vzaimootnosheniya- podrostkov.html (дата обращения 20.10.2018).
11. Волков Б.С. Психология подростка. М.: Пед. об-во России, 2010. 160 с.
12. Воробьева Д.И. Гармония развития. М.: Детство - Пресс, 2006. 144 с.
13. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.:
Издательство АПН РСФСР, 1956. 520 с.
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений текстов: в 6 томах. М.: Речь, 2013. -368 с.
15. Гаджиева К.А. Самоотношение подростков с отклоняющимся поведением // Психология, социология и педагогика. 2015. № 1. С. 52-57.
16. Дмитриева А.А. Будь собой! Будь лучшим! Программа развития позитивного самоотношения у старших подростков. Орел: МБОУ гимназия № 34, 2017. 54 с.
17. Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений у старших подростков // Научно-методический журнал «Концепт». 2015. Т. 31. С. 91-95.
18. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. М.: Академия, 1998. 128 с.
19. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. СПб.: Речь, 2010. 141с.
20. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер,
2000. 554 с.
21. Ерофеева И.А. Жизненные ценности современных подростков// Новаинфо. 2016. Т.1 № 49. С. 475 - 482.
22. Завражнов В.В. Социально-психологические аспекты развития межличностных отношений в подростковом возрасте // Молодой ученый. 2017. №20. С. 399-401.
23. Заир - Бек Е. С. Педагогические ориентиры успеха (актуальные проблемы развития образовательного процесса). СПб. : Петроградский, 1995. 64 с.
24. Запорожец А.В. О генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. 1974. № 6. С. 59 - 73.
25. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: анамнез, этиология и патогенез. Л.: Медицина, 1988. 248 с.
26. Казанская В.Г. Подросток: трудности взросления. СПб: Питер, 2008. 66 с.
27. Каширский, Д.В. Субъективные ценности подростков с девиантным поведением. Барнаул: ААЭП, 2013. 196 с.
28. Каширский Д.В. Субъективные ценности подростков с делинквентным поведением // Психологические исследования. 2013. Т. 6. №32. С. 189-194.
29. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Общение и возрастные особенности. Минск: БГУ, 2006. 250 с.
30. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. Минск: Нарсвет, 1984. 239 с.
31. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 255с.
32. Кондратьев М. Ю. Азбука социального психолога-практика. М.: ПЕР СЭ, 2007. 464 с.
33. Коуркина Р.Р. Коррекционно-развивающая программа для подростков «Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе» [Электронный ресурс]. URL: ййрз://открытыйурок.рф/статьи/561314/ (дата обращения 10.05.2019).
34. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. М.: Сфера, 2011. 440 с.
35. Куницына В. Н. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. 370с.
36. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Речь, 2002. 575с.
37. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1983. 320 с.
38. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
39. Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: ВЛАДОС, 2010. 647 с.
40. Социометрия Дж. Морено — методика, процедура, обработка результатов. Социограмма [ Электронный ресурс ]. URL: https://psyfactor.org/lib/sociometriya_moreno.htm(дата обращения 05.05.2019).
41. Любимова О.М. Защитно-совладеющее поведение в системе поддержания позитивного самоотношения // Психология обучения. 2012. №7. С. 267-271.
42. Мантрова М.С. Ситуация успеха как фактор развития позитивного образа Я современного подростка // Вестник ОГУ. 2013. №2. С. 151 - 158.
43. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания. М.: Педагогика,
2001. 319 с.
44. Мухина В.С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. 240 с.
45. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: МОДЭК, 1995. 356 с.
46. Немов Р.С. Психология Ч. 2.. М.: Владос-пресс, 2003. 352 с.
47. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М.:
Издательство Московского университета, 1981. 191 с.
48. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое
общество России, 2001. 321 с.
49. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов. М.: ООО «Издательство Оникс», 2007. 640 с.
50. Пак Е.Е. Особенности взаимодействия в подростковом возрасте
[Электронныйресурс]. URL: https: //videouroki .net/razrabotki/statya-na-temu- osobennosti-vzaimodeystviya-v-podrostkovom-vozraste.html (дата обращения 20.10.2018).
51. Парыгин Б.Д. Социальная психология : проблемы методологии, истории и теории. СПб : СПГУП, 1999. 592 с.
52. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. М.: Академия, 2002. 576 с.
53. Бабанского Ю.К. Педагогика. М.: Педагогика, 1988. 432 с.
54. Петровская Л.А. Общение-компетентность-тренинг. М.: Смысл, 2007. 691 с.
55. Поливанова К.Н. Специфические характеристики развития в переходные периоды // Вопросы психологии. 1999.№ 1. С. 32-40.
56. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. 512 с.
57. Прилепко Ю.В. Психологические условия развития позитивных взаимоотношений старших подростков в полиэтнической среде: дисс ... канд. псих. наук. Ставрополь, 2004. 190 с.
58. Приходько Ю.А. Формирование положительного эмоционального отношения детей друг к другу в процессе совместной деятельности: автореф. дисс. ... на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. Киев, 2010.- 25 с.
59. Петровского А.В. Психологическая теория коллектива. М.: Педагогика, 1979. 240 с.
60. Зинченко В.П. Психологический словарь текст. М.: Педагогика - Пресс, 2008. 440 с.
61. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Просвещение, 2005. 390 с.
62. Романченко С.И. Конфликты во взаимодействии родителей и детей // Наука и образование: проблемы и перспективы: Материалы научно¬практической конференции аспирантов, студентов и учащихся (Бийск, 16-17 апреля 2004 г.). Бийск: НИЦ БИТУ им. В.М. Шукшина, 2004. С. 260 - 263.
63. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 2003. 423с.
64. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: Пресс, 1996. 398 с.
65. Социальная педагогика: Курс лекций. М.: ВЛАДОС, 2003. 416 с.
66. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста// Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов под ред. Д.И. Фельдштейна, издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996. 304 с.
67. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. М.: Флинта, 1999. 220 с.
68. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.
69. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М.: РПА, 1997. 526 с.
70. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 14-19.
71. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, 1996. 592 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ