Формирование позитивных межличностных отношений актива молодежного центра на примере г. Канска
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Теоретические основы развития позитивных межличностных отношений подростков в коллективе 6
1.1. Сущность понятия развития позитивных
межличностных отношений у подростков 6
1.2. Развитие позитивных межличностных отношений в
подростковом возрасте 9
1.3. Основные условия развития позитивных
межличностных отношений подростков в коллективе.. 16
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 24
2.1. Организация исследований 24
2.2. Методы исследований 25
ГЛАВА 3 Эмпирическое исследование по развитию
позитивных межличностных отношений у подростков в коллективе 27
3.1. Выявление уровня развития позитивных
межличностных отношений подростков 27
3.2. Реализация условий, направленных на развитие
позитивных межличностных отношений между подростками в коллективе 33
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 42
Выводы по третьей главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические основы развития позитивных межличностных отношений подростков в коллективе 6
1.1. Сущность понятия развития позитивных
межличностных отношений у подростков 6
1.2. Развитие позитивных межличностных отношений в
подростковом возрасте 9
1.3. Основные условия развития позитивных
межличностных отношений подростков в коллективе.. 16
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 24
2.1. Организация исследований 24
2.2. Методы исследований 25
ГЛАВА 3 Эмпирическое исследование по развитию
позитивных межличностных отношений у подростков в коллективе 27
3.1. Выявление уровня развития позитивных
межличностных отношений подростков 27
3.2. Реализация условий, направленных на развитие
позитивных межличностных отношений между подростками в коллективе 33
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 42
Выводы по третьей главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЕ
Специалист по работе с молодежью, помимо своей основной деятельности, должен создавать благоприятные условия для развития эмоционального и психического состояния активистов, учащихся различных объединений и коллективов молодежного центра.
Нужно учитывать, что подростковый возраст заслуживает особого внимания, в этом возрасте происходят множественные изменения в организме подростка, такие как дисгармония в строении тела, негативные проявления характера и поведения, что нарушает эмоциональное благополучие и сказывается на межличностных отношениях со сверстниками.
Данные особенности могут отрицательно сказать на работе членов молодежных объединений. Поэтому появилась необходимость в теоретическом переосмыслении и эмпирическом исследовании специфики межличностного взаимодействия подростков в коллективе.
Необходимо отметить, что несмотря на достаточную изученность проблем общения, позитивный полюс отношений, в отличие от отрицательного (жестокость, агрессия, девиации, деструктивность), исследован значительно меньше. Таким образом, значимость работы заключается в том, что мы глубже исследуем относительно слабо изученную позитивную сторону межличностных взаимоотношений.
Таким образом, в настоящее время, становиться актуальным поиск эффективных условий для формирования позитивного отношения подростков к сверстникам, данный процесс является сложным и заставляет пересмотреть традиционные подходы взаимодействий с подростками, и, в первую очередь, позицию взрослого при организации их жизнедеятельности в молодежном центра.
В связи с этим возникает необходимость разработки условий и их реализации в формировании позитивных взаимоотношений в подростковом возрасте.
Объект исследования: межличностные отношения в подростковом возрасте.
Предмет исследования: условия развития позитивных межличностных отношений у подростков.
Цель исследования - определение и реализация условий, обеспечивающих формирование позитивных межличностных отношений у подростков.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ различных подходов в исследованиях процесса развития позитивных межличностных отношений подростков.
2. Исследовать особенности межличностных отношений в конкретной группе подростков .
3. Разработать и реализовать комплекс занятий, способствующих развитию позитивных межличностных отношений подростков.
4. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы и доказать эффективность занятий по развитию позитивных межличностных отношений подростков.
Гипотеза: Мы предполагаем, что процесс развития позитивных взаимоотношений подростков будет эффективным, если разработать комплекс занятий и организовать совместную деятельность, учитывая индивидуальные, психологические особенности подростков и степени их готовности к установлению позитивных взаимоотношений, это поможет создать атмосферу взаимной доброжелательности, толерантности и взаимопомощи и установить стиль общения, основанный на принципах принятия и эмпатии.
Научная новизна: разработан комплекс занятий для установления позитивных взаимоотношений между подростками.
Практическая значимость: Теоретические положения и выводы, разработанные в ходе исследования, способствует развитию позитивных межличностных отношений подростков в коллективе; разработанный комплекс занятий по развитию позитивных межличностных отношений подростков в коллективе можно внедрить в практику специалиста по работе с молодежью.
Нужно учитывать, что подростковый возраст заслуживает особого внимания, в этом возрасте происходят множественные изменения в организме подростка, такие как дисгармония в строении тела, негативные проявления характера и поведения, что нарушает эмоциональное благополучие и сказывается на межличностных отношениях со сверстниками.
Данные особенности могут отрицательно сказать на работе членов молодежных объединений. Поэтому появилась необходимость в теоретическом переосмыслении и эмпирическом исследовании специфики межличностного взаимодействия подростков в коллективе.
Необходимо отметить, что несмотря на достаточную изученность проблем общения, позитивный полюс отношений, в отличие от отрицательного (жестокость, агрессия, девиации, деструктивность), исследован значительно меньше. Таким образом, значимость работы заключается в том, что мы глубже исследуем относительно слабо изученную позитивную сторону межличностных взаимоотношений.
Таким образом, в настоящее время, становиться актуальным поиск эффективных условий для формирования позитивного отношения подростков к сверстникам, данный процесс является сложным и заставляет пересмотреть традиционные подходы взаимодействий с подростками, и, в первую очередь, позицию взрослого при организации их жизнедеятельности в молодежном центра.
В связи с этим возникает необходимость разработки условий и их реализации в формировании позитивных взаимоотношений в подростковом возрасте.
Объект исследования: межличностные отношения в подростковом возрасте.
Предмет исследования: условия развития позитивных межличностных отношений у подростков.
Цель исследования - определение и реализация условий, обеспечивающих формирование позитивных межличностных отношений у подростков.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ различных подходов в исследованиях процесса развития позитивных межличностных отношений подростков.
2. Исследовать особенности межличностных отношений в конкретной группе подростков .
3. Разработать и реализовать комплекс занятий, способствующих развитию позитивных межличностных отношений подростков.
4. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы и доказать эффективность занятий по развитию позитивных межличностных отношений подростков.
Гипотеза: Мы предполагаем, что процесс развития позитивных взаимоотношений подростков будет эффективным, если разработать комплекс занятий и организовать совместную деятельность, учитывая индивидуальные, психологические особенности подростков и степени их готовности к установлению позитивных взаимоотношений, это поможет создать атмосферу взаимной доброжелательности, толерантности и взаимопомощи и установить стиль общения, основанный на принципах принятия и эмпатии.
Научная новизна: разработан комплекс занятий для установления позитивных взаимоотношений между подростками.
Практическая значимость: Теоретические положения и выводы, разработанные в ходе исследования, способствует развитию позитивных межличностных отношений подростков в коллективе; разработанный комплекс занятий по развитию позитивных межличностных отношений подростков в коллективе можно внедрить в практику специалиста по работе с молодежью.
В ходе изучения теоретических основ по теме развития позитивных отношений подростков были сделаны следующие выводы:
Позитивное отношение - это общая положительно-эмоциональная направленность поведения человека в его взаимоотношениях с другими людьми, которая проявляется в умении сочувствовать, понимать состояние окружающих, готовности оказывать поддержку и вступать во взаимодействие в совместной двигательной деятельности.
Отношения у подростка с окружающими строятся по-разному. Взаимоотношения определяют положение человека в группе, коллективе. От того как, они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворённость или неудовлетворённость человека в данной общности. От них зависит сплочённость группы, способность решать поставленные задачи. Именно положительные личные взаимоотношения представляют собой один из важных факторов эмоционального климата группы, «эмоционального благополучия» её членов.
Особую актуальность развитие позитивных взаимоотношений приобретает в подростковом возрасте. Взаимоотношения в подростковом возрасте развиваются под влиянием ценностей группы, свободных от опеки взрослых. Из-за того, что подростки не в полной мере владеют навыками взаимодействия, им зачастую сложно поддерживать положительные взаимоотношения как с взрослыми, так и со сверстниками.
Поиск условий развития позитивных взаимоотношений подростков позволил выявить потребность в создании таких условий, при которых каждый подросток, воздействуя с окружающими людьми, выступает субъектом гуманных переживаний и действий и, в то же время, - объектом положительного отношения. В работе описаны некоторые условия, создание которых будет способствовать развитию позитивных взаимоотношений в подростковом возрасте:
1) организация совместной деятельности;
2) создание ситуации успеха;
3) развитие коммуникативных умений;
4) формирование нравственных представлений, понятий,
нравственных ценностей и т.п.;
5) формирование нравственных мотивов поведения;
6) овладение необходимыми способами и формами поведения.
Формами работы с подростками по формированию желательного поведения и обучению адаптивным поведенческим реакциям могут быть групповые игры, тренинги и др.
В работе с подростками могут использоваться такие технологии формирования позитивного поведения как тренинги разрешения конфликтов, формирования уверенности, устойчивости к давлению со стороны.
Мы поставили перед собой гипотезу, что процесс развития позитивных взаимоотношений подростков будет эффективным, если разработать комплекс занятий и организовать совместную деятельность, учитывая индивидуальные, психологические особенности подростков и степени их готовности к установлению позитивных взаимоотношений.
На первом этапе нашего эксперимента мы реализовали социометрическое исследование и определили, что в активе держаться не очень позитивные отношения между подростками. Об этом свидетельствуют низкий уровень взаимности, наличие подростков, не получивших ни одного выбора, присутствие значительного числа подростков неблагоприятных статусных групп.
На втором этапе мы реализовали комплексные занятия по формированию у подростков положительного отношения к сверстникам, которые должны были повлиять на взаимоотношения подростков в коллективе.
На третьем этапе мы проанализировали два социометрических следования и определили, что вырос позитивный уровень отношений в активе молодежного центра. Повысился уровень взаимности, понизился уровень подростков находящихся в статусе «не принятых», и общий статус неблагоприятных подростков тоже понизился.
В итоге мы доказали нашу гипотезу и подтвердили то, что на процесс развития позитивных взаимоотношений подростков в коллективе эффективно влияет комплекс занятий, включающий совместную деятельность, и учитывающий индивидуальные, психологические особенности подростков и степени их готовности к установлению позитивных взаимоотношений.
Позитивное отношение - это общая положительно-эмоциональная направленность поведения человека в его взаимоотношениях с другими людьми, которая проявляется в умении сочувствовать, понимать состояние окружающих, готовности оказывать поддержку и вступать во взаимодействие в совместной двигательной деятельности.
Отношения у подростка с окружающими строятся по-разному. Взаимоотношения определяют положение человека в группе, коллективе. От того как, они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворённость или неудовлетворённость человека в данной общности. От них зависит сплочённость группы, способность решать поставленные задачи. Именно положительные личные взаимоотношения представляют собой один из важных факторов эмоционального климата группы, «эмоционального благополучия» её членов.
Особую актуальность развитие позитивных взаимоотношений приобретает в подростковом возрасте. Взаимоотношения в подростковом возрасте развиваются под влиянием ценностей группы, свободных от опеки взрослых. Из-за того, что подростки не в полной мере владеют навыками взаимодействия, им зачастую сложно поддерживать положительные взаимоотношения как с взрослыми, так и со сверстниками.
Поиск условий развития позитивных взаимоотношений подростков позволил выявить потребность в создании таких условий, при которых каждый подросток, воздействуя с окружающими людьми, выступает субъектом гуманных переживаний и действий и, в то же время, - объектом положительного отношения. В работе описаны некоторые условия, создание которых будет способствовать развитию позитивных взаимоотношений в подростковом возрасте:
1) организация совместной деятельности;
2) создание ситуации успеха;
3) развитие коммуникативных умений;
4) формирование нравственных представлений, понятий,
нравственных ценностей и т.п.;
5) формирование нравственных мотивов поведения;
6) овладение необходимыми способами и формами поведения.
Формами работы с подростками по формированию желательного поведения и обучению адаптивным поведенческим реакциям могут быть групповые игры, тренинги и др.
В работе с подростками могут использоваться такие технологии формирования позитивного поведения как тренинги разрешения конфликтов, формирования уверенности, устойчивости к давлению со стороны.
Мы поставили перед собой гипотезу, что процесс развития позитивных взаимоотношений подростков будет эффективным, если разработать комплекс занятий и организовать совместную деятельность, учитывая индивидуальные, психологические особенности подростков и степени их готовности к установлению позитивных взаимоотношений.
На первом этапе нашего эксперимента мы реализовали социометрическое исследование и определили, что в активе держаться не очень позитивные отношения между подростками. Об этом свидетельствуют низкий уровень взаимности, наличие подростков, не получивших ни одного выбора, присутствие значительного числа подростков неблагоприятных статусных групп.
На втором этапе мы реализовали комплексные занятия по формированию у подростков положительного отношения к сверстникам, которые должны были повлиять на взаимоотношения подростков в коллективе.
На третьем этапе мы проанализировали два социометрических следования и определили, что вырос позитивный уровень отношений в активе молодежного центра. Повысился уровень взаимности, понизился уровень подростков находящихся в статусе «не принятых», и общий статус неблагоприятных подростков тоже понизился.
В итоге мы доказали нашу гипотезу и подтвердили то, что на процесс развития позитивных взаимоотношений подростков в коллективе эффективно влияет комплекс занятий, включающий совместную деятельность, и учитывающий индивидуальные, психологические особенности подростков и степени их готовности к установлению позитивных взаимоотношений.



