Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 6
1.1 Здоровый образ жизни как цель педагогической деятельности 6
1.2 Психофизиологические особенности обучающихся основной школы 19
1.3 Средства и методы формирования здорового образа жизни обучающихся основной школы 25
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
2.1 Организация исследования 36
2.2 Методы исследования 37
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ 41
3.1 Обоснование и разработка программы, направленной на формирование
здорового образа жизни обучающихся 41
3.2 Оценка эффективности реализации программы, направленной на
формирование здорового образа жизни обучающихся 45
Заключение 51
Список используемых источников 53
Приложение А 58
Приложение Б 59
Приложение В 61
Приложение Г 63
Приложение Д
Изучение проблем здорового образа жизни подростков в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации за 2020 г., 87% обучающихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 - 70% обучающихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30% - хронические заболевания, 60% - нарушенную осанку. Из шести подростков, прошедших медицинский осмотр в 94,5% выявлены заболевания, при этом треть заболеваний ограничивают выбор профессии. Исходя из этого, становится очевидно, что проблемы здорового образа жизни подростков нуждаются в новых подходах. [34]
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом от 17.05.2012 № 413 требует от обучающихся принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков [46].
По данным известного ученого-академика Ю.П. Лисицина, являющего признанным авторитетом в области профилактической медицины и социологии важным вопросом здоровья является здоровый образ жизни, который занимает около половины удельного веса всех причин, обуславливающих здоровье людей. Это подтверждается данными отечественных и зарубежных ученых. [23, 24]
Выбор темы выпускной квалификационной работы обусловлен ее актуальностью на сегодняшний день, обучающиеся недостаточно осведомлены об основах здорового образа жизни, в связи с чем происходит ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить эффективность разработанной программы формирования здорового образа жизни обучающихся 6-х классов.
Объект исследования: воспитательный процесс обучающихся основной школы.
Предмет исследования: средства и методы формирования здорового образ жизни обучающихся 6-х классов.
В связи с поставленной целью определились следующие задачи исследования:
1) Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2) На основе анализа научно-методической литературы, разработать программу, направленную на формирование здорового образа жизни обучающихся 6-х классов посредством двигательной деятельности.
3) оценить эффективность программы, которая направлена на формирование здорового образа жизни обучающихся основной школы.
Гипотеза исследования: процесс формирования здорового образа жизни обучающихся основной школы будет эффективным, если:
- обоснованы основные положения программы, средства и методы формирования здорового образа жизни обучающихся основной школы;
- программа, направленная на формирование здорового образа жизни обучающихся основной школы, реализуется в системно-деятельностном подходе.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы;
- эмпирические: анкетирование, тестирование, интерпретация данных, методы математической статистики.
Практическая значимость: программа, направленная на формирование здорового образа жизни обучающихся 6-х классов, может применяться в образовательном процессе обучающихся основной школы при профилактике вредных привычек и формировании здорового образа жизни.
1. Здоровый образ жизни - показатель, указывающий, как человек реализует окружающие его условия жизнедеятельности для своего здоровья. Компоненты здорового образа жизни: достаточная двигательная активность; закаливание; рациональное питание; соблюдение режима дня; личная гигиена; отказ от вредных привычек.
Для определения роли физической культуры в формировании здорового образа жизни обучающихся 6-х классов были проведены констатирующий и формирующий эксперименты, в ходе которых выяснилось, что: физиологические показатели обучающихся 6-х классов (94,3%) находятся в нормальном состоянии, т.е. физиологические процессы (ЧСС) протекают без отклонений. Лишь 5,7% от 100% испытуемых по медицинским показаниям (хронические заболевания) имеют ограничения в занятиях физкультурой. Двигательные качества (87,6%) остаются на должном уровне.
2.Особое значение нужно уделить образу жизни школьников (73,3%); для превалирующего большинства обучающихся 6-х классов двигательная активность, посещение уроков физкультуры, спортивных секций является актуальным, они осознают прямую зависимость ЗОЖ от занятий спортом.
3.Подытоживая полученные данные обучающихся 6-х классов, можно отметить положительную динамику в вопросе о том, что большая часть обучающихся все-таки с желанием и интересом посещает занятия, но некоторые из них работают только лишь на получение хорошей отметки . После внедрения на уроках физкультуры авторской методики Вайнера установили, что средний уровень оценки здорового образа жизни вырос на 3%, т.е. заинтересованность детей занятиями физической культурой, регулярном посещении спортивного зала выросла, что подтверждается показателем Т-Критерия Стьюдента (р < 0,05).
Адаптированная нами программа Э. Н. Вайнера, направленная на по формирование здорового образа жизни обучающихся 6-х классов с учетом их половозрастных и физических данных эффективно сказывается на теоретических знаниях и практических умениях для формирования здорового образа жизни. Гипотеза нашего исследования подтвердилась.
1. Абаскалова, Н. П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа-вуз» [Текст] / Н. П. Абаскалова. - : автореф. докт. дис., Барнаул, 2018. - 48 с.
2. Агаджанян, Н. А. Адаптация и резервы организма. [Текст] / Н. А. Агаджанян. М.: ФК и С., 2016. - 176 с.
3. Айзман, Р. Ц. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования [Текст] / Р. Ц. Айзман. М.: 2017. - 27 с.
4. Амосов, Н. М. Раздумье о здоровье. [Текст] / Н. М. Амосов. М.: ФК и С, перераб., доп. изд-е, 2019-63 с.
5. Баладанов, О. Ю., Козловский, И. З., Бахтинов, О. П. Актуальные проблемы сохранения, укрепления и приумножения здоровья школьников. [Текст] / О. Ю. Баладанов, И. З. Козловский, О. П. Бахтинов // Проблемы здоровья человека. - Ставрополь: Изд- во СГУ, 2019. - с. 172 - 174.
6. Бальсевич, В. К., Запорожанов, В. А. Физическая активность человека [Текст] / В. К. Бальсевич, В. А. Запорожанов. К.: Здоровье, 2017. - 224 с.
7. Бальсевич, В. К., Лубышева, Л. И. Физическая культура: молодежь и современность [Текст] / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева //Теория и практика физической культуры, 2020, № 4, - с.2 - 7
8. Брехман, И. И. Валеология - наука о здоровье. [Текст] / И. И. Брехман. М.: 2018. -207 с.
9. Быховская, И. М., Лубышева, Л. И., Столяров, В. И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) [Текст] / И. М. Быховская, Л. И. Лубышева, В. И. Столяров // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5. - с. 11- 15.
10. Вайнер, Э.Н. Учебник для вузов // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 2017, 269 с.
11. Волков, Н. И. Двигательная активность и рациональное питание школьников. [Текст] / Н. И. Волков// Теория и практика физической культуры. - 2017, № 8. - с. 9 - 12.
12. Гущина, С. В. Состояние здоровья учащихся общеобразовательных учреждений РФ (школы, лицеи, колледжи). [Текст] / С. В. Гущина // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2016. - с. 177 - 179.
13. Давиденко, Д. Н. Социальные и биологические основы физической культуры [Текст] / Д. Н. Давиденко// учебное пособие. Изд-во: СПбГУ, 2015. - 208 с.
14. Давыдов, В. Ю., Попова, Г. Н. Меры безопасности на уроках физической культуры: (Всё для учителя физической культуры) [Текст] / В. Ю. Давыдов, Г. Н. Попова// учебно-методическое пособие. - Уфа, 2019. - 150 с.
15. Демидова, Е. В. Спорт или школа? [Текст] / Е. В. Демидова //газета «Российская неделя». - 2019. - № 150. - с. 28 - 33.
16. Дубровский, В. И. Валеология здорового образа жизни. [Текст] / В. И. Дубровский.- М.: Флинта; Retorika., 2016. - с.1- 35.
17. Дуркин, П. К., Лебедева, М. П. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России. [Текст] / П. К. Дуркин, М. П. Лебедева //Теория и практика физической культуры - 2018, № 8. - с. 2 - 5.
18. Жулина, Г. В. К проблеме здоровья и здорового образа жизни человека. [Текст] / Г. В. Жулина // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2018. - с. 179 - 193.
19. Журнал Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 2018, 184 с.
20. Журнал Здоровье, образ жизни. Медицина, 2019, 214 с.
21. Казначеев, В. П. Основание формирования программы общей и частной валеологии [Текст] / В. П. Казначеев // Валеология. 2018, №4, 75 - 82. с.
22. Казначеев, В. П. Очерки теории и практики экологии человека. 2020.
23. Лисицын, Ю. П. Здоровье населения и современные теории медицины. [Текст] / Ю. П. Лисицын. - М.: Медицина, 2019.
24. Лисицын, Ю. П. Слово о здоровье. [Текст] / Ю. П. Лисицын.- М.- 2017.-192 с.
25. Лубышева, Л. И. Концепция формирования физической культуры человека. [Текст] / Л. И. Лубышева. - М: ГЦОЛИФК, 2020. - 120 с.
26. Майерс, Д. Социальная психология. [Текст] / Д. Майерс.- СПб.- 2013.-688 с.
27. Макаров, В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. [Текст] / В. В. Макаров.- М.: Академия, 2015. - 320 с.
28. Марков, В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. [Текст] / В. В. Марков. М.: Академия, 2017. - 320 с.
29. Мартынова, Н. М. Критический анализ методологии изучения и оценки здоровья человека [Текст] / Н. М. Мартынова // Философские науки. 2016, №2.
30. Мотылянская, Р. Е. Спорт и возраст. [Текст] / Р. Е. Мотылянская. - М.: Медицина, 2017.
31. Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / под. ред. проф. Кофмана Л. Б.; авт.- сост. Погадаев Г. И., Никандрова М. Д. - М.: физкультура и спорт, 2018. - 496 с.
32. Никитюк, Б. А. Акселерация развития (причины, механизмы,
проявления и последствия) [Текст] / Б. А. Никитюк // Итоги науки и техники. Серия Антропология. М.: 2016. - Т. 3. - с. 5 - 76.
33. Нилуашев, С. Г. Физической воспитание и здоровье [Текст] / С. Г. Нилуашев // Физическая культура в школе. - 2018. - № 3. - с. - 2- 9.
34. Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации/Министерство здравоохранения Российской Федерации(minzdrav.gov.ru)//
35. Павлова, И. В. Совершенствование валеологического образования студентов физкультурного вуза [Текст] / И. В. Павлова// Автореф. канд. дис. Омск, 2015. - 20 с.
36. Петленко, В. П. Валеология человека. Здоровье - Любовь - Красота [Текст] / В. П. Петленко. М.: 2010, Т.5.
37. Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. Психология. Словарь [Текст] / А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.// 2-е изд. М.: 2018, 494 с.
38. Полиевский, С. А. Стимуляция двигательной активности. [Текст] / С. А. Полиевский.- М.: Здоровье, 2010. - 216 с.
39. Психологический журнал. 2005, Т.16. №1-2, с. 3-18, с. 3-14.
40. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. [Текст] / К. Роджерс.- М.- 2012.
41. Соловьев, М. Г. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры. [Текст] / М. Г. Соловьев. - Ставрополь, СГУ, 2012. - 111 с.
42. Солодков, А. С., Есина, Е. М. Физическое и функциональное развитие детей дошкольного возраста Санкт-Петербурга. [Текст] / А. С. Солодков, Е. М. Есина // Физическая культура: воспитание, образование тренировка. - 2012, № 1 - 2 , с. 12 - 15.
43. Сухарев, А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. [Текст] / А. Г. Сухарев. М.: Медицина, 2017. - 270 с.
44. Трещева, О. Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов [Текст] / О. Л. Трещева //Здоровье и образование: материалы Международного конгресса валеологов. - СПб. - 2019. - С. 176 - 187.
45. Трещева, О. Л. Системная организация валеологического образования школьников [Текст] / О. Л. Трещева //Теор. и практ. физ. культ., 2016, № 8, с. 8 - 11.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) с изменениями и дополнениями от 11 декабря 2020 г.
47. Хлебников В. А. Физическая культура как компонент здорового образа жизни // Современные социально-гуманитарные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2019г. : в 2-х ч. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2019. Часть II. С. 135-139. URL: https://apni.ru/article/34-fizicheskaya-kultura-kak-komponent- zdorovogo
48. Холодов, Ж. К., Кузнецов, В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов// уч. пос.: Академия, 2004. - 480 с.
49. Щеголев, В. В., Соломатникова, Н. Г. Внеклассная работа с учащимися 5-7 - х классов. Общая физическая подготовка. [Текст] / В. В. Щеголев, Н. Г. Соломатникова. Калуга: Институт повышения квалификации работников образования, 2016. - 44 с.
50. Щербаков, В. Г. Детско-юношеский и студенческий спорт в системе образования России [Текст] / В.Г.Щербаков // Физическая культура и спорт в Российской Федерации (студенческий спорт): сб. статей. - М.: Полиграф сервис, 2019. - С. 3 - 12.