Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Работа №153703

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы57
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава 1 теоретические исследования индивидуального стиля педагога в
психолого-педагогической литературе 6
1.1 Понятие индивидуального стиля деятельности в отечественной и
зарубежной психологии 6
1.2 Особенности индивидуального стиля педагогической деятельности 13
1.3 Взаимосвязь личностных особенностей педагогов и индивидуального
стиля деятельности 21
Выводы по первой главе 25
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей индивидуального стиля
деятельности педагогов 27
2.1 Описание организации и методик исследования 27
2.2 Анализ результатов исследования 33
Выводы по второй главе 43
Заключение 45
Список литературы 46
Приложения (обязательное) Иллюстрационная часть 50

Актуальность темы исследования.
Основной профессиональной задачей педагогов является как организация деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, так и овладение компетенциями и деятельностью, направленной на развитие активности учеников, создание предпосылок для их личностного саморазвития.
Новая система трудовой деятельности учителя обосновывает необходимость рассмотрения специфики деятельности педагогов начальных классов и субъектов этой деятельности исходя из требований информационного общества. Система труда учителя в современном обществе представляет следующий вид: субъект труда, обладающий набором определенных
компетенций, позволяющих свободно ориентироваться в информационном пространстве, посредством информационно-коммуникативных технологий реализует необходимые трудовые функции, за счёт чего происходит формирование универсальных учебных действий у объекта труда, при этом главным показателем деятельности учителя является её эффективность. Таким образом, современная система труда учителя начальных классов трансформируется и предъявляет большее количество требований к представителям данной профессии. Проблема индивидуального стиля деятельности (ИСД) уже давно стала предметом научного исследования как в нашей стране, так и за рубежом. Основная концепция ИСД, разработанная в рамках отечественной школы, состоит в том, что человек способен сознательно или неосознанно учитывать свои индивидуальные особенности как объективные условия деятельности и в соответствии с ними организовывать свою деятельность.
Становление индивидуального стиля деятельности педагога в отечественной и зарубежной науке представлено несколькими направлениями исследований:
• теоретико-методологические основы индивидуального стиля деятельности (Е.П. Ильин, Е.А.Климов, В.С. Мерлин, В.А. Толочек), индивидуальный стиль в трудовой деятельности изучался Е.А. Климовым, А.К. Марковой, А.Я. Никоновой, Н.И. Петровой, М.Р. Щукиным и др., в учебной - О.Я. Андрос, А.К. Байметовым, Г.Н. Неустроевым, Е.А. Силиной и др., в спортивной - Е.П. Ильиным, И.В. Приставкиной, В.А. Толочек и др.
• профессиональное становление педагога и проявление индивидуальности в педагогической деятельности: И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.Я.Никонова и др. Наибольшую трудность представляет изучение ИСД в профессии педагога, поскольку объективные условия деятельности являются крайне нестандартными.
Значительный вклад в разработку данной проблемы внесли Н.И. Петрова, З.Н. Вяткина, А.К. Маркова, А.Я. Никонова, Н.А. Аминов и другие. Ими были
изучены различные аспекты стиля: структура, типология, процесс
формирования.
- психолого-педагогическая организация процесса профессионального развития педагога (С.Г. Вершловский, С.И. Змеёв, И.А. Колесникова, А.П. Панфилова, В.И. Подобед, Е.П. Тонконогая и др.)
Но целый ряд вопросов, в частности касающихся соотношения индивидуального стиля деятельности и личностных характеристик педагогов, не получил достаточно широкого рассмотрения. Наличие сформированного ИСД чаше всего связывают с успешным и эффективным выполнением деятельности. Если взять это положение за основу в педагогическом труде, то возникает необходимость рассматривать стиль не только с точки зрения его успешности для самого человека. Направленность личности — это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенное поведение и деятельность, на достижение относительно сложных жизненных целей. Педагогическая направленность рассматривается как в узком, так и широком смыслах. В более узком смысле педагогическая направленность определяется как профессионально-значимое качество, которое занимает центральное место в структуре личности педагога и обусловливает его индивидуальное и типическое своеобразие.
Стиль педагогической деятельности выявляет воздействие основного фактора индивидуально-психологических особенностей субъекта этой деятельности - преподавателя, включающих индивидно-типологические, личностные, поведенческие особенности. Это подтверждается в отечественной концепцией индивидуального стиля деятельности, стиль всегда подразумевает его взаимосвязь с конкретными индивидуально-личностными особенностями человека, а не только понимается как определенная психологическая система. Е.А. Климов и В.С. Мерлин аргументировали особенность данной концепции.
Цель исследования - изучение особенностей индивидуального стиля деятельности педагогов.
Объект исследования - индивидуальный стиль деятельности.
Предмет исследования - особенности индивидуального стиля деятельности педагогов.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что существуют различия индивидуального стиля деятельности педагогов с разным профессиональным стажем и взаимосвязь индивидуального стиля педагогической деятельности с личностными особенностями педагогов.
Задачи исследования:
1. Провести анализ по проблеме индивидуального стиля деятельности в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить особенности индивидуального стиля деятельности педагогов.
3. Эмпирическим путем выявить особенности индивидуального стиля деятельности педагогов.
База исследования
Исследование проводилось на базе МБУ СШ № 129. г. Красноярска.
Выборка исследования
20% педагогов в возрасте 24-30 лет, 50% педагогов возрасте 31-35 лет, 30% педагогов в возрасте 36-40 лет;
• 10% педагогов со стажем педагогической деятельности менее 1 года, 40% педагогов со стажем 1-5 лет, 50% педагогов со стажем педагогической деятельности 6-10 лет.
Методы исследования:
• теоретический - анализ, сравнение, обобщение литературных источников по проблеме исследования;
• эмпирические - тестирование, опрос.
• методы количественно-качественный анализа полученных данных, методы математической статистики: t-критерий корреляции Спирмена.
Методики исследования
• Опросник А. К. Марковой, А. Я. Никоновой. «Индивидуальный стиль преподавания».
• Многофакторный опросник Р. Кэттелла, предназначенный для измерения 16 параметров личности;
• Методика УСК (уровень субъективного контроля) Е. Ф. Бажин, а Е.А. Голынкиной, Л. М. Эткинда.
Структура работы - выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Индивидуальный стиль деятельности - это взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления определенной деятельности, как правило, предполагающей взаимодействие с людьми и выступающей как динамический стереотип. Основная концепция ИСД, разработанная в рамках отечественной школы психологии, состоит в том, что человек способен сознательно или неосознанно учитывать свои индивидуальные особенности как объективные условия деятельности и в соответствии с ними организовывать свою деятельность.
Индивидуальный стиль деятельности является одним из главных факторов профессионального становления личности педагога. Он представляет собой динамичную и постоянно обновляющуюся систему способов педагогической деятельности, обеспечивающую оптимальное взаимодействие педагога и учащегося в учебно-воспитательном процессе. Стиль деятельности следует рассматривать в совокупности содержательных, динамических и результативных характеристик, которые определяют успешность педагогической деятельности в соответствии с внешними социальными требованиями, уровнем профессионального становления и личной программой развития.
Понятие «индивидуальный стиль» чаще всего рассматривают в одностороннем плане, связывая его лишь с успешным выполнением деятельности.
Однако деятельность педагога и учащихся в процессе обучения является совместной и потому к изучению ИСД надо подходить не только со стороны характеристики и оценки профессиональных действий педагога, но и с точки зрения воздействия стиля на личность учащихся. Это открывает возможность для всесторонней оценки эффективности деятельности педагога в учебно­воспитательном процессе.


1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / Пер. с нем. A. M. Боковикова. - М., 1995.-292 с.
2. Аминов, Н. А. Диагностика педагогических способностей [Текст] / Н. А. Аминов. — М.: Воронеж, 1997.
3. Андриади, И. П. Основы педагогического мастерства [Текст]/ Андриади, И. П. - М.: Академия, 1999. — 160 с.
4. Бароненко, А. С. Педагогическая культура и её формирование в условиях практической работы учителя в общеобразовательном учреждении. [Текст] / А. С. — 2010. — №2(4). — С. 48—59.
5. Берулава, Г. А. Стиль индивидуальности: теория и практика [Текст] /. Г. А. Берулава — М.: Пед. Общ-во России, 2001.
6. Вяткин Б. А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности [Текст] / Б. А. Вяткин - Пермь, 1992. - С. 36-55.
7. Данильченко, В. М. Развитие индивидуального стиля
педагогической деятельности в контексте глобального образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
www.irex.ru/press/pub/polemika/15/dan.
8. Данилюк, А. Я. Принципы модернизации педагогического
образования. [Текст] / А. Я. Данилюк - М:/ Педагогика. - № 5. - 2010. -с. 37-46
9. Демидова И. Б. Педагогическая психология [Текст] /
И. Б. Демидова - Ростов н/Д.: Изд. «Феникс», 2003. - 224 с.
10. Дорфман, Л. Я. Индивидуальный эмоциональный стиль [Текст] /
Л. Я. Дорфман. - 1989. - No5. - С.37-49.
11. Евланова, Л. И. Совершенствование индивидуального стиля деятельности учителя в системе непрерывного образования [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... кан. пед. наук: 13.00.01/Л. И. Евланова. - Новосибирск, 2009. 23 с.
12. Ефремов, А. А. Анализ особенностей развития индивидуального стиля педагогической деятельности [Текст] / А. А. Ефремов. 2013. № 22. С. 234­237.
13. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого­педагогического исследования. [Текст] / В. И. Загвязинский. - М.: Академия, 2001. - 208 с.
14. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. [Текст] / И. А. Зимняя - Ростов н/Д.: Изд. « Феникс», 2007. - 480 с.
15. Измайлов, С. Г. Развитие индивидуального стиля деятельности преподавателей в процессе повышения их квалификации [Электронный ресурс] [Текст]/ С. Г Измайлов.-: автореф. дис. ... кан. псих. наук: 19.00.13. - Москва, 2001. 36 с...40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ