МОНИТОРИНГ ПОНИМАНИЯ ПИКТОГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ-ВТОРЫХ КЛАССОВ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
|
Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме оценивания учебных достижений обучающихся с умственной отсталость... 10
1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с
тяжелой степенью умственной отсталости 10
1.2 Анализ существующих подходов к обучению
альтернативному чтению 25
1.3. Обзор систем мониторинга достижений обучающихся с интеллектуальной недостаточностью 41
Глава 2. Изучение факторов и условий, влияющих на
определение содержания и процедуры мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся первых-вторых классов с тяжелой умственной отсталостью ... 57
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента ... 57
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 67
2.3. Методические рекомендации по проведению
мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся первых-вторых классов с тяжелой умственной отсталостью 85
Заключение 93
Библиографический список 98
Приложения 106
Глава 1. Анализ литературы по проблеме оценивания учебных достижений обучающихся с умственной отсталость... 10
1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с
тяжелой степенью умственной отсталости 10
1.2 Анализ существующих подходов к обучению
альтернативному чтению 25
1.3. Обзор систем мониторинга достижений обучающихся с интеллектуальной недостаточностью 41
Глава 2. Изучение факторов и условий, влияющих на
определение содержания и процедуры мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся первых-вторых классов с тяжелой умственной отсталостью ... 57
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента ... 57
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 67
2.3. Методические рекомендации по проведению
мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся первых-вторых классов с тяжелой умственной отсталостью 85
Заключение 93
Библиографический список 98
Приложения 106
Актуальность. В современных нормативно-правовых документах, регламентирующих содержание обучения детей с тяжелой умственной отсталостью, предусмотрен учебный предмет: «Речь и альтернативная коммуникация», а также коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» [60, с.17, 22].
Одним их доступных и значимых результатов для лиц с тяжелыми ментальными нарушениями в данной предметной области является овладение умением понимать смысл доступных невербальных графических знаков (пиктографических изображений) [3].
Мониторинг достижений обучающихся является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. В частности, актуальна проблема оценивания навыка формирования альтернативной коммуникации. Система оценки должна «позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений», необходимо достаточно чувствительное систематическое отслеживание, чтобы определить прогресс в течение непродолжительного периода времени и обнаружить минимальные продвижения в развитии навыков, что позволит педагогам незамедлительно реагировать и пластично вносить поправки в программы для улучшения результатов обучения.
По вопросам диагностики, обучения и развития обучающихся с тяжелой умственной отсталостью основной акцент сделан на использовании методов наблюдения и метода экспертной группы для определения результативности обучения. Несмотря на безусловные достоинства данных подходов (комплексность, возможность качественного анализа, выявления причин и механизмов нарушения, минимизацию затрат и др.), методы наблюдения и экспертной группы не лишены субъективности.
В специальной литературе также широко представлены данные о возможностях применения методов психолого-педагогического
эксперимента, сбора и анализа данных о ребёнке, изучения продуктов деятельности с целью выявления стартовых и потенциальных возможностей, но данные подходы недостаточно эффективны в применении с целью мониторинга в текущем учебном процессе.
Сократить временные затраты, но при этом сохранив углубленность и качество исследования, позволяет один из зарубежных видов мониторинга, новый генеральный формат оценки (GOMS), относящийся к группе методов «формирующего оценивания» [1]. Но применение данной технологии для мониторинга навыка альтернативного чтения у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью в России требует модификации. Таким образом, проблема разработки содержания и требований к процедуре мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся первых-вторых классов с тяжелой умственной отсталостью приобретает на данный момент особую актуальность.
Объект исследования: оценка учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования: содержание и процедура мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся первых-вторых классов с тяжелой умственной отсталостью.
Цель исследования: определить содержание и требования к процедуре мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся первых-вторых классов с тяжелой степенью умственной отсталости.
В соответствии с поставленной целью были выделены задачи исследования:
1. Проанализировать данные психолого-педагогической и научнометодической литературы по вопросам обучения, диагностики и оценки учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью....
Одним их доступных и значимых результатов для лиц с тяжелыми ментальными нарушениями в данной предметной области является овладение умением понимать смысл доступных невербальных графических знаков (пиктографических изображений) [3].
Мониторинг достижений обучающихся является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. В частности, актуальна проблема оценивания навыка формирования альтернативной коммуникации. Система оценки должна «позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений», необходимо достаточно чувствительное систематическое отслеживание, чтобы определить прогресс в течение непродолжительного периода времени и обнаружить минимальные продвижения в развитии навыков, что позволит педагогам незамедлительно реагировать и пластично вносить поправки в программы для улучшения результатов обучения.
По вопросам диагностики, обучения и развития обучающихся с тяжелой умственной отсталостью основной акцент сделан на использовании методов наблюдения и метода экспертной группы для определения результативности обучения. Несмотря на безусловные достоинства данных подходов (комплексность, возможность качественного анализа, выявления причин и механизмов нарушения, минимизацию затрат и др.), методы наблюдения и экспертной группы не лишены субъективности.
В специальной литературе также широко представлены данные о возможностях применения методов психолого-педагогического
эксперимента, сбора и анализа данных о ребёнке, изучения продуктов деятельности с целью выявления стартовых и потенциальных возможностей, но данные подходы недостаточно эффективны в применении с целью мониторинга в текущем учебном процессе.
Сократить временные затраты, но при этом сохранив углубленность и качество исследования, позволяет один из зарубежных видов мониторинга, новый генеральный формат оценки (GOMS), относящийся к группе методов «формирующего оценивания» [1]. Но применение данной технологии для мониторинга навыка альтернативного чтения у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью в России требует модификации. Таким образом, проблема разработки содержания и требований к процедуре мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся первых-вторых классов с тяжелой умственной отсталостью приобретает на данный момент особую актуальность.
Объект исследования: оценка учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования: содержание и процедура мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся первых-вторых классов с тяжелой умственной отсталостью.
Цель исследования: определить содержание и требования к процедуре мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся первых-вторых классов с тяжелой степенью умственной отсталости.
В соответствии с поставленной целью были выделены задачи исследования:
1. Проанализировать данные психолого-педагогической и научнометодической литературы по вопросам обучения, диагностики и оценки учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью....
В результате анализа научно-методической литературы по проблеме оценивая учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью мы руководствуемся такими положениями:
• под мониторингом учебных достижений обучающихся с интеллектуальными нарушениями мы будем понимать специально сконструированную подсистему непрерывного наблюдения, контроля, диагностики и коррекции, для выявления небольших продвижений обучающихся за непродолжительный период, что позволит педагогам оперативно реагировать и алгоритмизировать процесс корректировки программы для улучшения результатов обучения;
• на основании ряда преимуществ, существующих у технологии «формирующего оценивая» - GOMs (новый генеральный формат оценки), применяемой в США для обучающихся с когнитивными расстройствами, мы считаем целесообразным взять за основу для разработки отечественного мониторинга учебных достижений, а именно принципы, подходы и основные организационные аспекты;
• при разработке мониторинга понимания пиктографических
изображений у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью мы учитываем специфику методики обучения альтернативному чтению, а именно понимание смысла доступных невербальных графических знаков, что доступно для данной категории обучающихся и психолого-педагогические особенности обучающихся, в числе которых: своеобразие протекания процессов высшей нервной деятельности; присутствие сопутствующих нарушений, осложняющих умственную отсталость; специфические черты внимания: малоустойчивое, быстрая отвлекаемость, трудности
сосредоточения, нарушение распределения, переключаемости, произвольности; специфические недоразвитие восприятия: поверхностное восприятие, замедленность, заторможенность, ограниченность объема, низкий уровень развития избирательности и константности, нарушение обобщенности, его прерывистость и нарушение целостности; специфическое недоразвития памяти: замедленность и непрочность способности к запоминанию, неточность воспроизведения, быстрота забывания, эпизодическая забывчивость; особенности импрессивной речи; существенное недоразвитие речи и недоразвитие коммуникативной деятельности.
О целесообразности применения модифицированного варианта технологии GOMs для мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся 1-2 классов с тяжелой умственной отсталостью, мы можем прийти к выводу по результатам проведенного нами исследования.
Определено содержание мониторинга понимания пиктографических изображений в виде наборов заданий, структурированных по уровням сложности, в зависимости от выделенных факторов:
• характер наглядности (использование реальных предметов и пиктографических изображений);
• учет наличия и отсутствия зрительной опоры при понимании пиктографических изображений;
• лексико-грамматическая категория значений слов;
-функциональность слов (высоко функциональные/менее
функциональные);
• смысловая и ситуационная близость слов.
Содержание мониторинга включает в себя 2 этапа: предварительный и основной.
В начале предварительного этапа обследования предлагается 5 обучающих заданий, необходимые для определения степени доступности испытания для каждого отдельно взятого обучающегося, а также в соображениях увеличения времени, отводимого на принятие обучающимися инструкции....
• под мониторингом учебных достижений обучающихся с интеллектуальными нарушениями мы будем понимать специально сконструированную подсистему непрерывного наблюдения, контроля, диагностики и коррекции, для выявления небольших продвижений обучающихся за непродолжительный период, что позволит педагогам оперативно реагировать и алгоритмизировать процесс корректировки программы для улучшения результатов обучения;
• на основании ряда преимуществ, существующих у технологии «формирующего оценивая» - GOMs (новый генеральный формат оценки), применяемой в США для обучающихся с когнитивными расстройствами, мы считаем целесообразным взять за основу для разработки отечественного мониторинга учебных достижений, а именно принципы, подходы и основные организационные аспекты;
• при разработке мониторинга понимания пиктографических
изображений у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью мы учитываем специфику методики обучения альтернативному чтению, а именно понимание смысла доступных невербальных графических знаков, что доступно для данной категории обучающихся и психолого-педагогические особенности обучающихся, в числе которых: своеобразие протекания процессов высшей нервной деятельности; присутствие сопутствующих нарушений, осложняющих умственную отсталость; специфические черты внимания: малоустойчивое, быстрая отвлекаемость, трудности
сосредоточения, нарушение распределения, переключаемости, произвольности; специфические недоразвитие восприятия: поверхностное восприятие, замедленность, заторможенность, ограниченность объема, низкий уровень развития избирательности и константности, нарушение обобщенности, его прерывистость и нарушение целостности; специфическое недоразвития памяти: замедленность и непрочность способности к запоминанию, неточность воспроизведения, быстрота забывания, эпизодическая забывчивость; особенности импрессивной речи; существенное недоразвитие речи и недоразвитие коммуникативной деятельности.
О целесообразности применения модифицированного варианта технологии GOMs для мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся 1-2 классов с тяжелой умственной отсталостью, мы можем прийти к выводу по результатам проведенного нами исследования.
Определено содержание мониторинга понимания пиктографических изображений в виде наборов заданий, структурированных по уровням сложности, в зависимости от выделенных факторов:
• характер наглядности (использование реальных предметов и пиктографических изображений);
• учет наличия и отсутствия зрительной опоры при понимании пиктографических изображений;
• лексико-грамматическая категория значений слов;
-функциональность слов (высоко функциональные/менее
функциональные);
• смысловая и ситуационная близость слов.
Содержание мониторинга включает в себя 2 этапа: предварительный и основной.
В начале предварительного этапа обследования предлагается 5 обучающих заданий, необходимые для определения степени доступности испытания для каждого отдельно взятого обучающегося, а также в соображениях увеличения времени, отводимого на принятие обучающимися инструкции....
Подобные работы
- Мониторинг сформированности альтернативного чтения у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью в интерактивной среде
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022





