Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОНИТОРИНГ ПОНИМАНИЯ ПИКТОГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ-ВТОРЫХ КЛАССОВ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Работа №153702

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы121
Год сдачи2017
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме оценивания учебных достижений обучающихся с умственной отсталость... 10
1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с
тяжелой степенью умственной отсталости 10
1.2 Анализ существующих подходов к обучению
альтернативному чтению 25
1.3. Обзор систем мониторинга достижений обучающихся с интеллектуальной недостаточностью 41
Глава 2. Изучение факторов и условий, влияющих на
определение содержания и процедуры мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся первых-вторых классов с тяжелой умственной отсталостью ... 57
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента ... 57
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 67
2.3. Методические рекомендации по проведению
мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся первых-вторых классов с тяжелой умственной отсталостью 85
Заключение 93
Библиографический список 98
Приложения 106

Актуальность. В современных нормативно-правовых документах, регламентирующих содержание обучения детей с тяжелой умственной отсталостью, предусмотрен учебный предмет: «Речь и альтернативная коммуникация», а также коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» [60, с.17, 22].
Одним их доступных и значимых результатов для лиц с тяжелыми ментальными нарушениями в данной предметной области является овладение умением понимать смысл доступных невербальных графических знаков (пиктографических изображений) [3].
Мониторинг достижений обучающихся является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. В частности, актуальна проблема оценивания навыка формирования альтернативной коммуникации. Система оценки должна «позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений», необходимо достаточно чувствительное систематическое отслеживание, чтобы определить прогресс в течение непродолжительного периода времени и обнаружить минимальные продвижения в развитии навыков, что позволит педагогам незамедлительно реагировать и пластично вносить поправки в программы для улучшения результатов обучения.
По вопросам диагностики, обучения и развития обучающихся с тяжелой умственной отсталостью основной акцент сделан на использовании методов наблюдения и метода экспертной группы для определения результативности обучения. Несмотря на безусловные достоинства данных подходов (комплексность, возможность качественного анализа, выявления причин и механизмов нарушения, минимизацию затрат и др.), методы наблюдения и экспертной группы не лишены субъективности.
В специальной литературе также широко представлены данные о возможностях применения методов психолого-педагогического
эксперимента, сбора и анализа данных о ребёнке, изучения продуктов деятельности с целью выявления стартовых и потенциальных возможностей, но данные подходы недостаточно эффективны в применении с целью мониторинга в текущем учебном процессе.
Сократить временные затраты, но при этом сохранив углубленность и качество исследования, позволяет один из зарубежных видов мониторинга, новый генеральный формат оценки (GOMS), относящийся к группе методов «формирующего оценивания» [1]. Но применение данной технологии для мониторинга навыка альтернативного чтения у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью в России требует модификации. Таким образом, проблема разработки содержания и требований к процедуре мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся первых-вторых классов с тяжелой умственной отсталостью приобретает на данный момент особую актуальность.
Объект исследования: оценка учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования: содержание и процедура мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся первых-вторых классов с тяжелой умственной отсталостью.
Цель исследования: определить содержание и требования к процедуре мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся первых-вторых классов с тяжелой степенью умственной отсталости.
В соответствии с поставленной целью были выделены задачи исследования:
1. Проанализировать данные психолого-педагогической и научно­методической литературы по вопросам обучения, диагностики и оценки учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате анализа научно-методической литературы по проблеме оценивая учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью мы руководствуемся такими положениями:
• под мониторингом учебных достижений обучающихся с интеллектуальными нарушениями мы будем понимать специально сконструированную подсистему непрерывного наблюдения, контроля, диагностики и коррекции, для выявления небольших продвижений обучающихся за непродолжительный период, что позволит педагогам оперативно реагировать и алгоритмизировать процесс корректировки программы для улучшения результатов обучения;
• на основании ряда преимуществ, существующих у технологии «формирующего оценивая» - GOMs (новый генеральный формат оценки), применяемой в США для обучающихся с когнитивными расстройствами, мы считаем целесообразным взять за основу для разработки отечественного мониторинга учебных достижений, а именно принципы, подходы и основные организационные аспекты;
• при разработке мониторинга понимания пиктографических
изображений у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью мы учитываем специфику методики обучения альтернативному чтению, а именно понимание смысла доступных невербальных графических знаков, что доступно для данной категории обучающихся и психолого-педагогические особенности обучающихся, в числе которых: своеобразие протекания процессов высшей нервной деятельности; присутствие сопутствующих нарушений, осложняющих умственную отсталость; специфические черты внимания: малоустойчивое, быстрая отвлекаемость, трудности
сосредоточения, нарушение распределения, переключаемости, произвольности; специфические недоразвитие восприятия: поверхностное восприятие, замедленность, заторможенность, ограниченность объема, низкий уровень развития избирательности и константности, нарушение обобщенности, его прерывистость и нарушение целостности; специфическое недоразвития памяти: замедленность и непрочность способности к запоминанию, неточность воспроизведения, быстрота забывания, эпизодическая забывчивость; особенности импрессивной речи; существенное недоразвитие речи и недоразвитие коммуникативной деятельности.
О целесообразности применения модифицированного варианта технологии GOMs для мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся 1-2 классов с тяжелой умственной отсталостью, мы можем прийти к выводу по результатам проведенного нами исследования.
Определено содержание мониторинга понимания пиктографических изображений в виде наборов заданий, структурированных по уровням сложности, в зависимости от выделенных факторов:
• характер наглядности (использование реальных предметов и пиктографических изображений);
• учет наличия и отсутствия зрительной опоры при понимании пиктографических изображений;
• лексико-грамматическая категория значений слов;
-функциональность слов (высоко функциональные/менее
функциональные);
• смысловая и ситуационная близость слов.
Содержание мониторинга включает в себя 2 этапа: предварительный и основной.
В начале предварительного этапа обследования предлагается 5 обучающих заданий, необходимые для определения степени доступности испытания для каждого отдельно взятого обучающегося, а также в соображениях увеличения времени, отводимого на принятие обучающимися инструкции....


1. Абери, Б. Мониторинг учебных достижений обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (на примере навыка чтения) [Текст] / Б. Абери, А.В. Мамаева, Р. Тича // Особые дети в обществе: сборник научных докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов. 26-28 октября 2015. - г. М.: АНО «НМЦ «СУВАГ», 2015. - С.150-155.
2. Акимова, М.К. Психологическая диагностика [Текст]: учеб. пособие /М.К. Акимова, К.М. Гуревич. - СПб.: Питер, 2008. - 652 с. , Гуревич, К.М. Психологическая диагностика [Текст]: учеб. пособие / К.М. Гуревич, Е.М. Борисова. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 304 с.
3. Баряева, Л.Б. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя / Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина. СПб.: Издательство «Союз», 2004.
4. Бгажнокова, И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта : программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика).
5. Грачева, Е.К. Воспитание и обучение глубоко отсталого ребёнка. М.-Л.: Гос. пед. изд-во, 1932.
6. Гуровец, Г.В. Психопатологии детского возраста. М.: ВЛАДОС,
2008.
7. Гуровец, Г.В. Давидович Л.З. К вопросу изучения болезни Дауна // Дефектология, 1999. №6
8. Забрамная, С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. М., 1990.
9. Забрамная, С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. Серия «Школа для всех». М.: Новая школа, 1998.
10. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995.
11. Забрамная, С.Д. Знаете ли Вы нас? [Текст]: метод. рекомендации / С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева. - М.: В. Секачев, 2012 - 87 с.
12. Забрамная, С.Д., Исаева Т.Н. Некоторые психолого­педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения // Коррекционная педагогика.
2008. № 1. С. 5-13.
13. Забрамная, С.Д., Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития. Курс лекций. М.: В. Секачев, ТЦ «Сфера»,
2009.
14. Задорожная, Т.В. Проблемы мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости // Научный альманах. 2016. № 4-2 (18). С.131-135.
15. Задорожная, Т.В. Процедура обследования понимания
пиктографических изображений у обучающихся 1 -2 классов с тяжелой умственной отсталостью // Современные технологии коррекционно­развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: материалы XVIII международной научно-практической
конференции (г. Красноярск, апрель 2017г.) / Красноярск гос. пед.
университет им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2017. — С.18-20....67


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ