МОНИТОРИНГ ПОНИМАНИЯ ПИКТОГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЁЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ИНТЕРАКТИВННОЙ СРЕДЕ
|
Только Word
Введение 3
Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме оценивания учебных достижений у обучающихся с умственной отсталостью 10
1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелой
умственной отсталостью 10
1.2 Анализ существующих подходов к обучению альтернативному
чтению 22
1.3 Обзор систем мониторинга достижений обучающихся с
интеллектуальной недостаточностью 38
Глава 2. Изучение факторов и условий, влияющих на уточнение требований к содержанию и процедуре мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью в интерактивной среде 49
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 49
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 54
2.3 Методические рекомендации по проведению мониторинга понимания
пиктографических изображений у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью в интерактивной среде 63
Заключение 68
Библиографический список 71
Приложения 80
Введение 3
Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме оценивания учебных достижений у обучающихся с умственной отсталостью 10
1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелой
умственной отсталостью 10
1.2 Анализ существующих подходов к обучению альтернативному
чтению 22
1.3 Обзор систем мониторинга достижений обучающихся с
интеллектуальной недостаточностью 38
Глава 2. Изучение факторов и условий, влияющих на уточнение требований к содержанию и процедуре мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью в интерактивной среде 49
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 49
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 54
2.3 Методические рекомендации по проведению мониторинга понимания
пиктографических изображений у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью в интерактивной среде 63
Заключение 68
Библиографический список 71
Приложения 80
Актуальность. На сегодняшний день нормативно-правовые документы, которые регламентируют содержание обучения детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями предусматривают учебный предмет: «Речь и альтернативная коммуникация», а также коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» [65].
Для обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью умение понимать смысл доступных невербальных графических знаков (пиктографических изображений) является одним из доступных и значимых результатов в данной предметной области. [3]
Одной из важных задач педагогической деятельности учителя и существенной составляющей процесса обучения является мониторинг учебных достижений. Актуальной является проблема оценивания навыка формирования альтернативной коммуникации. Система оценки должна позволять систематически отслеживать минимальные учебные достижения для своевременной корректировки программы с целью улучшения результатов обучения.
Не смотря на безусловные достоинства использования для диагностики обучения и развития обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью методов наблюдения и методов экспертной группы, а именно их комплексность, возможность качественного анализа, выявления причин и механизмов нарушения, минимизацию затрат и прочее, эти методы не лишены субъективности.
С целью выявления стартовых и потенциальных возможностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями в специальной литературе широко представлены данные о возможностях применения методов психолого - педагогического эксперимента, сбора и анализа данных о обучающемся, изучении продуктов его деятельности. Однако, с целью мониторинга в текущем учебном процессе эти подходы не являются достаточно эффективными.
Для оценивания учебных достижений у обучающихся с когнитивными расстройствами сотрудниками Университета Миннесоты предложена технология «формирующего оценивания» - новый генеральный формат оценки (GOMs). Она объективна, надежна, валидна и чувствительна к минимальным продвижениям обучающихся за короткие периоды времени.
В нашей стране данная технология была адаптирована с учётом специфики обучения чтению детей с интеллектуальными нарушениями.
А.В. Мамаевой, Т.В. Задорожной, Б. Абери, Р. Тича, Н.В. Артемьевой,
К.В. Кардашовой, Д.В. Синельниковой, Н.Н. Постниковой, О.О. Русаковой, А.А. Горностаевой и др. был проведён ряд исследований, в результате которых процедуру мониторинга рекомендовано было проводить в интерактивной среде, что позволило бы сократить временные затраты, сохранив при этом углубленность и качество исследования. [1]
Для КГПУ им. В.П. Астафьева данная проблема является одной из приоритетных и значимых, поэтому в рамках центра технологического превосходства была разработана интерактивная среда «Говорящие уроки», включающая в себя наборы заданий для реализации мониторинга учебных достижений обучающихся с выраженными трудностями в овладении навыком чтения.
Термин «интерактивность» происходит от английского слова, которое в переводе означает «взаимодействие».
Интерактивная среда предполагает открытый характер
образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями обучающихся, раскрывает характер и степень их вовлечённости.
В связи с изменениями условий реализации данной технологии, а именно помещении её в интерактивную среду встала проблема уточнения и дополнения требований к процедуре мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью.
Таким образом, проблема уточнения и дополнения требований к содержанию и процедуре мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью на данный момент особенно актуальна.
Объект исследования: оценка учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования: содержание и процедура мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью в интерактивной среде.
Цель исследования: уточнить содержание и требования к процедуре мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости в интерактивной среде.
В соответствии с поставленной целью были выделены задачи исследования:
1. Проанализировать данные психолого-педагогической и научнометодической литературы по вопросам обучения, диагностики и оценки учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью.
2. Проверить стабильность и достоверность наборов заданий применяемых для диагностики понимания пиктографических изображений у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью в интерактивной среде.
3. Уточнить правомерность использования правила «трёх ошибок» для диагностики понимания пиктографических изображений у обучающихся с тяжёлой умственной отсталости в интерактивной среде.
4. На основе полученных результатов разработать рекомендации по проведению мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью в интерактивной среде.
Гипотезой исследования является предположение о том, что наборы заданий предъставленные в интерактивной среде с соблюдением ряда требований для мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью стабильны и достоверны.
Теоретической и методологической основой исследования явились положения:
• о зонах "актуального" и "ближайшего" развития, ориентация на зону ближайшего развития в процессе обучения (Л.С.Выготский). Посредством предусмотренной нами технологии мониторинга выявляться будут не только умения, находящиеся в зоне "актуального" и "ближайшего" развития, но и те, которые находящихся в ближайшей перспективе вне зоны "ближайшего развития".
• положение о понимании письменной речи, как "символизации символов", "символизма второго порядка" (Л.С.Выготский), а способность к символизации, овладение графическим символизмом как одну из ключевых предпосылок овладения навыком чтения, что объясняет правомерность включение в набор заданий мониторинга серии на понимание пиктографических изображений;
А также в основу положены ряд принципов общей и специальной педагогики и психологии, психолого-педагогического изучения:
• поэтапности;
• обходного пути;
• «количественно-качественного анализа;
• минимизации временных затрат....
Для обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью умение понимать смысл доступных невербальных графических знаков (пиктографических изображений) является одним из доступных и значимых результатов в данной предметной области. [3]
Одной из важных задач педагогической деятельности учителя и существенной составляющей процесса обучения является мониторинг учебных достижений. Актуальной является проблема оценивания навыка формирования альтернативной коммуникации. Система оценки должна позволять систематически отслеживать минимальные учебные достижения для своевременной корректировки программы с целью улучшения результатов обучения.
Не смотря на безусловные достоинства использования для диагностики обучения и развития обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью методов наблюдения и методов экспертной группы, а именно их комплексность, возможность качественного анализа, выявления причин и механизмов нарушения, минимизацию затрат и прочее, эти методы не лишены субъективности.
С целью выявления стартовых и потенциальных возможностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями в специальной литературе широко представлены данные о возможностях применения методов психолого - педагогического эксперимента, сбора и анализа данных о обучающемся, изучении продуктов его деятельности. Однако, с целью мониторинга в текущем учебном процессе эти подходы не являются достаточно эффективными.
Для оценивания учебных достижений у обучающихся с когнитивными расстройствами сотрудниками Университета Миннесоты предложена технология «формирующего оценивания» - новый генеральный формат оценки (GOMs). Она объективна, надежна, валидна и чувствительна к минимальным продвижениям обучающихся за короткие периоды времени.
В нашей стране данная технология была адаптирована с учётом специфики обучения чтению детей с интеллектуальными нарушениями.
А.В. Мамаевой, Т.В. Задорожной, Б. Абери, Р. Тича, Н.В. Артемьевой,
К.В. Кардашовой, Д.В. Синельниковой, Н.Н. Постниковой, О.О. Русаковой, А.А. Горностаевой и др. был проведён ряд исследований, в результате которых процедуру мониторинга рекомендовано было проводить в интерактивной среде, что позволило бы сократить временные затраты, сохранив при этом углубленность и качество исследования. [1]
Для КГПУ им. В.П. Астафьева данная проблема является одной из приоритетных и значимых, поэтому в рамках центра технологического превосходства была разработана интерактивная среда «Говорящие уроки», включающая в себя наборы заданий для реализации мониторинга учебных достижений обучающихся с выраженными трудностями в овладении навыком чтения.
Термин «интерактивность» происходит от английского слова, которое в переводе означает «взаимодействие».
Интерактивная среда предполагает открытый характер
образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями обучающихся, раскрывает характер и степень их вовлечённости.
В связи с изменениями условий реализации данной технологии, а именно помещении её в интерактивную среду встала проблема уточнения и дополнения требований к процедуре мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью.
Таким образом, проблема уточнения и дополнения требований к содержанию и процедуре мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью на данный момент особенно актуальна.
Объект исследования: оценка учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования: содержание и процедура мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью в интерактивной среде.
Цель исследования: уточнить содержание и требования к процедуре мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости в интерактивной среде.
В соответствии с поставленной целью были выделены задачи исследования:
1. Проанализировать данные психолого-педагогической и научнометодической литературы по вопросам обучения, диагностики и оценки учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью.
2. Проверить стабильность и достоверность наборов заданий применяемых для диагностики понимания пиктографических изображений у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью в интерактивной среде.
3. Уточнить правомерность использования правила «трёх ошибок» для диагностики понимания пиктографических изображений у обучающихся с тяжёлой умственной отсталости в интерактивной среде.
4. На основе полученных результатов разработать рекомендации по проведению мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью в интерактивной среде.
Гипотезой исследования является предположение о том, что наборы заданий предъставленные в интерактивной среде с соблюдением ряда требований для мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью стабильны и достоверны.
Теоретической и методологической основой исследования явились положения:
• о зонах "актуального" и "ближайшего" развития, ориентация на зону ближайшего развития в процессе обучения (Л.С.Выготский). Посредством предусмотренной нами технологии мониторинга выявляться будут не только умения, находящиеся в зоне "актуального" и "ближайшего" развития, но и те, которые находящихся в ближайшей перспективе вне зоны "ближайшего развития".
• положение о понимании письменной речи, как "символизации символов", "символизма второго порядка" (Л.С.Выготский), а способность к символизации, овладение графическим символизмом как одну из ключевых предпосылок овладения навыком чтения, что объясняет правомерность включение в набор заданий мониторинга серии на понимание пиктографических изображений;
А также в основу положены ряд принципов общей и специальной педагогики и психологии, психолого-педагогического изучения:
• поэтапности;
• обходного пути;
• «количественно-качественного анализа;
• минимизации временных затрат....
На основе анализа литературы по проблеме исследования нами сделаны следующие выводы:
1. Мониторинг учебных достижений (сформированность навыка понимания пиктографических изображений через показ из трёх предложенных) обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью мы будем понимать как специально разработанную систему непрерывного наблюдения и контроля за диагностикой и коррекцией, с целью выявления минимальных учебных достижений в короткий временной промежуток и своевременной корректировки программы обучения.
2. В рамках нашей работы мы рассматриваем педагогический мониторинг, в качестве субъекта которого выступает педагог, а в роли объекта — сформированность навыка навыка понимания пиктограмм обучающимися с тяжёлой умственной отсталостью в интерактивной среде.
3. При проведении мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью в интерактивной среде учтены:
• специфика методики обучения альтернативному чтению, то есть возможность понимания смысла доступных невербальных графических знаков данной категорией обучающихся;
• психолого - педагогические особенности обучающихся (особенности высшей нервной деятельности, высших психических функций, сопутствующие нарушения).
В рамках нашего исследования мы разработали наборы заданий, структурированные по сериям в зависимости от уровня сложности, что является главным отличием нашей системы оценки от американской, которая в свою очередь не предполагает деление на уровни сложности внутри показателя. Все задания разделены на три серии:
1- ая серия - пиктограммы обозначающие предметы,
2- я серия - пиктограмы обозначающие действия,
3- я серия - пиктограмы обозначающие признаки и явления природы.
Для апробации данных наборов заданий нами был организован констатирующий эксперимент на базе КГБУ СО «Психоневрологического интерната для детей «Подсолнух», в котором принимали участие 9 обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью. В ходе эксперимента были получены следующие результаты: предложенные в интерактивной среде наборы заданий стабильны и достоверны.
На основе результатов исследования нами составлены методические рекомендации по проведению мониторинга сформированности навыка понимания пиктографических изображений у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью в интерактивной среде. При проведении мониторинга сформированности навыка понимания пиктографических изображений у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью мы рекомендуем учитывать следующие положения:
• структурировать задания по трём сериям;
• предъявлять задания следует в любой последовательности, но каждые три предъявления должны содержать задания всех трёх серий в любой последовательности;
• использовать «правило трех ошибок»;
• использовать организующую помощь;
• проводить от двух до четырех включений в один временной промежуток (для достижения стабильных результатов);
• проверять данные показа, полученные при помощи компьютерной программы, с результатами называния (у детей с общеупотребительной речью).
Таким образом цель нашего исследования достигнута, поставленные задачи реализованы, гипотеза не противоречит экспериментальным данным.
В качестве дальнейшей перспективы предполагается подтверждение выводов на большей выборке обучающихся.
1. Мониторинг учебных достижений (сформированность навыка понимания пиктографических изображений через показ из трёх предложенных) обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью мы будем понимать как специально разработанную систему непрерывного наблюдения и контроля за диагностикой и коррекцией, с целью выявления минимальных учебных достижений в короткий временной промежуток и своевременной корректировки программы обучения.
2. В рамках нашей работы мы рассматриваем педагогический мониторинг, в качестве субъекта которого выступает педагог, а в роли объекта — сформированность навыка навыка понимания пиктограмм обучающимися с тяжёлой умственной отсталостью в интерактивной среде.
3. При проведении мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью в интерактивной среде учтены:
• специфика методики обучения альтернативному чтению, то есть возможность понимания смысла доступных невербальных графических знаков данной категорией обучающихся;
• психолого - педагогические особенности обучающихся (особенности высшей нервной деятельности, высших психических функций, сопутствующие нарушения).
В рамках нашего исследования мы разработали наборы заданий, структурированные по сериям в зависимости от уровня сложности, что является главным отличием нашей системы оценки от американской, которая в свою очередь не предполагает деление на уровни сложности внутри показателя. Все задания разделены на три серии:
1- ая серия - пиктограммы обозначающие предметы,
2- я серия - пиктограмы обозначающие действия,
3- я серия - пиктограмы обозначающие признаки и явления природы.
Для апробации данных наборов заданий нами был организован констатирующий эксперимент на базе КГБУ СО «Психоневрологического интерната для детей «Подсолнух», в котором принимали участие 9 обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью. В ходе эксперимента были получены следующие результаты: предложенные в интерактивной среде наборы заданий стабильны и достоверны.
На основе результатов исследования нами составлены методические рекомендации по проведению мониторинга сформированности навыка понимания пиктографических изображений у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью в интерактивной среде. При проведении мониторинга сформированности навыка понимания пиктографических изображений у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью мы рекомендуем учитывать следующие положения:
• структурировать задания по трём сериям;
• предъявлять задания следует в любой последовательности, но каждые три предъявления должны содержать задания всех трёх серий в любой последовательности;
• использовать «правило трех ошибок»;
• использовать организующую помощь;
• проводить от двух до четырех включений в один временной промежуток (для достижения стабильных результатов);
• проверять данные показа, полученные при помощи компьютерной программы, с результатами называния (у детей с общеупотребительной речью).
Таким образом цель нашего исследования достигнута, поставленные задачи реализованы, гипотеза не противоречит экспериментальным данным.
В качестве дальнейшей перспективы предполагается подтверждение выводов на большей выборке обучающихся.
Подобные работы
- Мониторинг сформированности альтернативного чтения у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью в интерактивной среде
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022





