Только Word
Введение 3
Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме оценивания учебных достижений у обучающихся с умственной отсталостью 10
1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелой
умственной отсталостью 10
1.2 Анализ существующих подходов к обучению альтернативному
чтению 22
1.3 Обзор систем мониторинга достижений обучающихся с
интеллектуальной недостаточностью 38
Глава 2. Изучение факторов и условий, влияющих на уточнение требований к содержанию и процедуре мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью в интерактивной среде 49
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 49
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 54
2.3 Методические рекомендации по проведению мониторинга понимания
пиктографических изображений у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью в интерактивной среде 63
Заключение 68
Библиографический список 71
Приложения 80
Актуальность. На сегодняшний день нормативно-правовые документы, которые регламентируют содержание обучения детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями предусматривают учебный предмет: «Речь и альтернативная коммуникация», а также коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» [65].
Для обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью умение понимать смысл доступных невербальных графических знаков (пиктографических изображений) является одним из доступных и значимых результатов в данной предметной области. [3]
Одной из важных задач педагогической деятельности учителя и существенной составляющей процесса обучения является мониторинг учебных достижений. Актуальной является проблема оценивания навыка формирования альтернативной коммуникации. Система оценки должна позволять систематически отслеживать минимальные учебные достижения для своевременной корректировки программы с целью улучшения результатов обучения.
Не смотря на безусловные достоинства использования для диагностики обучения и развития обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью методов наблюдения и методов экспертной группы, а именно их комплексность, возможность качественного анализа, выявления причин и механизмов нарушения, минимизацию затрат и прочее, эти методы не лишены субъективности.
С целью выявления стартовых и потенциальных возможностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями в специальной литературе широко представлены данные о возможностях применения методов психолого - педагогического эксперимента, сбора и анализа данных о обучающемся, изучении продуктов его деятельности. Однако, с целью мониторинга в текущем учебном процессе эти подходы не являются достаточно эффективными.
Для оценивания учебных достижений у обучающихся с когнитивными расстройствами сотрудниками Университета Миннесоты предложена технология «формирующего оценивания» - новый генеральный формат оценки (GOMs). Она объективна, надежна, валидна и чувствительна к минимальным продвижениям обучающихся за короткие периоды времени.
В нашей стране данная технология была адаптирована с учётом специфики обучения чтению детей с интеллектуальными нарушениями.
А.В. Мамаевой, Т.В. Задорожной, Б. Абери, Р. Тича, Н.В. Артемьевой,
К.В. Кардашовой, Д.В. Синельниковой, Н.Н. Постниковой, О.О. Русаковой, А.А. Горностаевой и др. был проведён ряд исследований, в результате которых процедуру мониторинга рекомендовано было проводить в интерактивной среде, что позволило бы сократить временные затраты, сохранив при этом углубленность и качество исследования. [1]
Для КГПУ им. В.П. Астафьева данная проблема является одной из приоритетных и значимых, поэтому в рамках центра технологического превосходства была разработана интерактивная среда «Говорящие уроки», включающая в себя наборы заданий для реализации мониторинга учебных достижений обучающихся с выраженными трудностями в овладении навыком чтения.
Термин «интерактивность» происходит от английского слова, которое в переводе означает «взаимодействие».
Интерактивная среда предполагает открытый характер
образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями обучающихся, раскрывает характер и степень их вовлечённости.
В связи с изменениями условий реализации данной технологии, а именно помещении её в интерактивную среду встала проблема уточнения и дополнения требований к процедуре мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью.
Таким образом, проблема уточнения и дополнения требований к содержанию и процедуре мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью на данный момент особенно актуальна.
Объект исследования: оценка учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования: содержание и процедура мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью в интерактивной среде.
Цель исследования: уточнить содержание и требования к процедуре мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости в интерактивной среде.
В соответствии с поставленной целью были выделены задачи исследования:
1. Проанализировать данные психолого-педагогической и научнометодической литературы по вопросам обучения, диагностики и оценки учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью.
2. Проверить стабильность и достоверность наборов заданий применяемых для диагностики понимания пиктографических изображений у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью в интерактивной среде.
3. Уточнить правомерность использования правила «трёх ошибок» для диагностики понимания пиктографических изображений у обучающихся с тяжёлой умственной отсталости в интерактивной среде.
4. На основе полученных результатов разработать рекомендации по проведению мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью в интерактивной среде.
Гипотезой исследования является предположение о том, что наборы заданий предъставленные в интерактивной среде с соблюдением ряда требований для мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью стабильны и достоверны.
Теоретической и методологической основой исследования явились положения:
• о зонах "актуального" и "ближайшего" развития, ориентация на зону ближайшего развития в процессе обучения (Л.С.Выготский). Посредством предусмотренной нами технологии мониторинга выявляться будут не только умения, находящиеся в зоне "актуального" и "ближайшего" развития, но и те, которые находящихся в ближайшей перспективе вне зоны "ближайшего развития".
• положение о понимании письменной речи, как "символизации символов", "символизма второго порядка" (Л.С.Выготский), а способность к символизации, овладение графическим символизмом как одну из ключевых предпосылок овладения навыком чтения, что объясняет правомерность включение в набор заданий мониторинга серии на понимание пиктографических изображений;
А также в основу положены ряд принципов общей и специальной педагогики и психологии, психолого-педагогического изучения:
• поэтапности;
• обходного пути;
• «количественно-качественного анализа;
• минимизации временных затрат....
На основе анализа литературы по проблеме исследования нами сделаны следующие выводы:
1. Мониторинг учебных достижений (сформированность навыка понимания пиктографических изображений через показ из трёх предложенных) обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью мы будем понимать как специально разработанную систему непрерывного наблюдения и контроля за диагностикой и коррекцией, с целью выявления минимальных учебных достижений в короткий временной промежуток и своевременной корректировки программы обучения.
2. В рамках нашей работы мы рассматриваем педагогический мониторинг, в качестве субъекта которого выступает педагог, а в роли объекта — сформированность навыка навыка понимания пиктограмм обучающимися с тяжёлой умственной отсталостью в интерактивной среде.
3. При проведении мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью в интерактивной среде учтены:
• специфика методики обучения альтернативному чтению, то есть возможность понимания смысла доступных невербальных графических знаков данной категорией обучающихся;
• психолого - педагогические особенности обучающихся (особенности высшей нервной деятельности, высших психических функций, сопутствующие нарушения).
В рамках нашего исследования мы разработали наборы заданий, структурированные по сериям в зависимости от уровня сложности, что является главным отличием нашей системы оценки от американской, которая в свою очередь не предполагает деление на уровни сложности внутри показателя. Все задания разделены на три серии:
1- ая серия - пиктограммы обозначающие предметы,
2- я серия - пиктограмы обозначающие действия,
3- я серия - пиктограмы обозначающие признаки и явления природы.
Для апробации данных наборов заданий нами был организован констатирующий эксперимент на базе КГБУ СО «Психоневрологического интерната для детей «Подсолнух», в котором принимали участие 9 обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью. В ходе эксперимента были получены следующие результаты: предложенные в интерактивной среде наборы заданий стабильны и достоверны.
На основе результатов исследования нами составлены методические рекомендации по проведению мониторинга сформированности навыка понимания пиктографических изображений у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью в интерактивной среде. При проведении мониторинга сформированности навыка понимания пиктографических изображений у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью мы рекомендуем учитывать следующие положения:
• структурировать задания по трём сериям;
• предъявлять задания следует в любой последовательности, но каждые три предъявления должны содержать задания всех трёх серий в любой последовательности;
• использовать «правило трех ошибок»;
• использовать организующую помощь;
• проводить от двух до четырех включений в один временной промежуток (для достижения стабильных результатов);
• проверять данные показа, полученные при помощи компьютерной программы, с результатами называния (у детей с общеупотребительной речью).
Таким образом цель нашего исследования достигнута, поставленные задачи реализованы, гипотеза не противоречит экспериментальным данным.
В качестве дальнейшей перспективы предполагается подтверждение выводов на большей выборке обучающихся.
1. Абери, Б. Мониторинг учебных достижений обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (на примере навыка чтения) / Б. Абери, А.В. Мамаева, Р. Тича // Особые дети в обществе: сборник научных докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов. 26-28 октября 2015. - г. М.: АНО «НМЦ «СУВАГ», 2015. - С.150-155.
2. Акимова, М.К. Психологическая диагностика: учеб. пособие /М.К. Акимова, К.М. Гуревич. - СПб.: Питер, 2008. - 652 с., Гуревич, К.М. Психологическая диагностика [Текст]: учеб. пособие / К.М. Гуревич, Е.М. Борисова. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 304 с.
3. Баряева, Л.Б. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя / Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина. СПб.: Издательство «Союз», 2004. 4. Бгажнокова, И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программнометодические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика).
4. Бгажнокова, И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта : программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика).]
5. Грачева, Е.К. Воспитание и обучение глубоко отсталого ребёнка. М.- Л.: Гос. пед. изд-во, 1932.
6. Гуровец, Г.В. Психопатологии детского возраста. М.: ВЛАДОС,
2008.
7. Гуровец, Г.В. Давидович Л.З. К вопросу изучения болезни Дауна // Дефектология, 1999. №6
8. Деревяшкина, Ю.А Проблемы мониторинга в образовании / Ю.А.Деревяшкина, А.В.Мамаева // Современное психолого-педагогическое образование: материалы IX психолого - практических чтений памяти Л.В. Яблоковой / Красноярск гос. пед. университет им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2018. — С.50-53.
9. Деревяшкина, Ю. А. Диагностика понимания пиктографических изображений у детей с тяжёлой умственной отсталостью в интерактивной среде / Ю.А. Деревяшкина, А.В. Мамаева // Молодежь и наука XXI века. Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: материалы научнопрактической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / Красноярск гос. пед. университет им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2019. — С. - 96-97.
10. Забрамная, С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. М., 1990.
11. Забрамная, С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. Серия «Школа для всех». М.: Новая школа, 1998.
21. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995.
13. Забрамная, С.Д. Знаете ли Вы нас?: метод. рекомендации / С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева. - М.: В. Секачев, 2012 - 87 с.
14. Забрамная, С.Д., Исаева Т.Н. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения // Коррекционная педагогика. 2008. № 1. С. 5-13.
15. Забрамная, С.Д., Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития. Курс лекций. М.: В. Секачев, ТЦ «Сфера»,
2009....72