Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие экологического воспитания в современной науке 7
1.2. Содержание экологического воспитания детей старшего дошкольного
возраста 14
1.3. Условия экологического воспитания детей старшего дошкольного
возраста в процессе реализации технологии «Дети-волонтеры» 26
Выводы по главе 1 34
ГЛАВА 2. ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕТИ-ВОЛОНТЕРЫ» В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Изучение экологического воспитания детей старшего дошкольного
возраста 36
2.2. Реализация условий внедрения технологии «Дети-волонтеры» в
экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в
дошкольной образовательной организации 52
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 60
Выводы по главе 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической проблемы является быстрое сокращение численности многих видов растений и животных. В целях прекращения этого процесса государства и мировое сообщество принимают программы сохранения живых организмов, создают экологические зоны, вводят ограничения.
Одним из самых эффективных способов решение этой проблемы видится воспитании в человеке гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения к природе и окружающему миру в целом. Экологическое воспитание необходимо начинать с раннего возраста, поскольку это позволяет заложить прочную основу формирования экологической культуры личности. Экологическое воспитание дошкольника формирует чувство ответственности за сохранение природы, развивает способность видеть природную красоту, понимать взаимосвязь всего живого на Земле, предупреждать разрушительные действия по отношению к природе.
Изучением данной проблемы занимались такие исследователи как: Т.Ю. Бурлакова, Е.А. Борисова, С.А. Габбасова, В.А. Зебзеева, Р.М. Кадырова, С.Н. Николаева, Л.В. Шинкарева и др. Ими исследованы понятие, признаки экологического воспитания, его содержание, методы его осуществления. Тем не менее нет широкого внедрения результатов научных исследований в практику работы образовательных организация, что возможно при условии целенаправленного руководства этим направлением.
Старший дошкольный возраст является именно тем периодом, когда у ребенка возникают первые осознанные экологические поведение, исходя из этого - это время наиболее благоприятно для экологического воспитания личности.
Экологическое воспитание ребенка осуществляется в социальной среде: в семье, в детском саду, но, несомненно, особую роль в воспитании личности ребенка играет педагог: именно он способствует созданию такой среды, которая оказывает наиболее благоприятное воздействие на детей, на их психическое развитие, и управляет поведением и поступками.
Анализ требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, авторских комплексных образовательных программ, исследований, посвященных организации и методическому руководству экологическим воспитанием детей дошкольного возраста, свидетельствует о том, что одними из самых эффективных способов экологического воспитания являются те, которые стимулируют самостоятельную деятельность ребенка, способствует формированию чувства ответственности за свои действия.
Обозначенные обстоятельства обусловили актуальность исследования и выявили противоречия между:
• нацеленностью государства на решение экологических проблем и недостаточно высоким уровнем экологической воспитанности людей, которые решают (должны решать) эти проблемы;
• разработанностью проблемы общего методического руководства образовательной деятельностью детского сада и реализацией в нем экологического воспитания;
• обстоятельно разработанной системой, многообразием технологий экологического воспитания детей дошкольного возраста и недостаточным их внедрением в практику работы дошкольной образовательной организации.
Это обусловило проблему выделения условий эффективной организации экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, что определило тему нашего исследования «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе внедрения технологии «Дети-волонтеры».
Цель исследования: выделить и обосновать педагогические условия экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающие его эффективность.
Задачи исследование:
1. Раскрыть понятие экологического воспитания.
2. Выделить основные содержательные линии экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить технологию «Дети-волонтеры» и выделить условия применения ее в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
4. Охарактеризовать методы и подобрать методики изучения экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
5. Реализовать выделенные условия использования технологии «Дети- волонтеры» в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
6. Провести исследование экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации, описать полученные результаты.
Объект исследования - экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе внедрения технологии «Дети-волонтеры».
Гипотеза: экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе внедрения технологии «Дети-волонтеры» будет способствовать реализация следующих педагогических условий:
- знакомство детей с доступными их пониманию трудными экологическими ситуациями;
• вовлечение детей в доступные им виды волонтерской деятельности экологического содержания;
• организация обсуждения с детьми результатов волонтерской деятельности экологического содержания.
Методы исследования: в работе были использованы теоретические (анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической литературы, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция, сравнение, классификация, моделирование) и эмпирические (беседа, наблюдение, тестирование, формирующий эксперимент, количественный и качественный анализ результатов исследования) методы....
Проведенное исследование позволило сделать следующие основные выводы:
1. Экологическое воспитание - это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный образовательный процесс, направленный на развитие экологической культуры. Структурными компонентами экологического воспитания являются: экологическое сознание, включающее совокупность взглядов, теорий, закономерностей, отражающих экологическую сторону жизни и отношений между человеком и средой; экологическое отношение, предполагающее субъективное отношение человека к природе, которое складывается и развивается в процессе их взаимодействия; экологическая деятельность, включающая в себя все формы и виды деятельности людей, связанные с рациональным решением экологических проблем, экологизацией всей социальной деятельности.
2. Обобщая содержание экологического воспитания детей по всем проанализированным программам можно сделать вывод о содержательном наполнении каждого из трех рассмотренных компонентов. Так компонент «экологическое сознание» направлен на формирование представлений о свойствах объектов и явлений природы, о взаимосвязях природы и человека, о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой их обитания, о целостности природы и взаимозависимости ее компонентов, о разнообразии природного мира, о правилах поведения в окружающей среде и моделях безопасного поведения, о возможных последствиях нарушения правил для человека и природы. Компонент «экологическое отношение» предполагает гуманное, осознанное и эмоционально положительное отношение к миру природы, способность испытывать восхищение от соприкосновения с природой, сопереживать живому; бережное и заботливое отношение к окружающему миру. Компонент «экологическая деятельность» предполагает охрану природы, соблюдение правил поведения в окружающей среде и ее благоустройство, развитие навыков ресурсосбережения.
3. Волонтёрская деятельность - это общественная деятельность, включающая широкий круг безвозмездной помощи и осуществляющаяся на благо общества. Технология «Дети волонтёры» представляет собой развитие дошкольного волонтерского движения, объединяющего всех субъектов образовательного процесса детского сада: педагогов, родителей и детей. Условиями использования технологии «Дети-волонтеры» в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста могут выступать: знакомство детей с доступными их пониманию экологическими трудностями; вовлечение детей в доступные им виды волонтерской деятельности экологического содержания; организация обсуждения с детьми результатов волонтерской деятельности экологического содержания.
4. Поскольку результатом экологического воспитания является экологическая воспитанность старших дошкольников, его уровень возможно определить путем изучения сформированности компонентов экологической воспитанности.
В результате проведения констатирующего эксперимента с применением диагностик, предложенных Т.Ю. Бурлаковой и В.А. Зебзеевой, в подготовительной группе детского сада выявлено, что преобладает средний уровень развития экологической воспитанности. Это связано с тем, что каждый ее компонент у большинства детей имеет средний уровень сформированности: в целом дошкольники справляются с заданиями, однако испытывают затруднения при их выполнении, имеют неполные знания о природе, не выявляют причинно-следственные связи. Наиболее сформированным оказался такой компонент как экологическое отношение, где суммарно высокий и средний уровень составили 90%. Наименее
сформированным оказался такой компонент как экологическая деятельность, где суммарно высокий и средний уровень составили 60%.
5. Работа в рамках формирующего эксперимента была направлена на реализацию условий способствующих экологическому воспитанию детей в подготовительной группе детского сада, посредством применения технологии «Дети-волонтеры». Данные условия реализовывались в процессе трех волонтерских детских экологических проектов «Зимующие птицы», «Не рубите елки!», «Мир комнатных цветов».
С целью реализации условия - знакомство детей с доступными их пониманию трудными экологическими ситуациями - было осуществлено путем создания специальных образовательных ситуаций, как в случае с нехваткой корма для птиц в холодное время года, так и в процессе стихийно возникающих ситуаций жизни группы, как в случае вырубкой елок перед наступлением новогодних праздников, нуждаемостью комнатных цветов в уходе. Важно помочь детям обратить внимание и сформулировать трудные экологические ситуации. По итогам реализации данного условия дети расширили представления о зимующих птицах, особенностях их питания в зимний период, важности и полезности различных видов кормов, значении помощи зимующим птицам, способов построения и изготовления кормушек; виды хвойных деревьев и их отличий, особенности роста и развития хвойных деревьев; важности хвойных лесов в экологической системе планеты, способах сохранения хвойных лесов от вырубки и восстановления их популяции, существующие варианты замены живой елки в период праздников; названия комнатных растений, особенности их строения, правила ухода за ними; с другой стороны, приобрели умение видеть и замечать проблемные экологические ситуации в различной информации. Помимо этого, собирая информацию и вникая в ее суть, дети проникались сочувствием, жалостью к зимующим птицам, хвойным деревьям и комнатным цветам, нуждающимся в помощи, а так же приобрели опыт 69
поиска возможных путей и способов решения выявленной трудной экологической ситуации и выбора доступного им способа помощи...
1. Ахвердиев К.Н. Основные методологические подходы в педагогике //
Молодой ученый. Казань. 2010. № 6. С. 308-310. URL:
https://moluch.ru/archive/17/1674/ (дата обращения: 19.11.2019).
2. Байбакова А.И. Модель организации волонтерской деятельности в условиях добровольческого центра // Психология, социология и педагогика.
2017. №8. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/08/8361 (дата обращения: 29.10.2019).
3. Борисова Е.А. Экологическое воспитание дошкольников // Научнометодический журнал «Наука и образование: новое время». Чебоксары. 2017. № 5 (6). С. 111-112.
4. Бурлакова Т.Ю. Педагогические условия организации
образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников: дис. ... канд. пед. наук. М., 2016. 168 с.
5. Вариативная примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» / под ред. Г.Г.Кравцова. М.: Левъ, 2015. 217 с. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_pro gramm/zolotoy_kluchik_poop.pdf (дата обращения: 30.03.2020).
6. Вешкурцева И.А. Сущность экологического воспитания // Современные гуманитарные исследования. М., 2008. № 1. С. 254-256. URL: http://naukarus.com/suschnost-ekologicheskogo-vospitaniya (дата обращения: 23.09.2019).
7. Габбасова С.А. Экологическое воспитание дошкольников //
Проблемы педагогики. Иваново. 2016. № 1 (12). С. 114-116.
8. Газина О.М., Фокина В.Г. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. М.: Прометей, 2013. 254 с. URL: https://iknigi.net/avtor-o-gazina/93773-teoriya-i- metodika-ekologicheskogo-obrazovaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-o-gazina/
read/page-l.html (дата обращения: 15.01.2020).
9. Гамолка С.Ю. Волонтерское движение в детском саду как средство формирования инициативы и самостоятельности старших дошкольников // Традиции и новации дошкольного образования. Чебоксары. 2017. №4. С. 63-65.
10. Гришаева Н.П., Струкова Л.М. Может ли дошкольник быть волонтером и участвовать в социальных акциях? // Детский сад: теория и практика. М., 2018. № 1-2. С. 32-35.
11. Деркунская В.А. Волонтерское движение в детском саду как условие позитивной социализации детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. М., 2018. № 1-2. С. 24-31.
12. Детский сад - Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности / Н.М. Крылова. 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии ФГОС ДО. М.: ТЦ Сфера, 2014. 264 с. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator- _obraz_programm/krylova_detskiy_sad_dom_radosti.pdf (дата обращения: 29.03.2020).
13. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. СПб.: ООО «Изд-во «Детство-Пресс», 2014. 280 c.
14. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения. Под ред.
А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. СПб.: Питер, 2017. 464 с.
15. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей: учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009. 288 с.
16. Истоки: примерная образовательная программа дошкольного образования. 5-е изд. М.: ТЦ Сфера, 2014. 161 с. URL:
73
https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/paramonova_progra mma_istoki.pdf (дата обращения: 30.03.2020)....50