ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА
|
Реферат 3
Введение 9
Глава 1. Теоретические основы формирования патриотизма как личностного качества младших школьников 13
1.1 Сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» 13
1.2 Особенности воспитания патриотизма у младших школьников 20
1.3 Возможности клуба в патриотическом воспитании младших школьников
26
Выводы по Главе 1 33
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению патриотизма как личностного качества младших школьников 35
2.1. Методическая организация исследования 35
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 43
2.3. Организация формирующего эксперимента 48
2.4. Результаты формирующего эксперимента 57
Выводы по Главе 2 63
Заключение 64
Библиографический список 66
Приложения 72
Введение 9
Глава 1. Теоретические основы формирования патриотизма как личностного качества младших школьников 13
1.1 Сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» 13
1.2 Особенности воспитания патриотизма у младших школьников 20
1.3 Возможности клуба в патриотическом воспитании младших школьников
26
Выводы по Главе 1 33
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению патриотизма как личностного качества младших школьников 35
2.1. Методическая организация исследования 35
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 43
2.3. Организация формирующего эксперимента 48
2.4. Результаты формирующего эксперимента 57
Выводы по Главе 2 63
Заключение 64
Библиографический список 66
Приложения 72
Актуальность проблемы исследования. Проблема патриотического воспитания на сегодняшний день является очень актуальной.
Понятие «патриотизм» очень неоднозначно, ученые трактуют его совершенно по-разному, но самое распространенное определение патриотизма коротко и ясно - это любовь к своей Родине.
И.А. Агапов и М.А. Давыдова, рассматривая проблему патриотического воспитания в России, пришли к выводу, что в настоящее время патриотическому воспитанию в школе не уделяется должное внимание.
Об общей ситуации в стране и необходимости введения патриотического воспитания уже в младшем школьном возрасте пишут Строганова Л.В., Кербицкова Н.Л., Маслова Т.М., Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и другие.
В своих работах они подчеркивают, что патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Он выступает одним из важнейших элементов в формировании мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Воспитание этого важного качества необходимо начинать с раннего детства. Большая роль здесь отводится начальной школе. Дети в этом возрасте внушаемы, во всем подражают учителю, и донести до них идеи патриотизма - одна из важнейших задач.
Патриотизм - одна из черт развитой личности. Как качество личности оно проявляется в любви к своему Отечеству и народу, в готовности служить своей Родине во благо ее процветания. Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании» и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Так же о воспитании духовно-нравственной личности описано в Федеральном государственном общеобразовательном стандарте начального общего образования.
Так, к концу освоения основной образовательной программы начального общего образования, обучающийся должен обладать основными образовательными характеристиками, такими как гуманизм, толерантность и патриотизм, а также учащемуся именно в этом нежном возрасте должны быть привиты чувства любви к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре страны, созданной трудом своих соотечественников.
Таким образом, исходя из мнений и фактов, приводимых авторами можно сказать, что проблема патриотического воспитания является очень актуальной и требует внимательного рассмотрения и анализа, так как недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.
Цель исследования - на основе анализа теоретических источников разработать и апробировать программу детского патриотического клуба, включающую занятия для повышения уровня патриотизма в младшем школьном возрасте.
Объект исследования - процесс формирования патриотизма младших школьников.
Предмет исследования - деятельность патриотического клуба как средство формирования патриотизма в младшем школьном возрасте.
Задачи работы:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу;
2. Подобрать методики для определения уровня сформированности патриотизма в младшем школьном возрасте;
3. Определить актуальный уровень сформированности патриотизма у младших школьников;
4. Разработать и апробировать программу патриотического клуба, состоящую из серии занятий, направленных на формирование патриотизма в младшем школьном возрасте.
5. Определить динамику изменения уровня патриотизма младших школьников после проведения формирующего эксперимента.
Гипотеза: мы исходим из предположения о том, что процесс формирования патриотизма младших школьников будет эффективным, если деятельность детского патриотического клуба будет направлена на:
4. Повышения уровня знаний об истории и культуре Родины, об исторических событиях;
5. Развитие гордости за свою Родину, сопереживание историческим событиям.
6. Повышение активности в патриотической деятельности школы, города, страны.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили:
- труды отечественных авторов, раскрывающие специфику патриотического воспитания младших школьников (Т. М. Маслова, Р.М. Коснов, Л.С. Выготский, Г.Л. Беленький, Л. И. Божович, М. Ю. Бухариха и другие);
- исследования, посвященные проблеме возрастных особенностей младших школьников (А.Я. Варга, А.С. Спиваковская, В.В. Столин, Э. Фромм, Е.О. Смирнова, М.В. Быкова, В. Сатир);
- труды, рассматривающие специфику организации детских клубов (Е.М. Баклая, Т.Г.Поворов, М.А. Ножник, А. Быстров, Е.И. Мухина, В.В. Дроздов, Д. Поторный и др.);
Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования, станут платформой для более углубленного изучения возможностей детского патриотического клуба как средства формирования патриотической воспитанности младших школьников в рамках патриотического клуба.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе классных руководителей, воспитателей и методистов.
Методы исследования:
1. Изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
2. Анкетирование;
3. Метод проективного сочинения;
4. Обработка полученных данных;
5. Сравнение.
Экспериментальная база исследования: МАОУ лицей № 9 «Лидер», г. Красноярск. В исследовании приняли участие 30 обучающихся начальной школы в возрасте 10 - 11 лет.
Структура диссертации. Работа состоит из реферата, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертационного исследования составил 111 страниц текста, проиллюстрированного 14 рисунками и 14 таблицами.
По теме исследования имеется 2 публикации в журнале «Научный лидер».
Понятие «патриотизм» очень неоднозначно, ученые трактуют его совершенно по-разному, но самое распространенное определение патриотизма коротко и ясно - это любовь к своей Родине.
И.А. Агапов и М.А. Давыдова, рассматривая проблему патриотического воспитания в России, пришли к выводу, что в настоящее время патриотическому воспитанию в школе не уделяется должное внимание.
Об общей ситуации в стране и необходимости введения патриотического воспитания уже в младшем школьном возрасте пишут Строганова Л.В., Кербицкова Н.Л., Маслова Т.М., Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и другие.
В своих работах они подчеркивают, что патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Он выступает одним из важнейших элементов в формировании мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Воспитание этого важного качества необходимо начинать с раннего детства. Большая роль здесь отводится начальной школе. Дети в этом возрасте внушаемы, во всем подражают учителю, и донести до них идеи патриотизма - одна из важнейших задач.
Патриотизм - одна из черт развитой личности. Как качество личности оно проявляется в любви к своему Отечеству и народу, в готовности служить своей Родине во благо ее процветания. Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании» и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Так же о воспитании духовно-нравственной личности описано в Федеральном государственном общеобразовательном стандарте начального общего образования.
Так, к концу освоения основной образовательной программы начального общего образования, обучающийся должен обладать основными образовательными характеристиками, такими как гуманизм, толерантность и патриотизм, а также учащемуся именно в этом нежном возрасте должны быть привиты чувства любви к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре страны, созданной трудом своих соотечественников.
Таким образом, исходя из мнений и фактов, приводимых авторами можно сказать, что проблема патриотического воспитания является очень актуальной и требует внимательного рассмотрения и анализа, так как недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.
Цель исследования - на основе анализа теоретических источников разработать и апробировать программу детского патриотического клуба, включающую занятия для повышения уровня патриотизма в младшем школьном возрасте.
Объект исследования - процесс формирования патриотизма младших школьников.
Предмет исследования - деятельность патриотического клуба как средство формирования патриотизма в младшем школьном возрасте.
Задачи работы:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу;
2. Подобрать методики для определения уровня сформированности патриотизма в младшем школьном возрасте;
3. Определить актуальный уровень сформированности патриотизма у младших школьников;
4. Разработать и апробировать программу патриотического клуба, состоящую из серии занятий, направленных на формирование патриотизма в младшем школьном возрасте.
5. Определить динамику изменения уровня патриотизма младших школьников после проведения формирующего эксперимента.
Гипотеза: мы исходим из предположения о том, что процесс формирования патриотизма младших школьников будет эффективным, если деятельность детского патриотического клуба будет направлена на:
4. Повышения уровня знаний об истории и культуре Родины, об исторических событиях;
5. Развитие гордости за свою Родину, сопереживание историческим событиям.
6. Повышение активности в патриотической деятельности школы, города, страны.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили:
- труды отечественных авторов, раскрывающие специфику патриотического воспитания младших школьников (Т. М. Маслова, Р.М. Коснов, Л.С. Выготский, Г.Л. Беленький, Л. И. Божович, М. Ю. Бухариха и другие);
- исследования, посвященные проблеме возрастных особенностей младших школьников (А.Я. Варга, А.С. Спиваковская, В.В. Столин, Э. Фромм, Е.О. Смирнова, М.В. Быкова, В. Сатир);
- труды, рассматривающие специфику организации детских клубов (Е.М. Баклая, Т.Г.Поворов, М.А. Ножник, А. Быстров, Е.И. Мухина, В.В. Дроздов, Д. Поторный и др.);
Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования, станут платформой для более углубленного изучения возможностей детского патриотического клуба как средства формирования патриотической воспитанности младших школьников в рамках патриотического клуба.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе классных руководителей, воспитателей и методистов.
Методы исследования:
1. Изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
2. Анкетирование;
3. Метод проективного сочинения;
4. Обработка полученных данных;
5. Сравнение.
Экспериментальная база исследования: МАОУ лицей № 9 «Лидер», г. Красноярск. В исследовании приняли участие 30 обучающихся начальной школы в возрасте 10 - 11 лет.
Структура диссертации. Работа состоит из реферата, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертационного исследования составил 111 страниц текста, проиллюстрированного 14 рисунками и 14 таблицами.
По теме исследования имеется 2 публикации в журнале «Научный лидер».
В первой главе мы рассматривали научные основы патриотизма и патриотического воспитания младших школьников. Подчеркивается, что термин «патриотизм» характеризуется многоаспектностью и разнообразием. Диапазон толкования термина очень велик. Мы говорили, что понимание патриотизма уходит корнями в глубь веков.
Патриотическое воспитание в своих работах рассматривали такие учёные как: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Н.А. Добролюбов и другие. В данной главе раскрывается структура патриотизма. Методы формирования патриотизма мы раскрывали с помощью классификации В.А. Сластенина и Г.А. Щукиной. Также подчеркивается важность участия семьи в формировании патриотического воспитания.
Нами было уделено внимание такой форме организации детей, как патриотический клуб. Именно с помощью него, в младшем школьном возрасте, можно способствовать повышению патриотичности в поведенческом аспекте.
Во второй главе описывается проведение констатирующего эксперимента. Нами были проведены следующие методики: анкетирование «Я - патриот», рассуждение «Что значит быть патриотом?», анкетирование «Что такое Родина?».
Было установлено, что обучающиеся 3 класса находятся на среднем уровне сформированности патриотизма, однако нами было выявлено, что поведенческий компонент у обучающихся на низком уровне и необходимо проводить активную работу по его повышению.
Для формирования патриотизма у обучающихся младшего школьного возраста на этапе формирующего эксперимента была разработана программа детского патриотического клуба, состоящая из нескольких блоков. Занятия проводились 1 раз в неделю в течении года.
Анализ данных формирующего эксперимента показал положительную динамику в отношении младших школьников к патриотизму. Таким образом, мы экспериментально доказали, что проведение специально организованных занятий создает благоприятные условия для повышения патриотизма у обучающихся.
Анализ работы позволил определить ее теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость работы заключается в раскрытии различных точек зрения на понятие патриотизм, патриотическое воспитание, особенности формирования патриотизма у младших
школьников.
Практическая значимость работы заключается в подборе диагностического комплекса, составлении и апробации программы по формированию патриотизма в младшем школьном возрасте.
Материалы выпускной квалификационной работы могут быть полезны учителям средних общеобразовательных школ, педагогам дополнительного образования, а также студентам, интересующимся данной проблемой.
Патриотическое воспитание в своих работах рассматривали такие учёные как: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Н.А. Добролюбов и другие. В данной главе раскрывается структура патриотизма. Методы формирования патриотизма мы раскрывали с помощью классификации В.А. Сластенина и Г.А. Щукиной. Также подчеркивается важность участия семьи в формировании патриотического воспитания.
Нами было уделено внимание такой форме организации детей, как патриотический клуб. Именно с помощью него, в младшем школьном возрасте, можно способствовать повышению патриотичности в поведенческом аспекте.
Во второй главе описывается проведение констатирующего эксперимента. Нами были проведены следующие методики: анкетирование «Я - патриот», рассуждение «Что значит быть патриотом?», анкетирование «Что такое Родина?».
Было установлено, что обучающиеся 3 класса находятся на среднем уровне сформированности патриотизма, однако нами было выявлено, что поведенческий компонент у обучающихся на низком уровне и необходимо проводить активную работу по его повышению.
Для формирования патриотизма у обучающихся младшего школьного возраста на этапе формирующего эксперимента была разработана программа детского патриотического клуба, состоящая из нескольких блоков. Занятия проводились 1 раз в неделю в течении года.
Анализ данных формирующего эксперимента показал положительную динамику в отношении младших школьников к патриотизму. Таким образом, мы экспериментально доказали, что проведение специально организованных занятий создает благоприятные условия для повышения патриотизма у обучающихся.
Анализ работы позволил определить ее теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость работы заключается в раскрытии различных точек зрения на понятие патриотизм, патриотическое воспитание, особенности формирования патриотизма у младших
школьников.
Практическая значимость работы заключается в подборе диагностического комплекса, составлении и апробации программы по формированию патриотизма в младшем школьном возрасте.
Материалы выпускной квалификационной работы могут быть полезны учителям средних общеобразовательных школ, педагогам дополнительного образования, а также студентам, интересующимся данной проблемой.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - Патриотическое воспитание младших школьников средствами музыкального искусства (Московский Государственный Областной Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФАКУЛЬТАТИВА «ПРАЗДНИКИ, ТРАДИЦИИ И РЕМЕСЛА НАРОДОВ РОССИИ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2016 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА ЗАНЯТИЯХ ФАКУЛЬТАТИВА «ПРАЗДНИКИ, ТРАДИЦИИ
И РЕМЕСЛА НАРОДОВ РОССИИ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - Формирование патриотических чувств обучающихся
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2020 - Воспитательная работа с младшими школьниками в учреждении культуры
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Патриотическое воспитание младших школьников в условиях военно-патриотического клуба
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2015



