Реферат 3
Введение 9
Глава 1. Теоретические основы формирования патриотизма как личностного качества младших школьников 13
1.1 Сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» 13
1.2 Особенности воспитания патриотизма у младших школьников 20
1.3 Возможности клуба в патриотическом воспитании младших школьников
26
Выводы по Главе 1 33
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению патриотизма как личностного качества младших школьников 35
2.1. Методическая организация исследования 35
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 43
2.3. Организация формирующего эксперимента 48
2.4. Результаты формирующего эксперимента 57
Выводы по Главе 2 63
Заключение 64
Библиографический список 66
Приложения 72
Актуальность проблемы исследования. Проблема патриотического воспитания на сегодняшний день является очень актуальной.
Понятие «патриотизм» очень неоднозначно, ученые трактуют его совершенно по-разному, но самое распространенное определение патриотизма коротко и ясно - это любовь к своей Родине.
И.А. Агапов и М.А. Давыдова, рассматривая проблему патриотического воспитания в России, пришли к выводу, что в настоящее время патриотическому воспитанию в школе не уделяется должное внимание.
Об общей ситуации в стране и необходимости введения патриотического воспитания уже в младшем школьном возрасте пишут Строганова Л.В., Кербицкова Н.Л., Маслова Т.М., Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и другие.
В своих работах они подчеркивают, что патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Он выступает одним из важнейших элементов в формировании мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Воспитание этого важного качества необходимо начинать с раннего детства. Большая роль здесь отводится начальной школе. Дети в этом возрасте внушаемы, во всем подражают учителю, и донести до них идеи патриотизма - одна из важнейших задач.
Патриотизм - одна из черт развитой личности. Как качество личности оно проявляется в любви к своему Отечеству и народу, в готовности служить своей Родине во благо ее процветания. Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании» и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Так же о воспитании духовно-нравственной личности описано в Федеральном государственном общеобразовательном стандарте начального общего образования.
Так, к концу освоения основной образовательной программы начального общего образования, обучающийся должен обладать основными образовательными характеристиками, такими как гуманизм, толерантность и патриотизм, а также учащемуся именно в этом нежном возрасте должны быть привиты чувства любви к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре страны, созданной трудом своих соотечественников.
Таким образом, исходя из мнений и фактов, приводимых авторами можно сказать, что проблема патриотического воспитания является очень актуальной и требует внимательного рассмотрения и анализа, так как недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.
Цель исследования - на основе анализа теоретических источников разработать и апробировать программу детского патриотического клуба, включающую занятия для повышения уровня патриотизма в младшем школьном возрасте.
Объект исследования - процесс формирования патриотизма младших школьников.
Предмет исследования - деятельность патриотического клуба как средство формирования патриотизма в младшем школьном возрасте.
Задачи работы:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу;
2. Подобрать методики для определения уровня сформированности патриотизма в младшем школьном возрасте;
3. Определить актуальный уровень сформированности патриотизма у младших школьников;
4. Разработать и апробировать программу патриотического клуба, состоящую из серии занятий, направленных на формирование патриотизма в младшем школьном возрасте.
5. Определить динамику изменения уровня патриотизма младших школьников после проведения формирующего эксперимента.
Гипотеза: мы исходим из предположения о том, что процесс формирования патриотизма младших школьников будет эффективным, если деятельность детского патриотического клуба будет направлена на:
4. Повышения уровня знаний об истории и культуре Родины, об исторических событиях;
5. Развитие гордости за свою Родину, сопереживание историческим событиям.
6. Повышение активности в патриотической деятельности школы, города, страны.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили:
- труды отечественных авторов, раскрывающие специфику патриотического воспитания младших школьников (Т. М. Маслова, Р.М. Коснов, Л.С. Выготский, Г.Л. Беленький, Л. И. Божович, М. Ю. Бухариха и другие);
- исследования, посвященные проблеме возрастных особенностей младших школьников (А.Я. Варга, А.С. Спиваковская, В.В. Столин, Э. Фромм, Е.О. Смирнова, М.В. Быкова, В. Сатир);
- труды, рассматривающие специфику организации детских клубов (Е.М. Баклая, Т.Г.Поворов, М.А. Ножник, А. Быстров, Е.И. Мухина, В.В. Дроздов, Д. Поторный и др.);
Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования, станут платформой для более углубленного изучения возможностей детского патриотического клуба как средства формирования патриотической воспитанности младших школьников в рамках патриотического клуба.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе классных руководителей, воспитателей и методистов.
Методы исследования:
1. Изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
2. Анкетирование;
3. Метод проективного сочинения;
4. Обработка полученных данных;
5. Сравнение.
Экспериментальная база исследования: МАОУ лицей № 9 «Лидер», г. Красноярск. В исследовании приняли участие 30 обучающихся начальной школы в возрасте 10 - 11 лет.
Структура диссертации. Работа состоит из реферата, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертационного исследования составил 111 страниц текста, проиллюстрированного 14 рисунками и 14 таблицами.
По теме исследования имеется 2 публикации в журнале «Научный лидер».
В первой главе мы рассматривали научные основы патриотизма и патриотического воспитания младших школьников. Подчеркивается, что термин «патриотизм» характеризуется многоаспектностью и разнообразием. Диапазон толкования термина очень велик. Мы говорили, что понимание патриотизма уходит корнями в глубь веков.
Патриотическое воспитание в своих работах рассматривали такие учёные как: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Н.А. Добролюбов и другие. В данной главе раскрывается структура патриотизма. Методы формирования патриотизма мы раскрывали с помощью классификации В.А. Сластенина и Г.А. Щукиной. Также подчеркивается важность участия семьи в формировании патриотического воспитания.
Нами было уделено внимание такой форме организации детей, как патриотический клуб. Именно с помощью него, в младшем школьном возрасте, можно способствовать повышению патриотичности в поведенческом аспекте.
Во второй главе описывается проведение констатирующего эксперимента. Нами были проведены следующие методики: анкетирование «Я - патриот», рассуждение «Что значит быть патриотом?», анкетирование «Что такое Родина?».
Было установлено, что обучающиеся 3 класса находятся на среднем уровне сформированности патриотизма, однако нами было выявлено, что поведенческий компонент у обучающихся на низком уровне и необходимо проводить активную работу по его повышению.
Для формирования патриотизма у обучающихся младшего школьного возраста на этапе формирующего эксперимента была разработана программа детского патриотического клуба, состоящая из нескольких блоков. Занятия проводились 1 раз в неделю в течении года.
Анализ данных формирующего эксперимента показал положительную динамику в отношении младших школьников к патриотизму. Таким образом, мы экспериментально доказали, что проведение специально организованных занятий создает благоприятные условия для повышения патриотизма у обучающихся.
Анализ работы позволил определить ее теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость работы заключается в раскрытии различных точек зрения на понятие патриотизм, патриотическое воспитание, особенности формирования патриотизма у младших
школьников.
Практическая значимость работы заключается в подборе диагностического комплекса, составлении и апробации программы по формированию патриотизма в младшем школьном возрасте.
Материалы выпускной квалификационной работы могут быть полезны учителям средних общеобразовательных школ, педагогам дополнительного образования, а также студентам, интересующимся данной проблемой.
1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика, 2018, №4, С. 18 — 22.
2. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». - М.: Республика, 2019.
3. Белинский В. Г. Полн. собр. соч. В 13-т. / Ред. коллегия: Н. Ф. Бельчиков и др., М.: АН СССР, 2019., Т.4., 676 с.
4. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. М.: 1954, Т.4.489 с.
5. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей. М., «Просвещение», 2019. 3. Болотина Л.Р. Педагогика: учебное пособие для педагогических институтов / Л.Р. Болотина., М: Просвещение, 2019. 128 с.
6. Бондаревская Е. В. Отечественная культурно-педагогическая традиция: опыт разработки концепций воспитания / Е. В. Бондаревская., Ростов н/Д: РИПКРО, 2019.
7. Борисова Ю. Г. Становление гражданской компетентности школьников: по материалам научно-практической конференции «Седьмые Чередовские чтения» / Ю. Г. Борисова. [Электронный ресурс] - Омск: ОмГПУ, 2020. Режим доступа: www. omgpu. Ru
8. Волынчикова Е. А. Деятельностный подход в формировании патриотизма и гражданственности у младших школьников / Е. А. Волынчикова // Методический портал «Гражданином быть обязан» [Электронный ресурс], Режим доступа: http: //www. smolpedagog. ru
9. Врублевская Е. А. Быть гражданином / Е. А. Врублевская // Народное образование., 2019. № 5. С. 214 — 216.
10. Выготский Л.С. Психология подростка. М.: Педагогика, 1994. 338 с.
11. Вяземский Е. Е. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности / Е. Е. Вяземский // Преподавание истории в школе, 2020. №8.С. 4.
12. Гаязов А. С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы: Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1995. 238с.
13. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника. Под ред. Когана Е.Я., Изд. Дом «Федеров», 224 с.
14. Государственная программа «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление
Правительства Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422
15. Гуляева И. Л. Гражданином быть обязан: формирование гражданской позиции личности / И. Л. Гуляева // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / Сост. Тихомиров, С. А. Вологда: Книжное наследие, 2020. 686 с.
16. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков,
В. А. Тишков // Учебное издание. Серия «Стандарты второго поколения». М.: Просвещение, 2019. 23 с.
17. Дармодехин С. В. Воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. niisv. ru/ newsection2448
18. Долгих И. Н. Образовательный стандарт как методическое условие обеспечения качества / И. Н. Долгих // Дополнительное образование и воспитание. 2017. № 4. С. 7 — 13.
19. Ерхова М. В. Проблемы гражданского воспитания / М. В. Ерхова // Директор школы. 2020. № 5. С. 78 — 82.
20. Калинин И. Клубные парадоксы // Встреча.М., 2021. №5.С.19-
21.
21. Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях. - М., МГУК, 1997 - 41 с.
22. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально¬
культурной деятельности. - М., Издательство МГУК, 2019.136с.
23. Кисилева Т.Г., Красильникова Ю.Д. Межведомственные культурно-досуговые центры открытого типа // Социальная педагогика: Проблемы, поиски, решения: Проспект / ВНИК АПН СССР.М., 1991с.3.
24. Клуб: Культура досуга.М., Профиздат, 2020.184с.
25. Клубоведение. / Под ред. Ковшарова В.А.- М., Просвещение, 2019.
26. Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы
деятельности // Центры досуга. - М.: НИИ культуры, 2018.С.31-33.
27. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2018 г.
28. Маслова Т.М. Патриотическое воспитание младших
школьников. М.: 2017. № 4.
29. Маслова Т.М. Патриотическое воспитание младших
школьников. М.: 2017. № 4.
30. Маслова, Т.М. Патриотическое воспитание младших
школьников. Национально-региональный компонент: ежемесячный
научно-методический журнал «Начальная школа» М, 2017. № 4. с.11-12
31. Маслова, Т.М. Патриотическое воспитание младших
школьников. Национально-региональный компонент: ежемесячный
научно-методический журнал «Начальная школа» М, 2007. № 4. с.11-12.
32. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 1999-2005.
33. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учебн. зеведений: В 2 кн. Книга 1. Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. М.: Гуманид. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 574 с.
34. Родина М. С. Воспитание гражданственности через развитие эмоционально-чувственной сферы / М. С. Родина // Народное образование РМ. 2017. № 3 6. С. 126 — 135.
35. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов.М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1993.
36. Савотина Н. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития. // Воспитание школьников. 2016. № 5.
С. 17-18.
37. Следзевский И. В. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия / И. В. Следзевский // Преподавание истории и обществознания в школе. 2017. № 7.С. 9 — 15.
38. Следзевский И. В. Основные направления гражданско — патриотического воспитания детей и молодежи в российском образовательном пространстве / И. В. Следзевский // Внешкольник. 2017. №1. С. 25 — 28.
39. Следзевский, И.В. Гражданско-патриотическое воспитание
детей и молодежи: проблемы и стратегия/ И.В. Следзевсикй//
Преподавание истории и обществознания в школе. 2017. № 7. с. 9 - 15.
40. Социальная педагогика / Под ред. В.И. Загвязинского, М.П. Зайцева. Тюмень, 2019 г.
41. Социальная педагогика / Под ред. М.А. Галагузовой.М.: ВЛАДОС, 2018 г.
42. Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе. М.: Просвещение , 2017.С.27-74.
43. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1985.
44. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. Мн.: Университетское, 1988. - 241 с.
45. Тоболкина И. Н. ФГОС нового поколения: локальный опыт системно-деятельного подхода к реализации программ обучения и воспитания / И. Н. Тоболкина // Одаренный ребенок.2018. № 3. С. 48 — 59.
46. Толковый словарь русского языка в 3т. Т. 4 том/ под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Вече; Си ЭТС, 2001 г.
47. Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» // СЗ РФ. 1996. № 21.
48. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Собрание сочинений. Т.2. М.: 1998, 161 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М: Просвещение, 2017-2018. 31 с. (Стандарты второго поколения).
50. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»//СЗ РФ. 2019. № 27. Ст. 2503.