Реферат
Введение 5
Глава I. Теоретические основы морфологии растений 6
1. 1. Корень 6
1.1.1. Корневые системы 6
1.1.2. Специализация и метаморфоз корней 7
1. 2. Побег 9
1.2.1. Почка 10
1.2.2. Листорасположение 15
1. 3. Лист 15
1.3.1. Морфологическое расчленение листа 17
1.3.2. Простые и сложные листья 19
1.3.3. Форма и размер листьев 19
1. 4. Стебель 20
1.4.1. Нарастание и ветвление 20
1.4.2. Формирование системы побегов 22
1.4.3. Разделение функций побегов в системе 24
1. 5. Соцветия как особый тип побеговых систем 25
1.5.1. Общая характеристика соцветий 25
1.5.2. Положение соцветий в побеговой системе растения 26
1.5.3. Морфологические признаки соцветий 28
1.5.4. Классификация соцветий 28
1. 6. Плод 31
Глава II. Методы обучения биологии 37
2. 1. Проблема методов обучения и средств наглядности в истории
педагогики и методики обучения биологии 37
2. 2. Классификация и характеристика методов обучения по биологии41
2.2.1. Характеристика словесных методов обучения 42
2.2.2. Характеристика наглядных методов обучения 44
2.2.3. Характеристика практических методов обучения 46
Глава III. Анализ школьных учебников вариативных программ 49
3. 1. Вариативные программы школьного курса биологии 49
3. 2. Анализ текстовых компонентов учебников вариативных программ.52
3. 3. Анализ внетекстовых компонентов учебников вариативных
программ 59
Выводы 65
Литература 66
Приложения 69
Ботаника - сложная система научных дисциплин, изучающих растительный мир во всем его богатстве форм и жизненных проявлений. Морфология растений составляет первоначальную и совершенно необходимую основу для всех других ботанических дисциплин, в школьном курсе «Биология» в частности.
В процессе изучения биологии используются различные методы. Соответственно возрастным особенностям школьников (6 — 7 классы), именно с конкретностью их мышления, а также со спецификой дисциплины, оперирующей натуральными объектами, наиболее эффективными являются наглядные и практические методы обучения, которые реализуются через использование разных средств обучения.
Исходя из этого, цель исследования — определить наиболее эффективные методы изучения морфологии растений в школьном курсе «Биология».
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии в школе, включающий использование наглядных и практических методов обучения.
Предмет исследования: наглядные и практические методы обучения как средство формирования и усвоения биологических знаний.
Исходя из этого поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать специальную литературу по морфологии растений;
2. Изучить историю использования методов обучения методической литературе.
3. Проанализировать материал трех вариативных программ (2000 г.): Н.И. Сонина, И.Н. Пономаревой, В.В. Пасечника в школьном курсе «Биология» по морфологии растений;
4. Реализовать методы обучения в практической деятельности учителя.
1. Содержание школьных учебников, несмотря на малый объем, включает большое количество базовых понятий морфологии растений.
2. При изучении морфологии растений используются методы изучения, предложенные классиками методики изучения биологии.
3. Наиболее полное изучение морфологии растений возможно при использовании программ и учебников И.Н. Пономаревой и В.В. Пасечника.
4. При изучении морфологии растений в значительной степени реализуются наглядный и практический методы.
1. Ананьева Г.И. Из опыта использования оборудования кабинета биологии // Биология в школе. 1982. № 4. С. 55.
2. Бруновт Е.П., Бровкина Е.Т. Формирование приемов умственной деятельности учащихся: на материале учебного предмета биологии. М.: Педагогика, 1981. 72 с.
3. Верзилин Н.М. Перспективы исследования научных основ наглядности в процессе преподавания биологии. Сборник. Проблемы дидактических средств обучения биологии в школе. М.: Просвещение. 1970. С 17-21.
4. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика обучения биологии: учебник для студентов пед. ин-тов по биол. спец. М.: Просвещение. 1983. 383 с.
5. Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. М.: Педагогика, 1974. 224 с.
6. Голикова Т.В., Галкина Е.А., Пакулова В.М. Методика обучения биологии: учебное пособие к выполнению лабораторно-практических занятий. Красноярск, 2013. 220 с.
7. Голикова Т.В., Иванова Н.В., Пакулова В.М. Теоретические вопросы методики обучения биологии:/ учебное пособие. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск , 2013. 264 с.
8. Захаров В. Б. Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2007. 246 с.
9. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии в средней школе. М.: Просвещение, 1985. 191 с.
10. Иванова Т.В., Бровкина Е.Т, Калинова Г.С. Общая методика обучения биологии в школе. М.: Дрофа, 2010. 271 с.
11. Иванова Н.В. Термины и понятия по теории и методике обучения биологии: словарь. Красноярск , 2007. 72 с.
12. Использование средств обучения на уроках биологии: / пособие для учителя/ А.М. Розенштейн, Н.А. Пугал, И.Н. Ковалева, В.Г. Лепина. М.: Просвещение,
1989. 191 с.
13. Карцева И.Д., Шубкина Л.С. Хрестоматия по методике преподавания биологии. М.: Просвещение, 1977.288с.
14. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: учебное пособие для студ. пед. вузов. М.: Академия, 2002. 256 с.
15. Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М.: Просвещение, 1991. 160с....37