Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мотив «игры в бога» в романах «Коллекционер», «Маг» Д. Фаулза и А. Мердок «Море, море»

Работа №153690

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2015
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание



Введение 3
1. Мотив в современном литературоведении 14
2. «Активная» роль мотива игры в бога на уровне построения системы образов 29
2.1. Реализация мотива игры в бога в романе Джона Фаулза «Коллекционер» 29
2.2. Реализация мотива игры в бога в романе Айрис Мердок «Море, море» 33
3. «Пассивная» роль мотива игры в бога на уровне построения системы образов 42
3.1. Реализация мотива игры в бога в романе Джона Фаулза «Маг» 42
3.2. Реализация мотива игры в бога в повести Джона Фаулза «Башня из черного
дерева» 50
4. Классификация вариантов реализации мотива игры в бога 55
Заключение 61
Список литературы 66

Изначально роман Джона Фаулза (1926 — 2005) «Маг» (The
Magus, 1965, 1977) был назван автором «Игра в бога». Название затем было изменено, но идея героя, который выступает в качестве демиурга, режиссера и заставляет окружающих людей вести себя так, как ему необходимо, осталась. Она выражается в образе главного героя и в сюжетообразовании романа «Коллекционер» (The Collector, 1963), повести «Башня из черного дерева» (The Ebony Tower, 1974), и в творчестве Айрис Мердок (1919 — 1999) на примере романа «Море, море» (The Sea, the Sea,1978).
В настоящей работе мы совершили попытку рассмотреть специфические черты моделирования художественной действительности, которые выражаются посредством разных вариантов мотива игры в бога в повести «Башня из черного дерева», романах «Коллекционер» и «Маг» Джона Фаулза и в романе «Море, море» Айрис Мердок.
Выбор материала обусловлен наличием метафоры игры в бога в первоначальном заглавии романа «Маг», которая присутствует в виде мотива в других произведениях Джона Фаулза. Герой, персонифицирующий эту метафору, чаще всего ассоциируется с образом Просперо, персонажем пьесы Шекспира «Буря». Именно эта параллель возникает в романе «Море, море» Айрис Мердок. Более того, герой романа превращает театр в традиционном понимании в «театр жизни» , представляя себя режиссером человеческих судеб.
Американский критик Б.Н. Олшен писал, что для творчества Фаулза особенно характерны два ярко выраженных свойства — это стилевое и жанровое своеобразие, а также повторение определенных тем и концепций. Так, мы видим, что мотив игры в бога у Фаулза «зарождается» в первом романе «Коллекционер» [45; 36].
Феномен «текст о тексте» характеризует метатекст, где в центр 3
ставится повествование, способное заставить читателя осознать значение и природу самого процесса создания текста [20; 48]. Моделирование
реальности тоже можно рассматривать как своего рода создание определенного текста — в философии постмодернизма текст воспринимается как крайне широкое понятие.
Образ героя, играющего в бога, имеет ряд устойчивых характеристик (например, герой — творческая личность: в «Башне из черного дерева» это вариант творца-художника, в «Море, море» — творца-режиссера).
Джон Фаулз родился в 1926 году в городке Ли-он-Си в семье священника. Довольно поздно, в 1950 году, закончил Оксфордский университет (по специальности романо-германской филологии) — из-за того, что его юность совпала со Второй мировой войной. Читал курс кельтского эпоса в одном из университетов Франции, год преподавал английский язык в Греции, на острове Спетсаи.
В 1953-м вернулся в Англию, поселился в провинциальном городе Лайм Регис, посвещая все свое время творчеству, сельскому хозяйству и уединению с природой. Всю свою жизнь он сторонился общественной жизни, предпочитая жизнь уединенную, располагающую к размышлениям.
Писать Фаулз начал на последнем курсе университета — к этому периоду относятся первые наброски романа «Маг». Но первое опубликованное произведение писателя — роман «Коллекционер», который сразу же стал бестселлером.
Своей оригинальностью — композиционной, сюжетной, стилистической — книга поразила даже самых искушенных критиков: детективная история о похищении внезапно разбогатевшим клерком Клеггом студентки художественного училища Миранды — названной по аналогии с героиней шекспировской «Бури», воспринимается как жуткая романтическая повесть.
У Шекспира торжествует добро — Калибан посрамлен, современной же Миранде автор не оставляет никаких шансов на спасение — она гибнет,
уступая свое место новой жертве современного Калибана.
Следующее произведение писателя — «Аристос» — посвящено проблемам искусства и философии. С его точки зрения, только искусство
• самая совершенная человеческая деятельность — способна помочь герою его книг обрести истину — личную и социальную.
«Маг» — самое объемное произведение английского романиста — появился на свет только через семь лет после публикации «Коллекционера», что говорит о напряженной работе Фаулза над своим романом.
Главный герой Николас Эрфе — типичный персонаж писателя (творческая личность, англичанин, получивший неплохое образование, не спешит ограничивать себя узами брака, подсознательно чувствует узкие рамки социального кода и стремится к свободе, легко впадает в самообман)
• попадает под влияние таинственного «мага» Мориса Кончиса, личности творческой и яркой.
По замыслу автора, Кончис должен был продемонстрировать ряд масок, представляющих людские понятия о боге: ряд человеческих иллюзий о том, чего фактически нет — абсолютного знания и абсолютной власти. Фаулз, считая себя гуманистом, верит в то, что разрушать подобные иллюзии — гуманистическая цель: люди чаще верят в своих воображаемых богов, поскольку боятся столкнуться с жестокой реальностью.
Почти десять лет Фаулз потратил на написание романа «Женщина французского лейтенанта». Это роман-эксперимент — автор постоянно откровенно вмешивается в текст, обнаруживает свое присутствие.
Например, читателю предлагаются несколько возможных концов произведения (в духе постмодернизма, хотя герои романа живут во второй половине XIX века), с ним ведется беседа на страницах романа, обнажается механизм повествования.
«Женщина французского лейтенанта» — попытка средствами искусства напомнить современному читателю психологию людей того времени и, посмотрев с позиции дня сегодняшнего на викторианские запреты, обнаружить, что минувший век уже вынашивал и культ насилия, и нравственную вседозволенность, и разгул массового искусства. На примере типичной любовной истории автор ставит вопрос о путях обретения личностью истины.
В этом же году переиздается «Маг». Со слов Фаулза, его не удовлетворяла техническая сторона ранней прозы — «Мысленно я постоянно возвращаюсь к написанному, пытаюсь определить, насколько я был прав в оценке людей и событий» [16].
Результатом возвращения к уже написанному стало стремление заново переиграть собственные сюжеты, что и отразилось в повести «Башня из черного дерева», которая становится вариацией на темы «Мага»: «Я хотел демистифицировать образ мага из моего раннего романа. Мне кажется, что этот персонаж излишне таинственен». «Башня из черного дерева» — реалистическая версия «Мага».
В повести мастерски переплетены два плана. Первый — реальный, социально бытовой: «Башня» воспринимается как рассказ о приключении Дэвида Уильямса. Второй — философский, который в свою очередь тоже имеет два плана значения — эстетический (об отношении искусства к жизни) и этический (о поисках человеком нравственной основы своего существования).
У Фаулза искусство — мерило, которое позволяет оценить судьбу личности, социальную и нравственную полноценность....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования вариантов реализации мотива игры в бога в избранных художественных произведениях мы приходим к следующим выводам.
Фаулз и Мердок, отрицая причастность к постмодернизму, все же используют постмодернистский инструментарий — самоустранение автора, игровой принцип, интертекстуальность и интермедиальность.
Метафора «игра в бога», возникающая в первом названии романа «Маг», отображает тему произведения и присутствует не только в конкретном тексте, но и в других — в романе «Коллекционер» и повести «Башня из черного дерева» Джона Фаулза, в романе «Море, море» Айрис Мердок.
Герой, персонифицирующий эту метафору, чаще всего ассоциируется с образом Просперо, персонажем пьесы Шекспира «Буря». В романе «Море, море» Айрис Мердок театр занимает центральное место — герой романа превращает театр в традиционном понимании в «театр жизни», представляя себя режиссером человеческих судеб.
Метафора становится мотивом — обладает устойчивым формально­содержательным компонентом, сформировавшимся вокруг ключевого образа игры в бога, характеризуется пространственно-временной повторяемостью, накапливает так называемое надконтекстуальное значение.
Авторы используют мотив для организации художественного мира произведений и для выражения философских идей. Так, Фаулз показывает опасность абсолютной власти, которую усугубляет невежество («Коллекционер»), последствия пребывания в нравственном сне, замещения настоящего мнимым, смешения реальности и иллюзии, побега от действительности («Маг», «Башня из черного дерева», «Море, море»).
Реализацию мотива в образе героя, играющего в бога, представляется
возможным рассматривать с точки зрения:
• театральности — герой-режиссер;
• живописи — герой-демиург, творец, художник;
• мистификации — герой-маг, волшебник.
В «Коллекционере» идеи, которые преследует Клегг именно как бог, как режиссер, определяют основную тему и сюжет всего романа. Поимка жертвы позволяет Клеггу примерить на себя маску античного божества, способного на жестокость. Репрезентация власти героем сближает сущность героя, играющего в бога, с безумием, что отвечает концепциям постмодернизма — неограниченная власть порождает безумие, приводящее к трагическим последствиям.
Клегг не осознает опасность своей игры для себя и для окружающих, он не меняет свое поведение, не выходит из этого «мрака», он слеп. Автор в конце романа дает читателям намек о том, что судьбу Миранды повторят другие девушки — что говорит о загубленной душе коллекционера, не имеющей шансов на спасение.
Кончис представлен в другом варианте бога — если Клегг олицетворяет собой зло, а его спектакль неминуемо влечет за собой смерть главного актера, то в «Маге» бог — волшебник, обманщик, искуситель и, одновременно с этим, спаситель, помогающий Николасу в новом свете увидеть и понять реальность.
Маг создает для своих гостей типичные экзистенциальные ситуации, используя для этого театрализованные представления с галлюцинациями, черпая сюжетную основу для них в греческой мифологии.
Слово «волхв/маг» можно понимать не только как мистическую фигуру человека, играющего в бога, но и как намек на использование постмодернистского принципа игры.
Композиционная структура «Мага» имеет доминантную аллюзию в качестве заглавия.
Центральным для романа становится вопрос нравственного выбора Николаса. Конец спектакля открывает для Николаса жестокую правду — в отличие от игры, реальность требует интеллектуальной и духовной зрелости, а его ориентиры сбиты. Через мотив игры в бога автор достигает главной цели своего романа — освобождение от ложных понятий об абсолютном знании и абсолютном могуществе.
В повести «Башня из черного дерева» Котминэ и его обитатели воплощают творческую свободу и полноту жизни. Дэвид после спектакля Брэсли познает, кем мог бы стать, и теперь будет жить с горечью утраты своего возможного и более полного "я", спектакль помогает ему осознать свой потенциал.
Дэвид на протяжении всей повести «пробивается» к самому себе, к своей подлинной личности, через испытания, которые делает для него Брэсли. По сравнению с «Магом», в «Башне из черного дерева» меньше таинственности и мистификации.
В повести функция исследуемого мотива — отделить действительность от условностей и выдуманного мира, помочь главному герою познать истинного себя, а также показать истинное назначение искусства, подвергнуть критике абстракционизм и выявить все притворство, которым он полон.
У Мердок мотив игры в бога имеет театральную специфику. В романе «Море, море» повествование ведется от первого лица в форме дневниковых записей, читатель видит мир глазами автора, Чарльза Эрроуби, театрального режиссера и актера, для которого весь мир — театр, а театр — целый мир. Он привык быть главным — отсюда его эгоцентризм, контролировать работу актеров — отсюда его стремление управлять судьбами других людей.
Хартли стала для него актрисой, играющей роль его первой любви. Эрроуби на первый план ставит свои собственные чувства и желания, порой сиюминутные, которые и сам не осознает до конца. Однако иногда он все таки задумывается о том, что он делает — и до его сознания доходит то, что все это сиюминутный спектакль, не имеющий никакого развития и продолжения....


1. Мердок А. Море, море. — М.: Эксмо, 2008.
2. Фаулз, Дж. Башня из черного дерева. — М.: АСТ, 2008.
3. Фаулз, Дж. Волхв. — М.: Эксмо, 2008.
4. Фаулз, Дж. Коллекционер. — СПб.: Симпозиум, 2002.
5. Акулич Л. Д. О функционировании символа в художественном тексте (На материале романа А. Мердок «Море, море») // Проблемы автоматического и экспериментально-фонетического анализа текстов. — Минск, 1986.
6. Английская литература ХХ века: Практикум: учебное пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т. — Красноярск, 2006.
7. Аникин Г. В., Михальская Н.П. История английской литературы. — М.: Высшая школа, 1985.
8. Бак Д. П. А. Мердок. Против бесстрастия. // Общественные науки и современность. 1991, №5.
9. Барт Ролан. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. — М., 1987.
10. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож. лит., 1975.
11. Берковский Н.Я. Литература и театр. — М.: Искусство, 1969.
12. Бушманова Н. Дерево и чайки в открытом окне. Беседа с Джоном Фаулзом // Вопросы литературы. 1994, №1.
13. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. — М., 1989.
14. Воловец С. Джон Фаулз: И умом и сердцем я за разоружение // Литературная газета. 1983, №48.
15. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века. — М., 1993....70


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ